Управление государственным и муниципальным долгом, перспективы развития и оценка их реализации на практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение классификации, структуры, системы управления государственным и муниципальным долгом (на примере Костромской области).
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть содержание, формы и методы государственных и муниципальных заимствований;
- определить классификацию государственного и муниципального долга;
- изучены правовые аспекты управления государственным и муниципальным долгом в России;
- проанализировать управление государственным и муниципальным долгом на примере Костромской области;
- определить основные перспективы управления государственным и муниципальным долгом;

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические аспекты управления государственным и муниципальным долгом
1.1 Содержание, формы и методы государственных и муниципальных заимствований 6
1.2 Классификации государственного и муниципальный долга 10
1.3 Правовые аспекты управления государственным и муниципальным долгом в России 14
2. Повышение эффективности управления государственным и муниципальным долгом (на примере Костромской области)
2.1 Анализ структуры долговых обязательств Костромской области 28
2.2 Перспективы погашения государственного и муниципального долга в РФ 42
2.3 Повышение эффективности управления государственным и муниципальным долгом на территории РФ 45
Заключение 49
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Курсовая Гос.долг.doc

— 804.50 Кб (Скачать)

- сохранение  объемов и структуры государственного  долга, позволяющих гарантированно  выполнять обязательства по его погашению и обслуживанию, а также рефинансировать долг независимо от состояния федерального бюджета;

- осуществление  государственных внутренних заимствований  в объеме, позволяющем активно  развивать рынок корпоративных  и муниципальных заимствований, обеспечивающих финансирование инвестиций в отраслях и регионах;

- изменение структуры  государственного долга в части  дальнейшего увеличения удельного  веса внутреннего долга в структуре  совокупного государственного долга.

Только научно обоснованная концепция развития и использования государственных долговых отношений в интересах общества может обеспечить неуклонное повышение эффективности управления государственным долгом. Необходимое и достаточное условия достижения высоких показателей результативного управления задолженностью государства пока далеки от своего практического воплощения. Вот почему все еще остро стоит вопрос об эффективности управления государственным долгом, под которой понимается степень достижения оптимальности основных параметров долга (его величины, структуры, стоимости обслуживания и других) и способность органов власти удерживать их на уровне, максимально благоприятном для формирования макроэкономических условий, стимулирующих ускорение развития страны и рост благосостояния ее граждан.

Можно выделить основные принципы долговой политики в перспективе.

Во-первых, обслуживание обязательств и поддержание высокого кредитного рейтинга. Для получения инвестиционного рейтинга при формировании долговой политики важно обеспечить поддержание высокого уровня доверия кредиторов, безусловное и своевременное выполнение долговых обязательств, обеспечение равного доступа на рынок российских долговых обязательств инвесторов при сохранении эффективного контроля над вложениями нерезидентов в российские ценные бумаги. Существенное улучшение показателей долговой устойчивости на фоне положительной динамики макроэкономических показателей обеспечили быстрое повышение суверенного кредитного рейтинга страны.

Во-вторых, долговременная стратегия и эффективное использование. Необходимо усилить долговременную ориентацию долговой политики, покончить с ее подчиненностью решению текущих бюджетных проблем. Долговая стратегия должна характеризоваться комплексным подходом, учитывающим особенности общей экономической стратегии развития России, ее валютной, денежно-кредитной, финансовой, инвестиционной политики. Активная долговая стратегия должна состоять, по крайней мере, из трех составных частей: стратегии обслуживания имеющегося долга, стратегии привлечения новых финансовых ресурсов и стратегии использования заемных средств. При этом для реализации целей активной долговой стратегии необходимо повысить гибкость и оперативность в принятии решений по вопросам управления государственным долгом.

В-третьих, связь с внешней политикой. Россия должна активнее, чем в прошлом, отстаивать свои интересы в сложившейся мировой системе управления кредитно-долговыми отношениями, которая включает встречи «большой восьмерки» и связанные с ними подготовительные заседания, работу международных финансовых организаций (МВФ, Мирового банка) и международных клубов кредиторов. Возможные уступки по реализации долга должны быть компенсированы реальными экономическими приобретениями в других областях.

В-четвертых, обеспечение прозрачности сделок по урегулированию задолженности. Имеющаяся система отчетности о государственном долге отличается высокой степенью закрытости, прежде всего для участников финансовых рынков – потенциальных инвесторов с точки зрения объема доступной для них информации о наиболее важных аспектах политики и операций по управлению долгом. Между тем, прозрачность режима принятия решений, четкость правил и процедур осуществления операций по управлению государственным долгом способствует укреплению доверия кредиторов и инвесторов к долговым обязательствам государства. Это, в свою очередь, повышает эффективность проводимых операций по управлению государственными долговыми обязательствами и в долгосрочной перспективе может привести к снижению стоимости обслуживания государственного долга.

В-пятых, осуществление институциональных преобразований системы управления внешним долгом. Эту проблему нельзя решить создав независимое агентство по управлению государственным долгом (Внешэкономбанк). Объединение сложных и многогранных задач управления госдолгом в единый комплекс требует серьезного усиления взаимодействия всех институтов, связанных с этими вопросами: Минфина России, Минэкономразвития России, Внешэкономбанка, Банка России, Федерального Собрания, Счетной палаты. Необходимо также восстановить деятельность правительственной Комиссии по управлению внешним долгом и зарубежными активами, которая в последние годы практически не работала, фактически передав свои полномочия Минфину России.

Развитие рынка государственных заимствований в качественном направлении будет способствовать решению правительственных задач по удержанию рейтинга Росси как первоклассного заемщика, обеспечивающего безусловное, своевременное и полное выполнение всех обязательств по государственному долгу.

2.3 Повышение эффективности управления государственным и муниципальным долгом на территории РФ

 

Отношения, связанные с формированием государственного и муниципального долга, его погашением и обслуживанием, – это динамичная, быстро развивающаяся сфера экономической деятельности. Участие в формировании политики государственных заимствований и ее практической реализации требует от государственных и муниципальных служащих специальных знаний. Не менее важно научиться пользоваться информацией об условиях выпуска и обращения государственных ценных бумаг многочисленным инвесторам – юридическим и физическим лицам. Инвесторы должны овладеть приемами выхода на рынок государственного долга, тонкостями механизма проведения отдельных операций с обязательствами государства. В противном случае можно не только не получить ожидаемого дохода, но понести убытки. Максимальную выгоду получит тот инвестор, кто инвестиционные решения принимает интуитивно, на уровне подсознания. Но это возможно только на основе прочных и разносторонних знаний о рынке государственного долга и глубокого понимания механизма его функционирования.

Работа была написана на основе обобщения реального опыта проведения заимствований, регулирования рынка государственных  и муниципальных долговых инструментов, проявившихся тенденций во взаимоотношениях государства с разными категориями инвесторов. На основе рассмотренных и изученных вопросов можно сделать следующие выводы, что основными задачами государства, направленными на поддержание стабильности рынка заимствований является: сохранение объемов и структуры государственного и муниципального долга, позволяющих гарантированно выполнять обязательства по его погашению и обслуживанию, а также рефинансировать долг независимо от состояния бюджета; осуществление государственных и муниципальных заимствований в объеме, позволяющем активно развивать рынок корпоративных и муниципальных заимствований, обеспечивающих финансирование инвестиций в отраслях и регионах.

Главными целями долговой политики на ближайшее будущее должно быть решение следующих задач:

- улучшение качества  долга за счет снижения стоимости  его обслуживания, совершенствования  структуры;

- обеспечение  стабильного обслуживания как  внешних, так и внутренних обязательств  страны при любой кризисной  ситуации;

- содействие  достижению инвестиционного кредитного рейтинга и его дальнейшему повышению, что не только обеспечит удешевление новых заимствований для государства и частных структур, но и будет способствовать приливу новых прямых и портфельных инвестиций;

- гибкое реагирование  на изменяющиеся условия внешнего и внутреннего финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;

- обеспечение  надежного механизма перевода  заемных средств в инвестиции, ставящего реальные заслоны на  пути их нецелевого использования. Дополнительные заемные средства должны привлекаться только для финансирования и кредитования приоритетных проектов и программ при условии их эффективного использования;

- усиление привлекательности  российских долговых бумаг для  широкого круга инвесторов, предотвращение резких колебаний их цены на мировых финансовых рынках;

- прогнозирование  и избежание рисков, связанных  со структурой долга, лучшее использование  валютного фактора в снижении  долговых выплат;

- максимальное  использование для обслуживания долга дебиторской задолженности иностранных государств России, то есть зарубежных финансовых активов, а также задолженности предприятий и регионов по гарантированным государством валютным кредитам;

- более тесная  координация государственной политики  и политики внешних заимствований корпоративных структур, чтобы избежать ненужной конкуренции на финансовых рынках и рисков, связанных с возможным невыполнением корпоративных долговых обязательств;

- создание комплексной  системы управления государственным  и муниципальным долгом с участием органов государственной и муниципальной власти, которая позволит адекватно формулировать и реализовывать национальные интересы в этой сфере;

- совершенствование  учета и мониторинга государственного  долга, внедрения прогрессивных технологий по управлению долгом, позволяющих контролировать состояние долговой нагрузки экономики и отслеживать ход выполнения государственных обязательств в режиме реального времени.

Эти решения являются обоснованными не только по линии улучшения рынка государственного и муниципального долга, но и по линии улучшения социально-экономического состояния страны и ее граждан.

 

Заключение

Таким образом, по результатам  исследования  были сделаны следующие выводы.

В рамках задачи по рассмотрению содержания, форм и методов  государственных  и муниципальных заимствований было определено, что

государственные и муниципальные заимствования, являющиеся главным способом покрытия бюджетного дефицита, представляют собой передачу в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления средств, которые заемщики обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента (дохода в иной форме) на сумму заимствования. Целью проведения заимствований является получение органами власти и органами местного самоуправления в свое распоряжение дополнительных финансовых средств, которые они могли бы направить на финансирование мероприятий, не обеспеченных доходами, или осуществление программ экономического и социального развития.

В рамках задачи по  определению классификации государственного и муниципального долга выявлено, что классификация государственного и муниципального долга может проводиться по разным признакам. Обычно используются следующие: экономический признак (степень охвата совокупности обязательств), тип заемщика, форма долговых обязательств, срочность долговых обязательств, рынок заимствований, тип кредитора, валюта заимствований, официальный (бюджетный) признак.

В рамках задачи, изучены правовые аспекты управления государственным и муниципальным долгом в России.

К нормативно-правовой базе государственного долга относят:

-Федеральные законы. ФЗ «О федеральном бюджете на … год», ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

-Постановления и распоряжения Правительства РФ

-Приказы Минфина РФ

- НПА Субъектов  РФ.

В рамках задачи было проанализировано управление государственным и муниципальным долгом на примере Костромской области. Было установлено, что бюджет Костромской области на протяжении длительного времени является дотационным и дефицитным. Это обусловливает потребность в грамотном управлении государственным долгом региона.

Одной из задач, стоящих перед регионом, является достижение равномерности погашения долга. Ежегодный долговой «навес», состоящий из краткосрочных банковских кредитов, несет в себе высокие риски рефинансирования. Одним из инструментов для решения данной задачи является выпуск государственных долговых ценных бумаг Костромской области, опыт работы которой на российских фондовых площадках имеет давнюю историю.

Были определены основные перспективы управления государственным и муниципальным долгом; Можно выделить основные принципы долговой политики в перспективе.

Во-первых, обслуживание обязательств и поддержание высокого кредитного рейтинга.

Во-вторых, долговременная стратегия и эффективное использование.

В-третьих, связь с внешней политикой.

В-четвертых, обеспечение прозрачности сделок по урегулированию задолженности.

В-пятых, осуществление институциональных преобразований системы управления внешним долгом.

Определены направления повышения эффективности системы управления государственным и муниципальным долгом.

Главными целями долговой политики на ближайшее будущее должно быть решение следующих задач:

- улучшение качества  долга за счет снижения стоимости его обслуживания, совершенствования структуры;

- обеспечение  стабильного обслуживания как  внешних, так и внутренних обязательств  страны при любой кризисной  ситуации;

- содействие  достижению инвестиционного кредитного  рейтинга и его дальнейшему повышению, что не только обеспечит удешевление новых заимствований для государства и частных структур, но и будет способствовать приливу новых прямых и портфельных инвестиций;

- гибкое реагирование  на изменяющиеся условия внешнего  и внутреннего финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;

Информация о работе Управление государственным и муниципальным долгом, перспективы развития и оценка их реализации на практике