Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:03, лекция
Финансы - это исторически сложившаяся экономическая категория, которая охватывает значительную часть денежных отношений в обществе через распределительные и перераспределительные процессы.
1. Понятие финансов: как стоимостная экономическая категория; необходимость финансов; сущность финансов; развитие учении о финансах. 1-7
2. Функции финансов 8-10
3. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями (ценой, оплатой труда, кредитом). Финансовые ресурсы и их источники 11-13
4. Участники финансовых отношений и развитие новых финансовых отношений в условиях рынка 14-15
Государство, выполняя свои функции, тесно соприкасается с категорией «финансы», которые служат экономическим инструментом в управлении экономикой. Различают понятия «финансы» и «государственные финансы».
Государственные финансы охватывают многообразные производственные и социальные отношения в государственном секторе.
Экономическая сущность государственных финансов состоит в том, что они выражают денежные отношения, связанные с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта и части национального богатства. Перераспределенная стоимость используется для формирования финансовых ресурсов государства, его предприятий и использования полученных средств на выполнение функции государства и государственных мероприятий. В государственных финансах наиболее широко проявляются функции государства: перераспределение ресурсов, стабилизация экономики, перераспределение доходов и богатства.
Характерным для государственных финансов является рост объемов государственных расходов опережающими темпами по сравнению с ростом ВНП на основе закона возрастающей государственной активности (Закон Вагнера).
Государственные финансы выполняют две функции: распределительная и контрольная. С помощью распределительной функции распределяются и перераспределяются валовой общественный продукт и его важнейшая часть – национальный доход, а также часть национального богатства. Благодаря распределительной функции удовлетворяются определенные общественные потребности, которые отражают экономические интересы государства, трудовых коллективов, отдельных граждан путем формирования денежных доходов и расходования средств всех участников общественного воспроизводства.
Контрольная функция проявляется в финансовом контроле движения денежной формы стоимости общественного продукта. Контрольная функция действует не изолированно, а в органической связи с другими функциями.
В государственных финансах государство в лице его органов власти и управления выступает субъектом денежных отношений, которые вступают в денежные отношения с предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами. Государство при любой рыночной ситуации согласно закону Вагнера осуществляет регулирование экономических процессов и это объективно, так как усложнение экономической жизни общества, развитие техники и новой технологии в производстве, развитие социальных основ, сохранение государственности постоянно должны быть обеспечены финансовыми ресурсами.
В составе государственных финансов представлены следующие звенья:
государственный бюджет;
денежные фонды специального назначения (внебюджетные фонды);
государственный кредит;
финансы государственных предприятий и организаций.
Каждый из указанных звеньев проявляются в своей сущности, выполняют функции и имеют целевые ориентиры. В государстве нельзя игнорировать какое-либо звено государственных финансов, так как это приведет к снижению возможности государства в финансовом обеспечении различных затрат в социально-экономическом развитии общества.
Государственные финансы удовлетворяют общественные потребности централизованным и децентрализованным путем. Финансы государственных предприятий относятся к сфере децентрализованных денежных фондов. Их роль очень велика, если в стране функционируют устойчивые в производственном отношении государственные предприятия в основных отраслях экономики.
Важную роль в централизованных денежных фондах играет бюджет. И в составе государственных финансов центральное место занимают все виды бюджетов. В бюджетах сосредотачивается в основном часть централизованных фондов денежных средств общественного назначения. Роль государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется в первую очередь тем, что с помощью государственного бюджета распределяется и перераспределяется около 30 % национального дохода и от 10-15 % – валового общественного продукта. Бюджет подразделяется на республиканский и местный. Именно через республиканский бюджет финансируются общегосударственные мероприятия:
государственные целевые программы;
оборона, охрана границ;
обеспечение правопорядка;
государственное управление;
развитие социальной сферы;
выполнение международных обязательств.
С помощью республиканского бюджета решаются задачи структурных преобразований экономики, ее стабилизации.
Местные бюджеты регулируют экономические процессы размещения производительных сил, развитие территориальной инфраструктуры и социальной сферы.
Государственный кредит – это сфера денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком средств и юридическими и физическими лицами как кредиторами в связи с созданием, распределением, перераспределением и использованием государственного фонда денежных средств. Используя эту экономическую форму, государство мобилизует на возвратных началах временные свободные денежные средства населения, предприятий и финансово-кредитных учреждений для удовлетворения общественных потребностей. Их мобилизация осуществляется посредством выпуска и размещения государством различных ценных бумаг. Государственный кредит, как важная часть финансов, развивается и управляется государством. Границы его зависят от целей государства, его потребности в централизованных денежных ресурсах. Облигации это – инструмент государственного кредита.
Функционирование государственного сектора основывается на наличии государственной собственности. Государственная собственность подразделяется на имущество юридических лиц и государственную казну.
Имущество государственных юридических лиц является законодательно обособленным и составляет основу для функционирования финансов государственных предприятий и организаций.
Финансы предприятий обслуживают непосредственно материальное производство, где создается общественный продукт и национальный доход. В сфере материального производства формируются доходы предприятий и организаций. На базе, которых образуются как децентрализованные, так и централизованные фонды денежных средств государства, предназначенные для удовлетворения общественных потребностей.
Государственная казна подразделяется на республиканскую и местную.
Республиканская казна включает:
1. средства республиканского бюджета;
2. золотовалютные ресурсы государства;
3. имущество исключительного права собственности государства (здания, недра, природные ресурсы, богатства животного мира);
4. необособленное имущество, относящееся к республиканской собственности.
Местная казна включает:
1. средства местного бюджета;
2. необособленное имущество, относящееся к коммунальной собственности.
Государственные финансы в совокупности всех звеньев способствуют выполнению экономических функций правительства на всех этапах социально – экономического развития общества.
2. Состав и структура государственных доходов. Классификация государственных доходов.
Государственные доходы являются одной из важнейших финансовых категорий. Доходы формируются в результате распределительных и перераспределительных процессов, осуществляемых с помощью финансового механизма на основе государственной финансовой политики.
Под государственными доходами понимается система экономических отношений, в процессе, которых образуется совокупность средств, поступающих в собственность государства для создания материальной базы его функционирования. В результате распределения национального дохода образуются первичные доходы государства, отдельных предприятий, хозяйственных организаций и населения.
Экономическая природа государственных доходов обусловлена уровнем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства. Роль государства в формировании государственных доходов: устанавливает долю чистого дохода, централизируемую в бюджете и оставляемую предприятиям, организациям, а также мобилизует часть личных доходов населения и другие средства в обществе. Значительным источником государственных доходов являются доходы от государственной собственности, к которым относятся:
чистый доход государственных предприятий и организаций в виде прибыли, НДС, акцизов, таможенных доходов;
доходы от государственного имущества;
доходы от платных услуг, оказываемых государственными учреждениями и организациями;
специальные средства бюджетных учреждений, включающие арендную плату за помещения, доходы подсобных предприятий.
Часть государственных доходов образуется за счет части доходов предпринимательского сектора, кооперативных организаций и населения, мобилизуемых государством для удовлетворения общественных потребностей.
Первичные доходы государства, а также негосударственных предприятий и населения, вновь перераспределяясь, образуют множество целевых денежных фондов, а именно:
государственный бюджет;
государственный пенсионный фонд;
фонд социального страхования;
фонд охраны природы;
фонд защиты животного мира;
фонд развития экономики;
резервный фонд и др.
Эти фонды могут быть преобразованы, ликвидированы, укрупнены в зависимости о целей экономической и финансовой политики государства.
Государственные доходы классифицируются в зависимости от организационно-правового оформления форм собственности:
1. доходы государственных предприятий и организаций;
2. налоговые поступления от частнопредпринимательского сектора;
3. налоговые платежи населения;
4. налоговые поступления от кооперативных, коллективных и общественных организаций.
В зависимости от сфер создания государственные доходы классифицируются:
1. на доходы, формируемые в сфере материального производства, которые выступают основным источником экономического роста, обязаны первичному распределению;
2. доходы, образующиеся в непроизводственной сфере, которые выступают объектом перераспределительных отношений.
По уровню централизации государственные доходы подразделяются на доходы:
1. используемые по месту их образования на государственных предприятиях и организациях;
2. концентрируемые в государственном бюджете и других целевых централизованных фондах денежных средств государства.
Такая система централизованного и децентрализованного использования государственных доходов призвана взаимоувязать интересы государственных предприятий и организаций с интересами общества в целом.
По методам мобилизации государственные доходы, концентрируемые в государственном бюджете делятся на:
1. налоговые платежи;
2. неналоговые платежи.
В настоящее время во всех странах преобладает налоговый метод мобилизации государственных доходов.
Отдельные составляющие стоимости валового общественного продукта и национального дохода формируют систему государственных доходов и финансовых ресурсов, как правительства, так и хозяйственных единиц, принадлежащих государству, которую можно назвать « чистым доходом». Составляющими чистого дохода выступают: прибыль, сумма НДС, акцизы, доходы от внешнеэкономической деятельности, отчисления на социальные нужды.
Прибыль – важнейшая экономическая категория, составная часть финансов, источник финансовых ресурсов, образуемых при распределении. Прибыль – стоимостная категория, одна из форм прибавочного продукта. Прибыль – результат производства. Прибыль – это отношения производства, реализации и распределения вновь созданной стоимости, когда образуются уже конкретные денежные фонды. Она образуется как разница между выручкой от реализации продукции предприятий за вычетом косвенных налогов и полной себестоимостью продукции. Общеизвестно, что на величину прибыли влияют цены. А также уровень себестоимости на предприятии. Каждое предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность, основанную на коммерческом расчете, стремится к прибыли. Это основной показатель, фактор стимулирования предприятия и его работников, источник перераспределения доходов. Прибыль увязывается с рентабельностью предприятия, поэтому необоснованное повышение цены продукции снижает рентабельность у предприятий – потребителей и в целом общества, способствует необоснованному перераспределению доходов.
3. Понятие государственных расходов, принципы их организации.
Государственные расходы обеспечивают финансирование государственной деятельности, функций государства. Они призваны удовлетворить наиболее важные потребности в развитии экономики и социальной сферы, определяющий материальный и культурный уровень жизни народа.
Функционирование государственных расходов – это непрерывный процесс перераспределения денежных фондов и создание новых фондов с целевым назначением.