Анализ и управление себестоимостью производства продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:15, дипломная работа

Краткое описание

Исходя из актуальности, целью написания выпускной квалификационной работы является анализ себестоимости продукции (работ, услуг) на производственных предприятиях и разработка рекомендаций по ее снижению .
Для достижения указанной цели в работе ставились и решались следующие задачи:
- изложить теоретические аспекты по теме исследования;
- дать организационно–экономическую характеристику деятельности хозяйствующего субъекта;
- выполнить анализ себестоимости продукции (работ, услуг) на производственном предприятии;
- предложить мероприятия, направленные на выявление резервов снижения себестоимости продукции (работ, услуг).

Файлы: 1 файл

Диплом Сарибегова.doc

— 176.38 Кб (Скачать)

Материалы закупаются на основании 3-х  основных критериев: цена, качество и  сроки. Проверка качества материалов, укомплектованности поставок при получении материалов.

Метод управленческого учета, позволяющий  эффективно осуществлять учет и контроль исполнения поставщиками своих обязательств, предполагает использование компьютерных программ, например базы данных Access.

При использовании Access для осуществления  такого контроля необходимо сформировать таблицу 10 данных о плановых (определенных в договоре) объемах и интервалах поставок материалов за указанный в договоре период для каждого поставщика (графы 1-5). По мере осуществления поставок эту таблицу необходимо дополнять фактическими данными о сроках и объемах поставок материалов из приходных документов (графы 6,7).

Возможности Access позволяют с помощью  запроса-выборки быстро рассчитать отклонения фактического объема и срока  поставки от планового и внести их в соответствующе графы (8,9,10).

Рассмотрим оценку выполнения поставщиков  своих обязательств по объемам и  интервалам поставок в таблице 10.

Таблица 10

Оценка выполнения поставщиком  своих обязательств по объемами и интервалам поставок

№ поставки

Планируемые к поступлению материалы  за договорной период

Единица измерения

Плановые сроки поставки

Плановые объемы поставок

Фактические сроки поставки

Фактические объемы поставок

Отклонение от планового объема поставки

Отклонение от планового интервала  поставки, в днях

Абсолютное 

Относительное, %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Цемент М-400

т

15.01.11

1,2

15.01.11

1,2

0

0

0

2

   

08.02.11

1,2

09.02.11

1,0

-0,2

-16,6

+1

3

   

04.03.11

1,2

06.03.11

12

0

0

+2

……

   

…..

……..

…..

       

15

   

18.12.11

1,2

18.12.11

0,8

-0,4

-33,3

0

1

Щебень известняковый

т

10.01.10

28

10.01.10

25

-3

-1,7

0

2

Щебень гравийный

т

09.02.10

28

19.02.10

30

+2

+7,1

+10

3

Щебень гранитный

т

10.03.10

28

10.03.10

28

0

0

0

….

   

…..

 

…..

 

….

   

12

   

06.12.10

28

08.12.10

28

0

0

+2


 

Наличие отклонений в графах 8,9,10 свидетельствует  о возможности возникновения  резервов, так как невыполнение поставщиками своих обязательств – одна из причин возникновения риска дефицита или  образования сверхнормативных запасов, и является основой для взимания штрафных санкций с поставщиков. Использование таблицы 10 позволяет оперативно выявлять отклонения в поставках материалов по срокам и объемам и предъявлять штрафные санкции поставщикам.

В результате несвоевременного осуществления  учета и контроля в ряде случаев  вообще теряется возможность предъявления претензий к поставщикам (истекает срок предъявления претензий) или увеличивается  время получения штрафа, что является прямой потерей денег.

Принцип непрерывного совершенствования  внутрихозяйственного контроля - это  не только грамотное управление производством, но и важнейший инструмент для  организаций, умеющих гибко приспосабливаться к постоянно меняющейся обстановке в отрасли9.

 

3.2.Совершенствование производственной программы организации

Минимизация затрат и увеличение прибыли  содействует во многом обоснование  выбора между собственным производством  и приобретением товаров (работ, услуг) на стороне. Для решения проблемы «производить» или «покупать» также  может быть использован важнейшим  инструмент управленческого анализа  «объем-затраты-прибыль».

Ранее мы проанализировали, что две  марки бетона принесли организации  убыток. Это связано с недостаточно рациональными закупками инертных материалов именно для данных марок  бетона, так как в состав данных марок входит щебень гранитный который приобретается у поставщиков по завышенным ценам, так как транспортировка данного инертного материала достаточно дорогая и в данный период времени наблюдается дефицит на рынке этого щебня. Так как данные марки бетона очень востребованы на конкурентом строительном рынке, не хотелось бы отказываться от хороших объемов и в следствии этого прибыли. 

В данной ситуации можно рассмотреть  и проанализировать управленческое решение по закупки товарного  бетона марок М-350ГТ, М-200Г, М-250, М-150Г, М-300ГТ на стороне, т.е. у конкурентов завод ООО «ТЕНДОР». Конкурирующая организация имеет свои железнодорожные пути на территорию завода, куда вагонами поставляется щебень гранитный. Также у них песок горный, который добывается  ими для нужд производства, соответственно себестоимость их бетона будет гораздо ниже, чем в анализируемой организации. Можно проанализировать выгодно ли это будет для ОАО КЗ «ЖБИ»и стоит ли внедрять данную схему закупок бетона для снижения себестоимости продукции и увеличении прибыли.

Рассмотрим, что для ОАО  «КЗ ЖБИ» выгодней покупать товарный бетон или производить самим. В таблице 11 представлены данные по затратам организации при собственном производстве основных видов продукции и в случае закупки на стороне.

Данные, представленные в таблице 11 показывают, что цена приобретения 1 единицы  продукции на стороне в отдельных  случаях не совпадает с величиной  переменных затрат на единицу продукции  при собственном производстве в  большую сторону, на основании чего можно сделать вывод целесообразности закупки или производства продукции.

Допустим  организация будет изготавливать  тот же объем товарного бетона по маркам как  в 2011г.Объем продаж за 2011 г. марки М-350ГТ продано 1196 м3, марки М-200Г продано 2163 м3, марки М-250 продано1341 м3, марки М-150Г продано 1452 м3, марки М-300ГТ продано 1153 м3.

Тогда умножив  стоимость инертных материалов для  производства  бетона на количество планируемого выпуска бетона каждого  вида, найдем сумму переменных затрат за год для каждой марки бетона (таблица 12).

Таблица 11

Затраты организации при собственном  производстве и в случае закупок на стороне

 

Марки бетона

Собственное производство

Цена закупки на стороне, руб.

Переменные расходы на единицу, руб.

Постоянные расходы, руб.

Аренда помещения

Заработная плата

Отчисления на социальные нужды

Прочие расходы

Итого

Бетон

М-350ГТ

3895

165

350

105

200

820

4095

Бетон

М-200Г

2489

150

250

75

195

670

2789

Бетон

М-250

2483

159

251

76

200

686

2630

Бетон М-150Г

2880

160

330

99

171

760

3080

Бетон М-300ГТ

3912

250

400

120

289

1059

4112


 

Таблица 12

Переменные  затраты организации на годовой  объем выпуска продукции

Марка бетона

Стоимость материалов для марок бетона, руб.

Бетон М-350ГТ

4 658 320

Бетон М-200Г

5 383 000

Бетон М-250

3 329 900

Бетон М-150Г

4 181 240

Бетон М-300ГТ

4 510 400

 

Всего

22 062 860


 

Для расчета данного показателя необходимо определить, какую часть  постоянных расходов способна покрыть  реализация каждой марки бетона. Определим  сумму постоянных расходов как произведение выручки в точке безубыточности и удельного веса маржинального  дохода каждой марки бетона в итоговой выручке. При этом в качестве объема продаж возьмем данные за 2012г. 

Для проведения дальнейшей оценки целесообразности одного из возможных вариантов производственной программы рассчитаем какую сумму  постоянных затрат покроет величина маржинального дохода по каждому  виду продукции (таблица 13).

                                                                                                    Таблица 13

Расчет нормы маржинального  дохода

Марка бетона

Количество, м3

Продажная цена, руб.

Переменные затраты на единицу продукции, руб.

Выручка от продажи на весь объем, руб.

Маржинальный доход на весь объем продаж, руб.

Удельный вес маржинального  дохода в совокупной выручке, %

Бетон

М-350ГТ

1196

4700

3895

5 623 000

964 680

3,1

Бетон

М-200Г

2163

4000

2489

8 654 000

3 271 000

10,7

Бетон

М-250

1341

3900

2483

5 230 000

1 900 100

6,2

Бетон

М-150Г

1452

3650

2880

5 300 000

1 118 760

3,6

Бетон

М-300ГТ

1153

4900

3912

5 653 000

1 142 600

3,7

Всего

7305

-

-

30 460 000

8 397 140

27,3


 

Из данных таблицы 13 видно, что по всем видам продукции отмечается положительная величина маржинального  дохода. Это означает, что данные виды продукции покрывают минимально необходимую сумму постоянных затрат, связанных с их производством, и  способствуют получению прибыли.

Выручка в точке безубыточности будет равна бетон марки М-350ГТ х=820/0,273=3003,663 руб., бетон марки М-200Г х=670/0,273=2454,212 руб., бетон марки М-250 х=686/0,273=2 512,820 руб., бетон марки М-150Г х=760/0,273=2783,882 руб., бетон марки М-300ГТ х=1059/0,273=3879,120руб.

                                                                                                    Таблица 14

Расчет постоянных затрат покрываемых маржинальным доходом

Марка бетона

Удельный вес маржинального дохода в совокупной выручке, %

Постоянные расходы, руб.

Бетон

М-350ГТ

Бетон

М-200Г

Бетон

М-250

Бетон

М-150Г

Бетон

М-300ГТ

1

2

3

4

5

6

7

Бетон

М-350ГТ

3,1

93,1

76,0

77,9

86,3

120,3

Бетон

М-200Г

10,7

321,4

262,6

268,9

297,9

415,1

Бетон

М-250

6,2

186,2

152,2

155,8

172,6

240,5

Бетон

М-150Г

3,6

108,2

88,4

90,5

100,2

139,6

Бетон

М-300ГТ

3,7

111,1

90,8

92,9

103,0

143,5

Всего:

27,3

820,00

670,00

686,00

760,00

1059,00

Информация о работе Анализ и управление себестоимостью производства продукции