Управление государственным и муниципальным развитием

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:46, контрольная работа

Краткое описание

В Российской Федерации основным законом, регламентирующим деятельность унитарных предприятий, является Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».
Унитарные предприятия могут быть трёх типов:
1. Федеральное государственное унитарное предприятие — ФГУП;
2. Государственное унитарное предприятие — ГУП (субъекта федерации);
3. Муниципальное унитарное предприятие — МУП (Муниципального образования).

Файлы: 1 файл

управ гос и мун развит пкз готово.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

ИНСТИТУТ  ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

 

 

Управление  государственным и муниципальным  развитием

 

Письменное  контрольное задание

Для студентов  и слушателей дистанционного обучения

 

 

Студент Максимов Максим Петрович

Группа 09409

Дата 10.01.2013

Подпись Максимов

Преподаватель ________________________

Дата _________________________________

Оценка ______________________________

Подпись _____________________________

 

 

 

 

Новосибирск 2013

 

Тема  № 13 «Управление государственными

и муниципальными предприятиями и учреждениями»

 

Государственное предприятие — особая организационно-правовая форма юридического лица, существующая фактически только в Российской Федерации.

В Российской Федерации  основным законом, регламентирующим деятельность унитарных предприятий, является Федеральный  закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Унитарные предприятия  могут быть трёх типов:

  1. Федеральное государственное унитарное предприятие — ФГУП;
  2. Государственное унитарное предприятие — ГУП (субъекта федерации);
  3. Муниципальное унитарное предприятие — МУП (Муниципального образования).

УП — коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

В такой форме могут  быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Размер уставного фонда  государственного унитарного предприятия  должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, муниципального — не менее чем 1000 МРОТ.

Учредительным документом унитарного предприятия является устав.

Унитарное предприятие  не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие  путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Данное ограничение было введено Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ, тогда как ранее российское законодательство позволяло унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, создавать дочерние унитарные предприятия. С принятием указанного закона существовавшие дочерние унитарные предприятия подлежали присоединению к учредившим их предприятиям в шестимесячный срок, то есть до 3 июня 2003 года.

Унитарные предприятия  обязаны в случаях, определенных собственником имущества, проводить ежегодный обязательный аудит. При этом договор на проведение обязательного аудита отчетности унитарных предприятий должен быть заключен по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Обычно унитарные предприятия  расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению с акционерными обществами, поскольку в последних закон устанавливает процедуры корпоративного управления. Однако в качестве преимущества унитарных предприятий можно выделить то, что имущество остается в государственной (муниципальной) собственности.

В отличие от акционерных  обществ и иных коммерческих организаций  унитарные предприятия обязаны  раскрывать информацию о проводимых ими закупках на официальных сайтах уровня своей подчиненности. Для ФГУП — на официальном сайте государственных закупок Российской Федерации (федеральный государственный заказ), для ГУП на сайтах закупок регионов и для МУП на официальных сайтах муниципалитетов или, при их отсутствии, на официальных сайтах закупок регионов.

Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов. Кроме того, безусловно, целью деятельности является не извлечение прибыли, а удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд.

Государственные унитарные предприятия федерального подчинения, принадлежащие субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям (ГУП), являются основными хозяйствующими субъектами государственной сферы экономики.

Задача ГУПов - эффективно распоряжаться этим государствнным или муниципальным имуществом. В России действуют два вида ГУПов: одни основаны на праве хозяйственного ведения, другие - на праве оперативного управления государственным имуществом (казенные предприятия).

По данным официальной  статистики, в стране насчитывалось 16602 ГУПа, включая казенные предприятия и 5029 акционерных обществ с долей государственного участия.

Наибольшее  число ГУПов действует в сфере  операций с недвижимым имуществом и  предоставления услуг - 23,4%; затем следуют  обрабатывающие производства - 18,1%, торговля, ремонт автотранспорта и бытовых приборов - 14,2%, сельское и лесное хозяйство - 13,3%, строитель- ство - 9%.

Управление  ГУПом осуществляется единолично руководителем (директором, генеральным директором), обладающим значительным кругом полномочий, который назначается собственником имущества предприятия. Согласно ст.21 Закона № 161-ФЗ руководитель

ГУПа подотчетен собственнику имущества и действует  от его имени без доверенности, в том числе представляет интересы предприятия, совершает в установленном порядке сделки от имени предприятия, утверждает его структуру и штаты, осуществляет прием на работу работников, заключает, изменяет и прекращает с ними трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности. По существу, руководитель ГУПа организует выполнение решений собственника имущества предприятия.

Руководитель  ГУПа не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности  и заниматься другой оплачиваемой деятельностью  в государственных органах, органах  местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности), быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, когда участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках. Руководитель отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества предприятия.

В случаях, предусмотренных  федеральными законами и изданными  в соответствии с ними правовыми  актами, в унитарном предприятии  могут быть образованы совещательные  органы (ученые, педагогические, научные, научно-технические советы и др.). Их структура, состав и компетенция определяются уставом.

Поскольку основной целью деятельности ГУПа является получение  прибыли, на передний план выходит проблема максимально эффективного управления имуществом, выделенным предприятию  государством, за что полностью отвечает его руководитель.

Трудовое законодательство эффективно защищает имущество и  права руководителя ГУПа. Даже при  полном развале деятельности, доведении  предприятия до банкротства ему  грозит административное взыскание, а  самое большее - увольнение (расторжение контракта). Он не несет никаких экономических потерь и материальной ответственности, так как согласно законодательству является наемным работником. Экономический риск как мощный фактор мотивации предпринимательской и управленческой деятельности в данном случае отсутствует. Правда, согласно ст.25 Закона № 161-ФЗ руководитель в установленном законом порядке несет ответственность за убытки, причиненные предприятию его неправильными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества ГУПа. Собственник имущества вправе предъявить иск о возмещении убытков, причиненных унитарному предприятию, его руководителю.

Однако это  исключительно важное положение закона на практике вряд ли может быть реализовано. Согласно ст.20 упомянутого закона собственник имущества, назначая определенное лицо на должность руководителя ГУПа, заключает с ним трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права правовыми актами. Отсюда следует, что вся ответственность руководителя как наемного работника ограничивается нормами трудового права, которые не предусматривают возмещения ущерба или убытков, возникших из-за некомпетентного руководства или бесхозяйственности.

В соответствии со ст.238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб (реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, повлекшее за собой дополнительные затраты). Крайне важна одна из норм этой статьи ТК: недополученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Убытки ГУПа представляют собой именно результат недополучения доходов, а не прямой действительный ущерб работодателю.

Правовые нормы, которые обеспечивали бы государству  возмещение убытков, нанесенных руководителем ГУПа, к сожалению, отсутствуют. Но даже если бы они существовали, их нельзя было бы реализовать, поскольку при назначении на должность руководителя ГУПа того или иного лица от него не требуется наличия собственности, внесения залога или в крайнем случае гарантийного обязательства кредитной организации и т.д. Короче говоря, возмещение убытков, причиненных руководителем ГУПа, каким бы ни был их размер, маловероятно.

Очевидно, что  для повышения эффективности  управления необходимо установить больший контроль за деятельностью руководителей предприятий и реорганизацией ГУПов. В этой связи Минэкономразвития утвердил своим приказом № 49 от 2 марта 2005 г. новую форму «Примерного трудового договора с руководителем федерального ГУП», заметно ужесточив требования, предъявляемые собственником имущества к директору предприятия. В частности, предусмотрено увольнение руководителя ГУПа в случаях:

  • срыва выполнения установленных показателей экономической эффективности деятельности предприятия;
  • необеспечения проведения ежегодной аудиторской проверки;
  • невыполнения решений правительства, федеральных органов исполнительной власти;
  • совершения сделок с имуществом, находящимся в хозяйственном ведении предприятия, с нарушением требований законодательства и определенной уставом предприятия специальной правоспособности предприятия;
  • необеспечения использования имущества предприятия, в том числе недвижимого, по целевому назначению в соответствии с видами деятельности предприятия, установленными уставом предприятия, а также нецелевого использования выделенных предприятию бюджетных и внебюджетных средств;
  • незаконного совершения сделок;
  • наличия на предприятии более чем трехмесячной задолженности по заработной плате, других оснований увольнения, предусмотренных договором.

В программных  документах Правительства РФ в последние  годы все четче прослеживается тенденция  к смене модели отечественной  экономики - от ресурсно-сырьевой к  инновационной. Одно из важнейших условий  такого перехода - наличие в научно-технической и производственной сферах достаточного количества квалифицированных специалистов, способных эффективно управлять предприятиями. Профессионально подготовленные управленцы должны владеть знаниями в области коммерциализации разработок и трансфера технологий, теории и практики правовой охраны и использования интеллектуальной собственности, управления инновационными проектами и высокотехнологичными производствами, прогнозирования и оценки коммерческой значимости новых продуктов и технологий на ранней стадии продвижения их на рынок. Помимо этого, специалисты должны обладать соответствующими личностными качествами, позволяющими им становиться лидерами перемен, ведущих к повышению конкурентоспособности предприятия. Однако пока наша страна не располагает достаточным количеством высококвалифицированных специалистов, способных эффективно управлять производством.

Перед страной  стоит серьезная задача в кратчайшие сроки насытить рынок труда специалистами, способными организовать современное  производство, осуществлять выпуск новой продукции, для чего необходима высокоэффективная система подготовки управленческих кадров.

ГП "Омский центр ТИЗ"

 

Государственное предприятие Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" создано Распоряжением Правительства Омской области от 23 марта 2005 г. № 35-рп «О создании государственного предприятия Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» и реорганизации государственных предприятий Омской области».

Целью деятельности Предприятия является организация предоставления физическим и юридическим лицам комплекса услуг по технической инвентаризации и землеустройству на территории Омской области.

Предметом деятельности Предприятия является:

- осуществление технической инвентаризации объектов недвижимости независимо от их принадлежности, назначения и места расположения;

- осуществление комплекса работ по проведению землеустройства, в том числе территориального землеустройства;

- формирование и ведение единой учетно-технической информационной базы по объектам недвижимости.

Виды деятельности:

  1. организация и ведение государственного технического учета, технической инвентаризации объектов капитального строительства независимо от их принадлежности и назначения, расположенных на территории Омской области, в том числе объектов особого назначения, определенных законодательством;
  2. формирование и ведение единого государственного архива учетно-технической, оценочной и правоустанавливающей документации на объекты капитального строительства;
  3. формирование обобщенной информационной базы об объектах недвижимого имущества, обеспечение ее сохранности и конфиденциальности;
  4. присвоение и учет индивидуальных кадастровых, инвентарных и иных номеров объектам недвижимого имущества в соответствии с законодательством;
  5. разработка планов и программ технической инвентаризации объектов капитального строительства; 
    6) разработка и утверждение форм копий, справок, выписок из технического паспорта и других форм документов по технической инвентаризации;

Информация о работе Управление государственным и муниципальным развитием