Управление государственным и муниципальным долгом, перспективы развития и оценка их реализации на практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2014 в 17:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является изучение классификации, структуры, системы управления государственным и муниципальным долгом (на примере Костромской области).
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть содержание, формы и методы государственных и муниципальных заимствований;
- определить классификацию государственного и муниципального долга;
- изучены правовые аспекты управления государственным и муниципальным долгом в России;
- проанализировать управление государственным и муниципальным долгом на примере Костромской области;
- определить основные перспективы управления государственным и муниципальным долгом;

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические аспекты управления государственным и муниципальным долгом
1.1 Содержание, формы и методы государственных и муниципальных заимствований 6
1.2 Классификации государственного и муниципальный долга 10
1.3 Правовые аспекты управления государственным и муниципальным долгом в России 14
2. Повышение эффективности управления государственным и муниципальным долгом (на примере Костромской области)
2.1 Анализ структуры долговых обязательств Костромской области 28
2.2 Перспективы погашения государственного и муниципального долга в РФ 42
2.3 Повышение эффективности управления государственным и муниципальным долгом на территории РФ 45
Заключение 49
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Курсовая Гос.долг.doc

— 804.50 Кб (Скачать)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова

 

Специальность «Финансы и кредит»

Дисциплина «Финансы»

 

 

Курсовая работа

 

Управление государственным и муниципальным долгом, перспективы развития и оценка их реализации на практике.

 

 

Студент           Гришанина Т.В. 3 курс з\о________________________

                                       Ф.И.О.                                                   Подпись

Руководитель  _______________________________________________

                               Ф.И.О.                                                   Подпись

Кострома 2014

 

Содержание

Введение                                                                                                                3

1. Теоретические аспекты управления  государственным и муниципальным  долгом 

1.1 Содержание, формы и методы государственных  и муниципальных заимствований                                                                                           6

1.2 Классификации  государственного и муниципальный  долга        10

1.3 Правовые  аспекты управления государственным  и муниципальным долгом в России                                                                                        14

2. Повышение эффективности управления  государственным  и муниципальным  долгом (на примере  Костромской  области)

2.1 Анализ структуры долговых обязательств Костромской области   28

2.2 Перспективы погашения государственного и муниципального долга в РФ                                                                                                          42

2.3 Повышение эффективности управления  государственным и муниципальным  долгом на территории РФ                                              45

Заключение                                                                                                         49

Библиографический список                                                                              52

Приложение

 

 

Введение

Актуальность темы исследования. Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.

Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.

Вместе с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании государством заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг – это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства. Все это обуславливает актуальность темы исследования.

Разработанность проблемы исследования. В отечественной экономической науке особое внимание уделялось проблемам управления государственным долгом. Вопросам погашения государственного и муниципального долга  посвящен ряд публикаций российских авторов: М.К. Абрамова, Л.А. Воронова, М. Н.Кропочевой, О.Ф. Мишиной, В.Т. Северова, П.А. Сочиной, Ю.В. Якина.

Признавая значимость результатов выполненных исследований, следует отметить, что в настоящее время в экономической литературе по отношению к системе управления государственным и муниципальным долгом выстроена целостная система категорий.

Целью настоящей работы является изучение классификации, структуры, системы управления государственным и муниципальным долгом (на примере Костромской области).

Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть содержание, формы и методы  государственных  и муниципальных заимствований;

- определить  классификацию государственного  и муниципального долга;

- изучены правовые аспекты управления государственным и муниципальным долгом в России;

- проанализировать управление государственным и муниципальным долгом на примере Костромской области;

- определить  основные перспективы управления государственным и муниципальным долгом;

-определить направления  повышения эффективности системы управления государственным и муниципальным долгом.

Объектом исследования является система управления государственным и муниципальным долгом.

Предмет исследования – экономические отношения, возникающие при управлении государственным и муниципальным долгом на территории Костромской области .

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, внесших существенный вклад в научную разработку проблем исследования долговой политики.

Методология исследования. В основу исследования положены современные методы научного познания, включая исторический, сравнительный, графический анализ, а также системный подход.

Информационную базу исследования составили отчетные и прогнозные данные Департамента финансов Костромской области, аналитические данные, статистическая информация, опубликованная в статистических ежегодниках, материалы научной и периодической литературы.

Практическая значимость работы состоит в рассмотрении различных теоретических подходов в области формирования и реализации долговой политики. Уточненные теоретические аспекты формирования долговой политики , выявленные особенности управления государственным и муниципальным долгом углубляют и систематизируют теоретическую и методическую базу для формирования долговой политики .

Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

 

1. Теоретические аспекты управления государственным и муниципальным долгом

1.1 Содержание, формы и методы государственных и муниципальных заимствований

 

Государственные и муниципальные заимствования, являющиеся главным способом покрытия бюджетного дефицита, представляют собой передачу в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления средств, которые заемщики обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента (дохода в иной форме) на сумму заимствования. Целью проведения заимствований является получение органами власти и органами местного самоуправления в свое распоряжение дополнительных финансовых средств, которые они могли бы направить на финансирование мероприятий, не обеспеченных доходами, или осуществление программ экономического и социального развития.

Кредиторами органов власти и органов местного самоуправления могут выступать многочисленные юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), национальные органы власти другого уровня, правительства иностранных государств, международные финансовые организации. Отношения между заемщиками и кредиторами регулируются нормами национального и международного права, включая двусторонние договоры и соглашения.

В зависимости от субъекта, осуществляющего привлечение средств, в России, например, заимствования подразделяются на государственные заимствования Российской Федерации, государственные заимствования субъектов Российской Федерации и муниципальные заимствования.

Государственные и муниципальные заимствования могут быть внутренними и внешними. Внутренние заимствования проводятся на национальном рынке и в национальной валюте, внешние — осуществляются на внешних рынках и в иностранных валютах. При этом в России право внешних заимствований закреплено за Российской Федерацией и субъектами РФ, имевшими внешний долг к августу 2000 г. Внутренние заимствования могут проводить органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Заимствования проводятся в двух формах: государственных и муниципальных займов и прямых кредитов.

Государственные и муниципальные займы — передача в распоряжение заемщика средств путем приобретения заимодателями государственных и муниципальных ценных бумаг. В России займы осуществляются Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями. Государственные займы могут быть внутренними и внешними, а муниципальные — только внутренними.

Самым распространенным видом государственных и муниципальных ценных бумаг является облигация. Облигация государственного или муниципального займа — это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в установленный срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента или иного имущественного эквивалента.

Орган государственной власти или орган местного самоуправления устанавливает нарицательную стоимость (номинальную цену) облигации. Она обозначается на ценной бумаге и определяет денежную сумму, которая выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и на которую начисляются проценты. Процентный доход, установленный к номиналу облигации, выражает номинальную доходность займа. Однако реальная доходность облигации для ее держателя может быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовым ценам, а они отклоняются от нарицательной стоимости облигаций в силу целого ряда факторов, складывающихся на рынке.

Займы классифицируются по нескольким признакам. В зависимости от субъекта, реализующего право эмиссии долговых обязательств, они подразделяются на государственные займы РФ, государственные займы субъекта Федерации (региональные) и муниципальные (местные).

По признаку держателей государственных и муниципальных ценных бумаг займы делятся на универсальные и специальные. Универсальные распространяются как среди физических, так и юридических лиц, специальные реализуются либо только среди населения, либо только среди организаций. Выпуск специальных займов обеспечивает защиту интересов соответствующей группы предполагаемых держателей облигаций займа. Например, если заем эмитируется специально для распространения среди физических лиц, то соответствующие меры препятствуют поглощению его организациями. Выпуск же универсальных займов способствует более успешному проведению заемных операций, поскольку возможные промахи в конструировании займов нивелируются за счет широкого круга потенциальных покупателей ценных бумаг.

По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

Второй формой государственных и муниципальных заимствований являются кредиты, привлекаемые органами государственной власти и органами местного самоуправления для увеличения своих ресурсов. Кредиты могут быть предоставлены государственными и коммерческими банками, другими кредитными организациями, иностранными государствами, их банками и фирмами, международными финансовыми организациями. При этом Центральный банк РФ может прокредитовать только федеральное правительство, а органы местного самоуправления не имеют доступа к внешним источникам кредитования.

По методам проведения государственные и муниципальные заимствования подразделяются на добровольные и принудительные. В условиях политической и экономической стабильности органы власти и органы местного самоуправления привлекают займы и кредиты на началах добровольного и взаимовыгодного сотрудничества со своими кредиторами. Государственные и муниципальные долговые инструменты свободно обращаются на финансовом рынке.

К принудительным заимствованиям в чрезвычайных военно-политических и экономических условиях прибегают центральные органы власти, которые в силу закона размещают государственные займы среди подписчиков в обязательном порядке. Государственные и муниципальные заимствования, осуществляемые в виде займов и кредитов, приводят к формированию в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления дополнительных средств, направляемых на удовлетворение общественных потребностей. Исходя из вышеизложенного государственные и муниципальные заимствования можно определить как отношения по поводу перераспределения временно свободных денежных средств юридических и физических лиц, правительств иностранных государств и международных финансововых организаций в виде государственных займов и кредитов, в результате которых в распоряжении органа государственной власти либо органа местного самоуправления (заемщика) формируются дополнительные финансовые ресурсы.

Государственные и муниципальные заимствования проводятся в соответствии с ежегодно утверждаемыми программами. Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации представляет собой перечень внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования (ст. 108 БК РФ). При этом для несвязанных займов и кредитов указываются источники привлечения, суммы заимствования и сроки погашения, а для целевых иностранных заимствований — конечный получатель, цели заимствования и направления использования, источники и суммы заимствования, сроки погашения, гарантии третьих лиц по возврату средств в федеральный бюджет (если такой возврат предусмотрен), оценка объема использованных средств до начала финансового года и прогноз объема использования средств в очередном финансовом году[7].

Информация о работе Управление государственным и муниципальным долгом, перспективы развития и оценка их реализации на практике