Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 11:41, реферат
Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Экономическое обоснование государственного вмешательства в рыночную систему………………………………….…………………………..5
1.1. Суть рыночной системы хозяйствования………………………………5
1.2. Слабые стороны рынка………………………………………….…….…9
1.3. Необходимость государственного регулирования………………….…17
Глава 2. Основные методы и рычаги государственного вмешательства…...22
2.1. Типы государственного регулирования………………………….…….22
2.2. Государственное вмешательство в рыночную систему…………….…30
2.3. Экономические функции государства в рыночной экономике…..…...35
Глава 3. Роль государства в современной экономике России……..…….…..44
Заключение…………………………………….…………………………….….47
Список используемой литературы……………………………………….……49
Согласно общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям.[18]
Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Но в определенных ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции и т.д., возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы.
Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д.
Так, через систему налогов и субсидий государство может воздействовать на производство общественных благ и услуг. В качестве примера можно привести льготное налогообложение и субсидии в сферы искусства, фундаментальной науки, образования. Оно может брать на себя, полностью или частично, производство общественных благ.
В случае побочных, или внешних, эффектов, связанных с экологией, в издержках производства не учитываются последствия загрязнения воздуха, земли, воды, которые отражаются на жизнедеятельности людей, зачастую даже не являющихся непосредственными потребителями данных товаров, т.е. в цене данной продукции неучтенными оказываются социальные издержки производства. Следовательно, данное производство потребляет чрезмерное количество ресурсов, не регулируемых рынком.
Правительственный запрет или ограничения на такие загрязнения, установление стандартов безопасности (например, предельно допустимых норм концентрации вредных и токсичных веществ) заставляют производителей нести дополнительные расходы на оборудование, предотвращающее вредные выбросы. Дополнительные издержки ведут к сокращению объемов производства до оптимального уровня. В результате уменьшается чрезмерное потребление ресурсов данным производством. Переложить на производителей издержки, связанные с побочными эффектами, можно через особые налоги, отражающие ущерб от загрязнения. Во многих случаях, связанных с экологией стоит проблема достоверной информации, бывает сложно установить источник загрязнения, характер ущерба.
Внешние эффекты могут иметь и положительные результаты для общества, но приводить к чрезмерным издержкам у производителей. В подобных вариантах возникает необходимость в государственной поддержке. Осуществляется она чаще всего с помощью субсидий.
Правительство взяло на себя задачу уменьшить неравенство доходов в нашем обществе. Эта задача нашла отражение в ряде политических мер и программ. Во-первых, трансфертные платежи обеспечивают пособия остронуждающимся, помощь иждивенцам и инвалидам, а безработным пособия по безработице. Все эти программы осуществляют передачу доходов правительства тем домохозяйствам, которые в противном случае получали бы незначительный доход или вовсе его не имели. Во-вторых, правительство изменяет также распределение доходов путем рыночного вмешательства, то есть путем модификации цен, устанавливаемых рыночными силами. Гарантирование цен фермерам и законодательство о минимальных ставках заработной платы - наглядные примеры того, как правительство фиксирует цены с целью повысить доходы определенных групп населения. Наконец, в истории США налог на личные доходы применялся для изъятия большей доли доходов у богатых, чем у бедных, а поэтому он производил на распределение дохода своеобразный "эффект Робин Гуда". Однако проведенные недавно пересмотры личного подоходного налога существенно уменьшили его перераспределительное воздействие. Правда, считается, что в действительности налоговая система оказывает весьма умеренное влияние на распределение доходов.[19]
Таким образом, основными направлениями экономической деятельности государства являются:
1.Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья административно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и много другое.
2. Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимально допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.
3. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и др.
Мы рассмотрели функции государства в рыночной системе, так как же обстоят дела на современном уровне в России?
Глава 3. Роль государства в современной экономике России
Патерналистская модель взаимоотношений, которая существовала раньше между государством и предприятиями, была окончательно разрушена к 1996 году. Предприятия потеряли доверие к государственным органам и зачастую отказываются от уплаты налогов. В 1993 году еще был консенсус интересов государства и предприятия, т.е. государство давало привилегированные кредиты, а в обмен на это предприятие платило налоги. Это был своеобразный контракт и одновременно «мистификация» экономической реформы.
Современное рыночное хозяйство, как правило, строится на договорной основе. В условиях договорной системы принципиально меняются как объект, так и субъект народнохозяйственного воздействия. Объект ограничивается теперь лишь общеэкономическими, межотраслевыми и межрегиональными пропорциями. Внутриотраслевые, внутрипроиз- водственные и внутрирегиональные пропорции являются объектом договорной системы. Субъектами государственного воздействия являются федеральное правительство, администрации субъектов Федерации, а также отраслевые и межотраслевые ассоциации и предприятия.
Важнейшим инструментом планово-договорной системы управления являются показатели межотраслевых и межрегиональных поставок основных видов продукции. Такие показатели могут разрабатываться в составе государственного плана (программы) с учетом основных целей социально-экономического развития по укрупненной номенклатуре продукции (примерно 200—300 позиций). Они служат ориентиром для поставщиков и потребителей продукции при заключении хозяйственных договоров. В ходе заключения договоров эти индикаторы детализируются по номенклатуре и при взаимном согласии поставщика и потребителя могут корректироваться ими по объему. Однако при отсутствии взаимного согласия они становятся строго обязательными для поставщика, защищая тем самым в первую очередь интересы потребителя. Такая договорная Система с санкциями за нарушения соглашений более адекватна современной экономике, чем прежняя система директивных заданий по производству и распределению продукции или система госзаказов.[20]
Для сохранения и умножения научного и технологического потенциала России требуется комплекс тщательно разработанных мероприятий. Прежде всего, необходимы разработка и реализация государственной научно-технической политики. Эта одна из важнейших задач, стоящих перед органами государственного управления на современном этапе. Основным критерием преобразований должны быть не формальные темпы проведения реформ, а минимизация потерь национального богатства, достижение реального улучшения жизни населения.
Уже в ближайшее время важно скорректировать проводимую правительством политику стабилизации, нацеленную в соответствии с традиционным подходом монетаристов в первую очередь на уменьшение дефицита государственного бюджета и снижение размера государственного долга. Следует учитывать, что задачи развития науки, здравоохранения, поддержания обороноспособности страны и т.д. — более важные по сравнению с текущей сбалансированностью бюджета и снижением инфляции.
Среди других проблем наиболее острой является дезинтеграция, которая проявляется в нарушении сложившихся экономических связей отдельных субъектов Федерации и ведет к одностороннему использованию преимуществ от экспорта природно-сырьевых ресурсов, удержанию налоговых поступлений в пределах своей территории, установлению административных цен на продукцию и запретов на ее вывоз и т.п. Основные факторы экономической дезинтеграции (рост транспортных тарифов, усиление дифференциации экономического положения регионов, недостаточно четкое разграничение прав и полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации и т.п.) продолжают действовать, а следовательно, сохраняется угроза экономического распада России.
Сейчас уже ясно, что объектами пристального внимания государственных органов должны быть:
— проблема выбора стратегии общенационального развития,
главной составляющей которой является укрепление единства государства;
— проблема рационального освоения районов, богатых при
родными ресурсами; экономическое и социальное развитие Севера, Восточной Сибири; энергообеспечение европейской части
страны и т.п.;
— крупные региональные социально-экономические и эколо
гические проблемы, такие как подъем экономики и повышение
уровня занятости в депрессивных районах, расселение вынужден
ных мигрантов и беженцев и т.п.
Заключение
Для российской экономики важный урок последних лет заключается в понимании необходимости для страны формирования Целостной системы государственного регулирования экономики. Речь не идет о возвращении к системе директивного планирования и управления, когда всепроникающее государство регламентировало сверху донизу все аспекты работы каждого предприятия или учреждения. Речь о том, чтобы сделать российское государство эффективным координатором экономических и социальных сил страны, выстраивающим баланс их интересов, определяющим оптимальные цели и параметры социально-экономического развития, создающим условия и механизмы их достижения.
Определяя масштабы и механизмы системы государственного регулирования экономики, государство в переходный период, прежде всего, решает проблему создания предпосылок и условий, необходимых для нормального, эффективного функционирования цивилизованной рыночной экономики.
Очень часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.
Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.
В целом трудно переоценить роль государства в экономике.
Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны.
Итак, в первой главе мы рассмотрели рыночную систему хозяйствования как сущность; определили слабые стороны рынка и дали определённую возможность регулирования государством. В.И. Кугилин очень образно, но в сути дал определение «рыночной системе хозяйствования».
Вторая глава посвящена методам и рычагам государственного вмешательства. Здесь мы определили типы, формы государственного регулирования, рассмотрели государственное вмешательство в рыночную систему и функции которые выполняет государство в рыночной экономике. Здесь был задействован учебник А.В. Будариной «Государственное регулирование рыночной экономики».
В третьей главе с использованием Корсаков А.С. «Государство в рыночной экономике» рассмотрены особенности государственного воздействия на экономику в условиях современной России.
И в заключении хотелось бы добавить, как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать «золотую середину» в сфере влияния на рыночную экономику.