Сущность финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:03, лекция

Краткое описание

Финансы - это исторически сложившаяся экономическая категория, которая охватывает значительную часть денежных отношений в обществе через распределительные и перераспределительные процессы.

Оглавление

1. Понятие финансов: как стоимостная экономическая категория; необходимость финансов; сущность финансов; развитие учении о финансах. 1-7

2. Функции финансов 8-10

3. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями (ценой, оплатой труда, кредитом). Финансовые ресурсы и их источники 11-13

4. Участники финансовых отношений и развитие новых финансовых отношений в условиях рынка 14-15

Файлы: 1 файл

фИНАНСЫ-ЛЕКЦИИ.doc

— 2.05 Мб (Скачать)

Важная роль в местных финансах принадлежит местным бюд­жетам, являющихся финансовой базой многогранной деятельно­сти местных органов власти и управления.

Местные бюджеты (областей, городов, районов) в Казахста­не занимают по доходам порядка 47%, а по затратам около 49% от объемов средств государственного бюджета (2004 г.). 78% всех районных и городских (городов областного подчинения) являют­ся дотационными (из 193 таких бюджетов). Согласно Бюджет­ному кодексу Республики Казахстан местный бюджет включает областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы, бюджет района (города областного значения).

Областным бюджетом, бюджетом города республиканского значения, района (города областного значения) столицы является централизованный денежный фонд, формируемый за счет налого­вых и других поступлений, определенных Бюджетным кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функ­ций местных государственных органов областного уровня, города республиканского значения, столицы, района (города областного значения) подведомственных им государственных учреждений и реализации государственной политики в соответствующей адми­нистративно-территориальной единице.

В бюджетном виде организации финансовых отношений сосуществуют две тенденции:

1)              централизация системы форм и методов управления движением финансовых ресурсов как отражение более общего процесса развития централизованных начал в управлении экономикой с целью выхода из кризиса и стабилизации;

2)              децентрализация финансов с усилением функций местных органов власти и управления в формировании и использовании финансовых фондов.

Вторая тенденция обосновывается приближенностью местных органов к местным условиям, их большей заинтересованностью в социально-экономическом развитии территорий.

Принципом администрирования финансовых отношений является воз­можность осуществления контрольной функции финансов: чем в меньшей степени определенное финансовое отношение поддается формальному контролю, тем желательнее отнесение его к децентрализованному регулированию, и наоборот, при хорошей контролируемости  - к централизован­ному регулированию.

С другой стороны, регионы представляют собой части единого хозяйственного комплекса, находящегося в определенной соподчиненности и не могут существовать вне него. Содержание и характер регионального воспроизвод­ства определяется основными закономерностями развития всего обществен­ного воспроизводства. Поэтому предполагается необходимость централизма в управлении в разумных, обусловленных реальным состоянием производства пределах. Экономическая самостоятельность регионов не может быть абсо­лютной. Она всегда относительна и чем меньше регион, тем меньше и мера этой самостоятельности, то есть свободы в принятии независимых от цен­тра решений. К тому же, современный уровень социально-экономического развития регионов, сложившийся характер бюджетных взаимоотношений, сложности периода перехода к рыночной экономике не позволяет говорить о реальной самостоятельности большинства местных бюджетов республики. Поэтому должен осуществляться принцип достаточности средств для финан­сирования социальной инфраструктуры в размерах, обеспечивающих населе­нию гарантированный минимум социальных благ. Самостоятельность каждой административно-хозяйственной единицы должна иметь некий оптимальный уровень, критерий которого состоит в максимально возможной реализации экономических интересов данного региона.

Одним из важных условий экономической самостоятельности регионов является создание в них гарантированных источников средств, необходи­мых для финансирования мероприятий по воспроизводству региональных ресурсов, охране природы.

Общий принцип определения оптимального сочетания централизованного и местного начал в управлении экономикой региона формулируется следующим образом: централизм в определении стратегии экономического развития, самостоятельность в ее реализации.

Оперативно-хозяйственная самостоятельность требует создания в местном звене обособленной, закрепленной системы доходов, покрывающей не менее 50% расходов, жесткого закрепления доходов за бюджетом на дли­тельный период.

В странах с развитой рыночной экономикой перераспределение национального дохода через бюджет осуществляется на основе теории «фискального федерализма».

Суть теории состоит в том, что всё государственное хозяйство в целом (все предприятия, учреждения и административные структуры, входящие в государственный сектор экономики) представляют собой многоуровневую систему, где существует разделение функций управления между уровнями и юридическое подчинение их по вертикали. В этой связи в центре внима­ния оказываются следующие вопросы:

1)  оптимальное количество уровней управления государственным сектором;

2)  оптимальное распределение полномочий между уровнями управле­ния;

3)  уровень наиболее эффективного финансирования социальных расходов;

4)  степень вмешательства центрального правительства в управление и
финансирование местных органов власти;

5)  доля собственных средств в финансировании расходов местных орга­нов власти и управления;

6)  форма контроля за расходованием средств на всех уровнях государственной экономики.

Политика фискального федерализма направлена на снижение финансовой зависимости местных органов управления от центра. Это путь к снижению дефицита не только местных бюджетов, но и государственного бюджета в целом, путь к реальной самостоятельности в решении местных социальных проблем. Он достигается за счета развития налоговой автоно­мии регионов, предоставления им прав по взиманию местных надбавок к общегосударственным налогам или назначению собственных налогов (эко­логические, поимущественные, на наследство, на потребление). При этом сокращается трансфертное финансирование из центрального бюджета, не заинтересовывающее местные органы в эффективном использовании средств, лишающее их финансовой самостоятельности.

Опыт развития территориального управления в других странах под­тверждает необходимость децентрализации управления, предоставления местным органам власти больших прав в решении социальных и экономических проблем развития подведомственных территорий. Применительно к условиям унитарного государства - Казахстану, термин фискальный фе­дерализм может быть трансформирован в «фискальный регионализм» при сохранении сути понятия.

До 1994 года в Казахстане было 3045 местных бюджетов: в связи с проведенной централизацией бюджетной системы с на­чала 1994 года были ликвидированы 2500 местных бюджетов - сельских, поселковых, аульных. Существенно ограничены финансовые возможности районного звена в мобилизации и ис­пользовании финансовых ресурсов. В аспекте вышеизложенных тенденций мирохозяйственного развития бюджетных систем про­цессы централизации бюджетной системы в Казахстане можно отнести к вынужденным мерам, вызванным тяжелым положени­ем бюджетно-финансовой сферы.

 

7.       Организация финансов специальных экономических зон.

 

В рыночной экономике получили распространение своеобраз­ные организационно-экономические методы развития админи­стративно-территориальных единиц посредством более широкой либерализации экономической и социальной деятельности на их территориях. Эти методы получили значительное развитие в странах, избравших рыночный путь развития экономики в виде свободных или специальных экономических зон. Степень свободы экономической деятельности может быть разной, поэтому в назва­ниях могут быть варианты: зона свободной торговли, свободная таможенная зона, субзона и т.д.; крайним вариантом экономиче­ской либерализации является оффшорная зона или территория.

Специальная (свободная) экономическая зона (СЭЗ) представ­ляет собой специально выделенную территорию с определенны­ми административными границами и особым правовым режи­мом, создаваемую в целях привлечения иностранного капитала, прогрессивной зарубежной технологии и управленческого опыта для ускоренного социально-экономического развития террито­рии зоны.

Создание СЭЗ направлено на оздоровление экономики реги­она, на решение важных макроэкономических задач: стабилиза­цию производства и его расширение, модернизацию хозяйства, насыщение внутреннего рынка высококачественными товарами. Привлекая дополнительный иностранный капитал и передовую технологию, появляется возможность расширить занятость насе­ления, повысить квалификацию местной рабочей силы, приобре­сти опыт в области маркетинга и менеджмента.

На территории СЭЗ допускаются любые виды хозяйственной, финансовой и иной деятельности отечественных и иностранных юридических лиц и граждан, за исключением тех видов, которые запрещены законодательством. Отечественные юридические лица в зоне являются самостоятельными и независимыми от ведомственной подчиненности, кроме относящихся к энергетическим и транспортным системам. Юридические лица, расположенные вне зоны, могут создавать свои филиалы и новые предприятия на территории зоны.

В Казахстане имеется опыт работы СЭЗ: еще в 1992 г были созданы не­сколько зон в разных областях; но их функционирование не удовлетвори­ло центральную власть с позиций утраты полного контроля за движением товарно-денежных масс и обретения административно-территориальными единицами экономической самостоятельности - зоны были расформиро­ваны.

Возобновление действия СЭЗ с 1996 г (Кзыл - Ординская, Акмолинская, Лисаковская) позволило отработать механизмы функционирования этого эффективного пути развития регионов, но наметившийся с конца 1998 г поворот к централизации управления и финансов предрешило существо­вание двух зон; в Акмолинской зоне были сохранены некоторые режимы в части налогов, импорта предметов и товаров производственно-техниче­ского назначения в связи с особым статусом столичной области.

На их примере можно проследить порядок экономико-право­вого регулирования хозяйствования в СЭЗ.

Специальная экономическая зона создается по решению центральной исполнительной власти на определенный срок, основанному на предложении местных представительных и ис­полнительных органов. Для управления создается Администра­тивный совет из представителей республиканских и местных органов власти и управления, отечественных и иностранных предприятий и организаций, зарегистрированных на территории СЭЗ, Совет возглавляет председатель, назначаемый и освобож­даемый от должности Президентом. Административный совет зоны не вмешивается в оперативную хозяйственно-финансовую деятельность предприятий и организаций, если она не противо­речит установленному в зоне правовому режиму. В целом же административный совет зоны обладает широкими полномо­чиями, в том числе: по привлечению иностранного капитала, разработке и реализации программ развития зоны на текущий и перспективный период; определяет финансовую, кредитную, таможенную политику в зоне; осуществляет лицензирование и квотирование экспорта и импорта товаров, услуг, природных ресурсов; взимает налоги и другие платежи, выпускает ценные бумаги; сдает в аренду землю, недра, другие природные ресурсы, основные фонды; организует финансовый рынок и его ин­фраструктуру.

Кредитно - расчетные операции казахстанских и иностранных юридических лиц зоны с партнерами вне территории зоны осу­ществляется через систему корреспондентских счетов в нацио­нальной валюте.

Налоговая служба административного совета зоны осущест­вляет все виды налоговых операций на территории зоны.

Административный совет СЭЗ формирует финансовый фонд, а в случае совпадения границ зоны с границей административно-тер­риториальной единицы - бюджет, который одновременно является бюджетом административно-территориальной единицы. Фонд (бюджет) создается за счет налогов, сборов и других обязательных платежей от юридических и физических лиц, зарегистрированных на территории зоны. Платежи в специальные фонды не могут быть источником формирования финансового фонда (бюджета) СЭЗ.

Взаимоотношения финансового фонда (бюджета) с вышестоя­щим бюджетом определяются через долговременный стабильный норматив отчислений от общей суммы доходов, поступающих в финансовый фонд ( бюджет) СЭЗ.

Административный совет зоны может учреждать целевые фи­нансовые фонды, в том числе фонд экономического и социально­го развития СЭЗ, а также определять источники их формирования за счет свободных бюджетных средств, отчислений и сборов не­налогового характера.

Налогообложение на территории зоны осуществляется в со­ответствии с налоговым законодательством Казахстана. Ставка корпоративного подоходного налога с юридических лиц, зареги­стрированных и осуществляющих деятельность на территории СЭЗ устанавливается пониженной от обычной ставки.

На территории СЭЗ действует режим свободной таможенной зоны.

Если произойдет изменение правового режима СЭЗ или ее до­срочное упразднение, то хозяйствующим субъектам, которые осу­ществляют инвестиционную деятельность на территории зоны, гарантируется право продолжения такой деятельности на усло­виях, соответствующих моменту вложения инвестиций. Данное право действует до окончания срока, на который создается СЭЗ, но не более 10 лет; срок исчисляется со дня отмены или измене­ния упомянутого правового режима.Таким образом, в СЭЗ создаются благоприятные условия для развертывания разнообразной предпринимательской деятельно­сти во всех сферах бизнеса.

Практика функционирования СЭЗ в других государствах по­казывает, что структура зон способна саморазвиваться, активно воспринимая происходящие в мировой экономике изменения и в свою очередь положительно влиять на экономику собственного государства. Наиболее эффективны зоны, где есть опыт работы совместных предприятий, есть проекты высокой готовности, раз­виты инфраструктура и транспортные системы, имеются грани­цы с зарубежными государствами.

 

Для полного усвоения представим тему «государственный бюджет».

 

Экономическая сущность и роль государственного бюджета

Система финансов                                                   Финансовая система

 

- финансовые отношения                      - Общегосударственные финансы

   - финансовые ресурсы                            в т.ч. Государственный бюджет

   - финансовая стратегия

   - финансовое планирование

   - финансовый механизм              - Финансы хоз. субъектов

   - финансовое право              в различных сферах

Информация о работе Сущность финансов