Сущность финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:03, лекция

Краткое описание

Финансы - это исторически сложившаяся экономическая категория, которая охватывает значительную часть денежных отношений в обществе через распределительные и перераспределительные процессы.

Оглавление

1. Понятие финансов: как стоимостная экономическая категория; необходимость финансов; сущность финансов; развитие учении о финансах. 1-7

2. Функции финансов 8-10

3. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями (ценой, оплатой труда, кредитом). Финансовые ресурсы и их источники 11-13

4. Участники финансовых отношений и развитие новых финансовых отношений в условиях рынка 14-15

Файлы: 1 файл

фИНАНСЫ-ЛЕКЦИИ.doc

— 2.05 Мб (Скачать)

       Фискальная политика.

Финансовая политика

    Финансовая стратегия                                          Финансовая тактика

-долговременные цели                             - решение неотложных задач, 

-крупномасштабные проекты                  -устранение диспропорций

             -исторические задачи.                               в финансовых отношений

                                        Финансовая политика

                    Цель                                                                          Задачи

-Обеспечения эконом-                              -создание объёма    

ического роста                                           финансовых ресурсов.

-Структурная перестройка                       рациональное

национального хозяйства.                        распределения финансовых

-активизация внешнеэконом-                  ресурсов.

ических отношений.                                 -Социальные программы

 

 

Принципы финансовой политики:

1.       соблюдения интересов участников (на всех уровнях)

2.       обеспечение планомерных организаций финансовых отношений.

3.       сбалансированность доходов и расходов.

4.       создание финансовых ресурсов.

5.       оптимальное распределение.

 

Финансовый механизм - активный набор инструментария при управлении финансами и проведении финансовой политики.

 

Финансовый механизм:

-механизм государственных финансов.

-формирует денежные фонды.

-использование денежных фондов.

 

Действие финансового механизма:

-          на экономику.

-          на социальную сферу.

-          на политику.

 

Структура финансового механизма:

-механизм государственных финансов.

-механизм хозяйственных субъектов.

-страховой механизм.

-кредитный механизм.

В структуре финансовых механизмов выделены функциональные звенья:

1.       мобилизация финансовых ресурсов.

2.       финансирования.

3.       стимулирование.

4.       управление финансовыми отношениями.

Строение финансового механизма в организаций управленческим аспектом.

 

 

Подсистема                                 Блоки                           Элементы.

-финансовая планирование        фин. план                    -это простейшая хоз.       

-финансовые рычаги и                фин. баланс                форма через которую    

стимулы.                                      фин. прогноз            специфическим обра-

-правовой режим                         фин нормы                 зом проявляются ин-

финансовой системы.                 и нормативы           тересы участников общ.    

-управление.                           Ставки налогов и           воспроизводства.

                                                 отчисление. Фонды        -конкретное найме-

                                                  фин. Ресурсов                 нование первичных     

                                                   законодательные           исходящих видов, 

                                                  акты.                              форм, методов орган-   

                                                        Фин. контроль.           изаций фин. отношений

Финансовый механизм:

-динамичность.

-постоянная совершенствование.

            -тесное взаимодействие со всеми элементами финансовой системы.[kgl]

 

1. Финансы хозяйствующих субъектов как ведущее звено финансовой системы, их роль в воспроизводственном процессе

Финансы предприятий и организаций (хозяйствующих субьектов) как составная часть единой системы финансов, представляют основную, исходную часть финансов, поскольку охватывают важнейшую сферу денежных отношений в стране. Возникновение самих финансов происходит в первичной среде – при производстве материальных благ.

Финансы предприятий выражают в денежной форме основные стороны процесса расширенного воспроизводства и способствуют его осуществлению в соответствии с требованиями экономических законов, Они применяются для дальнейшего распределения и использования денежных доходов и накоплений, необходимых для дальнейшего развития народного хозяйства. Возникнув в сфере производства, финансы развивают предприятия, обеспечивая их ресурсами, от которых затем зависят общегосударственные финансы.

Развитие экономики немыслимо без прочных и хорошо налаженных финансов предприятий и хозяйственных организаций. Финансы предприятий являются важным экономическим инструментом системы управления народным хозяйством страны, выступают источником экономического роста и социальных благ членов общества.

Финансы предприятий и организаций включают в себя финансы: предприятий, фирм, обществ, концернов, ассоциаций, отраслевых министерств и других хозяйственных органов, сельскохозяйственную, строительную, транспортную, бытовое обслуживание населения, предоставление различных финансовых, кредитных страховых, научных, маркетинговых и других услуг в многообразных сферах общественно полезной деятельности.

Развитие форм собственности в Казахстане повлекло возникновению новых типов предприятий: частных, кооперативных, акционерных, смешанных, совместных с предприятиями и фирмами зарубежных стран, хозяйственных товариществ. Развиваясь на новой законодательной основе, предприятия разных форм собственности имеют прямое отношение к категории финансов, так как все они создают денежные фонды, получают доход.

Учредители и участники разных предприятий и организаций осуществляют свои взносы в виде денежных средств, различных видов имущества (зданий, сооружений, оборудование и др.), имущественных прав (прав пользования землей, природными ресурсами, имуществом, интеллектуальной собственностью).

Законом «О хозяйственных товариществах» определено, что хозяйственное товарищество – коммерческая организация, являющаяся юридическим лицом, с разделенным на вклады (доли) учредителей (участников) уставным фондом, имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, его распределение и использование в процессе дальнейшего воспроизводства.

Относительно акционерных обществ определенные особенности финансовых отношений проявляются в применении акций как средства финансирования производственных и коммерческих потребностей. Акционерная форма собственности эффективно действует в экономически развитых странах и является общепризнанной в мировой практике. Развитая рыночная система экономики предполагает расширение рынка финансовых ресурсов за счет акций.

Значительное место в экономике занимает государственный сектор. В этом секторе функционирует следующие виды предприятий:

1.     Основанные на праве хозяйственного ведения.

2.     Основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия).

Государственные предприятия обязательно выполняют заказ государства.

Одной из эффективных организационно – правовых форм ведения предпринимательской деятельности являются совместные предприятия с участием иностранных фирм. Совместные предприятия должны соблюдать действующие законодательство, работать на основе собственных планов, коммерческого расчета, самоокупаемости и самофинансирования, располагать общим уставным фондом, самостоятельным балансом. Интересы совместных предприятий должны отражать как интересы, прежде всего отечественных предприятий, так и зарубежных партнеров.

Кооперативный сектор экономики является одним из звеньев единого народнохозяйственного комплекса. В системе кооперации функционируют кооперативы двух основных типов: производственные и потребительские. Производственные кооперативы осуществляют производство товаров, продукции, работ, платных услуг предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам, а потребительская кооперация удовлетворяет потребность своих членов и других граждан в торговом и оптовом обслуживании. Особое место для Казахстана имеет сельская потребительская кооперация, которая должна перспективно развиваться на основе Закона « О сельской потребительской кооперации в  Республике Казахстан», принятой в 1999 году, имеет возможности в развитии финансовых ресурсов в стране.

Финансы предприятий выполняют следующие функции: воспроизводственную – создается стоимость для возобновления производства; распределительную – образование различных денежных фондов с выполнением финансовых обязательств перед государством другими участниками; контрольную – осуществление полного учета и контроля   за формированием, распределением и использованием денежных фондов Финансы предприятий очень активны, многогранны, подвижны и представляют исходную основу всей финансовой системы.

 

2. Классификация хозяйствующих субъектов, признаки. Финансы сферы материального производства и непроизводственной сферы.

 

В условиях рыночной экономики многообразие собственников (государственная, частная, акционерная, кооперативная и др.) конкуренция между ними позволяют создать гибкую, динамичную экономику, восприимчивую к достижениям научно – технического прогресса и переменам в общественном производстве. Только многообразие форм собственности, различных хозяйствующих субъектов способны отражать интересы разных слоев населения, которые участвуют в производстве, распределительных процессах, вступают в финансовые отношения.

Важной проблемой является преодоление монополизма в сферах производства, распределения и обращения товаров, в принятии хозяйственных решений, недопущение натурализации хозяйства, замкнутости и самоизоляции регионов республики.

Решение данной проблемы производится в направлении преобразования отношений собственности, развития свободного предпринимательства и конкуренции, проведения антимонопольной политики, формирования в народном хозяйстве параллельных производственных структур за счет разукрупнения и диверсификации производства.

Преобразование государственной собственности путем разгосударствления и приватизации в другие формы обеспечивает многообразие этих форм, на основе которых создаются объективные предпосылки для формирования реальных хозяев в сферах материального производства и услуг, стимулирует предпринимательство и конкуренцию, создает у работников мотивацию к высоким конечным результатам труда. Здесь особого значения заслуживают экономическая и финансовая политика государства, от которой и зависит ход преобразований, качество их, наличие упущений.

Разгосударствление – это перевод государственной собственности в другие ее формы.

Если государственные и муниципальные предприятия приобретаются гражданами в частную собственность или преобразуются в акционерные общества, то речь идет о приватизации.

Основными формами разгосударствления экономики и приватизации собственности в Казахстане являются:

-          преобразование государственного предприятия в акционерное общество, другое хозяйственное общество или товарищество;

-          выкуп по конкурсу или на аукционе имущества государственного предприятия или государственных акций гражданами, а также юридическими лицами, имущество которых не являются государственной собственностью;

-          выкуп по решению собственника акций акционерных обществ при диверсификации холдингов и акционерных компаний, а также акции перерабатывающих и обслуживающих предприятий агропромышленного комплекса.

В рамках приватизации по индивидуальным проектам объекты, помимо прямой открытой продажи (после акционирования) стратегическому инвестору (владеющему контрольным пакетом акции), могут передаваться в доверительное управление, в том числе и иностранным юридическим лицам, с последующим выкупом государственного пакета акции.

В Казахстане была принята программа приватизации и реструктуризации государственной собственности в два – три этапа, в которой предусматривалось завершение процесса приватизации с реструктуризацией объектов, остающихся в государственной собственности. Этой программой предусмотрены были два вида продажи имущества государственных предприятий:

1.       продажа на торгах на аукционной и тендерной основе;

2.       прямая адресная продажа.

Предприятия, по которым реорганизационные процедуры признаны невозможными для восстановления платежеспособности, объявляются банкротами в судебном порядке. Они подлежат ликвидации в соответствии с специально установленными процедурами, предусмотренными Законом Республики Казахстан «О банкротстве».

В целом              разгосударствление и приватизация закрепляют режим коммерческого расчета и являются важным фактором финансового оздоровления. Они создают гарантии для развития предпринимательства, которое позволяет использовать все резервы производства.  Проводимые в течение последних 2-3 лет процессы разгосударствления и приватизации в Казахстане показали во многом неполную подготовленность, в результате это обернулось для государства потерей финансовых ресурсов. Критическая ситуация в сфере промышленности, сельского хозяйства в республике усугубилась в финансовом отношении.

Информация о работе Сущность финансов