Налоговая система в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 11:04, контрольная работа

Краткое описание

Налоги представляют собой обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Файлы: 1 файл

Налоговая система в рыночной экономике.docx

— 43.71 Кб (Скачать)

      Налоги регионов (субъекты Федерации) устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются также как и федеральные налоги на всей территории РФ. К ним относятся: 

- налог на имущество  предприятий;

- лесной налог;

- сбор на нужды  общеобразовательных учреждений  с юридических лиц.

Среди местных налогов  и сборов, в зависимости от компетенции  органов

государственной власти и местного самоуправления, фискальной значимости,

продолжительности функционирования различают:

- налоги, введённые  законодательной властью и действующие  на всей территории

РФ в обязательном порядке;

- налог на имущество  физических лиц;

- земельный налог;

- налог на рекламу;

- сбор на право  торговли и остальные налоги и сборы, вводимые специальными

решениями органов  местного самоуправления и действующие  лишь на их

территории;

- сбор за парковку  автомобилей;

- сбор на содержание  милиции;

- сбор на благоустройство  территорий и другие сборы.

По использованию  различают общие налоги, которые  обезличены и

поступают в бюджет для финансирования различных мероприятий  и 

специальные налоги – налоги, имеющие строго определённое назначение.

Например, «Налог на реализацию горюче-смазочных материалов»  поступает в

дорожные фонды. 

Рассмотрим  наиболее важные для  бюджета виды налогов : 

1. Налог на добавленную  стоимость. 

      Главной опорой развития государства с переходной (трансформационной) экономикой, как Россия служит налог на добавленную стоимость (НДС). С 1996 года НДС обеспечивает до половины всех налоговых поступлений в федеральный бюджет и более трети – в консолидированный бюджет. 

      В настоящее время НДС является главным источником пополнения казны российского государства. НДС представляет собой форму изъятия части прироста стоимости, создаваемой на всех стадиях производства товара, выполненных работ, оказания услуг, в бюджет по иерее реализации товара (работ, услуг). 

2. НДС – налог на приобретение, как и все косвенные налоги, он крайне перелагаем, поэтому несправедлив, антисоциален. Вместе с тем НДС – наиболее стабильный источник дохода бюджетов всех уровней, так как он препятствует налоговому уклонизму по причине очевидности в бухгалтерском учёте величины облагаемой базы. 

      В большинстве стран Евросоюза НДС является ныне единственным налогом на потребление и взимается в стране – изготовителе. Ставка налога колеблется от 15 (Германия) до 25% (Дания, Швеция). Что касается западно-европейских стран, то ставки НДС в них весьма различны (в Норвегии – 23%, Швейцарии – 6,5%). В США, где НДС не используется, ставка налога на продажи колеблется по штатам от 3 до 8,25%; в Канаде ставка НДС составляет 7,5-8%, в Японии – 3%. 

      В целом по развитым странам налоги на потребление  составляют около 28% всех

налоговых поступлений. 

3. Налог на прибыль предприятия. 

      Среди прямых налогов с юридических лиц выделяется налог на прибыль предприятий и организаций, введенный Законом РСФСР «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (27 декабря 1991 г.) и действующий с 1 января 1992

года. 

      Во многих странах ставки налога на прибыль корпораций превышают ставки российского аналогичного налога. Это наблюдается в Германии, Швеции, Дании и других странах.

      В США, Великобритании, Италии и некоторых других странах размеры налога на прибыль определяются исключительно её величиной. В ФРГ, Франции, Японии, Швеции часть налога на прибыль взимается независимо от её размера. В настоящее время в большинстве стран с рыночной экономикой идёт снижение ставок налогов. В результате если в целом по ОЭСР фирмы выплачивали в 1986 году в виде налогов более 45% своей прибыли, в 1996 г. – около 30%, то в 2001 году – 24%, в том числе налог на прибыль – около 8-10%. 

      Налог на прибыль в России, как и во всём мире, имеет двоякое значение: фискальное и регулирующее. 

      Это важный источник дохода Российского бюджета. В консолидированном бюджете, объединяющем бюджеты всех уровней власти, налог на прибыль обеспечивает свыше 1/3 всех поступлений. 

      Однако, многим российским экономистам отмечается достаточно много негативных факторов завышения налогообложения прибыли. Чрезмерная налоговая нагрузка

привела к тому, что  в 1996-1998 гг. более половины функционирующих предприятий страны стали убыточными, многие ушли в теневую экономику. В результате доля налога на прибыль во всех налоговых поступлениях за этот период сократилась более чем вдвое – до 10-16%, с 1992 года – на 15,78%. 

4. Подоходный налог с физических лиц. 

      Налог на доходы физических лиц является одним из основных федеральных доходов. Поступления в бюджет сумм налога растут. так, за 2000 год они составили 174,2 млрд. рублей, а за 2001 год – 255,5 млрд. рублей или 146,7% к 2000 году. Налог на доходы физических лиц по итогам 2001 года в структуре консолидированного бюджета занимает четвёртое место (после единого социального налога, налога на прибыль организаций и НДС) и в общих налоговых поступлениях составил 13,1% против 12,4% в 2000 году. 

5. Акцизы. 

      Особая группа косвенных налогов – акцизы, за сёт которых мобилизуется 7-12% всех налоговых поступлений [10] в российскую казну. По своей природе акцизы близки к налогам на потребление, особенно налогу на продажу. Акцизы также направлены на обложение конечного потребления, но не всего, а лишь его определённых специфических частей. Например, базовыми товарами, облагаемыми акцизами, являются алкогольные напитки и табачные изделия, нефть и бензин автомобильный, легковые автомобили, отдельные виды минерального сырья. 

      Акцизы используются для обложения и некоторых других товаров, как правило, с чисто фискальными целями. 

      Можно выделить два единых признака отбора: это либо товары массового потребления с низкой эластичностью спроса по цене (соль, сахар, бензин); либо товары элитного спроса (меховые  изделия, ювелирные изделия). 

      В странах с рыночной экономикой за счёт акцизов мобилизуется 7-12% всех налоговых поступлений. 

      Например, в США акцизы собираются во всех трёх бюджетных уровнях, но особенно

в штатах; ныне в ряду акцизных товаров, наряду с алкогольной и табачной

продукцией, остаются бензин, телефонные услуги, услуги авиалиний  и другие. 

3.3 Основные виды  налогов субъектов  Федерации. 

1. Налог на имущество введён в целях стимулирования используемых в производстве материальных ценностей. Для региональных бюджетов он является стабильным доходом, так как он в меньшей мере зависит от хозяйственной деятельности юридических лиц. 

      Во всём мире имущественное налогообложение играет не только важную фискальную роль (в основном на уровне местных бюджетов), но и создаёт для собственников условие эффективного распоряжения накопленным им имуществом, выполняя при этом и социальную функцию определённого сглаживания дифференциации в благосостоянии членов общества. 

     Объектом налогообложения является стоимость основных средств нематериальных активов, запасов и затрат, находящихся на базе плательщика (предприятия). 

     Учётная стоимость имущества рассматривается как база для определения налоговой нагрузки на предприятие. 

      В нынешней налоговой системе России центр тяжести перенесён на обложение труда и текущих расходов, поступления от которого десятикратно превышают налоги, связанные с имуществом. 

2. Местные налоги и сборы. 

      Система местного налогообложения в России – наименее отработанная область налоговых правоотношений субъектов предпринимательской деятельности и граждан, работающих по договорам гражданско-правового характера. Регламент системы местного налогообложения был установлен, исходя из содержания статьи 21 Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», которой введено 23 вида местных налогов и сборов, 4 из которых носят обязательный характер. Это: земельный налог,  налоги на имущество физических лиц, регистрационный сбор за право торговли, налог на рекламу. Остальные могут приниматься по усмотрению местных органов власти (Министерство Российской Федерации по налогам и сборам разработало по ним инструкции о порядке

взимания  и уплаты). 

      Введение местных налогов и сборов преследовало цель пополнить доходные источники местных бюджетов, способствовать их сбалансированию и обеспечить социально-хозяйственные потребности административно-территориальных единиц. 

      Однако, с данной ролью система местного налогообложения справляется крайне плохо. Поступление налогов и сборов в местные бюджеты незначительно, их доля на протяжении 1995-2002 гг. не превышает 1-5% от общей суммы доходных источников бюджетов различных уровней. Местные налоги должны приносить казне доходов втрое больше, чем те расходы, которые связаны с обслуживанием сборщиков налогов, их учётом и.т.п 

Заключение. 

      Двигаясь к стабильному рыночному хозяйствованию, государство должно создавать адекватную ему налоговую систему, отвечающую интересам каждого отдельного человека. Без совершенствования налоговой системы, без целенаправленной жёсткой налоговой политики современное государство не сможет обеспечить нормальное функционирование всего хозяйственного аппарата страны, финансировать неотложные государственные потребности. 

      Перед экономистами стоит ещё множество проблем, от решения которых зависит экономический рост страны в целом, повышение благосостояния каждого конкретного человека. 

      История учит тому, что ни одна из налоговых систем не может считаться идеальной и со временем считается неэффективной. Поэтому налоговая система требует постоянного совершенствования.

      Как пишет А. Порки: «История государств есть постоянный процесс замены неэффективных налогов и устаревающих налоговых процедур более современными». Можно сказать, что история развития государств – это и есть история развития налогообложения через принятие всё более совершенных налоговых законов. 

      Налоговая система России сегодня находится на стадии адаптации к формирующимся рыночным отношениям. И, не смотря на то, что с первых же дней своего существования она развивается в условиях экономического кризиса. 

      В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и без  перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. 

      Сегодня налоги в рамках государственного регулирования рыночной экономики стали, играя качественно новую роль – они становятся одним из средств формирования единого экономического пространства для государств, связанных региональными, хозяйственными и политическими интересами, поэтому государство должно совершенствовать систему налогообложения, законодательно устанавливая только прогрессивные, антидискриминационные налоги.

Информация о работе Налоговая система в рыночной экономике