Роль государства в рыночной системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 11:41, реферат

Краткое описание

Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовле­творить.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Экономическое обоснование государственного вмешательства в рыночную систему………………………………….…………………………..5
1.1. Суть рыночной системы хозяйствования………………………………5
1.2. Слабые стороны рынка………………………………………….…….…9
1.3. Необходимость государственного регулирования………………….…17
Глава 2. Основные методы и рычаги государственного вмешательства…...22
2.1. Типы государственного регулирования………………………….…….22
2.2. Государственное вмешательство в рыночную систему…………….…30
2.3. Экономические функции государства в рыночной экономике…..…...35
Глава 3. Роль государства в современной экономике России……..…….…..44
Заключение…………………………………….…………………………….….47
Список используемой литературы……………………………………….……49

Файлы: 1 файл

Курсовая. Гос-во и рын-ая система, проблемы взаимодействия.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

К слабым сторонам рынка относят:

 

- Угасание конкуренции.

Критическое утверждение состоит в том, что устройство
рыночной экономики допускает и даже в определенной мере стимулирует угасание главного контрольного механизма - конкуренции. Существует два основных источника ослабления конкуренции как контрольного механизма:
1. Хотя с общественной точки зрения конкуренция желательна, она больше всего досаждает индивидуальному производителю своей безжалостной действенностью. Свободной, индивидуалистической среде в рыночной экономике присуще то, что предприниматели в погоне за прибылью и в стремлении улучшить свои экономические позиции пытаются освободиться от ограничительных пут конкуренции. Слияние фирм, тайные сговоры компаний, беспощадная конкуренция - все это способствует
ослаблению конкуренции и уклонению от ее регулирующего воздействия.
2. Некоторые экономисты полагают, что сам технический прогресс, который
рыночная система поощряет, способствует упадку конкуренции. Новейшая технология, как правило, требует: а) использования очень больших количеств реального капитала; б) крупных рынков; в) комплексного, централизованного и строго интегрированного рынка и г) богатых и надежных источников сырья. Такого рода технология означает необходимость в существовании фирм-производителей, являющихся крупномасштабными не только в абсолютных величинах, но также и по отношению к
размерам рынка. Иными словами, достижение максимальной эффективности
производства на основе применения новейшей технологии часто требует
существования малого числа относительно крупных фирм, а не большого числа относительно мелких. Экономисты считают, что по мере сужения конкуренции ослабевает и рыночная система в качестве механизма эффективного распределения ресурсов.

              Поставщики и потребители ресурсов становятся менее подчиненными воле потребителей, суверенитет производителей и владельцев ресурсов ставит под сомнение и подрывает суверенитет потребителей. Процесс отождествления «невидимой рукой» личных и общественных интересов начинает терять свою силу. К тому же обеспечиваемая рыночной системой защита от принуждения при развитой конкуренции основывается на широком рассеянии экономической власти. А концентрация экономической власти, которой сопровождается упадок конкуренции, позволяет
обладателям этой власти осуществлять меры принуждения.
 

- Неравное распределение дохода.

В данном случае отмечается, что рынок ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Рыночная система позволяет наиболее способным, или ловким, предпринимателям накапливать огромное количество материальных ресурсов, причем право наследования с течением времени усиливает
этот процесс накопления. Указанный процесс, помимо количественных и качественных различий в людских ресурсах, поставляемых домохозяйствами, порождает в рыночной экономике чрезвычайно неравное распределение денежных доходов. В результате семьи резко различаются между собой по способности реализовать свои потребности на рынке. Богатые обладают намного большим количеством «долларовых голосов», чем бедные. Отсюда можно сделать вывод, что рыночная система выделяет ресурсы на
производство предметов роскоши для богатых за счет ресурсов на производство предметов первой необходимости для бедных. Страна, которая «тратит деньги на шампанское, когда она еще не обеспечила молоком своих детей, - это плохо управляемая, неразумная страна. Единственный способ, каким такая страна может сделать себя богатой и процветающей, состоит в том, чтобы хорошо вести свое домашнее хозяйство, то есть обеспечивать свои потребности в порядке их важности и не допускать траты денег на прихоти и предметы роскоши, пока люди не будут
обеспечены надлежащим образом предметами первой необходимости.» Здесь имеется ввиду, что претензия на «эффективность» распределения ресурсов - это пустой звук, если распределение дохода, а следовательно, и общественного продукта не отвечает сколько-нибудь разумным критериям честности и справедливости.[5]


- Расточительное и неэффективное производство, нестабильность развития.

Критики ссылаются на два важных примера нарушения рыночного механизма. Во-первых, рыночная система может не суметь учесть все выгоды и издержки, связанные с потреблением определенных товаров и услуг. Дело в том, что некоторые выгоды и издержки представляются по отношению к рынку внешними в том смысле, что они
приходятся на долю других экономических агентов, не являющимися непосредственно покупателями и продавцами. Такие выгоды и издержки называются внешними, или выгодами и издержками перелива. Например, потребительский спрос, учитываемый рынком. Выражает лишь удовлетворение, получаемое индивидуальными потребителями, которые покупают товары и услуги; он не отражает того факта, что
покупка таких услуг, как вакцинация и образование, приносят выгоду или
удовлетворение всему обществу в целом. Равным образом и производители принимают решения о производстве продукции, основанные лишь на учете тех издержек, которые им диктует рынок, и не отражающие внешние издержки, то есть издержки, которые приходятся на долю общества в целом, как, скажем, различные формы загрязнения окружающей среды. Проблема здесь сводится к следующему: там, где спрос и предложение не отражают точно все выгоды и все издержки производства, то есть где
существуют внешние выгоды и издержки, рыночная система не способна обеспечить такое распределение ресурсов, какое наилучшим образом удовлетворяет потребности общества. Второй пример нарушения рыночного механизма обусловлен тем, что рыночная система учитывает лишь индивидуальные потребности. Существует много потребностей в таких товарах и услугах, производство которых не может финансироваться индивидами через посредство рынка. Например, такие товары и
услуги, как автомагистрали, борьба с наводнениями, национальная оборона, не могут быть куплены в желательном количестве домохозяйствами на индивидуальной основе. Рыночная система, как утверждают, не способна учитывать такие общественные или коллективные потребности.
Из этого следует, что рыночная экономика не способствует сохранению
невоспроизводимых ресурсов, не имеет экономического механизма защиты
окружающей среды, только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание разного рода экологически чистых производств, не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана, в условиях рынка, характерной погоней за прибылью, порою игнорируются потенциально негативные последствия принимаемых
решений, а также не создаются стимулы для производства товаров и услуг
коллективного пользования (дороги, дамбы, общественный транспорт и т.д.).
Наконец, многие экономисты считают, что рыночная система представляет собой несовершенный механизм обеспечения полной занятости и стабильного уровня цен.


- Нестабильность: инфляция и безработица.

В идеальной экономике ВНП рос бы быстрыми устойчивыми темпами. Кроме того, уровень цен, измеренный с помощью дефлятора ВНП или индекса потребительских цен, оставался бы неизменным или
повышался весьма медленно. Но опыт наглядно показывает, что полная занятость и стабильный уровень цен не достигаются автоматически.
Экономический рост отличается неравномерностью, прерывается периодами
экономической нестабильности, периоды быстрого роста экономики иногда омрачает инфляция, то есть повышение уровня цен, есть периоды, когда рост уступает место спаду и депрессии, то есть низкому уровню занятости и производства. Короче говоря, долговременная тенденция к экономическому росту прерывалась и осложнялась как безработицей, так и инфляцией. Несмотря на множественность точек зрения на причины колебаний экономической активности, большинство экономистов считает, что фактором, непосредственно определяющим уровни производства и занятости, является уровень общих, или совокупных, расходов. Попросту говоря, если общие расходы невелики, многим предприятиям невыгодно производить товары и услуги в больших объемах. Отсюда низкий уровень производства, занятости и доходов. Более высокий уровень общих расходов означает, что рост производства приносит прибыль, поэтому
производство, занятость и доходы тоже будут возрастать. Когда в экономике возникает полная занятость, реальный объем продукции становится постоянным, а дополнительные расходы просто повышают уровень цен.
Что касается производства и занятости, то обычно от спада больше всего страдают те отрасли промышленности, которые выпускают средства производства и потребительские товары длительного пользования. Производство и занятость в отраслях промышленности, выпускающих потребительские товары кратковременного пользования, обычно менее реагируют на цикл. И напротив, отрасли промышленности,
которые производят товары длительного пользования, в фазе подъема получают максимальные стимулы для развития. Возможность отсрочки. Покупку товаров длительного пользования, можно на какой-
то момент отложить. Когда экономика начинает испытывать трудности, производители часто перестают приобретать более современное оборудование и строить новые заводы. При такой конъюнктуре просто нет смысла увеличивать запасы инвестиционных товаров. Во всех случаях фирма еще может использовать наличные мощности и здания.
В благоприятные периоды средства производства обычно заменяются до их полного износа. Однако когда наступает спад, фирмы ремонтируют свое устаревшее оборудование и пускают его в дело. Поэтому инвестиции в средства производства резко сокращаются. Власть монополий. Большинство отраслей промышленности, производящих инвестиционные товары и товары длительного пользования, отличаются высокой концентрацией, когда на рынке господствует сравнительно небольшое количество крупных фирм. Вследствие этого такие фирмы обладают достаточной монопольной
властью, чтобы противодействовать понижению цен, ограничивая выпуск продукции из-за падения спроса. Поэтому уменьшение спроса оказывает воздействие главным образом на производство и занятость. Обратную картину можно наблюдать в отраслях промышленности, выпускающих товары кратковременного пользования. Эти отрасли в большинстве своем довольно конкурентоспособные и характеризуются низкой концентрацией. Они не могут противодействовать повышению цен, и падение спроса
больше отражается на ценах, чем на уровне производства.? Отрицательное влияние монополий. Как уже указывалось выше, развитию рыночной
экономики свойственна концентрация производства и капитала, объективно
возникающая вследствие стремления предпринимателя к усилению позиций
предприятия относительно конкурентов. Таким путем могут складываться очень крупные предприятия, отличительной особенностью которых является закрепление за ними исключительного права производства и продажи определенного вида товара или услуги. Это исключительное положение позволяет данным монополиям диктовать рынку любую цену и получать, соответственно, высокую прибыль. С другой стороны, за счет жесткой привязки к определенному предприятию, монополия может диктовать низкие цены поставщикам ресурсов.[6]

 

- Не обеспечивает фундаментальных исследований в науке.

При всем стремлении предпринимателей повысить эффективность существующих технологий, обеспечить наиболее экономное использование ресурсов, они не могут позволить себе отвлекать ресурсы на проведение фундаментальных исследований в науке. Отдаленная и неопределенная перспектива получения экономической выгоды от этих исследований
приводит к распределению ресурсов в пользу более быстрой и верной возможности получения прибыли в других отраслях.

Так какие же меры предпримет государство?

 

1.3.           Необходимость государственного регулирования

 

Необходимость государственного вмешательства в ры­ночную экономику обусловливается наличием следующих при­чин:

1. Присутствие сбоев в механизме функционирования рыночного хозяйства, в качестве которых можно назвать:

—     долгосрочное равновесие при неполной занятости, опира­ясь на которое Дж. Кейнс сделал вывод о необходимости госу­дарственных мер по обеспечению занятости;

—     классическая теория рынка утверждает, что после любого
нарушения равновесия начинают действовать механизмы приспо­собления к новым условиям, в результате чего устанавливается новое равновесие. Однако в действительности в процессе при­способления могут устанавливаться такие соотношения между ценами и количеством производимых товаров и услуг, что возни­кает порочный круг, т.е. воспроизводство кризиса. В итоге нарушенное общехозяйственное равновесие может быть усугублено кумулятивными процессами;

—     экономический рост неразрывно связан с изменениями в отраслевой структуре. Когда сокращается производство, то про­исходит отмирание старых отраслей, возникают новые отрасли — носители научно-технического прогресса (НТП). Рыночный ме­ханизм способствует этим изменениям. Однако их осуществле­ние может затянуться и надолго нарушить равновесие, вызвать серьезные проблемы с занятостью, платежным балансом. И здесь без эффективной государственной политики могут возникнуть кри­зисные явления с кумулятивным эффектом;

—     одно из слабых мест механизма рыночной экономики —
обеспечение рациональных территориальных пропорций разме­щения производства, капиталовложений, дохода и занятости. По­стоянный процесс концентрации производства, капитала и рабо­чей силы на небольших территориях (развитие хозяйственных аг­ломераций) за счет других районов основывается в значитель­ной степени на рыночных механизмах. В относительно слабораз­витых регионах хуже условия заработка и инвестиций. Платеже­ способный спрос в этих регионах сокращается, а вместе с ним
уменьшается стимул к капиталовложениям, несмотря на относи­тельно низкие заработную плату и цену на землю. Концентрация производства, услуг, капитала и населения в городских агломера­циях выгодна с частно-хозяйственной точки зрения, но для народ­ного хозяйства в целом не всегда целесообразна. Разрешение или смягчение этого противоречия без государственных регулирую­щих мер едва ли возможно;

—     количественный рост во многих сферах промышленности и
строительства связан с безвозвратным расходованием невоспро­изводимых ресурсов и растущей нагрузкой на окружающую сре­ду. В интересах будущих поколений может быть целесообразна переориентация хозяйственного развития на качественные пока­затели. Рыночный механизм без среднесрочного государствен­ного программирования, т.е. разработки программ развития эко­номики или отдельных ее сфер, не в состоянии обеспечить та­кую переориентацию.[7]

«Провалы» рынка в регулировании экономических отношений состоят также в том, что рынок «не видит» социальных проблем как таковых, он не приспособлен для их решения.

Еще одной проблемой является наличие естественных моно­полий и необходимость воздействия на их поведение.

2. Необходимость эффективного удовлетворения потреб­ностей в общественных благах — одна из причин государствен­ного регулирования экономики. Существует целая категория благ, которые, на первый взгляд, являются доступными, так как они удовлетворяют определенные потребности и бесплатны для на­селения. Это — внешняя и внутренняя безопасность, функциони­рование центральных, муниципальных управленческих, судебных органов, получение среднего и высшего образования, проезд по автомобильным дорогам, мостам, тоннелям (не во всех странах). Однако эти блага не имеют ничего общего с природными сво­бодно доступными благами. В условиях идеального рыночного хозяйства они имели бы цену, в реальных условиях их производит государство, и они называются общественными благами.

3. Необходимость выравнивания внешних эффектов. Ра­циональные народнохозяйственные решения должны принимать­ся исходя из учета общей пользы и общих затрат для всего на­родного хозяйства. Решения отдельных хозяйственных субъек­тов, как правило, учитывают лишь непосредственно касающиеся их (внутренние) выгоды и затраты.

Одной из причин, обусловливающих необходимость государ­ственного регулирования экономики, является неспособность рыночного хозяйства в определенных ситуациях решать задачи развития экономики и ее составляющих: инфраструктуры, рекон­струкции некоторых отраслей промышленности, обеспечения на­родного хозяйства дешевыми электроэнергией и сырьем, финан­сирования и организации в общегосударственных масштабах на­учно-исследовательских, экспериментальных и опытно-конструк­торских работ. Решение этих задач вынужден взять на себя го­сударственный сектор экономики.

Значительная часть государственного сектора — это объек­ты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть — государственные предприятия в сырьевых и энерге­тических отраслях, где требуются большие инвестиции, а обора­чиваемость капитала медленная. Как правило, рентабельность государственных фирм ниже, чем частных.

Информация о работе Роль государства в рыночной системе