Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:03, лекция
Финансы - это исторически сложившаяся экономическая категория, которая охватывает значительную часть денежных отношений в обществе через распределительные и перераспределительные процессы.
1. Понятие финансов: как стоимостная экономическая категория; необходимость финансов; сущность финансов; развитие учении о финансах. 1-7
2. Функции финансов 8-10
3. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями (ценой, оплатой труда, кредитом). Финансовые ресурсы и их источники 11-13
4. Участники финансовых отношений и развитие новых финансовых отношений в условиях рынка 14-15
Фонд содействия занятости населения финансировал выплату пособий по безработице, переподготовку и переобучение безработных, организацию общественных работ для поддержки нуждающихся граждан.
Фонд социального страхования финансировал выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременные пособия при рождении ребенка и на погребение, оплату услуг оздоровительного характера.
За счет средств Фонда обязательного медицинского страхования возмещались расходы медицинских организаций или лиц, занимающихся част ной медицинской практикой, по оказанию застрахованным медицинских услуг в соответствии с условиями договоров. Фонд возмещал расходы застрахованных в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в случаях получения медицинских услуг в медицинских организациях или у лиц, занимающихся частной практикой, с которыми у Фонда не заключены договоры по оказанию медицинских услуг.
С 1999 г финансирование социальной защиты населения осуществлялось через государственный бюджет за счет взимания и аккумуляции в нем ; социального налога. Кроме того, в негосударственной накопительной пенсионной системе значительная часть средств аккумулируется и расходуется через негосударственные накопительные пенсионные фонды за счет обязательных пенсионных взносов всех страхователей.
Государственный накопительный пенсионный фонд (ГНПФ) - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по привлечению пенсионных взносов вкладчиков и пенсионные выплаты получателям в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, а также осуществляющее деятельность по формированию пенсионных активов и инвестирующее их в государственные ценные бумаги, депозиты банков, ценные бумаги международных финансовых организаций.
Кроме государственного накопительного пенсионного фонда в Казахстане функционируют негосударственные накопительные пенсионные фонды. Накопительные пенсионные фонды могут быть открытые и корпоративные.
Открытые накопительные пенсионные фонды осуществляют прием пенсионных взносов от вкладчиков, независимо от места работы и жительства получателя. Корпоративные накопительные пенсионные фонды создаются для получателей - работников одного или нескольких юридических лиц, являющихся учредителями и акционерами данного накопительного пенсионного фонда.
Вкладчик обязательных пенсионных взносов - физическое лицо, заключившее договор о пенсионном обеспечении за счет обязательных пенсионных взносов и имеющее индивидуальный пенсионный счет в накопительном пенсионном фонде.
Обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды подлежат уплате вкладчиками обязательных пенсионных взносов по ставкам, определяемым Законом о пенсионном
обеспечении в Республике Казахстан. От уплаты обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды освобождаются лица, достигшие пенсионного возраста. Обязательные пенсионные взносы, подлежащие уплате в накопительные пенсионные фонды, устанавливаются в размере 10 % от ежемесячного дохода работника, принимаемого для исчисления пенсионных взносов. При этом ежемесячный доход, принимаемый для исчисления обязательных пенсионных взносов, не должен превышать 75-тикратный размер минимальной месячной заработной платы.
Добровольные пенсионные взносы - деньги, вносимые вкладчиками по своей инициативе в накопительные пенсионные фонды в пользу получателя в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан и договором о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов.
Вкладчик добровольных пенсионных взносов - физическое или юридическое лицо, осуществляющее за счет своих собственных средств добровольные пенсионные взносы в пользу получателя в соответствии с договором о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов.
Ставка добровольных пенсионных взносов, порядок их уплаты, а также порядок пенсионных выплат устанавливаются по соглашению сторон договора о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов.
Добровольные профессиональные пенсионные взносы - деньги, вносимые по своей инициативе вкладчиками в накопительные пенсионные фонды в пользу работников по перечню профессий, который определяется Правительством Республики Казахстан в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан и договором о пенсионном обеспечении за счет добровольных профессиональных пенсионных взносов.
Вкладчик добровольных профессиональных пенсионных взносов - физическое или юридическое лицо, осуществляющее за счет своих собственных средств добровольные профессиональные пенсионные взносы в пользу работника в соответствии с договором о пенсионном обеспечении за счет добровольных профессиональных пенсионных взносов.
Ставка добровольных профессиональных пенсионных взносов устанавливается по соглашению сторон договора о пенсионном обеспечении за счет добровольных профессиональных пенсионных взносов, но не выше десяти процентов от ежемесячного дохода работника. При этом ежемесячный доход, принимаемый для исчисления добровольных профессиональных пенсионных взносов, определяется в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
Государственный фонд социального страхования - некоммерческая организация в форме акционерного общества, единственным учредителем и участником которого является государство.
Фонд несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом.
Фонд осуществляет свою деятельность за счет комиссионного вознаграждения, получаемого от собственных активов.
Предельная величина процентной ставку комиссионного вознаграждения и механизм ее использования ежегодно устанавливаются Правительством Республики Казахстан.
Собственные средства фонда формируются и состоят из уставного капитала Фонда и комиссионного вознаграждения.
Фонд имеет право:
1) осуществлять аккумулирование обязательных социальных отчислений;
2) заниматься деятельностью, связанной с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан;
3)получать комиссионное вознаграждение на осуществление деятельности фонда;
4)получать информацию от Центра социальных выплат о движении средств;
5)запрашивать и получать информацию от участников системы обязательного социального страхования, необходимую для обеспечения деятельности фонда, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.
Фонд обязан:
1) обеспечивать своевременное перечисление средств для осуществления Центром социальных выплат;
2) размещать временно свободные средства фонда в финансовые инструменты через Национальный Банк Республики Казахстан;
3) обеспечивать проведение ежегодного аудита;
4)исполнять иные обязанности в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
Фонд не вправе передавать в залог свои активы и занимался предпринимательской и иной деятельностью, не предусмотренной законом.
Фонд осуществляет инвестиционную деятельность путем размещения активов Фонда в финансовые инструменты через Национальный Банк Республики Казахстан на основании договора, заключаемого между Фондом и Национальным Банком, который ведет учет всех операций по аккумулированию и размещению активов фонда, по получению инвестиционного дохода и ежеквартально представляет в фонд отчет о состоянии счетов и инвестиционной деятельности с активами Фонда в соответствии с заключенным договором.
Активы фонда формируются за счет:
1)социальных отчислений, пени, полученной за просрочку
уплаты социальных отчислений, инвестиционного дохода за минусом комиссионного вознаграждения на обеспечение деятельности фонда; социальные отчисления подлежащие уплате в Фонд
социального страхования за участников системы обязательного
социального страхования, устанавливаются в размере от 1,5 %
- с 2005 года; 2 % - с 2006 года; 3 % - с 2007 года - от объекта
исчисления социальных отчислений;
2)иных источников, предусмотренных законодательством Казахстана.
Активы фонда могут быть использованы исключительно для следующих целей:
1) осуществление социальных выплат;
2) размещение в финансовые инструменты, перечень которых
определяется Правительством Республики Казахстан;
3) возврат излишне уплаченных сумм социальных отчисления
и иных ошибочно зачиненных средств.
Фонд ведет бухгалтерский учет и представляет финансовую отчетность раздельно по собственным средствам и активам Фонда в порядке, установленном законодательством Казахстана.
Фонд обязан обеспечить учет и хранение документов, используемых в бухгалтерском учете и при составлении отчетности. Перечень основных документов, подлежащих хранению, и сроки их хранения устанавливаются законодательством Республики Казахстан.
Государство гарантирует сохранность и целевое использование социальных отчислений в Государственном фонде социального страхования.
Сохранность социальных отчислений обеспечивается посредством:
1) регулирования деятельности фонда путем установления соответствующих норм и лимитов обеспечивающих его финансовую устойчивость;
2) осуществления инвестиционной деятельности через Национальный
Банк Республики Казахстан;
3) учета всех операций по инвестиционному управлению активами
фонда в Национальном Банке Республики Казахстан;
4) ведения раздельного учета собственных средств и активов фонда;
5) введения ограничений расходов на обеспечение деятельности фонда;
6) обязательности проведения ежегодною аудита;
7) регулярной финансовой и статистической отчетности фонда в порядке установленном законодательством;
8) определения Правительством Республики Казахстан перечня финансовых инструментов для инвестирования активов фонда.
3. Внебюджетные фонды экономического назначения: инвестиционный, инновационный фонды.
Создание внебюджетных экономических фондов, как государственных институтов развития Инвестиционного, Инновационного, Национального Фонда, нацелено на достижение целей и задач Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы. Цель Стратегии - достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике. Производство конкурентоспособных и экспортно-ориентированных товаров, работ и услуг в обрабатывающей промышленности и сфере услуг является главным предметом государственной индустриально-инновационной политики.
На фоне глобализации мировой экономики экономика Казахстана сталкивается с рядом проблем. К основным проблемам относятся: сырьевая направленность, незначительная интеграция с мировой экономикой, слабая межотраслевая и межрегиональная экономическая интеграция внутри страны, невысокий потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке (малая экономика), неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, общая техническая и технологическая отсталость предприятий, отсутствие действенной связи науки с производством, низкие расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, несоответствие менеджмента задачам адаптации экономики к процессам глобализации и. переходу к сервисно - технологической экономике.
Для решения проблем и достижения поставленных целей и задач в рамках Стратегии предполагается активизация Банка Развития Казахстана, функционирование таких специальных институтов развития, как Казахстанский инвестиционный фонд, Инновационный фонд, Корпорация по страхованию экспортных кредитов.
Данные институты будут проводить политику инвестирования в создание новых и развитие действующих производств с высокой добавленной стоимостью и поддержку научных и научно-технических исследований и разработок на основе комплексного анализа перспективных отраслей, выявления наиболее важных их элементов.
Стратегия предполагает проведение активной государственной научной и инновационной политики, направленной на стимулирование науки и инновационной деятельности в стране. Для достижения поставленных целей предполагается дальнейшее развитие финансового рынка и совершенствование фискальной, образовательной, антимонопольной, инфраструктурной политики. В рамках политики стандартизации предусматривается переход на мировые стандарты во всех отраслях экономики и управления.
Реализация Стратегии должна способствовать проведению качественных изменений в структуре экономики, которые приведут к ее устойчивому росту, основанному на эффективном использовании человеческого, произведенного и природного капитала, выходу Казахстана на новый уровень социального развития и устройства общества.
Внебюджетные фонды экономического назначения создавались исходя из целей и задач этапов общественного развития. Практика ранее действовавших фондов это подтверждает: например, в разное время функционировали: Инвестиционный фонд, Фонд стабилизации экономики, Фонд преобразования экономики, Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции. Экономические фонды создаются для концентрации средств и на финансирования определенных направлений развития или ключевых отраслей, а также межотраслевых программ развития. Тем самым ставится задача обеспечить сбалансированное, пропорциональное развитие всей экономики. Так, средства Инвестиционного фонда использовались для поддержки достигнутых масштабов воспроизводства основного капитала, дальнейшего развития социальной сферы. Финансирование капитальных вложений проводилось по планам и лимитам, утвержденным правительством республики, для перепрофилирования промышленных предприятий на выпуск рентабельной продукции, создание возможностей для их реконструкции. Фонд преобразования экономики формировался за счет обязательных отчислений в размере 5% от себестоимости продукции (работ, услуг) с включением их в издержки производства (за исключением убыточных предприятий).