Анализ и управление себестоимостью производства продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:15, дипломная работа

Краткое описание

Исходя из актуальности, целью написания выпускной квалификационной работы является анализ себестоимости продукции (работ, услуг) на производственных предприятиях и разработка рекомендаций по ее снижению .
Для достижения указанной цели в работе ставились и решались следующие задачи:
- изложить теоретические аспекты по теме исследования;
- дать организационно–экономическую характеристику деятельности хозяйствующего субъекта;
- выполнить анализ себестоимости продукции (работ, услуг) на производственном предприятии;
- предложить мероприятия, направленные на выявление резервов снижения себестоимости продукции (работ, услуг).

Файлы: 1 файл

Диплом Сарибегова.doc

— 176.38 Кб (Скачать)

 

По данным таблицы 14 видно, как распределяются постоянные расходы по каждой марке  бетона по удельному весу маржинального  дохода в совокупной выручке. Наибольший удельный вес приходится на марки  М-350ГТ и М-300ГТ.

Рассчитаем  затраты организации при покупки продукции на стороне для каждой марки бетона (таблица 15).

                                                                                                            Таблица 15

Расчет затрат организации при покупке продукции на стороне

Марка бетона

Объем продаж, м3

Цена покупки готового бетона, руб.

Затраты всего, руб.

Бетон

М-350ГТ

1196

4095

4 897 620

Бетон

М-200Г

2163

2789

6 032 607

Бетон

М-250

1341

2630

3 526 830

Бетон

М-150Г

1452

3080

4 472 160

Бетон

М-300ГТ

1153

4112

4 741 136

Итого:

7305

-

23 670 353


 

По данным таблицы 15 видно, что при объеме продаж в 1196 м3бетона М-350ГТ затраты составят 4 897 620 руб., бетон марки М-200Г при объеме 2163 м3затраты составят 6 023 607 руб., бетон марки М-250 при объеме1341 м3затраты составят 3 526 830 руб., бетон маркиМ-150Г при объеме 1452 м3затраты составят 4 472 160 руб., бетон марки М-300ГТ при объеме 1153 м3 затраты составят 4 741 136 руб.

Рассчитаем  затраты при производстве продукции ОАО  «КЗ ЖБИ» с теми же объемами продаж и найдем сколько затрат приходится на каждую марку бетона с учетом постоянных расходов и переменных расходов на единицу продукции в таблице 16.

По данным таблицы 16 видно, что при объеме продаж  в 1196 м3 бетона М-350ГТ затраты составят 4 659 240 руб., бетон марки М-200Г при объеме 2163 м3 затраты составят 5 384 377 руб., бетон марки М-250 при объеме1341 м3затраты составят 3 330 389 руб., бетон маркиМ-150Г при объеме 1452 м3затраты составят 4 182 520 руб., бетон марки М-300ГТпри объеме 1153 м3затраты составят 4 511 595 руб.

Таблица 16

Расчет затрат при производстве продукции

Марка бетона

Объем продаж, м3

Постоянные расходы, руб.

Переменные расходы на единицу, руб.

Затраты-всего, руб.

Бетон

М-350ГТ

1196

820

3895

4 659240

Бетон

М-200Г

2163

670

2489

5 384 377

Бетон

М-250

1341

686

2483

3 330 389

Бетон

М-150Г

1452

760

2880

4 182 520

Бетон

М-300ГТ

1153

1059

3912

4 511 595

Итого:

7305

3995

-

22 068 121


 

Таблица 17

Сопоставление двух управленческих решений- «производить»  или «покупать»

Марка бетона

Затраты при  покупке бетона, руб.

Затраты при собственном производстве бетона, руб.

Отклонение, руб.

Бетон

М-350ГТ

4 897 620

4 659 240

-238 380

Бетон

М-200Г

6 032 607

5 384 377

-648 230

Бетон

М-250

3 526 830

3 330 389

-196 441

Бетон

М-150Г

4 472 160

4 182 520

-289 640

Бетон

М-300ГТ

4 741 136

4 511 595

-229 541


  Итак, рассчитав данные предоставленные в таблицах 15 и 16 сопоставим два управленческих решений - «производить» или «покупать», для этого найдем отклонения затрат при покупке бетона и собственном производстве по одним и тем же  маркам бетона с одинаковым объемами продаж (таблица 17).

По данным таблицы 17видно, что затраты при покупке бетона марки М-350ГТ  отклонение составило 238 380 руб., по бетону марки М-200Г отклонение составило 648 230 руб., по бетону марки М-250 отклонение составило 196 441 руб., по бетону М-150Г отклонение составило 289 640 руб., по бетону марки М-300ГТ отклонение составило 229 541 руб.

Это говорит  о том, что если бы ОАО  «КЗ ЖБИ» закупил товарный бетон такого же объема на стороне, то получил бы убытки.

             Рассчитаем объема продаж, при  котором стоимость производства  и закупки на стороне совпадают (таблица 18).Это можно решить при следующих расчетах. Стоимость приобретенного бетона выразим следующим образом:

                                       (5.)

где

Ц- цена приобретения1м3 товарного бетона (руб.);

Х- необходимое  количество бетона (м3).

Себестоимость бетона включает в себя постоянные и переменные затраты. Определим, при  какой потребности в бетоне стоимость  приобретения и производства совпадет. Для этого формулу (5.) приведем к  виду:   

                                  (6.)

Как видно  из таблицы 18, объем продукции при  котором совпадают затраты бетон  М–350ГТ - 4100 м3, бетон М-200Г – 2233 м3, бетон М-250 – 4667 м3, бетон М-150Г – 3800 м3, бетон М-300ГТ – 5295м3.

По результатам  проведенного исследования было выявлено, что продукция ОАО  «КЗ ЖБИ» является достаточно затратоемкой, что во многом обусловило получение  убытка по нескольким маркам бетона.

 

 

                                                                                                          Таблица 18

Расчет объема продаж, при котором стоимость  производства и закупки на стороне  совпадают

Марка бетона

Постоянные расходы, руб.

Переменные расходы, руб.

Цена покупки товарного бетона на стороне , руб.

Объем продукции, при котором совпадают  затраты, м3

 

Бетон М-350ГТ

820

3895

4095

4100

Бетон М-200Г

670

2489

2789

2233

Бетон М-250

686

2483

2630

4667

Бетон  М-150Г

760

2880

3080

3800

Бетон  М-300ГТ

1059

3912

4112

5295

Итого:

3995

-

-

20095


 

При рассмотрении альтернативного варианта для организации: собственное производство товарного  бетона или закупка продукция  со стороны, можно сделать вывод, что данному хозяйствующему субъекту выгодно собственное производство продукции до объема, при котором затраты совпадают, а все, что превышает указанный объем более выгодно закупать на стороне с последующей перепродажей.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании  проведенного исследования в данной дипломной работе можно сделать  следующие выводы.

Себестоимость является одним из важных показателей  хозяйственной деятельности организации. Она является одним из основных факторов формирования прибыли, а значит, от нее зависит финансовая устойчивость организации и уровень его конкурентоспособности.

Анализ  себестоимости по статьям затрат дает возможность установить динамику отдельных статей и ее влияние  на себестоимость продукции. Результат  анализа позволяет видеть, под  влиянием каких статей расходов сформировался  тот или иной уровень себестоимости, в каких направлениях необходимо вести борьбу за снижение себестоимости.

В ОАО «КЗ ЖБИ» выручка от продажи продукции в 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличилась в 32 раза, а в 2012 г. по сравнению с 2010 г. увеличилась в 35,6 раз, это произошло за счет увеличения объема производства, так как организация сформировалась значительно не давно и адаптация к конкурентному рынку шла не значительно быстро. С каждым годом выручка увеличивается, и темпы роста увеличиваются, значительный рост  наблюдается в 2012 г. Так же произошло увеличение в 2012 г. по сравнению с 2010 г.  себестоимости реализованной продукции в 35 раз, а по сравнению с 2011 г. в 30 раз,  что так же связано с ростом объема продукции. Это было вызвано увеличением затрат на обслуживание производства.

В 2010 г. по сравнению с 2012 г. стоимость оборотных средств увеличилась в 2 раза, а в 2011 г.по сравнению с 2012 г. в 2,5 раз, в связи с увеличением по статье запасы. Вследствие этого возросла оборачиваемость оборотных средств в 2010 году в 18 раз, в 2011 году в 12 раз.

Рентабельность  основной деятельности в 2012 г. по сравнению с 2010 г. выросла на 0,84 п.п., а по сравнению с 2011 г. на 5,11 п.п., также видим рост рентабельности продаж на 0,63 п.п. в 2012 г. и 4,03 п.п. в 2011 г.Это способствует повышению финансовой устойчивости организации.

Дебиторская задолженность в 2012 г. по сравнению с 2010 г. уменьшилась на 8 п.п., а по сравнению с 2011 г. увеличилась на 47 п.п. Это связано с тем, что в этот период была нестабильная  экономическая ситуация,  вследствие чего были задержки платежей. При росте дебиторская задолженности возрастает и кредиторская задолженность. В 2012 г. и в 2011 г. по сравнению с 2012г. вырастает кредиторская задолженность в 2010 году 25 п.п., а в 2011 году 42 п.п. за счет увеличения задолженности перед поставщиками.

Рассмотрев  экономические показатели организации, видно, что резкий скачок всех показателей  в ОАО  «КЗ ЖБИ» в 2012 г. по сравнению с 2011-2010гг. В 2011 г. произошла реорганизация и некоторый период времени производство в ОАО  «КЗ ЖБИ» было «заморожено», так как подбирался новый квалифицированный кадровый состав, модернизировалось имеющее оборудование. После небольшого застоя производство начало функционировать и набирать обороты. По данным организации  за 2012 г.  все показатели выросли, что говорит о налаженном производстве и правильно поставленной работы.

Данная  организация  осваивает новые  рынки и новое производство в  связи, с чем  происходит увеличение выручки основной деятельности, прибыли, себестоимости, оборачиваемости, и  росту рентабельности. Анализируемое  производство,  является материалоемким, поэтому затраты сырья и основных материалов занимают наибольший удельный вес в общей сумме затрат. И хотя в современных условиях развития, когда в производстве все больше доминирует  автоматизация технологических процессов и растет удельный вес амортизации высокотехнического оборудования и зарплаты высококвалифицированных кадров, материальные затраты, по-прежнему занимают  наибольшую долю в структуре затрат.

В 2012 г. на 1 руб. выручки затратоемкость продукции в целом составляет 86,1 коп., наибольшая  доля затратоемкости приходится на бетон марки М-300ГТ и составляет 1,013 руб. и на марку М-350ГТ доля затратоемкости 1,001руб.

Так же, ОАО  «КЗ ЖБИ» для успешной деятельности организации, повышения уровня рентабельности, сохранения и приумножения ее активов необходим отлаженный механизм управления, важнейшим элементом которого выступает повседневный внутрихозяйственный (внутренний) контроль.

По основным счетам бухгалтерского учета затрагиваемых в данном производстве можно усовершенствовать  внутрихозяйственный контроль по счету 20. Управленческий учет производственной деятельности по счету 20  представляет собой набор форм-отчетов по составу  затрат по каждому виду деятельности, производству с расчетом внутренней рентабельности. Было предложено внедрить карточку учета затрат.

Таким образом, можно отследить  все затраты на производство продукции  для определенного заказанного  объема товарного бетона, что значительно  упросит учет в организации.

Так же для эффективно учета и  контроля исполнения поставщиками своих  обязательств, предполагает использование  компьютерных программ, например базы данных Access.

Для ОАО  «КЗ ЖБИ» был рассмотрен альтернативный вариант: собственное производство товарного бетона или закупка продукция со стороны, можно сделать вывод, что данному хозяйствующему субъекту выгодно собственное производство продукции до объема, при котором затраты совпадают, а все, что превышает указанный объем более выгодно закупать на стороне с последующей перепродажей.

Информация о работе Анализ и управление себестоимостью производства продукции