В рыночной системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Экономика - это прежде всего человек, люди. Без человека, вне человека нет и не может быть никакой экономики. Человек - центральная фигура экономики, ее целевое и созидательное начало.
Человек представляет цель экономики, так как экономика действует во имя обеспечения жизни людей. В то же время люди есть средство экономики, ибо труд, рабочая сила - это главный экономический ресурс.
Вторая важнейшая часть экономики - природа. Естественная природа, данная человеку от Бога, представляет огромный бесценный клад, из которого экономика черпает ресурсы, используя землю, ископаемые богатства, водную и воздушную среду, флору и фауну, солнечные тепло и свет. Кроме того, природа проявляет себя с экономической стороны как среда обитания людей, именуемой часто окружающей человека средой.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………..стр.3
1. ОТРАСЛЕВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ………………………. стр.4-6
1.1. Экономические ресурсы и факторы. Экономический продукт………………………………. стр.6
2. ФИНАНСЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………………………… стр.7
2.1. Сущность и содержание рыночной экономики………………………………………….. стр.7-10
2.2. Функции финансов………………………………………………………………………… стр.10-12
2.3. Субъекты финансовой системы…………………………………………………………… стр.12-16
2.4. Использование финансов для регулирования экономики………………………………. стр.16-20
2.5. Финансы как инструмент экономического стимулирования…………………………… стр.20-23
3.ФИНАНСЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ………….. стр.24-27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………... стр.28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………….. стр.29

Файлы: 1 файл

курсовая .doc

— 186.00 Кб (Скачать)

         Большое значение в экономическом стимулировании производства придается системе формирования и использования специальных поощрительных фондов - материального поощрения, социального развития к др. Они образуются в низовом звене хозяйствования - на предприятиях и призваны побуждать работающих к более интенсивному и эффективному труду, заинтересовывать производственные коллективы в улучшении конечных результатов деятельности, росте производства и повышении его эффективности. Достигается эта с помощью специального подбора источников образования фондов стимулирования, особого порядка и принципов их формирования и использования.

         В условиях перехода к рынку система поощрения  лучших результатов финансово-хозяйственной  деятельности посредством специальных  стимулирующих фондов будет коренным образом перестраиваться. Необходимость такой перестройки обусловлена тем, что пришлось, во-первых, отказаться от жесткой регламентации порядка формирования и использования поощрительных фондов, ранее директивно устанавливаемого вышестоящими управленческими структурами, и, во-вторых, разнообразить систему поощрительных фондов.

         Важную роль в  развитии производства и повышении  его эффективности могут играть бюджетные стимулы. Их отличие от других финансовых стимулов состоит  в том, что объектом стимулирования является государство. В качестве экономических стимулов способна выступать с одной стороны, система платежей предприятий в бюджет, в которой достигнута тесная увязка регулирующего и стимулирующего назначения разных видов налогов, а, с другой- система бюджетного финансирования, в которой обеспечена стимулирующая направленность всех ее элементов.

         Превращение платежей в бюджет и системы бюджетного финансирования в стимулы развития общественного производства основано на том, что методы мобилизации денежных средств в бюджет, направления и порядок бюджетных ассигнований можно увязать с экономическими интересами субъектов хозяйствования. Как доходы бюджета, так и бюджетное финансирование сами по себе не являются стимулами, в них заключены лишь потенциальные возможности катализаторов производства. Превращение доходов и расходов бюджета в реальные экономические стимулы происходит благодаря соответствующему порядку исчисления размера платежа, заинтересовывающего плательщика в лучших результатах деятельности и правильно построенной системе бюджетного финансирования, включающей соответствующие принципы, формы и методы предоставления бюджетных средств субъектам хозяйствования.

         Перспективы развития бюджетных доходов в направлении  более полного их использования в качестве экономических стимулов связаны, во-первых, с совершенствованием методов исчисления и порядка уплаты платежей, а, во-вторых, с использованием финансовых мер санкционного характера. Главное здесь заключается в том, чтобы бюджетные доходы и расходы создавали реальную, а не мнимую заинтересованность предприятий в лучших результатах хозяйствования. Например, в настоящее время по некоторым видам бюджетных доходов исчисление платежей находится в зависимости от рационального использования объекта обложения. В результате, земельный налог, плата за воду и другие платежи являются не только доходными источниками бюджета, но одновременно выступают в качестве рычагов государственного воздействия на усиление режима экономии и бережливости в народном хозяйстве.

         Стимулирующим воздействием обладает и бюджетное финансирование. Государство влияет на условия хозяйствования предприятий и организаций посредством использования особых принципов финансирования, применения разных форм и методов предоставления субъектам хозяйствования бюджетных ассигнований. Именно принципы, формы и методы финансирования являются специфически бюджетными способами, с помощью которых государство влияет на режим расходования средств в народном хозяйстве.

         На современном  этапе развития экономики усиление стимулирующего воздействия бюджетного финансирования может быть путем ориентации государственных инвестиций на достижение высоких конечных народнохозяйственных результатов, получение большой финансовой отдачи, а также посредством введения в систему финансирования новых условий, побуждающих учреждения и организации непроизводственной сферы к экономии бюджетных средств. С этой целью систему бюджетного финансирования следовало бы заменить системой субсидирования, причем субсидии по некоторым видам затрат могли бы предоставляться на субвенционной основе. Причем сочетание собственных финансовых, кредитных и бюджетных ресурсов в субвенционной форме могло бы быть разным (в зависимость от условий формирования ссудных фондов на финансовом рынке, конъюнктуры спроса на заемные средства, степени государственной заинтересованности в тех или иных вложениях финансовых ресурсов и т.д.).

         Важную роль в  стимулировании процессов общественного  развития призвана играть система финансовых льгот и санкций. Финансовые льготы расширяют возможности наиболее эффективного инвестирования денежных ресурсов в производство и тем самым создают благоприятные условия для его роста и совершенствования. К финансовым льготам относятся, например, разрешение на проведение ускоренной амортизации основных фондов, освобождение от налогообложения части прибыли предприятий, направляемой на научно-технические разработки, проведение природоохранных мероприятий и т.д. Санкции же усиливают материальную ответственность субъектов хозяйствования за конечные результаты деятельности, нарушение требований договорной, расчетной и финансовой дисциплины.

         К сожалению, в существующей системе финансовых взаимосвязей, как льготы, так и санкции пока что слабо используются в интересах достижения лучших результатов хозяйствования. По действующему налоговому законодательству перечень льгот, особенно в части реинвестирования прибыли, неоправданно ограничен; отсутствует их дифференциация по территории страны, учитывающая специфику отдельных регионов (что, кстати, очень развито за рубежом). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          3.ФИНАНСЫ  В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ  ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ

         Переход к рыночным отношениям заставляет нас обратить свое пристальное внимание на экономический опыт развития зарубежных стран. Важнейшим инструментом государственной экономической политики и регулирования рыночных отношений выступают финансы, в первую очередь налоговые системы. Они стимулируют или, наоборот, ограничивают развитие отдельных отраслей, создают предпосылки для снижение издержек производства и обращения частных предприятий и фирм, повышения их конкурентоспособности на мировом рынке. Государственными и муниципальными органами осуществляется значительная часть капитальных вложений в экономическую инфраструктуру. Эти вложения не рассчитаны на получение прибыли, но косвенным путем обеспечивают ее повышение частному капиталу. Прежде всего это расходы на строительство и содержание транспортных коммуникаций, линий связи, систем промышленного водоснабжения, очистных сооружений, на подготовку земельных участков к промышленной застройке.

         Оживление и регулирование  экономики является одной из первоочередных государственных задач, к решению которой подключаются местные органы управления. В середине восьмидесятых годов был проведен опрос мэров 326 крупнейших городов Соединенных Штатов Америки.4 Им был задан вопрос, что они считают самыми неотложными задачами. Почти 90% мэров назвали таковыми экономическое развитие городов и обеспечение безопасности граждан. Опрос дал следующие результаты:

         - увеличение занятости - каждый четвертый мэр поставил эту проблему на первое место по значению и важности, 70% назвали в качестве одной из трех первоочередных задач;

         - рост доходной базы городов, главным образом за счет расширения налоговой базы;

         - сохранение существующих предприятий и имеющихся рабочих мест;

         - развитие индустриальной и коммерческой базы;

         - уничтожение трущоб и развалин, помощь беднейшим районам.

         Рассмотрим, какими методами государственные органы и  муниципальные власти США и других стран влияют на экономическое развитие в условиях частной собственности.

         Государственное регулирование  экономики в США началось еще президентом Ф. Рузвельтом после депрессии 1929-1932 гг., когда безработица достигла уровня 25%. В пятидесятые-шестидесятые годы: федеральное правительство старалось включать в регулирование экономики городские власти. Основным инструментом являлось финансовое воздействие.

         Последнее время  часто можно слышать рассуждения  отечественных экономистов о  полной свободе рынка, недопустимости государственного вмешательства в рыночную экономику, о том, что есть только две формы хозяйства: или свободный рынок, или государственное регулирование, что якобы адекватно сохранению административно-командной системы. Думается, что требование полной свободы рынка и отказа от его государственного регулирования - естественная реакция на те времена, когда повсеместно действовали всевозможные ограничения и было тотальное господство плановых методов руководства экономикой.

         Но вернемся к  методам финансового воздействия. Налоговая политика западных стран, как правило, рассчитана на привлечение частного капитала. Стимулирующее воздействие налоговых льгот можно рассматривать как форму косвенного субсидирования предпринимательской деятельности.

         В ряде стран практикуется поощрение капитальных вложений в отсталых регионах, например, вложений на территориях, находящихся на окраинах промышленных городов, вложений на реконструкцию и модернизацию действующего производства. Местными органами выплачивается надбавка к инвестициям, не подлежащая налогообложению и доходящая до 10% общего объема капиталовложений. Независимо от надбавки или в дополнение к ней из бюджета в ряде случаев может выплачиваться субсидия на капитальные вложения. Но субсидия облагается налогом. Это широко практикуется, например, в Германии.

         Начиная с 1985 г. во многих странах применяются методы поощрения  создания на территориях муниципалитетов в областях, переживающих структурный кризис, новых высокотехнологичных производств. Например, в Германии, во Франции введена специальная надбавка к капиталовложениям за каждое вновь созданное рабочее место.

         С течением времени  ранее высокоразвитые передовые отрасли под воздействием научно-технической революции могут прийти в упадок и сдерживать экономический рост региона. Например, в Великобритании на промышленные районы, переживающие депрессию, приходится более половины национальной территории, на которой сосредоточено около четверти населения страны. Это Шотландия, Уэльс, Северный район Англии, Северная Ирландия, Корнуолл, Мерсейсайд. В Бельгии - это районы каменноугольной и угольно-металлургической промышленности, которые занимают 36% территории страны. Для этих регионов главной является задача переориентации промышленности на развитие новых передовых производств, сопровождаемой модернизацией инфраструктуры и переквалификации рабочей силы.

         Великобритания, Франция, Италия, Нидерланды, Норвегия практикуют государственные инвестиции в отсталые районы, размещение там предприятий национализированных отраслей, строительство производственных зданий широкого назначения, которые сдаются в аренду или продаются предпринимателям на выгодных условиях. Государство предоставляет субсидии и займы целевого назначения.

         Для оживления экономической  деятельности используются такие нормы  финансового воздействия, как субсидирование капитальных вложений в промышленности, субсидирование цен - льготные тарифы на электроэнергию и воду для отдельных районов, льготные условия кредитования - займы под низкий процент, долгосрочные займы, дотации по кредитам.

         Финансовое воздействие  на развитие экономики может быть не только стимулирующим, но и сдерживающим. Речь идет о регулировании развития районов с высокой концентрацией производства и населения. Первоначально эта проблема возникла в Великобритании и во Франции, что было вызвано моноцентрической структурой хозяйства, где один город (или район) стоит во главе иерархии городов и агломераций. Чрезмерная концентрация населения и хозяйственной активности ведет к обострению проблем народонаселения, сохранности окружающей природной среды, ресурсосбережения. В основе сдерживающих мер лежит дополнительное налогообложение, что широко практикуется в Нидерландах, или лицензирование предпринимательской деятельности, как во Франции, Великобритании, Италии.

         Проблема чрезмерной концентрации населения особенно остра  в Японии. 60 млн.человек, или более  половины населения страны, живут  на территории, составляющей 10 тыс.км2. Особенно густо заселен район Токайдо, где расположены три крупнейших города: Токио, Нагоя, Осака. В этих условиях особую роль приобретают налоги на продажу земли и на пользование ею.

Информация о работе В рыночной системе