Анализ и управление себестоимостью производства продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:15, дипломная работа

Краткое описание

Исходя из актуальности, целью написания выпускной квалификационной работы является анализ себестоимости продукции (работ, услуг) на производственных предприятиях и разработка рекомендаций по ее снижению .
Для достижения указанной цели в работе ставились и решались следующие задачи:
- изложить теоретические аспекты по теме исследования;
- дать организационно–экономическую характеристику деятельности хозяйствующего субъекта;
- выполнить анализ себестоимости продукции (работ, услуг) на производственном предприятии;
- предложить мероприятия, направленные на выявление резервов снижения себестоимости продукции (работ, услуг).

Файлы: 1 файл

Диплом Сарибегова.doc

— 176.38 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Основная  цель организации, ведущей свою экономическую деятельность – это удержание конкурентных позиций на рынке и получение максимально возможной прибыли. Возможности достижения этой стратегической цели ограничены себестоимостью и продажей, а также рыночным спросом на продукцию организации. Себестоимость, таким образом, является одним из основных факторов, определяющим размеры прибыли, а принятие управленческих решений невозможно без анализа уже существующих затрат на производство и продажу продукции и затрат, которые возникнут в ходе продажи вновь разрабатываемых проектов и бизнес–планов.

Актуальность  темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в обобщенном виде себестоимость продукции отражает все стороны хозяйственной деятельности организации, их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т. д.

Себестоимость, в свою очередь, является основой  определения цен на продукцию. Систематическое  снижение себестоимости на продукцию  – одно из основных условий повышения  эффективности производства. Она  оказывает непосредственное влияние  на величину прибыли, уровень рентабельности, а также на общегосударственный  денежный фонд – бюджет. Поэтому формирование затрат на производство и продажу, их учет имеют важное значение для предпринимательской деятельности организаций. Разработка и реализация управленческих решений базируется на соответствующей информации о состоянии дел в той или иной области деятельности организации.

Так, данные учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) являются важным средством выявления производственных резервов, постоянного контроля использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью повышения рентабельности производства. Это является причиной того, что участок издержек производства и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) занимает наиболее важное место в системе организации.

Себестоимость характеризует не только затраты  конкретных организаций на производство и продажу продукции, но раскрывает экономический механизм возмещения затрат из выручки от продажи продукции, отражая процессы производства и  обращения, себестоимость выступает  одним из наиболее важных показателей  деятельности организации.

Исходя  из актуальности, целью написания  выпускной квалификационной работы является анализ себестоимости продукции (работ, услуг) на производственных предприятиях и разработка рекомендаций по ее снижению .

Для достижения указанной  цели в работе ставились  и решались следующие задачи:

- изложить  теоретические аспекты по теме  исследования;

- дать  организационно–экономическую характеристику деятельности хозяйствующего субъекта;

- выполнить анализ себестоимости продукции (работ, услуг) на производственном предприятии;

- предложить  мероприятия, направленные на выявление резервов снижения себестоимости продукции (работ, услуг).

Предметом исследования в данной выпускной квалификационной работы являются показатели себестоимости продукции.

Объектом  исследования является ОАО  «КЗ ЖБИ» г. Калуги.

При написании  выпускной квалификационной работы использовались следующие методы исследования: монографический, абстрактно-логический, описательный, табличный, коэффициентный, графический, балансовый, расчетно–конструктивный.

Источниками информации при написании выпускной квалификационной работыпослужили: нормативно–правовые акты Российской Федерации, труды отечественных авторов, а именно Савицкая Г.В., Вахрушина М.А., Шадрина Г.В., Мельник М.В., Любушин Н.П., Ермолович Л.Л., также статьи и экономические обзоры в периодических изданиях по теме исследования, бухгалтерская финансовая отчетность организации. Библиографический список литературных источников включает в себя 54 наименования.

Структурно  выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, изложенных на страницах машинописного текста и включает в себя 18 таблиц, 3 приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТЬЮ ПРОДУКЦИИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

    1. Понятие себестоимости, ее виды, состав и порядок формирования

 

Выпуск  продукции или оказание услуг, предполагает соответствующее ресурсное обеспечение, величина которого оказывает существенное влияние на уровень развития экономики  организации. Поэтому каждая организация или производственное звено должны знать, во что обходиться производство продукции (работ, услуг). Данный фактор особенно важен в условиях рыночных отношений, так как уровень затрат на производство продукции влияет на конкурентоспособность организации, ее экономику.

Для того чтобы знать, во что обходиться изготовление продукта, организация должна производить его стоимостную оценку по вещественному и количественному составу (средства и предметы труда), а также по составу и количеству затрат труда, требуемых для его изготовления.

Себестоимость (издержки) – это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления организацией производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и продажей продукции и оказанием услуг, то есть все то, во что обходиться организации производство и продажа продукта. Себестоимость выпуска (производства) продукции характеризует в денежном измерении все материальные затраты и затраты на оплату труда, которые в том или ином производстве падают на единицу и на весь объем выпускаемой продукции.

Приступая к рассмотрению сложных вопросов формирования себестоимости по производству и продажи продукции (работ, услуг), необходимо рассмотреть основные положения себестоимости как экономико-правовой категории.

Хозяйственно–производственная деятельность в любой организации связана с потреблением сырья, материалов, топлива, энергии, с выплатой заработной платы, отчислением платежей на социальное и пенсионное страхование работников, начислением амортизации, а также с рядом других необходимых затрат. Посредством процесса обращения эти затраты постоянно возмещаются из выручки организации от продажи продукции (работ, услуг), что обеспечивает непрерывность производственного процесса. Для подсчета суммы всех расходов организации их приводят к единому показателю, представляя для этого в денежном выражении. Таким показателем и является себестоимость[8, с.305].

Себестоимость продукции (работ, услуг) является одним  из важных обобщающих показателей деятельности организации, отражающих эффективность использования ресурсов; результаты внедрения новой техники и прогрессивной технологии; совершенствование организации труда, производства и управления. Если себестоимость такого же или аналогичного продукта конкурентов ниже, то это означает, что производство и сбыт в организации были организованны нерационально.

Следовательно, необходимо внести изменения. Решить, какие нужны изменения, поможет  опять же себестоимость, так как  она является одним из факторов формирования ассортимента. Кроме того, себестоимость  составляет часть стоимости продукции  и показывает, во что обходится  производство продукции для организации, поэтому себестоимость является основным ценообразующим фактором. Чем больше себестоимость, тем выше будет цена при прочих равных условиях. Разница между ценой и себестоимостью составляет прибыль.

Организация, занимающиеся производственной деятельностью, определяют издержки производства, а организации, осуществляющие сбытовую, снабженческую, торгово–посредническую деятельность издержки обращения.

Конкретный  состав затрат, которые могут быть отнесены на издержки производства и  обращения, регулируются законодательно практически во всех странах. Это  связано с особенностями налоговой  системы и необходимостью различать  затраты организации по источникам их возмещения (включаемые в себестоимость продукции и, следовательно, возмещаемые за счет цен на нее и возмещаемые из прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налогов и других обязательных платежей), а методы калькулирования определяются самими организациями [7, с.235].

От понятия  затрат следует отличать понятие  расходы. Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации»,  под расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению собственников имущества.

Не признается расходами организации выбытие  активов:

-в связи  с приобретением и созданием внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.);

-вклады  в уставные (складочные) капиталы  других организаций, приобретение  акций акционерных обществ и  иных ценных бумаг не с целью  перепродажи (продажи);

-по договорам  комиссии, агентским и иным аналогичным  договорам в пользу комитента,  принципала и т.п.;

-в порядке  предварительной оплаты материально-производственных  запасов и иных ценностей, работ,  услуг;

-в виде  авансов, задатка в счет оплаты  материально-производственных запасов  и иных ценностей, работ, услуг;

-в погашении кредита, займа, полученных организацией.

Приведенный перечень выбытия активов, не признаваемых расходами, показывает, что понятия  расходы предусматривает ограничения  по цели использования ресурсов. Например, затраты на приобретение основных средств в отчетном периоде не будут признаны расходами. К расходам будут отнесены лишь амортизационные отчисления по приобретенным основным средствам. Кроме того, ПБУ 10/99 «Расходы организации» предусматривает ряд условий для признания расходов в бухгалтерском учете и отчете о прибылях и убытках.

Расходы признаются в отчете о прибылях и убытках:

-с учетом связи между производственными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов);

-путем  их обоснованного распределения между отчетными периодами, когда расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем;

-по расходам, признанным в отчетном периоде, когда по ним становится определенным неполучение экономических выгод или поступление активов;

-независимо  от того, как они принимаются для целей расчета налогооблагаемой базы;

-когда возникают обязательства, не обусловленные признанием соответствующих активов1.

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направления деятельности организации разделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.

Расходы по обычным видам деятельности связаны с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также приобретением и продажей товаров.

В состав расходов по обычным видам деятельности включаются:

-расходы,  связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;

-расходы,  возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи;

-расходы  по продаже (перепродаже) продукции, товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).

Прочие  расходы - это расходы не связанные  с основной деятельностью организации: по осуществлению финансовых вложений, продаже имущества (кроме готовой  продукции и товаров) и т.п.

Прочими расходами являются:

-расходы,  связанные с предоставлением  за плату во временное пользование  (временное владение и пользование)  активов организации;

-расходы,  связанные с предоставлением  за плату прав, возникающих из  патентов на изобретения, промышленные  образцы и других видов интеллектуальной  собственности;

-расходы,  связанные с участием в уставных  капиталах других организаций;

-расходы,  связанные с продажей, выбытием  и прочим списанием основных  средств и иных активов, отличных  от денежных средств (кроме  иностранной валюты), товаров, продукции;

-проценты, уплачиваемые организацией за  предоставление ей в пользование  денежных средств (кредитов, займов);

-расходы,  связанные с оплатой услуг,  оказываемых кредитными организациями;

-отчисления  в оценочные резервы, создаваемые  в соответствии с правилами  бухгалтерского учета (резервы  по сомнительным долгам, под обесценение  вложений в ценные бумаги и  др.), а также резервы, создаваемые  в связи с признанием условных  фактов хозяйственной деятельности;

Информация о работе Анализ и управление себестоимостью производства продукции