Роль государства в рыночной системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 11:41, реферат

Краткое описание

Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовле­творить.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Экономическое обоснование государственного вмешательства в рыночную систему………………………………….…………………………..5
1.1. Суть рыночной системы хозяйствования………………………………5
1.2. Слабые стороны рынка………………………………………….…….…9
1.3. Необходимость государственного регулирования………………….…17
Глава 2. Основные методы и рычаги государственного вмешательства…...22
2.1. Типы государственного регулирования………………………….…….22
2.2. Государственное вмешательство в рыночную систему…………….…30
2.3. Экономические функции государства в рыночной экономике…..…...35
Глава 3. Роль государства в современной экономике России……..…….…..44
Заключение…………………………………….…………………………….….47
Список используемой литературы……………………………………….……49

Файлы: 1 файл

Курсовая. Гос-во и рын-ая система, проблемы взаимодействия.doc

— 236.50 Кб (Скачать)


3

 

Содержание

Стр.

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Экономическое обоснование государственного вмешательства в рыночную систему………………………………….…………………………..5

1.1.           Суть рыночной системы хозяйствования………………………………5

1.2.           Слабые стороны рынка………………………………………….…….…9

1.3.           Необходимость государственного регулирования………………….…17

Глава 2. Основные методы и рычаги государственного вмешательства…...22

2.1.    Типы государственного регулирования………………………….…….22

2.2.   Государственное вмешательство в рыночную систему…………….…30

2.3.    Экономические функции государства в рыночной экономике…..…...35

Глава 3. Роль государства в современной экономике России……..…….…..44

Заключение…………………………………….…………………………….….47

Список используемой литературы……………………………………….……49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовле­творить.

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономи­ческой системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.

Государственное регулирование экономики - форма управления экономикой, представляющая собой влияние, воздействие государс­твенных органов на экономические процессы. Оно применяется в ус­ловиях, когда объект управления непосредственно не подчинен субъекту управления, т.е. какому-то государственному органу.

Целью моей работы является рассмотрение такого важного механизма, как регулирование рыночной экономики. Более подробно я хотела бы остановиться на рыночной системе хозяйствования и государственном вмешательстве в рыночную систему, так как данная проблема очень насущна и актуальна именно сейчас, когда Россия вышла на новый, более качественный уровень своего развития в таких сферах как:

- Экономика

- Политика и др.

Экономика предшествующего советского этапа развития общества имела как бы два уровня задач: официально провозглашенный курс на создание условий для всестороннего развития личности и фактический курс, ориентированный на военно-технологическое противостояние (паритет в сфере военной мощи).

Приведенные выше положения, по моему мнению, подчеркивают необходимость взвешенного отношения к вопросам макроэкономического регулирования, государственного управления процессом трансформации. Этот процесс включает в себя не только преобразования политической структуры, но и весь  комплекс проблем изменений. Он должен завершиться глубокой структурной перестройкой хозяйства, ориентированной на потребности людей в новых условиях жизни общества.

Все это, я считаю, подчеркивает необходимость активной роли государства, всех его институтов в созидательном, а не разрушительном процессе. В этот период государство не может уйти из экономики. Потребность в его деятельности как гарантии стабильности и благополучия в настоящем и будущем возрастает.

 

В рыночном хозяйстве государству приходится постоянно кор­ректировать глубину своего влияния на экономику. Перед госу­дарством, как правило, не стоят такие задачи как непосредствен­ное производство и распределение ресурсов, продуктов и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться всеми ресур­сами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике. Поэтому государство должно по­стоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень сво­его вмешательства в экономику. Рыночная экономика — это преж­де всего гибкость и динамизм в принятии решений как со сторо­ны потребителей, так и со стороны производителей. Государствен­ная экономическая политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе государство превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

 

Глава 1. Экономическое обоснование государственного вмешательства в рыночную систему

 

1.1.           Суть рыночной системы хозяйствования

 

В преддверии ХХI в. наша страна начинала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие экономические проблемы приходилось решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и хозяйстве, мы тем самым лишь создавали предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не могло произойти в одночасье. Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме. Конечно, нам не надо повторять все этапы и перипетии, которыми богата история рынка. Мы можем воспользоваться опытом других государств. Но сложность задачи состоит в том, что до сих пор никто в мире не переводил на рыночные рельсы столь громадный хозяйственный комплекс, каким является наша экономика. Нет исторических аналогов этому процессу. Но есть гибко реагирующий на требования времени рыночный механизм современного западного общества.

Необходимо подчеркнуть, что не существует экономической системы без слабостей и недостатков. И централизованно планируемая экономика, и свободная рыночная экономика неизбежно представляют собой несовершенные институты, которым одновременно свойственны преимущества и недостатки. Чтобы понять, как функционирует рыночная экономика, необходимо признать существование пяти фундаментальных вопросов, на которые каждая экономическая система должна находить ответы. Вот эти вопросы: а) В каких пределах (сколько) следует использовать имеющиеся ресурсы? б) Как их производить? г) Среди кого следует эту продукцию распределить? д) Способна ли система адаптироваться к изменениям в потребительских вкусах, в структуре имеющихся ресурсов и в технологии производства? Представляет ли собой рыночная система наилучший способ нахождения ответов на поставленные выше фундаментальные вопросы? Научного ответа на такой вопрос не существует. Сам по себе факт, что имеется много альтернативных способов распределения редких ресурсов, то есть много разных экономических систем, служит ярким свидетельством расхождения в оценках эффективности рыночной системы.[1]

Разные экономические системы мира различаются между собой по своим идеологиям, а также по своему подходу к решению проблемы экономики. Коренные различия следующие: а) между частной и общественной собственностью на ресурсы и б) между использованием в качестве координационного механизма рыночной системы и централизованного планирования. Необходимо выделить следующие экономические системы: чистый капитализм, командную экономику, или коммунизм, авторитарный капитализм, рыночный социализм, традиционную экономику, или основанную на обычаях.

Рыночная система — это гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства. Экономика производит то, что требуют потребители, путем применения самой эффективной технологии. Рыночная система функционирует и корректируется автоматически в результате индивидуальных, децентрализованных решений, а не централизованных решений правительства.

Против рыночной системы выдвигается несколько критических аргументов: а) ее контрольный механизм и конкуренция с течением времени ослабевают; б) свойственные рыночной системе неравенство доходов, неспособность учитывать коллективные потребности и наличие внешних выгод и издержек препятствуют производству такого набора товаров и услуг, какой, прежде всего, необходим обществу; в) конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен. Экономика США учла важные элементы истины в критике рыночной системы. Рыночная система американского капитализма отличается от конкурентной рыночной системы тем, что первую характеризуют: а) малочисленность конкурентов и наличие барьеров на пути вступления на некоторые рынки и б) правительственное вмешательство в экономику, ставящее целью исправить крупные дефекты рыночной системы. Американскую экономику можно охарактеризовать как смешанный капитализм.

Цель экономистов любой страны состоит в том, чтобы добиться такого сочетания капитализма и социализма, которое обеспечит жизнеспособность и надлежащую эффективность экономике данной страны в рамках ее историко-культурных традиций.

В реальной действительности экономические системы располагаются где-то между крайностями чистого капитализма и командной экономики.

Экономика Соединенных Штатов ближе к чистому капитализму, но с существенными отличиями, т.к. правительство играет активную роль в экономике, способствуя ее стабильности и росту, обеспечивая ее некоторыми товарами и услугами, которые производятся в недостаточном объеме или вовсе не поставляются рыночной системой. Американский капитализм породил могущественные экономический организации в форме крупных корпораций и сильных профсоюзов. Способность этих мощных блоков манипулировать работой рыночной системы и искажать ее нормальное функционирование в своих интересах создает дополнительные основания для правительственного вмешательства в экономику. Югославской экономике рыночного социализма были свойственны общественная собственность на ресурсы и одновременно возрастающая опора на свободные рынки, преследовавшие цель организовать и координировать экономическую деятельность. Экономика Швеции также представляет собой гибридную систему. Несмотря на то, что свыше 90% хозяйственной деятельности сосредоточено там, в частных фирмах, правительство энергично участвует в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов. В свою очередь японская экономика отличается весьма развитым планированием и "координацией" экономической деятельности правительства и частного сектора.[2]

В известный период в нашей стране фактически существовала командная экономика, характеризуемая общественной собственностью на все материальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений посредством централизованного экономического планирования. Существовавшая экономическая система не оправдала себя и, "перепрыгнув" реформы М.С.Горбачева, целенаправленно шагнула к рынку, рыночной экономике, гражданскому обществу, к капитализму. Налоговая система обычно произвольная, несправедливая, громоздкая, сдерживает стимулы к работе и инвестированию. Политические решения обычно принимаются, исходя из соображения международного престижа, а не в целях поощрения экономического развития. Правительственные чиновники имеют обыкновение набивать карманы из зарубежных фондов помощи. А политические лидеры, со своей стороны, склонны предоставлять монопольные привилегии своим сторонникам.[3]

Сложно однозначно определить какое влияние на пошатнувшуюся экономику России окажет рыночная система. Многие экономисты России и зарубежных стран дают различные прогнозы и усматривают различные тенденции в дальнейшем развитии нашей страны. Но одно очевидно: невозможно вернуться назад к чисто командной экономике. Главное - найти верные пути в продвижении к экономическому прогрессу, выработать научно обоснованную концепцию экономического развития России. И уничтожить слабые стороны рыночной системы.

1.2.           Слабые стороны рынка

 

Прежде чем раскрывать особенности отрицательные, свойственные
рыночному типу организации экономических отношений общества необходимо рассмотреть основную проблему экономии, которую призвана решать любая экономическая система. Два фундаментальных факта, образуют основную проблему экономики. Первый факт таков: материальные потребности общества безграничны. Второй факт: экономические ресурсы
ограничены, или редки. Попытаемся подробней исследовать эти факты в том порядке, как они названы. Что именно подразумевается под понятием «материальные потребности» в первом случае? Прежде всего
желания потребителей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им полезность, куда входит бесчисленное множество услуг и продуктов от предметов первой необходимости до предметов роскоши. Материальные потребности включают также потребности частных предприятий и правительственных ведомств. В своей совокупности
материальные потребности в практическом смысле неутолимы или безграничны, а это означает, что материальные потребности в товарах и услугах полностью удовлетворить невозможно. В общем можно сказать, что в каждый данный момент индивиды и институты, составляющие
общество, испытывают множество неудовлетворенных материальных потребностей. Некоторые из этих потребностей - пища, одежда, жилье - имеют общее из биологических потребностей человека. Однако другие возникают под влиянием сложившихся в обществе обычаев и
привычек: специфические виды пищи, одежды, жилья, которые люди стремятся приобретать, часто определяется общей социальной и культурной средой обитания. С течением времени потребности изменяются и умножаются в результате удовлетворения наиболее витальных
потребностей, сменяемых новыми потребностями с появлением новых изделий и под воздействием рекламы и продвижения товаров. Следует подчеркнуть, что конечная цель или задача всей экономической деятельности заключается в стремлении удовлетворить эти многообразные материальные потребности. Рассмотрим теперь второй фундаментальный факт: редкость экономических ресурсов. Что подразумевается под понятием «экономические ресурсы»? В общем, в виду имеются все
природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. Все это включает большой круг объектов: фабричные и сельскохозяйственные строения, всякого рода оборудование, инструменты, транспорт, бесчисленные виды труда, землю, полезные ископаемые и т.д. Все экономические ресурсы, или факторы производства, обладают одним общим коренным свойством: они редки или имеются в ограниченном количестве. Таким образом, общество не способно
производить весь объем товаров и услуг, который оно хотело бы получить.
Становится очевидным, что экономика сталкивается с необходимостью выбора между альтернативами? При всей безграничности потребностей, объем имеющихся ресурсов, которые могут быть направлены на производство того или иного продукта, ограничен.[4]

Информация о работе Роль государства в рыночной системе