Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:19, курсовая работа
Экономика - это прежде всего человек, люди. Без человека, вне человека нет и не может быть никакой экономики. Человек - центральная фигура экономики, ее целевое и созидательное начало.
Человек представляет цель экономики, так как экономика действует во имя обеспечения жизни людей. В то же время люди есть средство экономики, ибо труд, рабочая сила - это главный экономический ресурс.
Вторая важнейшая часть экономики - природа. Естественная природа, данная человеку от Бога, представляет огромный бесценный клад, из которого экономика черпает ресурсы, используя землю, ископаемые богатства, водную и воздушную среду, флору и фауну, солнечные тепло и свет. Кроме того, природа проявляет себя с экономической стороны как среда обитания людей, именуемой часто окружающей человека средой.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………..стр.3
1. ОТРАСЛЕВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ………………………. стр.4-6
1.1. Экономические ресурсы и факторы. Экономический продукт………………………………. стр.6
2. ФИНАНСЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………………………… стр.7
2.1. Сущность и содержание рыночной экономики………………………………………….. стр.7-10
2.2. Функции финансов………………………………………………………………………… стр.10-12
2.3. Субъекты финансовой системы…………………………………………………………… стр.12-16
2.4. Использование финансов для регулирования экономики………………………………. стр.16-20
2.5. Финансы как инструмент экономического стимулирования…………………………… стр.20-23
3.ФИНАНСЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ………….. стр.24-27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………... стр.28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………….. стр.29
Вмешательство государства в экономику основано на использовании законодательными и исполнительными органами власти стоимостных рычагов воздействия на процессы общественного развития. С помощью государственных инвестиций, налоговой, бюджетной и амортизационной политики, деятельности различных государственных структур складывается тот конкретный механизм влияния на экономику, который обеспечивает ее переход в новое качество. В частности, с помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетных субсидий государство побуждает субъектов хозяйствования осуществлять такие варианты развития их деятельности, которые удовлетворяют потребностям общества. Но при этом государству следует понимать, что вмешательство в экономику имеет объективно обусловленные границы (пределы); излишнее вмешательство может привести к ослаблению экономических стимулов, снижению эффективности функционирования всего рыночного механизма.
В регулировании экономики принимают участие разные сферы и звенья финансовой системы: финансы предприятий, страхование, государственный бюджет и др. Специфика сфер и звеньев обусловливает различный характер их воздействия на стоимостные пропорции народного хозяйства. Так, регулирующие возможности финансов предприятий используются в основном для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов, государственного бюджета - для регулирования отраслевых и территориальных пропорций. Широкое использование финансов (в составе всех их сфер и звеньев) в процессах регулирования экономики создает необходимые предпосылки для изменения воспроизводственной, отраслевой и территориальной структур общественного производства.
Главным инструментом
регулирования
Регулирование воспроизводственной структуры осуществляет, прежде всего, сам субъект хозяйствования путем изменения пропорций отчисления денежных средств во внутрихозяйственные фонды целевого назначения. Такое регулирование необходимо для результативности хозяйствования, получения более высокого коммерческого эффекта. Вместе с тем в условиях рынка существенно возрастает регулирующая роль государства, которое с помощью налогов (ставок обложения, порядка исчисления, предоставления льгот) стремится влиять на уровень обеспеченности предприятий собственными финансовыми ресурсами. Использует государство и другие финансовые рычаги, позволяющие влиять на воспроизводственные пропорции: ускоренную амортизацию, бюджетное финансирование затрат на подготовку кадров, систему социального страхования и др.
В регулировании воспроизводственных пропорций постепенно будет расти значение страхования, призванного гарантировать устойчивость производства. В перспективе страхование (при надлежащей его организации) сможет возмещать потери от неудачных научно-технических разработок, а также недополученную прибыль от простоев вследствие забастовок и политических волнений.
Для регулирования отраслевых пропорций в условиях рыночной экономики используются финансы предприятий и государственный бюджет. При этом предприятия ищут на финансовом (страховом и т.д.) рынке зоны наиболее выгодного приложения финансовых ресурсов, имеющихся в их распоряжении: покупают акции других предприятий, инвестируют свои средства в недвижимость, предоставляют их взаймы банкам и государству и т.д. Государство же регулирует отраслевую структуру общественного производства, используя свой бюджет и внебюджетные фонды, проводя активную амортизационную и таможенную политику, влияя на цены и т.д.
В государственном механизме регулирования отраслевых пропорций одинаково важны как платежи в бюджет (доходы), так и бюджетное финансирование (расходы); из этого не следует, что их роль одинакова. Платежи в бюджет нацелены, в основном, на регулирование собственной финансовой базы предприятий (через налоговые ставки, льготы, санкции и т.д.) и, следовательно, влияют лишь на величину той или иной доли собственных финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении соответствующего субъекта хозяйствования. Бюджетное финансирование (в разных его формах) выполняет иную роль - увеличивает финансовые возможности предприятий за счет привлечения общегосударственных ресурсов. Оно может способствовать ускоренному развитию отдельных отраслей экономики, создавать предпосылки для появления новых производств и современных технологий, ускорения научно-технического прогресса, обеспечивать условия для развития инфраструктурных отраслей и т.д.
В регулировании
территориальных пропорций
Межтерриториальное перераспределение финансовых ресурсов способствует выравниванию уровней экономического и социального развития разных регионов страны, совершенствованию отраслевых и территориальных пропорций в структуре народного хозяйства. Благодаря перераспределению обеспечивается денежными средствами проведение тех мероприятий, которые направлены на достижение прогрессивных сдвигов в размещении производительных сил по территории страны, комплексное развитие вновь осваиваемых районов, рациональное использование природных богатств.
Широкое использование финансов для регулирования стоимостной структуры общественного производства не означает, что из этого процесса могут быть исключены другие рычаги. Одна из важных задач современного этапа развития экономики состоит в том, чтобы при регулировании отраслевых и территориальных пропорций оптимально сочетались все методы перераспределения стоимости - финансовый (в том числе бюджетный), кредитный, ценовой. Следует добиваться более полного и правильного использования каждого их них. Эта задача обусловлена тем, что в нынешнем применении стоимостных рычагов регулирования экономики есть много проблем, которые ждут своего быстрейшего решения.
К примеру, для обеспечения воспроизводственных пропорций в отдельных отраслях экономики все еще используется такой стоимостный регулятор, как государственный бюджет. Бесспорно, бюджетный метод обеспечивает конкретную адресность направления денежных средств, дает возможность оказать быструю и действенную помощь. Однако его использование, как показала практика, приводит к отрицательным последствиям. Удовлетворяя финансовые потребности предприятий, не обеспечиваемые ценой, бюджет развивает иждивенчество хозяйствующих субъектов, невольно привыкающих получать готовые ресурсы из централизованного фонда и перестающих активно выявлять и мобилизовывать внутрихозяйственные резервы, снижать себестоимость, соблюдать режим экономии.
Низкая эффективность
бюджетного дотирования предопределила
резкое его сокращение в условиях либерализации
цен; дотации сохранились лишь по ограниченному
кругу товаров. Но даже и такое их применение
далеко не бесспорно, ибо мировой опыт
функционирования рыночной экономики
свидетельствует о другом - государственная
финансовая помощь предоставляется отнюдь
не слабым, а экономически сильным предприятиям;
бюджетные средства используются как
катализатор хозяйственной активности,
а не способ поддержания на плаву нерентабельных
предприятий. Поэтому и нам необходимо
пересмотреть сложившуюся практику использования
стоимостных рычагов регулирования воспроизводственных
пропорций - цены, финансов, кредита с тем,
чтобы каждый из экономических инструментов
функционировал в той сфере распределительных
отношений, которая объективно предопределена
его общественным назначением и выполняемыми
функциями. Разграничение сфер функционирования
разных стоимостных регуляторов, усиление
их взаимодействия позволит активнее
использовать финансы (в том числе бюджет)
на главных направлениях экономической
стратегии - для регулирования отраслевых
и территориальных пропорций, обеспечения
структурных сдвигов в экономике, формирования
государственных резервов, повышения
эффективности всего общественного производства.
2.5.
Финансы как инструмент
экономического стимулирования.
При переходе к системе рыночного хозяйствования существенно возрастает роль экономического стимулирования, осуществляемого с помощью различных стоимостных рычагов. В их составе важное место принадлежит финансам, обладающим в силу распределительной природы большими возможностями воздействия на факторы производства и весь воспроизводственный процесс в целом. Эти потенциальные возможности реализуются (в большей или меньшей мере) в разных формах и разными методами. В современных условиях важнейшие задачи состоят в том, чтобы вывести экономику из кризисного состояния, обеспечить ее надежными и устойчивыми источниками роста, добиться финансового оздоровления народного хозяйства, повысить эффективность общественного производства. Для решения этих задач могут и должны широко использоваться финансовые стимулы; к ним относятся такие организационные формы финансовых отношений, с помощью которых можно влиять на материальные интересы субъектов хозяйствования.
Финансовое
Для того чтобы влиять на воспроизводственный процесс, любой финансовый стимул должен быть органично увязан с производственной деятельностью предприятий. Именно здесь, в низовом звене хозяйствования, создается общественный продукт и национальный доход, для обеспечения максимального роста которых как раз и создаются финансовые стимулы. В составе финансовых стимулов развития производства и повышения его эффективности можно выделить:
- эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов;
- поощрительные фонды;
- бюджетные методы интенсификации производства;
- специальные финансовые льготы и санкции.
Для того чтобы непосредственно воздействовать на производство, следует выбрать и обеспечить наиболее эффективные направления вложения финансовых ресурсов. Благодаря такому инвестированию средств расширяются возможности выпуска продукции с высокой финансовой отдачей, создаются условия для развития новых технологий и экологически чистых производств, совершенствуется воспроизводственная, отраслевая и территориальная структуры общественного производства и т.п. Можно выделить три основных направления инвестирования финансовых ресурсов:
а) финансирование технического перевооружения предприятий, благодаря которому создаются принципиально новые машины и устройства, существенно меняется характерная для отрасли структура средств труда, получает развитие компьютерное оснащение производств и т. д.;
б) финансирование затрат, связанных с воспроизводством рабочей силы, профессиональной подготовкой кадров, повышением их квалификации, переориентацией работающих на новые виды производства. В результате финансирования названных мероприятий, повышается общеобразовательный и научно-технический уровень трудовых ресурсов, растут возможности более производительного их использования, обеспечиваются условия для высокоэффективного труда;
в) последовательная
реализация программ, направленных на
обеспечение сдвигов в