Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 18:21, курсовая работа
Исходя из выявленной актуальности тематики, целью написания курсовой работы является раскрытие понятия бюджетирования на предприятии и рассмотрения его методов на практике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить и дать характеристику процесса бюджетирования;
- раскрыть основные функции, цели и задачи процесса бюджетирования;
- систематизировать виды и формы бюджетов на предприятии;
- дать характеристику видам и формам бюджета на предприятии;
- рассмотреть основные методы бюджетирования;
- рассмотреть систему бюджетирование на предприятии ОАО «Каустик»
- проанализировать бюджеты предприятия ОАО «Каустик» за 2008-2009 года.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………………………… 3
1.СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ……………………………............................................................. 5
1.1. Содержание и функции бюджетирования ……………………………………………………………... 5
1.2. Цели и задачи бюджетирования ………………………………………………………………………... 7
2. Классификация в системе бюджетирования……………………………………………………………… 10
2.1. Виды и формы бюджетов: их особенности……………………………………………………………... 10
2.2. Результаты бюджетирования и методы их достижения………………………………………………... 16
3. АНАЛИЗ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ОАО «Каустик»……………....................................................... 19
3.1. Структура бюджетирования ОАО «Каустик»…………………………………………………………. 19
3.2. Анализ бюджета доходов и бюджета расходов ОАО «Каустик» за 2008-2009 года……………….. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………….. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………. 29
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………………………………….. 31
к у р с о в а я р а б о т а
на тему:
«Бюджетирование на предприятии: содержание, цели и задачи, виды, формы, методы, результаты »
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………
1.СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ……………………………...................
1.1. Содержание и функции бюджетирования ……………………………………………………………... 5
1.2. Цели и задачи бюджетирования ………………………………………………………………………...
2. Классификация в системе бюджетирования…………………………………………
2.1. Виды и формы бюджетов: их особенности…………………………………………………
2.2. Результаты бюджетирования и методы их достижения………………………………………………..
3. АНАЛИЗ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ОАО «Каустик»……………................
3.1. Структура бюджетирования ОАО «Каустик»………………………………………………………
3.2. Анализ бюджета доходов и бюджета расходов ОАО «Каустик» за 2008-2009 года……………….. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………………………………….. 31
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность выбранной тематики обусловлена наличием в каждой организации Российской Федерации и всего мира системы бюджетирования, в связи с тем, что этот процесс неотделим от процесса управления на предприятии. Каждый руководитель той или иной организации должен иметь представление о доходах и расходах фирмы, возможностях её развития, целесообразности вложений и расходов. Кроме того, в настоящее время стремление работать с максимальной экономической отдачей, т.е. получением максимальной прибыли, заставляет многие предприятия реформировать не только свою внутреннюю структуру, но и методы управления их бизнесом, одним из которых является как раз бюджетирование. Необходимо более подробно изучить сам процесс бюджетирования, выделить его основную цель и задачи, а также основные методы, применяемые организациями на практике.
Теоретические аспекты исследуемой темы освещены в работах следующих экспертов: М.А. Вахрушина, В.Е. Хруцкий, И.В. Зенкина, М.В. Чараева, А.Н. Гаврилова, В.В. Ковалёв, А. Ашканидзе, Д.П. Бирилин, В.В. Бурцев, А.Дрокин, А. Касаткин, О. Лаврушин, Д. Окладников, Е. Письменская. В.Е. Рабизов, А.Федосеев, В. Чаусов.
Исходя из выявленной актуальности тематики, целью написания курсовой работы является раскрытие понятия бюджетирования на предприятии и рассмотрения его методов на практике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить и дать характеристику процесса бюджетирования;
- раскрыть основные функции, цели и задачи процесса бюджетирования;
- систематизировать виды и формы бюджетов на предприятии;
- дать характеристику видам и формам бюджета на предприятии;
- рассмотреть основные методы бюджетирования;
- рассмотреть систему бюджетирование на предприятии ОАО «Каустик»
- проанализировать бюджеты предприятия ОАО «Каустик» за 2008-2009 года.
Объектом курсовой работы выбрана система бюджетирования на предприятии ОАО «Каустик».
Предметом курсовой работы является процесс бюджетирования на предприятии.
В качестве информационной базы для проведение исследования(написания курсовой работы) я использовала:
нормативно-законодательную базу,
учебники и учебные пособия о бюджетировании на предприятии и финансовом менеджменте,
статистические данные по бюджетированию на предприятии ОАО «Каустик»
актуальную периодическую литературу(журналы «Финансовый менеджмент», «Bizkiev», «Аналитический банковский журнал», «Управление финансовыми рисками», «Управленческий учёт и финансы», «Активные технологии»)
При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования: наблюдение, сравнение, системный анализ, экономический анализ и метод экспертных оценок.
Избранная тема исследования имеет большую практическую значимость, поскольку позволяет понять основные задачи системы бюджетирования, определить, какой вид или форма бюджета в каких случая необходима, в чём основное отличие между этими видами, решить, какой из методов бюджетирования следует выбрать конкретной организации, обозначить, какие результаты может получить организация в связи с выбором того или иного метода бюджетирования, иметь представление о бюджетировании в конкретной организации, т.е. рассмотреть систему бюджетирования на конкретном примере.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ.
1.1.СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ
Бюджетирование – система краткосрочного планирования, учёта и контроля ресурсов и результатов деятельности коммерческой организации по центрам ответственности и/или сегментам бизнеса, позволяющая анализировать прогнозируемые и полученные экономические показатели в целях управления бизнес-процессами. [7, с. 226]
Кроме этого, существует много определений процесса бюджетирования. Приведём ещё одно:
Бюджетирование — это процесс согласованного планирования и управления деятельностью организации с помощью показателей, которые позволяют определить вклад каждого подразделения и каждого менеджера в достижение целей. [2, с. 120]
В отличие от планирования, бюджетирование является более узким понятием. Оно отражает рутинный аспект планирования деятельности фирмы и реализуется в повторяющемся режиме с заданной регулярностью.
Бюджетирование в широком смысле слова представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов планирования, контроля и анализа деятельности как всего предприятия в целом, так и его отдельных подразделений. Основным объектом бюджетирования является бизнес. Не предприятие или фирма, а именно бизнес как вид или сфера хозяйственной деятельности. В качестве объекта финансового планирования могут выступать производство и сбыт продуктов одного или нескольких видов, обособленные территориально, технологически или по сегментам рынка. В одной компании одновременно может существовать несколько видов бизнеса, переплетающихся и взаимосвязанных друг с другом технологически, организационно, финансово. Бюджетирование позволяет управлять финансами как отдельного бизнеса, так и предприятия в целом, определяя набор видов бизнеса, сроки и направления реструктуризации и т. п.
В основе бюджетирования лежит несколько принципов. Подробнее информация о них представлена в таблице 1.
Проанализировав принципы бюджетирования можно отметить, что все они связаны между собой, и дают наиболее полное представление о системе бюджетирования на предприятии. Реализация вышеуказанных принципов позволяет эффективно организовать процесс бюджетирования на предприятии, является непременным условием обеспечения сбалансированности показателей бизнес-плана.
Таблица 1 – Принципы бюджетирования
Принцип бюджетирования | Характеристика принципов бюджетирования |
Принцип целесогласования | Предполагает, что процесс бюджетирования будет начинаться «снизу вверх», поскольку нижестоящие руководители лучше владеют ситуацией на местах и со своей стороны обеспечат реализуемость бюджетных индикаторов. Далее путем согласования бюджетов между выше- и нижестоящими руководителями обеспечивается адекватность установленным целям конкретных планов предприятия. Процесс меняет направление и реализуется в направлении «сверху вниз».
|
Принцип приоритетности | Означает, что в бюджете формируется магистральное направление, на котором концентрируются ресурсы; при этом расходы на другие направления сокращаются.
|
Принцип причинности | Каждое структурное подразделение может планировать и отвечает только за те показатели, на которые оно оказывает влияние.
|
Принцип ответственности | Предусматривает передачу каждому подразделению ответственности за исполнение его части бюджета вместе с полномочиями осуществления корректирующего воздействия на развитие ситуации при возникновении необходимости. |
Принцип постоянства целей | Предполагает, что установленные в бюджете (смете) базовые величины не должны принципиально изменяться в течение контрольного периода времени.
|
В соответствии с основными принципами бюджетирование выполняет ряд функций, которые определяют назначение системы бюджетирования. В условиях рынка именно бюджетирование становится основой планирования - важнейшей функции управления. Вся система внутрифирменного планирования должна строиться на основе бюджетирования. Если само по себе планирование бизнеса необходимо для того, чтобы четко представлять, где, когда, что и для кого предприятие или фирма будет производить и продавать продукцию или оказывать услуги, чтобы понимать, какие ресурсы и в каком объеме для этого понадобятся, то бюджетирование как основа планирования - это максимально точное выражение всех планируемых показателей и ресурсов в финансовых терминах. Наиболее важные функции и их характеристика представлены в таблице 2.
Проанализировав функции бюджетирования, можно заметить, что все они направлены на достижение определённых целей предприятия. В то же время в зависимости от этих целей определяются и цели самого бюджетирования на предприятии, а также задачи, которые необходимо выполнить для достижения этих целей.
Таблица 2 – Функции бюджетирования
Наименование функции | Характеристика функции |
Планирование | Бюджет — это инструмент текущего планирования. Он указывает пути использования имеющихся ресурсов с учетом рыночных возможностей. В процессе разработки бюджетов необходимо предусматривать возможные проблемы и пути их решения. |
Координация направлений деятельности | Бюджетирование способствует поддержанию и усилению координации между подразделениями. Координация между подразделениями организации — это важный элемент компании, в которой руководители подразделений самостоятельно принимают решения. |
Стимулирование руководителей всех уровней | Бюджет — средство мотивации. Бюджеты содержат в себе цели и ориентиры деятельности организации и ее отдельных частей, играют большую мотивационную роль, стимулируя сотрудников и руководителей к достижению поставленных целей. Мотивационный эффект имеет и обратную сторону. Если руководство использует систему бюджетирования в качестве средства принуждения сотрудников, преследуя тех, кто не выполняет плановые задания, это может создать в коллективе нервозную атмосферу, которая не способствует продуктивной деятельности и достижению целей организации. |
Контроль текущей деятельности | Бюджет — средство контроля и оценки результатов деятельности. Финансовый контроль и оценка результативности деятельности организации основываются на сравнении фактически достигнутых и плановых показателей. Бюджет позволяет производить контроль воздействия множества факторов, которые оказывают влияние на конечный результат. Постоянный текущий мониторинг выполнения бюджетов позволяет оперативно реагировать на изменение ситуации и принимать меры для ее реализации. |
Оценка выполнения плана центрами ответственности и действий их руководителей | Бюджеты дают критерии оценки работы менеджеров. Составляющие бюджета определяют сферу ответственности менеджеров. Степень выполнения бюджета — это основа для оценки деятельности самого менеджера, а также системы материального стимулирования сотрудников подразделения. Почти все организации, внедрившие систему бюджетов, используют ее для оценки работы руководителей подразделений. |
Тренинг (обучение, повышение квалификации) менеджеров предприятия | Бюджетирование — это средство обучения менеджеров. Разработка и согласование бюджетов способствуют изучению руководителями особенностей деятельности собственных подразделений, осознанию связи своих показателей с работой других центров ответственности. |