Сущность финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:03, лекция

Краткое описание

Финансы - это исторически сложившаяся экономическая категория, которая охватывает значительную часть денежных отношений в обществе через распределительные и перераспределительные процессы.

Оглавление

1. Понятие финансов: как стоимостная экономическая категория; необходимость финансов; сущность финансов; развитие учении о финансах. 1-7

2. Функции финансов 8-10

3. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями (ценой, оплатой труда, кредитом). Финансовые ресурсы и их источники 11-13

4. Участники финансовых отношений и развитие новых финансовых отношений в условиях рынка 14-15

Файлы: 1 файл

фИНАНСЫ-ЛЕКЦИИ.doc

— 2.05 Мб (Скачать)

Принцип единства обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации и документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной документации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированного бюджета. Единство бюджетной системы реализуется через единую социально-экономическую политику.

Самостоятельность бюджетов обеспечивают собственные и закрепленные законом источники доходов всех звеньев бюджетной системы и право использовать бюджетные средства по усмотрению соответствующего органа власти в пределах полномочий, определенных законами республики.

Принцип сбалансированности бюджетов всех уровней требует при  рассмотрении и утверждении бюджетов соблюдать установленные предельные размеры дефицитов бюджетов. Законом при бюджетном устройстве предусматривается самостоятельность местных бюджетов, их ответственность в государственном бюджете.

В Республике Казахстан бюджетный процесс регламентируется Законом "О бюджетной системе РК", Законом "О республиканском бюджете", и другими законами, регламентирующими деятельность органов власти и местного самоуправления. (см. Бюджетный кодекс Республики Казахстан 2004г.)

Составление и исполнение бюджетов является функциями органов
исполнительной власти, а рассмотрение и утверждение, контроль за
исполнением осуществляют Парламент республики и маслихаты на
местах.              .

Вест процесс составления бюджета, начиная от проекта на предстоящий год, охватывает согласованную работу регионов с центральным руководством страны. Местные органы исполнительной власти, налоговые службы вносят предложения по соответствующим инстанциям о расходах и доходах. Для разработки проекта государственного бюджета и определения параметров местных бюджетов на будущий финансовый год используется проект консолидированного финансового баланса государства, который включает государственный бюджет (республиканский и местные бюджеты) и специальные (внебюджетные) фонды.

Министерство финансов Республики Казахстан не позднее 15 августа года, предшествующего планируемому, сообщает местным исполнительным органам, проектируемые размеры отчислений в доходы их бюджетов от общегосударственных налогов, суммы средств. из республиканского бюджета на финансирование общегосударственных программ, суммы трансфертов и кредитов, предельные лимиты расходов на содержание аппарата управления местных органов.

Местные исполнительные органы составляют свои бюджеты на основе сообщенных показателей и своих прогнозных данных по основным параметрам бюджетов областей и городов республиканского значения.

Распределение общегосударственных налогов и доходов между бюджетами областей и городов областного значения и бюджетами районов производится областными, представительными органами в соответствии с их решениями об областном бюджете на финансовый год.

В местных бюджетах образуется оборотный резерв наличности за счет остатка средств местных бюджетов на начало планируемого финансового года, который используется местными исполнительными органами для управления ликвидностью в течение финансового года.

Исполнение республиканского бюджета организует Правительство Республики Казахстан. Все государственные органы обязаны предоставлять Министерству финансов РК в установленные сроки информацию, необходимую для подготовки отчета об исполнении республиканского бюджета.

Правительство Республики Казахстан имеет право в процессе исполнения бюджета перераспределять ассигнования, связанные с мероприятиями по совершенствованию структуры и функции бюджетных организаций. Организации, содержащиеся за счет республиканского бюджета, могут с согласия Министерства финансов РК переводить средства из одной программы, подпрограммы и специфики в другую.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.       Бюджетная классификация, бюджетный процесс, его этапы. Бюджетные программы.

 

В любом государстве функционирование бюджета, связанное с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.

Во многих государствах применяется практика разделения доходной части государственного бюджета на бюджет текущих расходов и бюджет развития. Следовательно, в бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством, а в текущем бюджете сконцентрированы все расходы, которые вытекают из действующих норм и сложившегося уровня социальной обеспеченности.

Указанный перечень и группировка доходов и расходов определяется бюджетной классификацией.

Бюджетная классификация - это систематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, заложенная в основу всей бюджетной деятельности финансовых органов государства.

Бюджетная классификация позволяет всесторонне, четко и адресно систематизировать поступления и расходы для достижения высокой оперативности управления с применением средств автоматизации.

Бюджетная классификация обеспечивает тесную связь бюд­жета с планами, прогнозами и программами экономического и социального развития государства, с финансовыми планами ор­ганизацией и учреждений; позволяет объединить индивидуаль­ные сметы и финансовые планы в сводные сметы и планы, обе­спечивает увязку и сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

В Казахстане применяется единая бюджетная классифика­ция, соответствующая международным стандартам. Она пред­усматривает группировку поступлений и расходов бюджета по функциональным, ведомственным и экономическим характери­стикам с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Поступления в бюджет классифицируются по четырем под­разделениям: категория, класс, подкласс, специфика. Категории представляют собой группировку поступлений по экономическим признакам - классы и подклассы - по их источникам и видам, специфика определяет вид платежа или поступления в бюджет.

Остальные подразделения характеризуют доходы в порядке все большей детализации доходных источников. Например, в налоговых поступлениях класс означает налоговую группу, под­класс - вид налога, специфика - конкретно плательщика или объ­екта налога.

В расходах предусмотрена функциональная и экономическая и ведомственная классификации.

Согласно функциональной классификации расходы подраз­деляются на шесть разделов: функциональная группа, функцио­нальная подгруппа, администратор бюджетных программ, бюд­жетные программы, бюджетные подпрограммы.

Функциональная классификация представляет развернутую характеристику видов деятельности, мероприятий и участников бюджетных отношений.

По основным функциональным группам расходы подразде­ляются на: государственные услуги общего характера, оборона, общественный порядок и безопасность, образование, здравоох­ранение, социальное обеспечение и социальная помощь, жилищ­но-коммунальное хозяйство, культура, спорт и информационное пространство, отрасли экономики, прочие расходы, обслуживание государственного долга, официальные трансферты нижестоящим бюджетам. Сочетание названных уровней образует код функцио­нальной классификации расходов.

Функциональная подгруппа конкретизирует направление рас­ходования средств внутри функциональной группы.

Администратор бюджетных программ - государственный орган, ответственный за планирование, обоснование и реализа­цию бюджетных программ. Выделяются администраторы респу­бликанских и местных бюджетных программ.

Бюджетная программа - расходы бюджета по реализации функций государственной политики и государственного управле­ния. Бюджетные программы могут конкретизироваться в бюджет­ных подпрограммах. В зависимости от уровня государственного управления бюджетные программы подразделяются на республи­канские, областные, столицы, города республиканского значения районные (городские - города областного подчинения). В зави­симости от экономических результатов бюджетные программы подразделяются на:

1)  текущие - направленные на выполнение функций, имею­щих постоянный характер;

2)  программы развития - направленные на осуществление бюджетных инвестиций.

В зависимости от способа реализации бюджетные программы подразделяются на индивидуальные и распределяемые (между различными администраторами бюджетных программ).

Экономической классификацией расходов бюджета являет­ся группировка расходов бюджета по экономическим характери­стикам, отражающая операции, осуществляемые государствен­ными учреждениями для реализации бюджетных программ. Группировка экономической классификации расходов бюджета состоит из категории, класса, подкласса и специфики.

Категория группирует расходы по экономическим призна­кам.

Класс и подкласс группируют расходы по основным видам операций, проводимых государственными учреждениями.

Специфика определяет вид операции, проводимой государ­ственным учреждением для реализации бюджетной программы. Категория включает: текущие расходы, капитальные расхо­ды, предоставление кредитов, финансирование. Класс, подкласс и специфика уточняют назначение и характер расходов, напри­мер, в текущих расходах: расходы на товары и услуги - заработ­ная плата рабочих и служащих - основная заработная плата и служащих.

При исполнении бюджета используется сочетание функцио­нальной и экономической классификаций в виде перекрестной классификации, включающей основные подразделения обеих классификаций.

Ведомственная классификация составляется посредством группировки расходов бюджета по администраторам бюджетных программ, функциональных групп и бюджетных программ (под­программ); например, Администрация Президента Республики Казахстан, Хозяйственное управление Парламента, Канцелярия Премьер - Министра, Акимы областей и городов Алматы и Аста­ны, министерства, комитеты, агентства, другие ведомства и служ­бы Республики Казахстан.

Бюджетный процесс - это регламентированная законодатель­ством деятельность органов власти и управления по планирова­нию, рассмотрению, утверждению, исполнению, уточнению, корректировке, ведению бюджетного учета и отчетности, го­сударственному финансовому контролю. Бюджетный процесс в Республике Казахстан определяется Бюджетным кодексом, еже­годным Законом «О республиканском бюджете», иными закона­ми Республики Казахстан, а также решениями органов исполни­тельной власти.

Составление, исполнение бюджетов, составление отчетов
об исполнении бюджетов являются функциями органов исполнительной власти, рассмотрение и утверждение – функции Парламента и местных представительных органов - маслихатов; контроль за исполнением бюджетов выполняют обе ветви власти. Функции Президента РК - определение основных на­правлений бюджетной политики страны, порядка разработки республиканского бюджета и отчета о его исполнении, решение о введении чрезвычайного государственного бюджета, форми­рование Республиканской бюджетной комиссии, осуществле­ние иных полномочий в соответствии с законами Республики Казахстан.

 

6.       Сущность местных финансов, их место в составе финансовой системы.

 

Местные финансы представляют собой экономические от­ношения, посредством которых местные органы управления мобилизуют, распределяют и используют в соответствии с воз­ложенными на них функциями часть общественного продукта в денежной форме. Местные финансы являются важной составля­ющей финансовой системы государства. Они включают мест­ные бюджеты, специальные внебюджетные фонды и финансы хозяйствующих субъектов, находящиеся в собственности мест­ных органов управления.

Структура и направление местных финансов определяются функциям местных органов власти и управления - маслихатов (собраний депутатов), местной администрации и местного само­управления.

В настоящее время, в условиях рыночных отношений, сфера деятельности местных органов расширяется и они приобретают значительную самостоятельность в решении проблем социаль­ного, экономического, экологического, демографического харак­тера.

На местные органы управления возложены важные задачи по претворению в жизнь социальных программ государства.

Финансирование мероприятий по обслуживанию населения в основном осуществляется за счет местных финансовых ресурсов. Отрасли социально-бытовой инфраструктуры предоставляют на­селению услуги за счет фондов, которые в подавляющей части формируются из бюджетных средств.

Финансовые отношения в местном звене регулируются За­коном «О местном государственном управлении», «Бюджетным кодексом Республики Казахстан», ежегодным «Законом о Респу­бликанском бюджете» и другими законами о хозяйственной и фи­нансовой деятельности.

Информация о работе Сущность финансов