Сущность финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:03, лекция

Краткое описание

Финансы - это исторически сложившаяся экономическая категория, которая охватывает значительную часть денежных отношений в обществе через распределительные и перераспределительные процессы.

Оглавление

1. Понятие финансов: как стоимостная экономическая категория; необходимость финансов; сущность финансов; развитие учении о финансах. 1-7

2. Функции финансов 8-10

3. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями (ценой, оплатой труда, кредитом). Финансовые ресурсы и их источники 11-13

4. Участники финансовых отношений и развитие новых финансовых отношений в условиях рынка 14-15

Файлы: 1 файл

фИНАНСЫ-ЛЕКЦИИ.doc

— 2.05 Мб (Скачать)

Внебюджетный Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции был организован в целях развития рыночных отношений и формирования альтернативных экономических структур, оказания под­держки предприятия и организациям различных форм собственности, эффективного сочетания бюджетного финансирования с прогрессивными формами кредитования мероприятий по развитию предпринимательства, конкуренции и ограничению монополистической деятельности. Источни­ками формирования средств фонда являлись: отчисления в размере 1% от прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, объединений и организаций; ассигнования из республикан­ского бюджета в размере 1% от общей суммы доходной части бюджета; доходы от консультационной, методической и издательской деятельности, а также от ценных бумаг; добровольные взносы и благотворительные по­жертвования.

Дорожный фонд концентрировал денежные средства, связанные со строительством, реконструкцией и содержанием автомобильных дорог общего назначения, то есть в финансовой системе являлся узкоспециализированным звеном, связанным со специфической хозяйственной деятельностью.

Источниками образования Дорожного фонда являлись: отчисления пользователей автомобильных дорог; плата за въезд, выезд и транзитный проезд по территории Республики Казахстан; сбор за реализацию бензина и дизельного топлива, реализуемого в розничной торговле; плата за проезд по платным автомобильным дорогам.

Средства Дорожного фонда распределялись в установленной пропор­ции между Республиканским Дорожным фондом и областными дорож­ными фондами. Из республиканского фонда выделялись дотации в област­ные фонды для выравнивания уровней развития сети автодорог. Местные органы управления выделяли дополнительные средства на развитие респу­бликанских автодорог.

 

 

4.       Национальный фонд РК, его роль

 

Национальный фонд Республики Казахстан представляет со­бой финансовые активы государства, сосредоточиваемые на сче­те Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан, а также в виде иного имущества, за ис­ключением нематериальных активов.

Национальный фонд предназначен для обеспечения стабиль­ного социально-экономического развития государства, накопле­ния финансовых активов и иного имущества, за исключением нематериальных активов, снижения зависимости экономики от сырьевого сектора и воздействия неблагоприятных внешних фак­торов.

Национальный фонд осуществляет сберегательную и стаби­лизационную функции. Сберегательная функция обеспечивает накопление финансовых активов и иного имущества, за исключени­ем нематериальных активов. Стабилизационная функция предна­значена для снижения зависимости республиканского бюджета от конъюнктуры мировых цен на сырьевые ресурсы.

Формирование и использование Национального фонда опреде­ляются с учетом конъюнктуры мировых и внутренних товарных и финансовых рынков, экономической ситуации в государстве и за рубежом, приоритетов социально-экономического развития республики с сохранением при этом макроэкономической и фи­скальной стабильности и соблюдением основных целей и задач Фонда.

Поступление и расходование средств Фонда производятся в национальной и иностранных валютах. Учет и отчетность по операциям фонда осуществляются в национальной валюте.

Доверительное управление Фондом осуществляет Националь­ный Банк Республики Казахстан на основании договора о довери­тельном управлении, заключаемого между Национальным Бан­ком и Правительством Республики Казахстан.

Новый порядок формирования и использования Национального фонда Республики Казахстан.

С 1 июля 2006 года изменилась схема функционирования Национального фонда Республики Казахстан, в соответствии с которой в Национальный фонд Республики  Казахстан зачисляются:

1) поступления по прямым налогам от предприятий нефтяного сектора (корпоративный подоходный налог, налог на сверхприбыль; роялти, бонусы, доля по разделу продукции; рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсант);

2) поступления от приватизации государственного имущества, находящегося в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и обрабатывающей отраслям;

3) поступления от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения;

4) инвестиционные доходы от управления Национальным фондом РК;

              5) иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством.

При этом если ранее данные поступления аккумулировались в республиканском бюджете до накопления объема, утвержденного Законом о республиканском бюджете  на соответствующий год и только излишки средств затем направлялись в Национальный фонд РК, то по новой схеме поступления нефтяного сектора, направляемые в республиканский бюджет, напрямую перенаправляются в Национальный фонд РК.

Национальный фонд РК может расходоваться:

1)  В виде гарантированного трансферта из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет на реализацию бюджетных программ (подпрограмм)  развития на соответствующий финансовый год;

2)  В виде целевых трансфертов, передаваемых из Национального фонда Республики  Казахстан в республиканский бюджет на цели, определяемые Президентом Республики Казахстан;

3)  На покрытие расходов, связанных с управлением Национальным фондом Республики Казахстан  и проведении ежегодного аудита.

Также в Национальный фонд РК поступают:

-          инвестиционные доходы от управления фондом;

-          иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством.

Организациями сырьевого сектора являются юридические лица, основ­ной деятельностью которых являются добыча и обработка природных ре­сурсов. Перечень организаций сырьевого сектора устанавливается Прави­тельством Казахстана.

Поступления от организаций сырьевого сектора - совокупность посту­плений в бюджет от организаций сырьевого сектора по следующим видам налогов: корпоративный подоходный налог; налог на добавленную стоимость; налог на сверхприбыль; бонусы; роялти; доля Республики Казахстан по разделу продукции по заключенным контрактам.

Прогноз поступлений от организаций сырьевого сектора составляется с учетом расчетных постоянных мировых цен на товары сырьевого сектора, определяемых в среднесрочном плане социально-экономического развития республики.

Совет по управлению Национальным фондом - консультативно-сове­щательный орган при Президенте Республики Казахстан, вырабатывающий предложения по эффективному использованию Национального фонда и его размещению в финансовые активы и иное имущество, за исключением не­материальных активов.

Функциями Совета по управлению Фондом являются:

1) выработка предложений по повышению эффективности формирова­ния и использования Национального фонда;

2) рассмотрение и выработка предложений по объемам и направлениям
использования Фонда;

3) выработка предложений по перечню разрешенных финансовых активов и иного имущества, за исключением нематериальных активов, для
размещения Фонда.

Решение о создании Совета по управлению Национальным фондом, его состав и положение о нем утверждаются Президентом Республики Казах­стан.

В целях обеспечения транспарентности деятельности, связанной с управлением Национальным фондом Республики Казахстан, ежегодно про­водится аудит.

Выбор аудитора или аудиторской организации осуществляется на конкурсной основе, в соответствии с законодательством Казахстана о государственных закупках.

Годовой отчет о формировании и использовании Национального фонда составляется Правительством совместно с Национальным Банком Респу­блики Казахстан ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным, с включением результатов аудита Национального фонда.

Годовой отчет о формировании и использовании Национального фонда должен содержать:

1) отчет о поступлениях и использовании Национального фонда;

2) отчет о деятельности Национального Банка Республики Казахстан по
доверительному управлению Национальным фондом;

3) иные данные по управлению Национальным фондом.

Формы и порядок составления годового отчета о формировании и использовании Национального фонда утверждаются Правительством по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан.

Правительство совместно с Национальным Банком Республики Казахстан ежегодно не позднее 1 апреля текущего года представляет годовой от­чет о формировании и использовании Национального фонда на утвержде­ние Президенту Республики Казахстан.

Правительство после утверждения Президентом годового отчета о формировании и использовании Национального фонда представляет его в по­рядке информации в Парламент.

Информация о годовом отчете о формировании и использовании Национального фонда и результатах проведения аудита публикуется в средствах массовой информации.

На начало 2005г. сумма средств Национального фонда соста­вила 5,14 млрд. долл. США или 35,7% от всех золотовалютных резервов страны. В конце 2002г. эта сумма составляла 1,9 млрд. долл., соотношение сберегательного и стабилизационного порт­фелей Фонда составляло 81 : 19%.

Проблемой Национального фонда, как и подобных фондов в странах СНГ, является эффективность использования их средств.

 

Для усвоения представим тему «внебюджетные фонд» в схематичном порядке.

Государственные внебюджетные фонды

 

1. Внебюджетные фонды

 

- важное звено финансовой системы

- функционируют на законодательной основе

- имеют закрепленные источники формирования

- связаны с бюджетом государства, разгружают госбюджет от несвойственных расходов.

 

 

- совокупность денежных ресурсов, используемые на строго определенные цели

- целевые денежные фонды под конкретное направление

- экономическая категория

- финансовые отношения по перераспределению национального дохода для образования финансовых ресурсов

- фонды для целевых потребностей государства

Классификация внебюджетных фондов

 

По целевому признаку

По уровню управления

Государственные внебюджетные фонды

Негосударственные внебюджетные фонды

- социальные

- экономические

- научно-исследовательские

- экологические (природоохранные)

- миграционные

-содействия правопорядку

- культурного назначения

- межгосударственные

-  государственные

-  региональные

- социальные

- целевые

- накопительный пенсионный фонд

- специальные фонды

- негосударственные  накопительные пенсионные фонды

- гуманитарные

- международные

 

 

История развития внебюджетных фондов в РК

 

1991 год – период, с которого началось возникновение внебюджетных фондов

 

Виды фондов:

Фонд стабилизации экономики

 

Фонд преобразования экономики

 

Пенсионный фонд

 

Фонд социального страхования

 

Единый Союзно-республиканский фонд социальной поддержки населения

 

Государственный фонд содействия занятости населения

 

Дорожный фонд

 

Фонд содействия конверсии военного производства

 

Инновационные фонды

 

Период 1993 – 1995 годы – многие фонды закрылись;

1995 году - перестал функционировать фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции

 

Функционирование внебюджетных фондов, их цели, задачи, их проявления и роль можно отразить через следующие особенности:

- обособление части государственно-финансовых ресурсов

- переложить на хозяйствующие субъекты (предприятия) бремя расходов

- защита населения

- без эквивалентность для части субъектов хозяйствования

- противоречие групповых и общественных интересов

- поддержка социально-экономической сбалансированности, стабильности

- решение задач локального и общегосударственного масштаба

- направлено на консолидацию интересов общества

- выполнение целевых программ

Информация о работе Сущность финансов