Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:03, лекция
Финансы - это исторически сложившаяся экономическая категория, которая охватывает значительную часть денежных отношений в обществе через распределительные и перераспределительные процессы.
1. Понятие финансов: как стоимостная экономическая категория; необходимость финансов; сущность финансов; развитие учении о финансах. 1-7
2. Функции финансов 8-10
3. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями (ценой, оплатой труда, кредитом). Финансовые ресурсы и их источники 11-13
4. Участники финансовых отношений и развитие новых финансовых отношений в условиях рынка 14-15
Внебюджетный Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции был организован в целях развития рыночных отношений и формирования альтернативных экономических структур, оказания поддержки предприятия и организациям различных форм собственности, эффективного сочетания бюджетного финансирования с прогрессивными формами кредитования мероприятий по развитию предпринимательства, конкуренции и ограничению монополистической деятельности. Источниками формирования средств фонда являлись: отчисления в размере 1% от прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, объединений и организаций; ассигнования из республиканского бюджета в размере 1% от общей суммы доходной части бюджета; доходы от консультационной, методической и издательской деятельности, а также от ценных бумаг; добровольные взносы и благотворительные пожертвования.
Дорожный фонд концентрировал денежные средства, связанные со строительством, реконструкцией и содержанием автомобильных дорог общего назначения, то есть в финансовой системе являлся узкоспециализированным звеном, связанным со специфической хозяйственной деятельностью.
Источниками образования Дорожного фонда являлись: отчисления пользователей автомобильных дорог; плата за въезд, выезд и транзитный проезд по территории Республики Казахстан; сбор за реализацию бензина и дизельного топлива, реализуемого в розничной торговле; плата за проезд по платным автомобильным дорогам.
Средства Дорожного фонда распределялись в установленной пропорции между Республиканским Дорожным фондом и областными дорожными фондами. Из республиканского фонда выделялись дотации в областные фонды для выравнивания уровней развития сети автодорог. Местные органы управления выделяли дополнительные средства на развитие республиканских автодорог.
4. Национальный фонд РК, его роль
Национальный фонд Республики Казахстан представляет собой финансовые активы государства, сосредоточиваемые на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан, а также в виде иного имущества, за исключением нематериальных активов.
Национальный фонд предназначен для обеспечения стабильного социально-экономического развития государства, накопления финансовых активов и иного имущества, за исключением нематериальных активов, снижения зависимости экономики от сырьевого сектора и воздействия неблагоприятных внешних факторов.
Национальный фонд осуществляет сберегательную и стабилизационную функции. Сберегательная функция обеспечивает накопление финансовых активов и иного имущества, за исключением нематериальных активов. Стабилизационная функция предназначена для снижения зависимости республиканского бюджета от конъюнктуры мировых цен на сырьевые ресурсы.
Формирование и использование Национального фонда определяются с учетом конъюнктуры мировых и внутренних товарных и финансовых рынков, экономической ситуации в государстве и за рубежом, приоритетов социально-экономического развития республики с сохранением при этом макроэкономической и фискальной стабильности и соблюдением основных целей и задач Фонда.
Поступление и расходование средств Фонда производятся в национальной и иностранных валютах. Учет и отчетность по операциям фонда осуществляются в национальной валюте.
Доверительное управление Фондом осуществляет Национальный Банк Республики Казахстан на основании договора о доверительном управлении, заключаемого между Национальным Банком и Правительством Республики Казахстан.
Новый порядок формирования и использования Национального фонда Республики Казахстан.
С 1 июля 2006 года изменилась схема функционирования Национального фонда Республики Казахстан, в соответствии с которой в Национальный фонд Республики Казахстан зачисляются:
1) поступления по прямым налогам от предприятий нефтяного сектора (корпоративный подоходный налог, налог на сверхприбыль; роялти, бонусы, доля по разделу продукции; рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсант);
2) поступления от приватизации государственного имущества, находящегося в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и обрабатывающей отраслям;
3) поступления от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения;
4) инвестиционные доходы от управления Национальным фондом РК;
5) иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством.
При этом если ранее данные поступления аккумулировались в республиканском бюджете до накопления объема, утвержденного Законом о республиканском бюджете на соответствующий год и только излишки средств затем направлялись в Национальный фонд РК, то по новой схеме поступления нефтяного сектора, направляемые в республиканский бюджет, напрямую перенаправляются в Национальный фонд РК.
Национальный фонд РК может расходоваться:
1) В виде гарантированного трансферта из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет на реализацию бюджетных программ (подпрограмм) развития на соответствующий финансовый год;
2) В виде целевых трансфертов, передаваемых из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет на цели, определяемые Президентом Республики Казахстан;
3) На покрытие расходов, связанных с управлением Национальным фондом Республики Казахстан и проведении ежегодного аудита.
Также в Национальный фонд РК поступают:
- инвестиционные доходы от управления фондом;
- иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством.
Организациями сырьевого сектора являются юридические лица, основной деятельностью которых являются добыча и обработка природных ресурсов. Перечень организаций сырьевого сектора устанавливается Правительством Казахстана.
Поступления от организаций сырьевого сектора - совокупность поступлений в бюджет от организаций сырьевого сектора по следующим видам налогов: корпоративный подоходный налог; налог на добавленную стоимость; налог на сверхприбыль; бонусы; роялти; доля Республики Казахстан по разделу продукции по заключенным контрактам.
Прогноз поступлений от организаций сырьевого сектора составляется с учетом расчетных постоянных мировых цен на товары сырьевого сектора, определяемых в среднесрочном плане социально-экономического развития республики.
Совет по управлению Национальным фондом - консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан, вырабатывающий предложения по эффективному использованию Национального фонда и его размещению в финансовые активы и иное имущество, за исключением нематериальных активов.
Функциями Совета по управлению Фондом являются:
1) выработка предложений по повышению эффективности формирования и использования Национального фонда;
2) рассмотрение и выработка предложений по объемам и направлениям
использования Фонда;
3) выработка предложений по перечню разрешенных финансовых активов и иного имущества, за исключением нематериальных активов, для
размещения Фонда.
Решение о создании Совета по управлению Национальным фондом, его состав и положение о нем утверждаются Президентом Республики Казахстан.
В целях обеспечения транспарентности деятельности, связанной с управлением Национальным фондом Республики Казахстан, ежегодно проводится аудит.
Выбор аудитора или аудиторской организации осуществляется на конкурсной основе, в соответствии с законодательством Казахстана о государственных закупках.
Годовой отчет о формировании и использовании Национального фонда составляется Правительством совместно с Национальным Банком Республики Казахстан ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным, с включением результатов аудита Национального фонда.
Годовой отчет о формировании и использовании Национального фонда должен содержать:
1) отчет о поступлениях и использовании Национального фонда;
2) отчет о деятельности Национального Банка Республики Казахстан по
доверительному управлению Национальным фондом;
3) иные данные по управлению Национальным фондом.
Формы и порядок составления годового отчета о формировании и использовании Национального фонда утверждаются Правительством по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан.
Правительство совместно с Национальным Банком Республики Казахстан ежегодно не позднее 1 апреля текущего года представляет годовой отчет о формировании и использовании Национального фонда на утверждение Президенту Республики Казахстан.
Правительство после утверждения Президентом годового отчета о формировании и использовании Национального фонда представляет его в порядке информации в Парламент.
Информация о годовом отчете о формировании и использовании Национального фонда и результатах проведения аудита публикуется в средствах массовой информации.
На начало 2005г. сумма средств Национального фонда составила 5,14 млрд. долл. США или 35,7% от всех золотовалютных резервов страны. В конце 2002г. эта сумма составляла 1,9 млрд. долл., соотношение сберегательного и стабилизационного портфелей Фонда составляло 81 : 19%.
Проблемой Национального фонда, как и подобных фондов в странах СНГ, является эффективность использования их средств.
Для усвоения представим тему «внебюджетные фонд» в схематичном порядке.
Государственные внебюджетные фонды
1. Внебюджетные фонды
- важное звено финансовой системы - функционируют на законодательной основе - имеют закрепленные источники формирования - связаны с бюджетом государства, разгружают госбюджет от несвойственных расходов. |
- совокупность денежных ресурсов, используемые на строго определенные цели - целевые денежные фонды под конкретное направление - экономическая категория - финансовые отношения по перераспределению национального дохода для образования финансовых ресурсов - фонды для целевых потребностей государства |
Классификация внебюджетных фондов
По целевому признаку | По уровню управления | Государственные внебюджетные фонды | Негосударственные внебюджетные фонды |
- социальные - экономические - научно-исследовательские - экологические (природоохранные) - миграционные -содействия правопорядку - культурного назначения | - межгосударственные - государственные - региональные | - социальные - целевые - накопительный пенсионный фонд - специальные фонды | - негосударственные накопительные пенсионные фонды - гуманитарные - международные |
История развития внебюджетных фондов в РК
1991 год – период, с которого началось возникновение внебюджетных фондов
Виды фондов: | Фонд стабилизации экономики |
| Фонд преобразования экономики |
| Пенсионный фонд |
| Фонд социального страхования |
| Единый Союзно-республиканский фонд социальной поддержки населения |
| Государственный фонд содействия занятости населения |
| Дорожный фонд |
| Фонд содействия конверсии военного производства |
| Инновационные фонды |
Период 1993 – 1995 годы – многие фонды закрылись;
1995 году - перестал функционировать фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции
Функционирование внебюджетных фондов, их цели, задачи, их проявления и роль можно отразить через следующие особенности: | - обособление части государственно-финансовых ресурсов - переложить на хозяйствующие субъекты (предприятия) бремя расходов - защита населения - без эквивалентность для части субъектов хозяйствования - противоречие групповых и общественных интересов - поддержка социально-экономической сбалансированности, стабильности - решение задач локального и общегосударственного масштаба - направлено на консолидацию интересов общества - выполнение целевых программ |