Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 17:10, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение классификации, структуры, системы управления государственным и муниципальным долгом (на примере Костромской области).
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть содержание, формы и методы государственных и муниципальных заимствований;
- определить классификацию государственного и муниципального долга;
- изучены правовые аспекты управления государственным и муниципальным долгом в России;
- проанализировать управление государственным и муниципальным долгом на примере Костромской области;
- определить основные перспективы управления государственным и муниципальным долгом;
Введение 3
1. Теоретические аспекты управления государственным и муниципальным долгом
1.1 Содержание, формы и методы государственных и муниципальных заимствований 6
1.2 Классификации государственного и муниципальный долга 10
1.3 Правовые аспекты управления государственным и муниципальным долгом в России 14
2. Повышение эффективности управления государственным и муниципальным долгом (на примере Костромской области)
2.1 Анализ структуры долговых обязательств Костромской области 28
2.2 Перспективы погашения государственного и муниципального долга в РФ 42
2.3 Повышение эффективности управления государственным и муниципальным долгом на территории РФ 45
Заключение 49
Библиографический список
Правовые основы системы государственных займов заложены в Конституции и Гражданском кодексе Российской Федерации. Полномочия Правительства Российской Федерации по вопросам управления государственным долгом были определены Федеральным конституционным Законом от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). В соответствии с положениями вышеуказанного закона Правительство Российской Федерации осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации. При этом, отдельные вопросы, связанные с управлением государственным долгом, операциями с государственными долговыми обязательствами и учетом этих операций регулировались и продолжают в настоящее время прописываться в нормативных документах Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и соответствующих нормативных актах Банка России.
С введением в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации впервые на законодательном уровне было прописано понятие единой системы учета и регистрации государственных долговых обязательств.
В Государственную
долговую книгу Российской
Информация о государственных внутренних долговых обязательствах Российской Федерации вносится в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента возникновения данного обязательства.
Информация о государственных внешних долговых обязательствах Российской Федерации предназначается только для документальной регистрации соглашений по предоставляемым займам и не включает данных об реализации обязательств по соглашениям обеими сторонами (погашение долговых обязательств или изменение их объемов), а также о приостановлении или отмене соглашений. Вносится она в Государственную долговую книгу Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с момента поступления в Министерство финансов Российской Федерации соответствующих документов, подтверждающих возникновение указанных обязательств.
В государственную долговую книгу субъекта Российской Федерации вносятся сведения об объеме долговых обязательств субъекта Российской Федерации по видам этих обязательств, о дате их возникновения и исполнения полностью или частично, формах обеспечения обязательств, а также другая информация, состав которой, порядок и срок ее внесения в государственную долговую книгу субъекта Российской Федерации устанавливаются финансовым органом субъекта Российской Федерации.
Отнесение долговых обязательств субъекта Российской Федерации к внешнему или внутреннему долгу при их учете в государственной долговой книге субъекта Российской Федерации осуществляется в валюте долга, в которой определено денежное обязательство при его возникновении, исходя из установленных БК определений внешнего и внутреннего долга.
В государственной долговой книге субъекта Российской Федерации в том числе учитывается информация о просроченной задолженности по исполнению долговых обязательств субъекта Российской Федерации
Государственный долг Костромской области – это обязательства, возникающие из государственных заимствований Костромской области, гарантий Костромской области по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, принятые на себя Костромской областью.
Долговые обязательства муниципальных образований Костромской области не относятся к государственному долгу.
Так же, Костромская область не несет ответственности по долговым обязательствам Российской Федерации, иных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Костромской областью.
Следует отметить, что долговые обязательства Костромской области полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности Костромской области имуществом, составляющим государственную казну, и исполняются за счет средств областного бюджета.
В Долговой книге Костромской области учитываются и регистрируются государственные долговые обязательства:
1) по государственным
ценным бумагам Костромской
2) по бюджетным кредитам,
привлеченным в бюджет
3) по кредитам, полученным
Костромской областью от
4) по государственным гарантиям Костромской области
2. Повышение эффективности управления государственным и муниципальным долгом (на примере Костромской области)
2.1 Анализ структуры долговых обязательств Костромской области
Государственным долгом Костромской области являются долговые обязательства областного бюджета, возникающие из государственных заимствований и гарантий по обязательствам третьих лиц, принятых на себя Костромской областью.
Долговые обязательства Костромской области могут существовать в виде обязательств по:
-государственным ценным
бумагам Костромской области;
бюджетным кредитам, привлеченным в областной
бюджет от других -бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации;
кредитам, полученным Костромской областью
от кредитных организаций, иностранных
банков и международных финансовых организаций;
государственным гарантиям Костромской
области[31].
В законе Об областном бюджете на очередной финансовый год устанавливаются: дефицит областного бюджета на очередной финансовый год и источники его финансирования; предельный объем государственного долга Костромской области на очередной финансовый год; верхний предел государственного внутреннего долга Костромской области по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом; объем расходов на обслуживание государственного долга Костромской области на очередной финансовый год. В виде приложения к закону также утверждается Программа государственных внутренних заимствований Костромской области на очередной финансовый год.
Управление государственным долгом Костромской области, в том числе осуществление государственных заимствований осуществляется департаментом финансов Костромской области. От имени Костромской области предоставление государственных гарантий осуществляется администрацией Костромской области.
Учет и регистрация всех долговых обязательств областного бюджета осуществляются в Государственной долговой книге Костромской области, которую ведет департамент финансов Костромской области. Долговая политика - деятельность органов власти по управлению государственным долгом. К основным задачам долговой политики Костромской области относится сокращение рисков рефинансирования (полное или частичное погашение кредита за счёт получения новых кредитов) долга и минимизация расходов на его обслуживание. Костромская область не имеет просроченной задолженности по долгам, все обязательства выполняются в полном объеме и в установленный срок.
Рассмотрим динамику государственного долга КО за 2010-2014гг с помощью таблицы 2.1.
Таблица 2.1 Государственный долг Костромской области
Показатели |
2010 г. |
2011 г. |
∆,% |
2012 г. |
∆,% |
2013 г. |
∆,% |
2014 г.(план) |
∆,% |
Доходы бюджета |
16 241,63 |
17 400,56 |
7% |
19 911,62 |
14% |
20 224,30 |
-1% |
19697,3 |
-3% |
Расходы бюджета |
18 500,85 |
18 522,84 |
0% |
19 857,67 |
7% |
23 415,50 |
-1% |
21719 |
-7% |
Дефицит - / Профицит + |
-2 259,22 |
-1 122,28 |
-50% |
35,95 |
-103% |
-3191,2 |
-1% |
-2021,7 |
-37% |
Государственный долг на 1 января |
5 934,20 |
7 990,40 |
35% |
9 045,40 |
13% |
9 712,70 |
-1% |
11757,7 |
21% |
Как показывают данные таблицы 2.1, ежегодно расходы на обслуживание долговых обязательств региона составляют не более 3 процентов от всех расходов областного бюджета, что соответствует требованиям бюджетного законодательства (не более 15 %).
За последние семь лет объем долговых обязательств областного бюджета увеличился на 7609,6 млн. рублей, что составляет более 80 % от налоговых и неналоговых доходов бюджета и соответствует требованиями ям бюджетного законодательства (не более 100 %).
Благодаря исполнению бюджета в 2008 году с профицитом Костромская область сократила государственный долг почти на 19 %, однако уже в кризисном 2009 году задолженность увеличилась на 75 %, в 2010 году – на 35 %, в 2011 году – на 35%, в 2012 году – на 13 %, а 2013г.- на 13%, в 2014г.-на 15%.
Как видно из данных таблицы (см.Приложение 1), объем государственных ЦБ за годы исследуемого периода в госдолге КО увеличился более, чем в 7 раз, объем банковских кредитов снизился на 9%.
Рассмотрим структуру госдолга КО в динамике за 2010-2014гг. с помощью рис.2.2 и таблицу 2.2(Приложение 1).
Рис.2.2 Динамика государственного долга Костромской области в 2010- 2014 гг., млн. руб.(на 01.01.2014)
Как свидетельствуют данные (см.рис.2.2 и таблицу 2.2 Приложение 1) структура госдолга на протяжении исследуемого периода значительно изменилась, в частности увеличился объем государственных ценных бумаг, последние 5 лет отсутствуют государственные гарантии КО, значительно вырос объем бюджетных кредитов.
Несмотря на риски, связанные с долговой нагрузкой, в результате использования долговых инструментов государственный долг Костромской области удалось диверсифицировать и структурировать . В настоящее время регион не имеет «проблемных» долгов 1990-х годов. Последний, представленный Федерацией в 1996 году по проекту МБРР «Городской общественный транспорт» погашен в 2012 году. Также в настоящее время в регионе нет государственных гарантий, что является положительным моментом, т.к. отсутствует риск исполнения обязательств по выданным гарантиям.
Работа по диверсификации долга проводилась в течение 2011 и 2012 годов, были определены инструменты, увеличивающие срок его погашения (государственные ценные бумаги, бюджетные кредиты). Доля ценных бумаг в структуре долговых обязательств Костромской области увеличилась с 26 % на 1 января 2011 года до 41 % на 1 января 2013 года. Такого результата удалось достичь благодаря выпуску облигационного займа 2011 года, который стал крупнейшим за время работы региона на фондовых площадках: объем эмиссии — 4 млрд руб., срок обращения — пять лет, ставка купона — 9,5 % годовых.
Удельный вес бюджетных кредитов в структуре государственного долга Костромской области за последние два года вырос с 22 % на 1 января 2011 года до 31 % на 1 января 2013 года, а на 1 января 2014 года данный показатель составил 28% [31].
Срок погашения бюджетных кредитов распределен до 2016 года. Кредиты из федерального бюджета привлечены на частичное финансирование дефицита областного бюджета, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений региона.
По состоянию на 1 января 2014 года структура госдолга была достаточно равномерно распределена между банковскими и бюджетными кредитами и ценными бумагами (с преобладанием последних).
Агентство Fitch называет удлинение структуры долга и рефинансировании краткосрочных обязательств («в сочетании с поддержанием хороших бюджетных показателей») одним из факторов, которые могут привести к повышению рейтинга области.
На 2014 год приходится пик погашения долга – 4,79 млрд. руб. из которых примерно 48,7% приходится на банковские кредиты.
За 2013
год размер государственного долга Костромской
области увеличился на 2 045 000,0 тыс. рублей
или на 21,1 % и по состоянию на
1 января 2014 года составляет 11 757 699,9 тыс. рублей
или 96,1 % от общего годового объема доходов
областного бюджета без учета объема безвозмездных
поступлений, что соответствует требованиям
Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Проанализируем структуру государственного долга Костромской области по состоянию на 1 января 2013 и 2014 года с помощью рис. 2.3,.2.4.
Рис. 2.3 Структура госдолга КО на 01.01.13
Рис. 2.4 Структура госдолга на 01.01. 2014
Как свидетельствуют данные рис.2.3-2.4, структура госдолга КО за период 2013-2014гг. имела некоторые изменения, в частности, доля бюджетных кредитов в структуре снизилась на 6%. Снизилась и доля кредитов от кредитных организаций с 27% до 22%. Доля государственных ценных бумаг в структуре долга выросла на 11%.
В составе государственного долга Костромской области по состоянию на 1 января 2014 года наибольший удельный вес занимают долговые обязательства по государственным ценным бумагам – 50,2 %. В отчетном периоде осуществлено привлечение средств от размещения среднесрочных государственных облигаций Костромской области 2013 года с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга в сумме 3 000 000,0 тыс. рублей по номинальной стоимости.
Задолженность по бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет Костромской области от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составляет 28,2% от общего объема долга. В отчетном периоде привлечение бюджетных кредитов из федерального бюджета составило 1 475 000,0 тыс. рублей. Погашение задолженности по данному виду долговых обязательств произведено в общей сумме 1 139 034,9 тыс. рублей.