Анализ и управление себестоимостью производства продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:15, дипломная работа

Краткое описание

Исходя из актуальности, целью написания выпускной квалификационной работы является анализ себестоимости продукции (работ, услуг) на производственных предприятиях и разработка рекомендаций по ее снижению .
Для достижения указанной цели в работе ставились и решались следующие задачи:
- изложить теоретические аспекты по теме исследования;
- дать организационно–экономическую характеристику деятельности хозяйствующего субъекта;
- выполнить анализ себестоимости продукции (работ, услуг) на производственном предприятии;
- предложить мероприятия, направленные на выявление резервов снижения себестоимости продукции (работ, услуг).

Файлы: 1 файл

Диплом Сарибегова.doc

— 176.38 Кб (Скачать)

Косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства, списываются на счет 20 «Основное производство» со счетов 25  «Общепроизводственные расходы» и 26  «Общехозяйственные расходы».

Общехозяйственные расходы распределены на расходы  основного производства делается запись: Дт 20 Кт 26 на основании бухгалтерской справки–расчета.

По кредиту  счета 20 «Основное производство»  отражаются суммы фактической себестоимости  завершенной производством продукции, выполненных работ и услуг. Эти  суммы оформляются проводкой Кт 20 Дт43на основании бухгалтерской справки-расчета.

Остаток по счету 20 «Основное производство»  на конец месяца показывает стоимость  незавершенного производства.

Амортизация учитывается на счете 02 «Амортизация основных средств» и включает в себя амортизацию растворобетонных установок  и транспортных средств, находящихся  на балансе организации. Затраты  на амортизацию аккумулируются на счете 25 «Общепроизводственные расходы»  и переносятся на счет  20 «Основное  производство» при закрытии месяца. В организации начисление  амортизация основных средств общепроизводственного назначения оформляется проводкой Дт 25 Кт 02 на основании справки-расчета.

По статье  «Оплата труда» на счете  26 «Общехозяйственные расходы» учитывают оплату труда  работников подразделения Администрация  оформляется записью Дт 26 Кт 70  по «Расчетно–платежной ведомости» № Т-49.Заработная плата работников, занятых непосредственно при производстве и транспортировке товарной продукции, учитывается на счете 25 «Общепроизводственные расходы», так же оформляется запись Дт 25 Кт 70 по «Расчетно-платежной ведомости» № Т-49.  Начисление  заработной платы работникам с отчислениями во внебюджетные фонды, формирование сводных ведомостей  и отчетов по заработной плате ведется в программе 1С: Камин – заработная плата. Данные по заработной плате начисленной работникам, в конце месяца переносятся в программу 1С: Бухгалтерия 8.

Материальные  расходы на товарный бетон и раствор  учитываются исходя из норм, установленных  Приказом по организации, и включают в себя затраты на инертные материалы (песок, щебень, цемент, вода, хим. добавка), и списываются на счет 20 «Основное  производство»  по маркам товарного  бетона и раствора за каждый день.

Общепроизводственные  расходы учитываются на счете 25 «Общепроизводственные  затраты», счет предназначен для обобщения  информации о расходах по обслуживанию основных и вспомогательных производств  организации. В частности, на этом счете  отражены следующие расходы: по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; амортизационные отчисления и затраты  на ремонт основных средств, используемых в производстве; расходы по страхованию  указанного имущества; расходы на отопление, освещение и содержание помещений  используемые в производстве; оплата труда работников, занятых обслуживанием  производства; другие аналогичные по назначению расходы.

Общепроизводственные  расходы отражаются на счете 25 «Общепроизводственные  расходы» в них включаются затраты  на запчасти, инвентарь и др. средства труда, расходуемые непосредственно в процессе производства.

Общехозяйственные расходы учитываются на счете 26 «Общехозяйственные затраты», предназначен для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. В частности, на этом счете отражены следующие расходы: административно–управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.

Расходы, учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», списываются, в частности, в дебет счетов 20 «Основное производство».

В состав прочих расходов входят затраты на техническое обслуживание производства, сертификацию, проведение периодических  испытаний продукции и т.д.

Затраты на охрану объекта аккумулируются на счете 25«Общепроизводственные расходы» и при закрытии месяца распределяются на счете 20 «Основное производство».

По  статье «транспортные услуги» отражаются услуги автомобильного, грузового автотранспорта, транспортные работы тракторов, выполняемые  наемным автотранспортом. Транспортные расходы распределяются по маркам бетона и раствора пропорционально выполненным  объемам работ по перевозке грузов в м3.

Аналитический учет затрат и выхода товарной продукции  ведут в производственном отчете за каждый день, который составляют на основании первичных документов, предварительно сгруппированных в  журнале учета работ и затрат, отчете о движении инертных материалов и др.

Производственный  отчет состоит из двух разделов. В первом разделе «Номенклатура  выпущенной продукции» отражают количественный показатель выпуска по учетным группам  товарного бетона и раствора, а  во втором  затраты в количественном выражении. Затраты за месяц, внесенные  в производственный отчет, должны подтверждаться данными, приведенные в других сводных  документах и регистрах. Но в ОАО  «КЗ ЖБИ» данные иногда не совпадают (например, данные о количестве выпущенной товарной продукции и ее номенклатура может не совпадать с количеством израсходованных материалов). Это в конечном итоге приводит к неправильному расчету себестоимости продукции.

ОАО  «КЗ ЖБИ» производит товарный бетон и раствор различных марок, на каждую марку бетона расходуется разное количество материалов.

В производстве товарного бетона объектами исчисления себестоимости продукции является 1 м3 определенной марки товарного бетона. Затраты по счету 20 «Основное производство» сразу относятся на соответствующие марки бетона согласно норм расходования материалов уже занесенных в программу. Общепроизводственные и общехозяйственные затраты учитываются в общей сумме и затем при закрытии месяца распределяются по маркам товарного бетона согласно выручке от реализации каждой марки.

Таким образом, рассмотрим порядок исчисления себестоимость 1 м3 товарного бетона марок В10 М-150, М-300Г В22,5,  М-300ГТ В22,5 в

ОАО КЗ «ЖБИ», исходя из затрат в 2012 году и показателей и проанализируем зависимость общей суммы затрат  и себестоимости продукции от объема производства.

Расчет  себестоимости единицы продукции  по статьям калькуляции представлен  в приложении 6.

В приложении 6 мы видим, что валовое производство товарного бетона марки М-300 составил – 457,5 м3, цена реализованной продукции 2800 руб., выручка от продажи составила 1 281 000 руб. Себестоимость 1м3 бетона составили 2609руб. Валовое производство товарного бетона марки М-300Г составила 166 м3, цена реализованной продукции 3500 руб., выручка от продажи составила 581000 руб. Себестоимость 1м3 бетона составило 3254 руб. Валовое производство товарного бетона марки М-300ГТ составило 281 м3, цена реализованной продукции 4300 руб., выручка составила 1208300 руб. Себестоимость 1м3 бетона составили 4086 руб. По этим данным  мы видим как распределяются затраты на продукцию в соответствии с выпущенным объемом производства и составом марок бетона. Существенная разница в затратах между марками бетона ложится на материальные затраты, так как в зависимости от того какой щебень (известняковый, гранитный, гравийный), цемент (марка) будет использоваться для изготовления бетона меняется и цена которая ложиться на себестоимость марки и количество добавляемого инертного материала в данный состав.

Каждый  один замес бетона или раствора соответствует  определенной норме, утвержденной в  организации. Таким образом, расход на единицу продукции зависит  от качества сырья и материалов, замены одного вида материалов, другим, изменения рецептуры сырья, техники, технологии и организации производства, квалификации работников.

 

    1. Анализ затрат на производство и продажу продукции

Анализ  себестоимости продукции имеет  очень большое значение. Он позволяет  выяснить тенденции изменения данного  показателя, выполнения плана по его  уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы  и дать оценку работы организации по использованию возможностей снижения себестоимости продукции. Себестоимостьфактическойтоварнойпродукцииявляетсяосновополагающим фактором при формировании результатов финансовой деятельности организации.

Большинство организаций вынуждены заниматься снижением затрат в целях увеличения прибыли, поскольку ужесточение условий конкуренции, уменьшению прибыли во многом способствуют для многих организаций получит убыток. Суть управления себестоимостью – это снижение затрат. За счет этого можно увеличить ценовой коридор, в котором будет продаваться продукция, а это приводит к повышению ее конкурентоспособности. Управление себестоимостью начинается с анализа структуры затрат[24, с.232].

Чаще  всего доминируют затраты на энергоресурсы, материалы и заработную плату. Поэтому  желательно вести контроль цен на материалы и комплектующие изделия, установить в отдельных цехах  счетчики потребления электроэнергии. Большой эффект дает оптимизация  складских запасов, контроль за расходами  материалов.

Анализируемое производство, является материалоемким, поэтому затраты сырья и основных материалов занимают наибольший удельный вес в общей сумме затрат. В современных условиях развития материальные затраты, по-прежнему занимают наибольшую долю в структуре затрат.

Рассмотрим  динамику и структуру объемов продаж продукции.

По данным ОАО  «КЗ ЖБИ» по всем маркам бетона отличается  увеличение  объемов  продаж  в 2012г. по сравнению с 2010-2011гг.  Это связано с повышением спроса, увеличением объемов строительных работ в регионе, что приводит к расширению производства.

 Объем  продаж бетона М-350ГТ в 2012г.  увеличился  в  27,16раз по сравнению  с 2010г., и в 28,29р. по сравнению  с 2011 г. Структурный показатель  по данному виду бетона уменьшился  в 2012г. на 4п.п. и  на 2п.п.  соответственно по сравнению  с 2010-2011гг.

Объем продаж бетон М-200Г в 2012г. увеличился в 42,63 раз по сравнению с 2010г., и в 42,21раз  по сравнению с 2011г. Структурный  показатель по данному виду бетона увеличился в 2012г. на 3п.п. и на 5п.п. соответственно по сравнению с 2010-2011гг.

Объем продаж бетона М-250 в 2012г. увеличился в 27,58 раз по сравнению с 2010г., и в 21,35раз по сравнению с 2011 г. Структурный показатель по данному виду бетона уменьшился в2011г. на 4п.п. и  на 6п.п. соответственно по сравнению с 2010-2011гг.

Таблица 2

Динамика  и структура объемов продаж продукции

 

Виды продукции

Динамика объемов продаж по годам, руб.

Изменение показателей  2011г. в % к

Структура объемов продаж по годам, %

Изменение

показателей

2011г. (+-) п.п.

к

2010г

2011г

2012г

2010г.

2011г.

2010г.

2011г.

2012г.

2010г.

2011г.

Бетон

М-350ГТ

207000

198770

5623000

+27,16.

+28,29р.

18

16

14

-4

-2

Бетон

М-200Г

203000

205000

8654000

+42,63р.

+42,21р.

18

16

21

3

5

Бетон

М-250

189600

245000

5230000

+27,58р.

+21,35р.

17

19

13

-4

-6

Бетон

М-150Г

160000

175630

5300000

+33,12р.

+.30,18р.

14

14

13

-1

-1

Бетон

М-300ГТ

128000

195600

5653000

+44,16р.

+28,90р.

11

15

14

3

-1

 

Прочие марки бетона

250400

245000

10065000

+40,19р.

+ 41,08

22

20

25

3

5

ИТОГО:

1138000

1265000

40 525 000

+35,61р.

+.32,04р.

100

100

100

Х

Y

Информация о работе Анализ и управление себестоимостью производства продукции