Налоговая система в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 11:04, контрольная работа

Краткое описание

Налоги представляют собой обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Файлы: 1 файл

Налоговая система в рыночной экономике.docx

— 43.71 Кб (Скачать)

Введение: 

      Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги являются основной формой доходов государства. 

      Налоги представляют собой обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. 

      Таким образом, построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности являются важным условием повышения предпринимательской и инвестиционной активности, прогресса Российской Федерации на пути создания рыночной экономики и интегрирования российской экономики в мировую. 

      В курсовой работе раскрыта не только сущность и роль налогов в условиях рыночной экономики, но и дано представление о системах налогообложения развитых стран, сделана попытка сравнить их, выявить общие проблемы и тенденции их развития. Тема работы чрезвычайно актуальна сегодня и будет интересна тем, кто занимается проблемами экономики, финансов, налогообложения. 

1. Роль налогов в  рыночной экономике. 

      В рыночной экономике налоги выполняют столь важнyю роль, что можно с yверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действyющей налоговой системы, отвечающей yсловиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна. В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие фyнкции они выполняют в хозяйственном механизме? 

      1. Фискальная функция – основная, характерная для всех государств. С её помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства, обеспечивается реальная возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоёв общества. Фискальная функция налогов обусловливает регулирующую функцию, т.к. создаёт объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения.  

      2. Регулирующая функция означает, что налоги, как активный участник перераспределительных процессов, оказывают существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая  платёжеспособный спрос населения.  

      Однако, регулирующая роль налогов в  рыночных отношениях России, которую  они должны играть, пока ещё  слабо проявляется. Объясняется  это тем, что федеральные налоги  преследуют, прежде всего, фискальные  цели, отсюда вытекает их основная  высокая тяжесть, а стабильность  экономики мешает проявлению  налогового механизма, как инструмента  эффективного воздействия на  процесс производства. Однако, в  последнее время, при вступлении  в силу Налогового Кодекса  РФ, при принятии дополнений и  изменений к указанным налогам  стали учитывать их регулирующее  значение.  

      В  процессе исторического развития  общества и государства возникает  и используется множество разнообразных  налогов, различающихся по субъектам,  объектам, способам обложения, органам,  взимающим их и.т.д. Многообразие  налоговых форм позволяет привлечь  в бюджет определённую долю  всех доходов плательщиков, стоимости  имущества, выручки от разнообразных  операций, воздействуя, таким образом,  на разные стороны хозяйственной  деятельности. Фискальная и регулирующая  функции налоговой системы рыночного  типа обречены не только на  мирное сосуществование, но и  на продуктивное взаимодействие. Это продиктовано законом движения  экономической сферы в условиях  развитого рынка. Приобретение  системой налогообложения рыночно  ориентированных свойств означает  постепенное формирование налогового  законодательства, обеспечивающего  паритет налоговых функций: фискальной  и регулирующей. Приобретение таких  свойств зависит, в свою очередь,  от многих факторов, и главным  из них является состояние  экономики, её способность к  наращиванию финансового потенциала, его капитализации. 

2. Налоговая политика  государства. 

      Совокупность управленческих решений в области налогового планирования, регулирования и контроля, принимаемых высшим руководством страны, определяется как налоговая политика государства. Функциональные условия налогообложения непосредственно зависят от государственной политики перераспределения добавленной стоимости и рентных доходов. Целевое использование обобществлённых денежных средств составляет часть государственной политики, базирующейся на нерасторжимости процессов роста потребностей государственной казны с соблюдением принципа её бережливости. 

      Перед налоговой политикой российского государства стоят следующие задачи:

- обеспечение государства  финансовыми ресурсами;

- сглаживание неравенства  в уровнях доходов населения;

-создание условий  для регулирования экономики;

- снижение налогового  бремени. 

      Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением. Государство придаёт налоговому механизму юридическую форму и регулирует налоговый механизм путём налогового законодательства. Налоговая политика и налоговый механизм (налоговые ставки, способы обложения, льготы и.т.п.), определяют роль налогов в обществе, которая тесно связана с деятельностью государства. Высшие цели, видение, целевые установки, принципы организации системы налогообложения и принципы управления ею образуют предмет налоговой политики государства. 

     Налоговая политика представляет собой систему мероприятий государства в области налогов и является составной частью финансовой политики. Налоговая политика строится государством по определённому типу. Можно выделить три типа, успешно сочитающихся между собой:

- политика максимальных  налогов, характеризующихся принципом  «взять всё, что

можно»;

- политика разумных  налогов, способствующих максимальному  развитию

предпринимательства;

- политика, предусматривающая  достаточно высокий уровень обложения  при

значительной социальной защите населения. 

      Последний тип налоговой политики лёг в основу созданной в Российской Федерации налоговой системы на этапе зарождения рыночных отношений. Однако, реализация принципов российской налоговой системы способствовала стагнации экономики и, как следствие,  сокращению социальной защиты населения. В результате была сформирована внутренне несбалансированная, инфляционно ориентированная система налогообложения Российской Федерации, что более отвечает первому типу – «взять всё, что можно». 

      Социально-экономические преобразования в России начала 90-х гг. повлекли за собой глубокие переломы во всех сферах жизни российского общества. Закономерно в этой связи и изменение налоговой политики государства. В условиях коренной перестройки социальных и экономических основ хозяйствования в России значительно возрастает роль налогов и налоговой политики государства. Из довольно пассивного и инерционного инструмента мобилизации доходов в госбюджет, каким налоги были в прежней системе хозяйствования, они превращаются в один из важнейших рычагов управления экономикой. Поэтому от налоговой политики и качества системы налогообложения сегодня в гораздо большей степени, чем прежде зависит развитие национальной экономики. 

3. Налоговая система  в рыночной экономике. 

3.1. Принципы налогообложения. 

      Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. великим шотландским исследователем экономики и естественного права Адамом Смитом (1725—1793) в его знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения. Назовем важнейшие из них. 

Мировая история. 

      1. Принцип справедливости. Налоги — законная форма изъятия части собственности налогоплательщика для ее использования в общих интересах (интересах общества, государства). Любое изъятие собственности всегда было справедливо для того, кто отнимает, и наоборот — не справедливо для того, у кого отнимают.

      Известно, что справедливость — категория чрезвычайно тонкая, сложная для определения. Недаром это распространенное в повседневной риторике понятие юридически не определено. С точки зрения права «справедливость» — чистая абстракция, ей нет мерила, определения, эталона. Справедливо то, что справедливо в каждом конкретном случае. Поэтому понимание справедливости зависит от исторического этапа развития, экономического устройства общества, социального и правового статуса лица, его политических взглядов и пристрастий. Смит выступал за всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами «...соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства». Таким образом, по Смиту, справедливость налогообложения — это равная обязанность всех платить налоги, но исходя из реальной платежеспособности фискально обязанных лиц. 

      При этом проблема справедливости налогообложения напрямую увязывалась с вопросами равенства налогового бремени (равенства при изъятии части доходов) и переложения налоговых тягот. Ведь на практике абсолютное равенство невозможно в первую очередь в силу различий в доходах и в имущественном положении налогоплательщиков. 

      Вместе с тем справедливость налогообложения на практике обретает одну из двух крайностей. В налоговых системах со слабо развитыми механизмами налогового администрирования (например, в России) налоги платят в основном экономически слабые хозяйствующие субъекты. В государствах с сильным налоговым администрированием налогообложение «наказывает» экономически эффективные предприятия. 

      2. Принцип определенности налогообложения. Смит так формулирует содержание этого принципа: «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица», ибо неопределенность налогообложения — большее зло, чем неравномерность налогообложения. 

      3. Принцип удобства налогообложения. Смысл этого принципа заключается в том, налогообложение должно осуществляться тогда и так (тем способом), когда и как плательщику удобнее всего платить его. 

      4. Принцип экономии. Сегодня данный принцип рассматривается как чисто технический принцип построения налога. Трактуется он обычно следующим образом: расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог. По Смиту, содержание указанного принципа сводится к тому, что «каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству». 

      Приведенные классические принципы дополнил немецкий экономист Адольф Вагнер (1835—1917): 

      1. Финансовые принципы организации налогообложения:

достаточность налогообложения;

эластичность (подвижность) налогообложения. 

      2. Народнохозяйственные принципы:

надлежащий выбор  источника налогообложения, т. е. решение  вопроса о том, должен ли налог  падать только на доход или капитал  отдельного лица либо населения в  целом;

правильная комбинация различных налогов в такую  систему, которая считалась бы с  последствиями и условиями их предложения. 

      3. Этические принципы, принципы справедливости:

всеобщность налогообложения;

равномерность налогообложения. 

      4. Административно-технические правила или принципы налогового управления:

определенность налогообложения;

удобство уплаты налога;

максимальное уменьшение издержек взимания. 

      Исторически принципы налогообложения первоначально формировались как элемент налоговой идеологии на доктринальном уровне. Впоследствии, в конце XIX— начале XX в., они были положены в основу первых построенных «по науке» налоговых систем (в первую очередь в европейских государствах) и получили свою практическую реализацию. 

Российская  современность. 

      К основным принципам налогообложения относятся:

1. Принцип законности налогообложения;

2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения;

3. Принцип справедливости налогообложения;

Информация о работе Налоговая система в рыночной экономике