Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:03, лекция
Финансы - это исторически сложившаяся экономическая категория, которая охватывает значительную часть денежных отношений в обществе через распределительные и перераспределительные процессы.
1. Понятие финансов: как стоимостная экономическая категория; необходимость финансов; сущность финансов; развитие учении о финансах. 1-7
2. Функции финансов 8-10
3. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями (ценой, оплатой труда, кредитом). Финансовые ресурсы и их источники 11-13
4. Участники финансовых отношений и развитие новых финансовых отношений в условиях рынка 14-15
Специальный налоговый режим для крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется на основе уплаты единого земельного налога, включающего индивидуальный подоходный налог от деятельности по производству, переработке и реализации сельхозпродукции, НДС, земельный налог, налог на транспортные средства и имущество. Объектом обложения единым земельным налогом является оценочная стоимость земельного участка, исчисляется налог по ставке 0,1% к этой стоимости.
Плательщики единого земельного налога не освобождаются от уплаты индивидуального подоходного налога, облагаемого у источника от других видов деятельности, социального налога, обязательных пенсионных взносов в накопительные пенсионные фонды. Плательщики уплачивают половину налога не позднее 20 октября, а вторую половину - не позднее 20 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом.
Специальный налоговый режим для юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции распространяется на субъектов, деятельность которых связана с использованием земли для производства, переработки и реализации такой продукции, а также продукции животноводства, птицеводства, пчеловодства, предоставлению услуг производителям сельхозпродукции по обработке земли, посеву, уборке урожая. Данный налоговый режим осуществляется на основе патента, в стоимость которого включается корпоративный подоходный налог, социальный налог, земельный налог, налог на имущество, на транспортные средства, на добавленную стоимость. При этом сумма налогов по патенту уменьшается на 80%. Уплата налога производится в сроки до 20 мая и 20 ноября текущего налогового периода и до 20 марта следующего налогового периода. Налогоплательщики представляют декларацию по другим обязательным платежам.
Специальный налоговый режим для отдельных видов предпринимательской деятельности распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в том числе иностранных юридических и физических лиц), оказывающих услуги в области игорного бизнеса, боулинга, картинга, бильярда, лото. Субъекты перечисленных видов деятельности рассчитываются с бюджетом на основе фиксированного суммарного налога, который составляет 30% корпоративного подоходного налога и 70% НДС. Остальные налоги и другие обязательные платежи (включая акцизы) уплачиваются в общеустановленном порядке. Базовые минимальные и максимальные ставки фиксированного суммарного налога устанавливаются Правительством Республики Казахстан по каждому объекту налогообложения (игровой стол, игровой автомат, касса тотализатора и т.д.).
Сборами, пошлинами и платами являются обязательные платежи юридических и физических лиц за услуги, оказываемые им государственными органами.
Суммы этих платежей зачисляются в доходы местных бюджетов, либо в установленных долях в бюджеты и соответствующим организациям, либо полностью поступают в распоряжении организаций, учреждений, оказывающих специальные услуги для частичного или полного возмещения их издержек, развития и совершенствования их деятельности.
Уплата сборов осуществляется по достаточно широкому кругу деятельности, включая как преимущественно финансовые аспекты и зачисляемых в местные бюджеты, так и связанные с оформлением имущественных прав, технических процедур и регистрации, фиксации определенного состояния объекта, деятельности и т.д.
В первом случае можно выделить следующие платежи, взимаемые в Республике Казахстан:
сбор за государственную регистрацию юридических лиц; за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей; за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; за государственную регистрацию залога движимого имущества; за государственную регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств; за государственную регистрацию механических транспортных средств и прицепов; за государственную регистрацию морских, речных и маломерных судов; за государственную регистрацию ипотеки судна или строящегося судна; за государственную регистрацию гражданских воздушных судов; за государственную регистрацию лекарственных средств; за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан; сбор с аукционов; лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности; за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям.
Разнообразие видов деятельности влекущих необходимость оплаты сборов, выводит многие из них за рамки чисто финансовых, придавая соответствующим услугам, зачастую промежуточных характер. Особенно развилось сочетание фискального и тарифно-ценового характера этих платежей в условиях рыночных отношений, когда даже государственные органы переходят преимущественно на оказание платных услуг и рассматриваемые операции трансформируются из финансовых в обычные - товарно-денежные.
Круг платных услуг такого рода включает, например, сборы Дорожной полиции, сборы за проверку и клеймение мер и измерительных приборов, некоторые другие.
Суммы сборов исчисляются, как правило, по ставкам, устанавливаемым Правительством. Для некоторых плат исчисление ведется от объемов ресурсов (воды, древесины) или деятельности (сбор с аукционов), других количественных параметров.
В этой связи база объекта обложения сборами и платами достаточна разнообразна, в основном, для исчисления обложения . принимается кратный размер месячного расчетного показателя для исчисления налоговых платежей и социальных выплат.
В ряду рассматриваемых платежей выделяются таты: за пользование земельными участками; за пользование водными ресурсами поверхностных источников; за загрязнение окружающей среды; за пользование животным миром; за лесные пользования; за использование особо охраняемых природных территорий; за использование радиочастотного спектра; за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи.
Например, плата за пользование земельными участками взимается (в отличие от земельного налога) при предоставление ее во временное землепользование (за исключением предоставления земельных участков в первичное безвозмездное временное пользование).
Особое место среди обязательных платежей занимает государственная пошлина. Перечень услуг, за которые уплачивается государственная пошлина весьма обширен, и охватывает действия совершаемые в интересах юридических и физических лиц и выдачу им документов, имеющих юридическое значение: с подаваемых в суды исковых заявлений, с кассационных жалоб; за совершение разнообразных нотариальных действий; за регистрацию актов гражданского состояния; за изменение формы собственности государственного предприятия; за оформление документов о наследовании, дарении и в некоторых других случаях. Применяются фиксированные процентные ставки государственной пошлины, исчисляемые исходы из месячного расчетного показателя, или в процентах от суммы иска. Пошлины уплачиваются или до подачи заявлений, совершения действий, или при выдаче оплачиваемого пошлиной документа.
Особым видом государственной пошлины является консульский сбор, взимаемый дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями с юридических лиц и граждан, в том числе иностранных, за совершение консульских действий и документов.
Государственная пошлина уплачивается специальными нотариальными марками, наличными деньгами в кредитные учреждения, перечислением денежных сумм со счета плательщика в кредитном учреждении. Прием пошлины наличными деньгами осуществляется выдачей квитанции об уплате.
По сборам, пошлинам и прочим платежам юридических и физических лиц установлены разнообразные льготы, как отдельным категориям плательщиков, так и при совершении определенных действий. Льготы устанавливаются в виде полного или частичного освобождения от уплаты этих платежей.
Для полного усвоения представим схематично тему «Налоги и организация налоговой системы РК».
Теоретическая часть
Налогов
у субъектов хозяйствования и граж-дан;
- исходная категория финансов,
Налоги появляются с возникнове- активный элемент финансовых
нием государства. Трактование по- отношений;
нятий налоговая нагрузка и налого- - инструмент государственного уп-
вое бремя опирается на два истори- равления;
ческих принципа: - обязательные платежи, устанавлива-
- принцип выгоды (получения благ); емые государством;
- принцип пожертвования (платеже- - главный фактор формирования госу способности). дарственного бюджета.
Следует выделить (знать) классические принципы:
(они сформулированы А. Смитом)
1. Справедливости (в соответствии с доходом налогоплательщика);
2. Определенности (размер налога и сроки выплаты определены заранее);
3. Удобства (для налогоплательщика);
4. Экономии (издержки взимания налогов должны быть минимальными).
Налоги – признак свободы, экономически выраженное существование государства, пятый бог, признание государства.
Современные трактовки принципов налогов.
1. Принцип справедливости (горизонтальное и вертикальное равенство);
2. Принцип простоты (линейный налог, прогрессивный, регрессивный);
3. Определенность налога;
4. Минимум налоговых льгот;
5. Экономическая приемлемость;
6. Сопоставимость налоговых ставок.
Принципы налогов в Налоговом Кодексе РК:
- обязательность налогообложения;
- определенность;
- единство налоговой системы;
- справедливость;
- гласность налогового законодательства.
- субкатегория финансов;
Налоги -при использовании в последующем они обезличены
(общий бюджет);
- проявляют себя через налоговую политику.
Функции налогов:
1. фискальная (обеспечивает поступление средств в бюджет);
2. перераспределительная;
3. регулирующая (через налоговый механизм).
Налоговая система – совокупность видов налогов, форм и методов постро
ения, деятельности органов налоговой службы.
По разным принципам По налоговому нструментарию
1. От объекта обложения 1. Источник налога (трудовой доход,
(прямые и косвенные). капитал, имущество, предпринима-
2. По использованию тельский доход).
(общие и специальные). 2. Объекты налога (передача имуще-
3. От органа, взимающего налог ства, обороты, земля).
(общегосударственные и местные). 3. Субъект налога (физическое лицо,
4. По экономическому признаку (на- юридическое лицо).
логи на доходы и налоги на потреб- 4. Носитель налога (наемные работни-
ление). ки, фермеры, служащие, рантье, зем-
5. По способу взимания (кадастровый, левладельцы).
по декларации налогоплательщика,
у источника получения дохода, по ница, единица товара).
патенту). 6. Ставка налога ( в % к единице обло-
6. По методу налогового учета жения и в твердом размере).
(кассовый, метод начислений). 7. Способ взимания (через систему
цен, через доход).
Налоговая система проявляет себя через налоговый механизм:
1. Теория налогов; 1. Организация налогообложения;
2. История налогов; 2. Элементы налогового механизма: