В рыночной системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:19, курсовая работа

Краткое описание

Экономика - это прежде всего человек, люди. Без человека, вне человека нет и не может быть никакой экономики. Человек - центральная фигура экономики, ее целевое и созидательное начало.
Человек представляет цель экономики, так как экономика действует во имя обеспечения жизни людей. В то же время люди есть средство экономики, ибо труд, рабочая сила - это главный экономический ресурс.
Вторая важнейшая часть экономики - природа. Естественная природа, данная человеку от Бога, представляет огромный бесценный клад, из которого экономика черпает ресурсы, используя землю, ископаемые богатства, водную и воздушную среду, флору и фауну, солнечные тепло и свет. Кроме того, природа проявляет себя с экономической стороны как среда обитания людей, именуемой часто окружающей человека средой.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………..стр.3
1. ОТРАСЛЕВАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИКИ………………………. стр.4-6
1.1. Экономические ресурсы и факторы. Экономический продукт………………………………. стр.6
2. ФИНАНСЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………………………… стр.7
2.1. Сущность и содержание рыночной экономики………………………………………….. стр.7-10
2.2. Функции финансов………………………………………………………………………… стр.10-12
2.3. Субъекты финансовой системы…………………………………………………………… стр.12-16
2.4. Использование финансов для регулирования экономики………………………………. стр.16-20
2.5. Финансы как инструмент экономического стимулирования…………………………… стр.20-23
3.ФИНАНСЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ………….. стр.24-27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………... стр.28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………….. стр.29

Файлы: 1 файл

курсовая .doc

— 186.00 Кб (Скачать)

         Рыночная экономика - это экономика, основанная на отношениях, возникающих при купле-продаже  товара на рынке, где сталкиваются спрос  как представитель потребления и предложение как представитель производства. В рыночных отношениях участвуют различные экономические субъекты. К ним относятся отдельные физические лица (предприниматели, потребители, инвесторы, вкладчики, фермеры, продавцы, покупатели) и юридические лица (хозяйствующие субъекты). Хозяйствующие субъекты на рынке представлены предприятиями различных организационно-правовых форм и форм собственности (малые предприятия, арендные, совместные, муниципальные и др.), акционерными обществами, товариществами, кооперативами, биржами, фондами, банками, компаниями, ассоциациями, обществами, фирмами, концернами, консорциумами и другими юридическими лицами. Экономические субъекты рыночной экономики могут выступать только в качестве продавцов и покупателей. Таким образом, в основе рыночных отношений лежат отношения между продавцами и покупателями по удовлетворению их интересов. Продавец стремится продать свое предложение, свою продукцию. Покупатель стремится реализовать свой спрос, купить нужную ему продукцию.

         В условиях рыночной экономики очень важно точно знать экономическую сущность и содержание ее категорий, особенно таких, как продукция (работы, услуги), товар, рынок, спрос, предложение. Под продукцией (работой, услугой) понимается любое изделие (или услуга), за которое потребитель (гражданин, хозяйствующий субъект, государство) готов (желает) заплатить определенную сумму денег. Продукция становится товаром тогда и только тогда, когда она приобретена покупателем, т. е. когда эта продукция нашла своего потребителя. В противном случае продукция, не нашедшая потребителя, становится вещью в себе.

         Товар представляет собой, прежде всего, предмет, который благодаря своим свойствам удовлетворяет какие-либо человеческие потребности. Товар обладает потребительной стоимостью и стоимостью (меновой стоимостью). При этом, к товару могут относиться продукты труда (произведенная продукция, выполненные работы, оказанные услуги), рабочая сила, деньги, капитал, земля, дары природы и природные ресурсы, духовные и интеллектуальные блага (предпринимательские способности, знания, информация и т. п.).

         Под рынком понимаются социально-экономические условия реализации товара. Рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями товаров, между стоимостью и потребительной стоимостью товаров. Каждый производитель и потребитель товаров имеет свои экономические интересы, которые могут и не совпадать. Отношения между стоимостью и потребительной стоимостью также характеризуются не только согласованностью, но и противоречивостью. Указанные выше противоречия в интересах производителей и потребителей (стоимости и потребительной стоимости) разрешаются с помощью акта купли-продажи товара. Поэтому рынок есть своеобразный инструмент согласования интересов производства и потребления.

         Как известно, процесс  воспроизводства совокупного общественного  продукта представляет собой органическое единство четырех стадий (или фаз): производство материальных благ, их распределение, обмен, потребление. Начальной стадией является производство, конечной - потребление. Это основные стадии процесса воспроизводства. Удовлетворение их интересов и потребностей является целью рынка. Стадии распределения и обмена не имеют самостоятельного значения. Они создают условия, необходимые для осуществления процесса воспроизводства, реализации потребностей производства и потребления, т. е. для функционирования рынка как экономической системы. Стадии распределения и обмена играют роль передаточного звена, т. е. посредника между производством и потреблением. С развитием производительных сил происходит дальнейшее разделение общественного труда. Чем больше такое разделение труда, тем больше требуется посредников для удовлетворения интересов производства и запросов потребления, реализации спроса и предложения.

         Спрос представляет собой форму проявления потребности в сфере обращения, т. е. потребности на товары, обеспеченной денежными средствами. Предложение - это вся масса предназначенных для продажи товаров. Обмен спроса на предложение означает обмен денег на товар. При этом обмене, с одной стороны, происходит удовлетворение интересов конкретного производителя и конкретного потребителя, а с другой - создаются условия для расширенного воспроизводства.

         В основе функционирования рыночной экономики лежат следующие  принципы.

         1. Равенство производителей (продавцов) и потребителей (покупателей)  перед внешними факторами.

         2. Равновесие цен  (курсов, процентных ставок) на основе  сбалансированности спроса и  предложения.

         3. Экономическое  регулирование самостоятельных  действий субъектов рыночных отношений (производителей, продавцов, посредников, потребителей, покупателей).

         4. Использование  юридических законов для экономического  регулирования.

         5.Наличие конкуренции  как условие экономического прогресса  и экономического регулирования.

         Поэтому суть рыночных отношений состоит в том, что производители и продавцы должны быть абсолютно свободными и действовать на свой страх и риск, ориентируясь лишь на рыночные регуляторы (цены, налоги, процентные ставки, курсы, дивиденды и др.). Цена играет первостепенную роль в системе рыночных регуляторов. Цена - это денежное выражение стоимости (меновой стоимости) товара. Стоимость товара представляет собой овеществленный в товаре труд. При совпадении спроса на товар с его предложением в условиях товарно-денежных отношений цена соответствует стоимости. Цена имеет два предела: нижний и верхний. Нижним пределом цены выступает себестоимость произведенного товара; верхний предел цены определяется спросом на данный товар.

         Цена является объектом конкуренции. Конкуренция представляет собой состязательность предприятий или любых других хозяйствующих субъектов' (акционерное общество, товарищество, кооператив, биржа, банк, объединение, ассоциация и т. п.), когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю. Конкуренция может быть как со стороны производителей, продавцов, так и со стороны потребителей, покупателей. Законом Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" запрещена недобросовестная конкуренция, к которой относятся:

         распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому предприятию или нанести ущерб его деловой репутации;

         введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

         некорректное сравнение  предприятием в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других предприятий;

         самовольное использование  товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование фирмы, упаковки, внешнего оформления товара другого предприятия;

         получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

         Без конкуренции  рыночные отношения теоретически не мыслимы и практически не осуществимы. Соединяясь с конкуренцией, рыночные регуляторы образуют единый экономический метод рыночного хозяйствования, который заставляет производителя (продавца) учитывать интересы и запросы потребителей (покупателей), производить ту продукцию и оказывать те услуги, которые им требуются и поэтому могут быть проданы на товарном рынке.

         Рыночная экономика - очень тонкий механизм и более  сложный, чем планово-директивная  экономика. На состояние рыночной экономики  сильное влияние оказывают политические обстоятельства (заявления руководителей государства и членов правительства, болезнь руководителей государства и членов правительства, нестабильность политической обстановки, состояние преступности, доверие к государственному аппарату и т. п.). Роль государства в рыночной экономике заключается в том, что оно создает правила хозяйствования (законы) и контролирует их выполнение. Поэтому доверие потребителя к государству является неотъемлемой частью существования рыночной экономики. Это доверие проявляется, прежде всего, через лицензирование деятельности хозяйствующего субъекта. Потребитель, зная, что у хозяйствующего субъекта имеется лицензия на данный вид деятельности, должен быть полностью уверен в качестве данной деятельности.

         Хозяйствующие субъекты вступают между собой не только в совместные экономические отношения, но и в конкурентные отношения в борьбе за потребителя.

         Хозяйствующий субъект, проигравший в борьбе за потребителя, обычно становится банкротом.

         Это приводит к мэрджеру.

         Мэрджер (фр. mairel, лат. major - старший, большой, более поздний) - это поглощение одной фирмы другой фирмой. На рынке возможны три формы возникновения мэрджера:

         1) компания может  купить имущество (прежде всего  недвижимость, оборудование и другие  основные фонды) другой фирмы;

         2) компания может  купить долю акционерного капитала другой фирмы. Тогда она становится для этой фирмы холдинговой компанией;

         3) компания может  выпустить свои акции для собственников  фирмы в обмен на акции фирмы.

         Мэрджер отличается от консолидации, при которой путем  слияния нескольких фирм создается новая компания.

         Пример. Фирма А  осуществляет мэрджер фирмы Б  путем обмена своих акций на акции фирмы Б. Меновое соотношение равно 1 к 10. До мэрджера фирма А имела 160 тыс. акций, годовую прибыль 1600 тыс. руб. и прибыль на одну акцию 10 руб.; фирма Б соответственно - 80 тыс.

         Конкурентоспособность и платежеспособность хозяйствующего субъекта определяются, прежде всего, рациональной организацией финансов. Рыночная экономика не только привела к усилению роли финансов в функционировании предприятия. Она определила для них новое место в системе хозяйствования. Большинство рыночных регуляторов относятся к элементам финансового механизма, то есть входит в состав финансов. 

         2.2. Функции финансов 

         Сущность финансов как экономической категории проявляется в их функциях. Функция - это проявление сущности в действиях, специфический способ выражения присущих финансам свойств. По поводу функций, выполняемых финансами, длительное время идет научная дискуссия. Будем исходить из того, что финансы выполняют, прежде всего, две функции: распределительную и учетно-контрольную.

         Распределительная функция проявляется в том, что  посредством финансов происходит распределение и перераспределение внутреннего валового продукта и национального дохода как между участниками общественного производства, отраслями хозяйства, регионами, так и всеми членами общества, а также между сферой материального производства и социально-культурной сферой. С помощью распределительной функции финансов осуществляется первичное распределение стоимости созданного экономического продукта и формирование первичных доходов, денежных поступлений в различные сферы и секторы экономики, собственникам факторов производства, участникам производственного процесса, в бюджетные и во внебюджетные фонды. Сюда же следует отнести образование и распределение прибыли предприятий.

         Распределительная функция финансов затрагивает и использование амортизационного фонда как части фонда возмещения. Следует обратить внимание на то, что благодаря финансам в распределение вовлекается также часть национального богатства. Это имеет место, например, при распределении накопленного ранее производственного потенциала, при возмещении ущерба от стихийных бедствий и в других случаях.

         Финансовые методы распределения распространяются на физических и юридических лиц, являющихся участниками всего воспроизводственного процесса. В распоряжении этих лиц находятся фонды целевого назначения. В качестве таких лиц можно выделить: государственные предприятия, организации, учреждения, население.

         Финансовый метод  распределения распространяется на все уровни управления экономикой, он проявляется на федеральном уровне, на уровне субъектов федерации, на местном уровне, при помощи финансов происходит распределение денежных средств практически всех хозяйственных ячеек. Все эти виды распределения организуются и осуществляются посредством деятельности разных звеньев финансовой системы. Так, например, внутрихозяйственное распределение средств осуществляется финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом и внебюджетными фондами.

         Распределительная функция финансов играет важную роль в обслуживании воспроизводственного процесса в целом, активно влияя на него. На основе этой функции осуществляется возмещение потребленных средств производства, образование доходов, формируются фонды целевого назначения, необходимые для развития производства и стимулирования активной производственной деятельности, сосредотачиваются ресурсы для обеспечения общегосударственных потребностей, для развития социально-культурной сферы, для внутриотраслевого межрегионального распределения средств.

         Другая функция  финансов - учетно-контрольная - проявляется  в том, что они являются универсальным орудием учета и контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением экономического продукта. Финансовый анализ, учет и контроль позволяют выявлять те диспропорции, которые складываются в распределении денежных средств, где несвоевременно создаются финансовые ресурсы, где задерживается поступление этих ресурсов в распоряжение различных субъектов хозяйствования, где неэкономно и неэффективно они тратятся. Разумеется, эта функция действует в тесном единстве с первой - распределительной функцией. Именно и процессе распределения и проявляется учетно-контрольная функция финансов.

Информация о работе В рыночной системе