Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:19, курсовая работа
Экономика - это прежде всего человек, люди. Без человека, вне человека нет и не может быть никакой экономики. Человек - центральная фигура экономики, ее целевое и созидательное начало.
Человек представляет цель экономики, так как экономика действует во имя обеспечения жизни людей. В то же время люди есть средство экономики, ибо труд, рабочая сила - это главный экономический ресурс.
Вторая важнейшая часть экономики - природа. Естественная природа, данная человеку от Бога, представляет огромный бесценный клад, из которого экономика черпает ресурсы, используя землю, ископаемые богатства, водную и воздушную среду, флору и фауну, солнечные тепло и свет. Кроме того, природа проявляет себя с экономической стороны как среда обитания людей, именуемой часто окружающей человека средой.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………..стр.3
1. ОТРАСЛЕВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ………………………. стр.4-6
1.1. Экономические ресурсы и факторы. Экономический продукт………………………………. стр.6
2. ФИНАНСЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………………………… стр.7
2.1. Сущность и содержание рыночной экономики………………………………………….. стр.7-10
2.2. Функции финансов………………………………………………………………………… стр.10-12
2.3. Субъекты финансовой системы…………………………………………………………… стр.12-16
2.4. Использование финансов для регулирования экономики………………………………. стр.16-20
2.5. Финансы как инструмент экономического стимулирования…………………………… стр.20-23
3.ФИНАНСЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ………….. стр.24-27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………... стр.28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………….. стр.29
Большое значение в экономическом стимулировании производства придается системе формирования и использования специальных поощрительных фондов - материального поощрения, социального развития к др. Они образуются в низовом звене хозяйствования - на предприятиях и призваны побуждать работающих к более интенсивному и эффективному труду, заинтересовывать производственные коллективы в улучшении конечных результатов деятельности, росте производства и повышении его эффективности. Достигается эта с помощью специального подбора источников образования фондов стимулирования, особого порядка и принципов их формирования и использования.
В условиях перехода
к рынку система поощрения
лучших результатов финансово-
Важную роль в развитии производства и повышении его эффективности могут играть бюджетные стимулы. Их отличие от других финансовых стимулов состоит в том, что объектом стимулирования является государство. В качестве экономических стимулов способна выступать с одной стороны, система платежей предприятий в бюджет, в которой достигнута тесная увязка регулирующего и стимулирующего назначения разных видов налогов, а, с другой- система бюджетного финансирования, в которой обеспечена стимулирующая направленность всех ее элементов.
Превращение платежей в бюджет и системы бюджетного финансирования в стимулы развития общественного производства основано на том, что методы мобилизации денежных средств в бюджет, направления и порядок бюджетных ассигнований можно увязать с экономическими интересами субъектов хозяйствования. Как доходы бюджета, так и бюджетное финансирование сами по себе не являются стимулами, в них заключены лишь потенциальные возможности катализаторов производства. Превращение доходов и расходов бюджета в реальные экономические стимулы происходит благодаря соответствующему порядку исчисления размера платежа, заинтересовывающего плательщика в лучших результатах деятельности и правильно построенной системе бюджетного финансирования, включающей соответствующие принципы, формы и методы предоставления бюджетных средств субъектам хозяйствования.
Перспективы развития
бюджетных доходов в
Стимулирующим воздействием обладает и бюджетное финансирование. Государство влияет на условия хозяйствования предприятий и организаций посредством использования особых принципов финансирования, применения разных форм и методов предоставления субъектам хозяйствования бюджетных ассигнований. Именно принципы, формы и методы финансирования являются специфически бюджетными способами, с помощью которых государство влияет на режим расходования средств в народном хозяйстве.
На современном этапе развития экономики усиление стимулирующего воздействия бюджетного финансирования может быть путем ориентации государственных инвестиций на достижение высоких конечных народнохозяйственных результатов, получение большой финансовой отдачи, а также посредством введения в систему финансирования новых условий, побуждающих учреждения и организации непроизводственной сферы к экономии бюджетных средств. С этой целью систему бюджетного финансирования следовало бы заменить системой субсидирования, причем субсидии по некоторым видам затрат могли бы предоставляться на субвенционной основе. Причем сочетание собственных финансовых, кредитных и бюджетных ресурсов в субвенционной форме могло бы быть разным (в зависимость от условий формирования ссудных фондов на финансовом рынке, конъюнктуры спроса на заемные средства, степени государственной заинтересованности в тех или иных вложениях финансовых ресурсов и т.д.).
Важную роль в стимулировании процессов общественного развития призвана играть система финансовых льгот и санкций. Финансовые льготы расширяют возможности наиболее эффективного инвестирования денежных ресурсов в производство и тем самым создают благоприятные условия для его роста и совершенствования. К финансовым льготам относятся, например, разрешение на проведение ускоренной амортизации основных фондов, освобождение от налогообложения части прибыли предприятий, направляемой на научно-технические разработки, проведение природоохранных мероприятий и т.д. Санкции же усиливают материальную ответственность субъектов хозяйствования за конечные результаты деятельности, нарушение требований договорной, расчетной и финансовой дисциплины.
К сожалению, в существующей
системе финансовых взаимосвязей, как
льготы, так и санкции пока что слабо используются
в интересах достижения лучших результатов
хозяйствования. По действующему налоговому
законодательству перечень льгот, особенно
в части реинвестирования прибыли, неоправданно
ограничен; отсутствует их дифференциация
по территории страны, учитывающая специфику
отдельных регионов (что, кстати, очень
развито за рубежом).
3.ФИНАНСЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ
Переход к рыночным отношениям заставляет нас обратить свое пристальное внимание на экономический опыт развития зарубежных стран. Важнейшим инструментом государственной экономической политики и регулирования рыночных отношений выступают финансы, в первую очередь налоговые системы. Они стимулируют или, наоборот, ограничивают развитие отдельных отраслей, создают предпосылки для снижение издержек производства и обращения частных предприятий и фирм, повышения их конкурентоспособности на мировом рынке. Государственными и муниципальными органами осуществляется значительная часть капитальных вложений в экономическую инфраструктуру. Эти вложения не рассчитаны на получение прибыли, но косвенным путем обеспечивают ее повышение частному капиталу. Прежде всего это расходы на строительство и содержание транспортных коммуникаций, линий связи, систем промышленного водоснабжения, очистных сооружений, на подготовку земельных участков к промышленной застройке.
Оживление и регулирование экономики является одной из первоочередных государственных задач, к решению которой подключаются местные органы управления. В середине восьмидесятых годов был проведен опрос мэров 326 крупнейших городов Соединенных Штатов Америки.4 Им был задан вопрос, что они считают самыми неотложными задачами. Почти 90% мэров назвали таковыми экономическое развитие городов и обеспечение безопасности граждан. Опрос дал следующие результаты:
- увеличение занятости - каждый четвертый мэр поставил эту проблему на первое место по значению и важности, 70% назвали в качестве одной из трех первоочередных задач;
- рост доходной базы городов, главным образом за счет расширения налоговой базы;
- сохранение существующих предприятий и имеющихся рабочих мест;
- развитие индустриальной и коммерческой базы;
- уничтожение трущоб и развалин, помощь беднейшим районам.
Рассмотрим, какими методами государственные органы и муниципальные власти США и других стран влияют на экономическое развитие в условиях частной собственности.
Государственное регулирование экономики в США началось еще президентом Ф. Рузвельтом после депрессии 1929-1932 гг., когда безработица достигла уровня 25%. В пятидесятые-шестидесятые годы: федеральное правительство старалось включать в регулирование экономики городские власти. Основным инструментом являлось финансовое воздействие.
Последнее время
часто можно слышать
Но вернемся к
методам финансового
В ряде стран практикуется поощрение капитальных вложений в отсталых регионах, например, вложений на территориях, находящихся на окраинах промышленных городов, вложений на реконструкцию и модернизацию действующего производства. Местными органами выплачивается надбавка к инвестициям, не подлежащая налогообложению и доходящая до 10% общего объема капиталовложений. Независимо от надбавки или в дополнение к ней из бюджета в ряде случаев может выплачиваться субсидия на капитальные вложения. Но субсидия облагается налогом. Это широко практикуется, например, в Германии.
Начиная с 1985 г. во многих странах применяются методы поощрения создания на территориях муниципалитетов в областях, переживающих структурный кризис, новых высокотехнологичных производств. Например, в Германии, во Франции введена специальная надбавка к капиталовложениям за каждое вновь созданное рабочее место.
С течением времени ранее высокоразвитые передовые отрасли под воздействием научно-технической революции могут прийти в упадок и сдерживать экономический рост региона. Например, в Великобритании на промышленные районы, переживающие депрессию, приходится более половины национальной территории, на которой сосредоточено около четверти населения страны. Это Шотландия, Уэльс, Северный район Англии, Северная Ирландия, Корнуолл, Мерсейсайд. В Бельгии - это районы каменноугольной и угольно-металлургической промышленности, которые занимают 36% территории страны. Для этих регионов главной является задача переориентации промышленности на развитие новых передовых производств, сопровождаемой модернизацией инфраструктуры и переквалификации рабочей силы.
Великобритания, Франция, Италия, Нидерланды, Норвегия практикуют государственные инвестиции в отсталые районы, размещение там предприятий национализированных отраслей, строительство производственных зданий широкого назначения, которые сдаются в аренду или продаются предпринимателям на выгодных условиях. Государство предоставляет субсидии и займы целевого назначения.
Для оживления экономической деятельности используются такие нормы финансового воздействия, как субсидирование капитальных вложений в промышленности, субсидирование цен - льготные тарифы на электроэнергию и воду для отдельных районов, льготные условия кредитования - займы под низкий процент, долгосрочные займы, дотации по кредитам.
Финансовое
Проблема чрезмерной концентрации населения особенно остра в Японии. 60 млн.человек, или более половины населения страны, живут на территории, составляющей 10 тыс.км2. Особенно густо заселен район Токайдо, где расположены три крупнейших города: Токио, Нагоя, Осака. В этих условиях особую роль приобретают налоги на продажу земли и на пользование ею.