Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:03, лекция
Финансы - это исторически сложившаяся экономическая категория, которая охватывает значительную часть денежных отношений в обществе через распределительные и перераспределительные процессы.
1. Понятие финансов: как стоимостная экономическая категория; необходимость финансов; сущность финансов; развитие учении о финансах. 1-7
2. Функции финансов 8-10
3. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями (ценой, оплатой труда, кредитом). Финансовые ресурсы и их источники 11-13
4. Участники финансовых отношений и развитие новых финансовых отношений в условиях рынка 14-15
Фискальная политика.
-долговременные цели
-крупномасштабные проекты -устранение диспропорций
-исторические задачи.
-Обеспечения эконом-
ического роста
-Структурная перестройка
национального хозяйства.
-активизация внешнеэконом- ресурсов.
ических отношений.
Принципы финансовой политики:
1. соблюдения интересов участников (на всех уровнях)
2. обеспечение планомерных организаций финансовых отношений.
3. сбалансированность доходов и расходов.
4. создание финансовых ресурсов.
5. оптимальное распределение.
Финансовый механизм - активный набор инструментария при управлении финансами и проведении финансовой политики.
Финансовый механизм:
-механизм государственных финансов.
-формирует денежные фонды.
-использование денежных фондов.
Действие финансового механизма:
- на экономику.
- на социальную сферу.
- на политику.
Структура финансового механизма:
-механизм государственных финансов.
-механизм хозяйственных субъектов.
-страховой механизм.
-кредитный механизм.
В структуре финансовых механизмов выделены функциональные звенья:
1. мобилизация финансовых ресурсов.
2. финансирования.
3. стимулирование.
4. управление финансовыми отношениями.
Строение финансового механизма в организаций управленческим аспектом.
Подсистема
-финансовая планирование фин. план -это простейшая хоз.
-финансовые рычаги и фин. баланс форма через которую
стимулы.
-правовой режим фин нормы зом проявляются ин-
финансовой системы. и нормативы тересы участников общ.
-управление.
Финансовый механизм:
-динамичность.
-постоянная совершенствование.
-тесное взаимодействие со всеми элементами финансовой системы.[kgl]
1. Финансы хозяйствующих субъектов как ведущее звено финансовой системы, их роль в воспроизводственном процессе
Финансы предприятий и организаций (хозяйствующих субьектов) как составная часть единой системы финансов, представляют основную, исходную часть финансов, поскольку охватывают важнейшую сферу денежных отношений в стране. Возникновение самих финансов происходит в первичной среде – при производстве материальных благ.
Финансы предприятий выражают в денежной форме основные стороны процесса расширенного воспроизводства и способствуют его осуществлению в соответствии с требованиями экономических законов, Они применяются для дальнейшего распределения и использования денежных доходов и накоплений, необходимых для дальнейшего развития народного хозяйства. Возникнув в сфере производства, финансы развивают предприятия, обеспечивая их ресурсами, от которых затем зависят общегосударственные финансы.
Развитие экономики немыслимо без прочных и хорошо налаженных финансов предприятий и хозяйственных организаций. Финансы предприятий являются важным экономическим инструментом системы управления народным хозяйством страны, выступают источником экономического роста и социальных благ членов общества.
Финансы предприятий и организаций включают в себя финансы: предприятий, фирм, обществ, концернов, ассоциаций, отраслевых министерств и других хозяйственных органов, сельскохозяйственную, строительную, транспортную, бытовое обслуживание населения, предоставление различных финансовых, кредитных страховых, научных, маркетинговых и других услуг в многообразных сферах общественно полезной деятельности.
Развитие форм собственности в Казахстане повлекло возникновению новых типов предприятий: частных, кооперативных, акционерных, смешанных, совместных с предприятиями и фирмами зарубежных стран, хозяйственных товариществ. Развиваясь на новой законодательной основе, предприятия разных форм собственности имеют прямое отношение к категории финансов, так как все они создают денежные фонды, получают доход.
Учредители и участники разных предприятий и организаций осуществляют свои взносы в виде денежных средств, различных видов имущества (зданий, сооружений, оборудование и др.), имущественных прав (прав пользования землей, природными ресурсами, имуществом, интеллектуальной собственностью).
Законом «О хозяйственных товариществах» определено, что хозяйственное товарищество – коммерческая организация, являющаяся юридическим лицом, с разделенным на вклады (доли) учредителей (участников) уставным фондом, имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, его распределение и использование в процессе дальнейшего воспроизводства.
Относительно акционерных обществ определенные особенности финансовых отношений проявляются в применении акций как средства финансирования производственных и коммерческих потребностей. Акционерная форма собственности эффективно действует в экономически развитых странах и является общепризнанной в мировой практике. Развитая рыночная система экономики предполагает расширение рынка финансовых ресурсов за счет акций.
Значительное место в экономике занимает государственный сектор. В этом секторе функционирует следующие виды предприятий:
1. Основанные на праве хозяйственного ведения.
2. Основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия).
Государственные предприятия обязательно выполняют заказ государства.
Одной из эффективных организационно – правовых форм ведения предпринимательской деятельности являются совместные предприятия с участием иностранных фирм. Совместные предприятия должны соблюдать действующие законодательство, работать на основе собственных планов, коммерческого расчета, самоокупаемости и самофинансирования, располагать общим уставным фондом, самостоятельным балансом. Интересы совместных предприятий должны отражать как интересы, прежде всего отечественных предприятий, так и зарубежных партнеров.
Кооперативный сектор экономики является одним из звеньев единого народнохозяйственного комплекса. В системе кооперации функционируют кооперативы двух основных типов: производственные и потребительские. Производственные кооперативы осуществляют производство товаров, продукции, работ, платных услуг предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам, а потребительская кооперация удовлетворяет потребность своих членов и других граждан в торговом и оптовом обслуживании. Особое место для Казахстана имеет сельская потребительская кооперация, которая должна перспективно развиваться на основе Закона « О сельской потребительской кооперации в Республике Казахстан», принятой в 1999 году, имеет возможности в развитии финансовых ресурсов в стране.
Финансы предприятий выполняют следующие функции: воспроизводственную – создается стоимость для возобновления производства; распределительную – образование различных денежных фондов с выполнением финансовых обязательств перед государством другими участниками; контрольную – осуществление полного учета и контроля за формированием, распределением и использованием денежных фондов Финансы предприятий очень активны, многогранны, подвижны и представляют исходную основу всей финансовой системы.
2. Классификация хозяйствующих субъектов, признаки. Финансы сферы материального производства и непроизводственной сферы.
В условиях рыночной экономики многообразие собственников (государственная, частная, акционерная, кооперативная и др.) конкуренция между ними позволяют создать гибкую, динамичную экономику, восприимчивую к достижениям научно – технического прогресса и переменам в общественном производстве. Только многообразие форм собственности, различных хозяйствующих субъектов способны отражать интересы разных слоев населения, которые участвуют в производстве, распределительных процессах, вступают в финансовые отношения.
Важной проблемой является преодоление монополизма в сферах производства, распределения и обращения товаров, в принятии хозяйственных решений, недопущение натурализации хозяйства, замкнутости и самоизоляции регионов республики.
Решение данной проблемы производится в направлении преобразования отношений собственности, развития свободного предпринимательства и конкуренции, проведения антимонопольной политики, формирования в народном хозяйстве параллельных производственных структур за счет разукрупнения и диверсификации производства.
Преобразование государственной собственности путем разгосударствления и приватизации в другие формы обеспечивает многообразие этих форм, на основе которых создаются объективные предпосылки для формирования реальных хозяев в сферах материального производства и услуг, стимулирует предпринимательство и конкуренцию, создает у работников мотивацию к высоким конечным результатам труда. Здесь особого значения заслуживают экономическая и финансовая политика государства, от которой и зависит ход преобразований, качество их, наличие упущений.
Разгосударствление – это перевод государственной собственности в другие ее формы.
Если государственные и муниципальные предприятия приобретаются гражданами в частную собственность или преобразуются в акционерные общества, то речь идет о приватизации.
Основными формами разгосударствления экономики и приватизации собственности в Казахстане являются:
- преобразование государственного предприятия в акционерное общество, другое хозяйственное общество или товарищество;
- выкуп по конкурсу или на аукционе имущества государственного предприятия или государственных акций гражданами, а также юридическими лицами, имущество которых не являются государственной собственностью;
- выкуп по решению собственника акций акционерных обществ при диверсификации холдингов и акционерных компаний, а также акции перерабатывающих и обслуживающих предприятий агропромышленного комплекса.
В рамках приватизации по индивидуальным проектам объекты, помимо прямой открытой продажи (после акционирования) стратегическому инвестору (владеющему контрольным пакетом акции), могут передаваться в доверительное управление, в том числе и иностранным юридическим лицам, с последующим выкупом государственного пакета акции.
В Казахстане была принята программа приватизации и реструктуризации государственной собственности в два – три этапа, в которой предусматривалось завершение процесса приватизации с реструктуризацией объектов, остающихся в государственной собственности. Этой программой предусмотрены были два вида продажи имущества государственных предприятий:
1. продажа на торгах на аукционной и тендерной основе;
2. прямая адресная продажа.
Предприятия, по которым реорганизационные процедуры признаны невозможными для восстановления платежеспособности, объявляются банкротами в судебном порядке. Они подлежат ликвидации в соответствии с специально установленными процедурами, предусмотренными Законом Республики Казахстан «О банкротстве».
В целом разгосударствление и приватизация закрепляют режим коммерческого расчета и являются важным фактором финансового оздоровления. Они создают гарантии для развития предпринимательства, которое позволяет использовать все резервы производства. Проводимые в течение последних 2-3 лет процессы разгосударствления и приватизации в Казахстане показали во многом неполную подготовленность, в результате это обернулось для государства потерей финансовых ресурсов. Критическая ситуация в сфере промышленности, сельского хозяйства в республике усугубилась в финансовом отношении.