Управление государственным и муниципальным долгом, перспективы развития и оценка их реализации на практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение классификации, структуры, системы управления государственным и муниципальным долгом (на примере Костромской области).
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть содержание, формы и методы государственных и муниципальных заимствований;
- определить классификацию государственного и муниципального долга;
- изучены правовые аспекты управления государственным и муниципальным долгом в России;
- проанализировать управление государственным и муниципальным долгом на примере Костромской области;
- определить основные перспективы управления государственным и муниципальным долгом;

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические аспекты управления государственным и муниципальным долгом
1.1 Содержание, формы и методы государственных и муниципальных заимствований 6
1.2 Классификации государственного и муниципальный долга 10
1.3 Правовые аспекты управления государственным и муниципальным долгом в России 14
2. Повышение эффективности управления государственным и муниципальным долгом (на примере Костромской области)
2.1 Анализ структуры долговых обязательств Костромской области 28
2.2 Перспективы погашения государственного и муниципального долга в РФ 42
2.3 Повышение эффективности управления государственным и муниципальным долгом на территории РФ 45
Заключение 49
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Курсовая Гос.долг.doc

— 804.50 Кб (Скачать)

Правовые основы системы государственных займов заложены в Конституции и Гражданском кодексе Российской Федерации. Полномочия Правительства Российской Федерации по вопросам управления государственным долгом были определены Федеральным конституционным Законом от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). В соответствии с положениями вышеуказанного закона Правительство Российской Федерации осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации. При этом, отдельные вопросы, связанные с управлением государственным долгом, операциями с государственными долговыми обязательствами и учетом этих операций регулировались и продолжают в настоящее время прописываться в нормативных документах Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и соответствующих нормативных актах Банка России.

С введением в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации впервые на законодательном уровне было прописано понятие единой системы учета и регистрации государственных долговых обязательств.

 В Государственную  долговую книгу Российской Федерации  вносятся сведения об объеме долговых обязательств (в том числе гарантий) Российской Федерации, о дате возникновения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация.

Информация о государственных внутренних долговых обязательствах Российской Федерации вносится в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента возникновения данного обязательства.

Информация о государственных внешних долговых обязательствах Российской Федерации предназначается только для документальной регистрации соглашений по предоставляемым займам и не включает данных об реализации обязательств по соглашениям обеими сторонами (погашение долговых обязательств или изменение их объемов), а также о приостановлении или отмене соглашений. Вносится она в Государственную долговую книгу Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с момента поступления в Министерство финансов Российской Федерации соответствующих документов, подтверждающих возникновение указанных обязательств.

В государственную долговую книгу субъекта Российской Федерации вносятся сведения об объеме долговых обязательств субъекта Российской Федерации по видам этих обязательств, о дате их возникновения и исполнения полностью или частично, формах обеспечения обязательств, а также другая информация, состав которой, порядок и срок ее внесения в государственную долговую книгу субъекта Российской Федерации устанавливаются финансовым органом субъекта Российской Федерации.

Отнесение долговых обязательств субъекта Российской Федерации к внешнему или внутреннему долгу при их учете в государственной долговой книге субъекта Российской Федерации осуществляется в валюте долга, в которой определено денежное обязательство при его возникновении, исходя из установленных БК  определений внешнего и внутреннего долга.

В государственной долговой книге субъекта Российской Федерации в том числе учитывается информация о просроченной задолженности по исполнению долговых обязательств субъекта Российской Федерации

Государственный долг Костромской области – это обязательства, возникающие из государственных заимствований Костромской области, гарантий Костромской области по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, принятые на себя Костромской областью.

Долговые обязательства муниципальных образований Костромской области не относятся к государственному долгу.

Так же, Костромская область не несет ответственности по долговым обязательствам Российской Федерации, иных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Костромской областью.

Следует отметить, что  долговые обязательства Костромской области полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Костромской области имуществом, составляющим государственную казну, и исполняются за счет средств областного бюджета.

В Долговой книге Костромской области учитываются и регистрируются государственные долговые обязательства:

1) по государственным  ценным бумагам Костромской области;

2) по бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет Костромской  области от других бюджетов  бюджетной системы Российской Федерации;

3) по кредитам, полученным  Костромской областью от кредитных  организаций, иностранных банков  и международных финансовых организаций;

4) по государственным  гарантиям Костромской области 

 

2. Повышение эффективности управления  государственным  и муниципальным долгом (на примере  Костромской области)

2.1 Анализ структуры долговых обязательств Костромской области

 

Государственным долгом Костромской области являются долговые обязательства областного бюджета, возникающие из государственных заимствований и гарантий по обязательствам третьих лиц, принятых на себя Костромской областью.

Долговые обязательства Костромской области могут существовать в виде обязательств по: 

-государственным ценным  бумагам Костромской области; 
бюджетным кредитам, привлеченным в областной бюджет от других -бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; 
кредитам, полученным Костромской областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций; 
государственным гарантиям Костромской области[31].

В законе Об областном бюджете на очередной финансовый год устанавливаются: дефицит областного бюджета на очередной финансовый год и источники его финансирования; предельный объем государственного долга Костромской области на очередной финансовый год; верхний предел государственного внутреннего долга Костромской области по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом; объем расходов на обслуживание государственного долга Костромской области на очередной финансовый год. В виде приложения к закону также утверждается Программа государственных внутренних заимствований Костромской области на очередной финансовый год.

Управление государственным долгом Костромской области, в том числе осуществление государственных заимствований осуществляется департаментом финансов Костромской области. От имени Костромской области предоставление государственных гарантий осуществляется администрацией Костромской области.

Учет и регистрация всех долговых обязательств областного бюджета осуществляются в Государственной долговой книге Костромской области, которую ведет департамент финансов Костромской области. Долговая политика - деятельность органов власти по управлению государственным долгом. К основным задачам долговой политики Костромской области относится сокращение рисков рефинансирования (полное или частичное погашение кредита за счёт получения новых кредитов) долга и минимизация расходов на его обслуживание. Костромская область не имеет просроченной задолженности по долгам, все обязательства выполняются в полном объеме и в установленный срок.

Рассмотрим динамику государственного долга КО за 2010-2014гг с помощью таблицы 2.1.

Таблица 2.1 Государственный долг Костромской области

Показатели

2010 г.

2011 г.

∆,%

2012 г.

∆,%

2013 г.

∆,%

2014 г.(план)

∆,%

Доходы бюджета

16 241,63

17 400,56

7%

19 911,62

14%

20 224,30

-1%

19697,3

-3%

Расходы бюджета

18 500,85

18 522,84

0%

19 857,67

7%

23 415,50

-1%

21719

-7%

Дефицит - / Профицит +

-2 259,22

-1 122,28

-50%

35,95

-103%

-3191,2

-1%

-2021,7

-37%

Государственный долг на 1 января

5 934,20

7 990,40

35%

9 045,40

13%

9 712,70

-1%

11757,7

21%


 

Как показывают данные таблицы 2.1, ежегодно расходы на обслуживание долговых обязательств региона составляют не более 3 процентов от всех расходов областного бюджета, что соответствует требованиям бюджетного законодательства (не более 15 %).

За последние семь лет объем долговых обязательств областного бюджета увеличился на 7609,6 млн. рублей, что составляет более 80 % от налоговых и неналоговых доходов бюджета и соответствует требованиями ям бюджетного законодательства (не более 100 %).

Благодаря исполнению бюджета в 2008 году с профицитом Костромская область сократила государственный долг почти на 19 %,  однако уже в кризисном 2009 году задолженность увеличилась на 75 %, в 2010 году – на 35 %, в 2011 году – на 35%,  в 2012 году –  на 13 %, а  2013г.- на 13%,  в 2014г.-на 15%.

Как видно из данных таблицы (см.Приложение 1), объем государственных ЦБ за годы исследуемого периода в госдолге КО  увеличился более, чем в 7 раз, объем банковских кредитов  снизился на 9%.

Рассмотрим структуру госдолга КО в динамике за 2010-2014гг. с помощью рис.2.2 и таблицу 2.2(Приложение 1).

Рис.2.2 Динамика государственного долга Костромской области в 2010- 2014 гг., млн. руб.(на 01.01.2014)

 

Как свидетельствуют данные (см.рис.2.2 и таблицу 2.2 Приложение 1) структура госдолга на протяжении исследуемого периода  значительно изменилась, в частности увеличился объем государственных ценных бумаг, последние 5 лет отсутствуют государственные гарантии КО, значительно вырос объем бюджетных кредитов.

Несмотря на риски, связанные с долговой нагрузкой, в результате использования долговых инструментов государственный долг Костромской области удалось диверсифицировать и структурировать . В настоящее время регион не имеет «проблемных» долгов 1990-х годов. Последний, представленный Федерацией в 1996 году по проекту МБРР «Городской общественный транспорт» погашен в 2012 году. Также в настоящее время в регионе нет государственных гарантий, что является положительным моментом, т.к. отсутствует риск исполнения обязательств по выданным гарантиям.

Работа по диверсификации долга проводилась в течение 2011 и 2012 годов, были определены инструменты, увеличивающие срок его погашения (государственные ценные бумаги, бюджетные кредиты). Доля ценных бумаг в структуре долговых обязательств Костромской области увеличилась с 26 % на 1 января 2011 года до 41 % на 1 января 2013 года. Такого результата удалось достичь благодаря выпуску облигационного займа 2011 года, который стал крупнейшим за время работы региона на фондовых площадках: объем эмиссии — 4 млрд руб., срок обращения — пять лет, ставка купона — 9,5 % годовых.

Удельный вес бюджетных кредитов в структуре государственного долга Костромской области за последние два года вырос с 22 % на 1 января 2011 года до 31 % на 1 января 2013 года, а на 1 января 2014 года данный показатель составил 28% [31].

Срок погашения бюджетных кредитов распределен до 2016 года. Кредиты из федерального бюджета привлечены на частичное финансирование дефицита областного бюджета, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений региона.

По состоянию на 1 января 2014 года структура госдолга была достаточно равномерно распределена между банковскими и бюджетными кредитами и ценными бумагами (с преобладанием последних).

Агентство Fitch называет удлинение структуры долга и рефинансировании краткосрочных обязательств («в сочетании с поддержанием хороших бюджетных показателей») одним из факторов, которые могут привести к повышению рейтинга области.

На 2014 год приходится пик погашения долга – 4,79 млрд. руб. из которых примерно 48,7% приходится на банковские кредиты.

За 2013 год размер государственного долга Костромской области увеличился на 2 045 000,0 тыс. рублей или на 21,1 % и по состоянию на 
1 января 2014 года составляет 11 757 699,9 тыс. рублей или 96,1 % от общего годового объема доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений, что соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Проанализируем структуру государственного долга Костромской области по состоянию на 1 января 2013 и  2014 года с помощью  рис. 2.3,.2.4.

Рис. 2.3 Структура госдолга КО на 01.01.13

Рис. 2.4 Структура госдолга на 01.01. 2014

Как свидетельствуют данные рис.2.3-2.4, структура госдолга КО за период 2013-2014гг. имела некоторые изменения, в частности, доля бюджетных кредитов в структуре снизилась на 6%. Снизилась и доля кредитов от кредитных организаций с 27% до 22%. Доля государственных ценных бумаг в структуре долга выросла на 11%.

В составе государственного долга Костромской области по состоянию на 1 января 2014 года наибольший удельный вес занимают долговые обязательства по государственным ценным бумагам – 50,2 %. В отчетном периоде осуществлено привлечение средств от размещения среднесрочных государственных облигаций Костромской области 2013 года с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга  в сумме 3 000 000,0 тыс. рублей по номинальной стоимости.

Задолженность по бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет Костромской области от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составляет 28,2% от общего объема долга. В отчетном периоде привлечение бюджетных кредитов из федерального бюджета составило 1 475 000,0 тыс. рублей. Погашение задолженности по данному виду долговых обязательств произведено в общей сумме 1 139 034,9 тыс. рублей.

Информация о работе Управление государственным и муниципальным долгом, перспективы развития и оценка их реализации на практике