Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:03, лекция
Финансы - это исторически сложившаяся экономическая категория, которая охватывает значительную часть денежных отношений в обществе через распределительные и перераспределительные процессы.
1. Понятие финансов: как стоимостная экономическая категория; необходимость финансов; сущность финансов; развитие учении о финансах. 1-7
2. Функции финансов 8-10
3. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями (ценой, оплатой труда, кредитом). Финансовые ресурсы и их источники 11-13
4. Участники финансовых отношений и развитие новых финансовых отношений в условиях рынка 14-15
Финансовый механизм пронизывает все стороны производственных отношений общества. Поэтому с помощью действенного, хорошо отлаженного финансового механизма можно активно воздействовать на объем и качество производства, повышать его эффективность и обеспечивать экономику финансовыми ресурсами для ее роста, а государство собственными государственными финансами, централизованными для выполнения социально-экономических программ.
В финансовом механизме проявляется усложнение отношений, если неправильно используются его рычаги и стимулы. К примеру, неприемлемые ставки налогов, многочисленность и громоздкость налогообложения, невыплата дивидендов из-за низкого дохода, введение ограничений в сфере финансовой заинтересованности хозяйствующих субъектов, приводят к отрицанию активной роли финансового механизма в обществе, и наоборот, финансовый механизм становится тормозом. Только объективная экономическая, финансовая, государственная политика, опирающаяся на правовые нормы способны правильно реализовать возможности финансового механизма. Финансовая политика выступает проводником финансового механизма, а финансовое право - основой для выработки действий финансового механизма.
3. Взаимосвязь финансовой политики и финансового механизма.
Как и экономическая политика в целом, финансовая политика разрабатывается государством исходя из требований экономических законов.
Финансы, как экономическая категория, основывается на действии экономических законов (закона стоимости, закона спроса и предложения, закона возвышении потребностей, закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, закона экономии времени). И при осуществлении финансовой политики нельзя игнорировать все законы.
Финансовая политика реализуется в реальной хозяйственной жизни через финансовый механизм. Последний представляет собой систему видов, форм и методов организации, планирования и управления финансами, посредством которого происходит управление финансовыми отношениями по формированию и использованию целевых фондов денежных средств и денежных накоплений для выполнения государственных программ экономического и социального развития на разных уровнях хозяйствования и сферах действительности. Без финансового механизма финансовая политика не получит свое проявление.
Содержанием финансовой политики государства является планомерная организация финансов с учетом действия экономических законов и в соответствии с задачами развития общества. Финансовая политика каждого этапа общественного развития имеет свои характерные черты, решает различные задачи с учетом состояния экономики, назревших потребностей материальной и социальной жизни общества и других факторов.
Содержание финансовой политики выражается в последовательном осуществлении таких стадий:
- разработка научно-обоснованной концепции развития финансов в стране на основе действия экономических законов, изучения состояния экономики, перспектив социально-экономического развития общества;
- формулировка стратегических и тактических мероприятий финансовой политики исходя из соответствующих целей и задач экономической политики;
- практическое воплощение намеченных действий через финансовый механизм с его реконструкцией или корректировкой в зависимости от радикальности экономических преобразований.
4.Финансовый аппарат, его структура. Понятие финансового менеджмента.
Управление финансами – это один из сложных элементов в системе финансов, которые охватывают план и прогноз, политику и стратегию, действие и правовую основу, поступки и контроль в сфере финансовых отношений.
Управление финансами - процесс воздействия на финансовую и смежные экономические и социальные системы с целью их совершенствования и развития. При этом используются приемы и методы целенаправленного влияния на объект достижения необходимого результата. В финансовой системе управление осуществляется через финансовый механизм с помощью его методов, стимулов и санкций.
Как целенаправленная деятельность людей, управление основано на объективных закономерностях и требованиях экономических законов. Опираясь на научное познание требований этих законов и вырабатывая формы и методы их использования, общество через государственные, хозяйственные и общественные органы сознательно управляет формами производственных отношений, включая финансы, цены, кредит, прибыль и т. д.
В основе управления финансами лежат следующие принципы: демократизм в управлении, политический подход к финансовым вопросам, научность управления, общественность в управлении и т.д.
В управлении финансами различают следующие взаимосвязанные элементы: информация, планирование, организация, регулирование, контроль.
Финансовая информация имеет большое значение для принятия решений с целью, как научно-обоснованного планирования, так и оперативного руководства всеми финансовыми процессами. Она осуществляется в форме бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности, представляемой по звеньям финансовой системы.
Планирование занимает центральное место в управлении финансами.
Организация означает слаженность, четкость всех звеньев управления, высокую результативность финансового аппарата, ответственность и дисциплинированность работников управления.
Финансовое регулирование - это маневрирование финансовыми ресурсами для выполнения плановых заданий.
Контроль за выполнением финансовых планов осуществляется как на стадии планирования, так и на стадии оперативного управления на всех уровнях хозяйствования в процессе формирования и использования денежных фондов.
Управление финансами рассматривается с двух аспектов: государство использует финансы как инструмент управления экономикой и сами финансы, являются объектом управления со стороны государства. Это показывает богатство категории «финансы», их объективную необходимость. Финансы по сложности относятся к фундаментальному объекту исследования. При их изучении необходим научный подход, когда сочетаются требования объективных экономических законов, законодательных решений государства, результаты экономического анализа. Управление финансами сочетает экономические и административные методы управления, зависит от профессионализма и исполнительности людей, специальных финансовых работников.
Различают стратегическое и оперативное управление финансами.
Стратегическое управление финансами возложено Конституцией республики Казахстан на высшие органы государственной власти и управления: Парламент, Аппарат Президента, Правительство, МЭБП, Министерство финансов.
Президент Республики Казахстан обладает обширными полномочиями в управлении финансами, которые реализуются во многом через Аппарат Президента. Президент ежегодно обращается с посланием к народу о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики республики, издает указы и распоряжения по стратегическим вопросам экономического и социального развития страны и т. д.
В компетенции Парламента решения финансовых проблем осуществляется в праве законодательной инициативы по внесению на обсуждения и последующее голосование законодательных актов - законов Республики Казахстан и постановлений парламента.
Парламент издает законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и норма, касающиеся:
Налогообложения, установление сборов и других обязательных платежей;
Республиканского бюджета;
Обеспечения обороны и безопасности страны
Обеспечение стабильности социальной сферы и т.д.
Рабочими органами Парламента являются постоянные комитеты Сената и Мажилиса - комитеты по экономике, финансам, бюджету, работающие на постоянной основе.
Общегосударственные финансы управляются МЭБП и Министерством финансов Республики Казахстан, которые осуществляют стратегическое и оперативное управление финансами, методическое руководство в области финансового планирования народного хозяйства, изучает экономику и финансы отраслей. Их задачей является разработка проектов финансового законодательства; совершенствование форм финансовых отношений государства с предприятиями, организациями; планирование доходов и расходов государственного бюджета, исполнение бюджетов всех уровней.
Министерство финансов Республики Казахстан является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство, а так же в пределах, предусмотренных законодательством, межотраслевую координацию в сфере деятельности, отнесенной к его компетенции.
Структура Министерства финансов состоит:
Руководство.
Департамент отчетности и статистики.
Департамент государственного заимствования и международных финансовых отношений.
Департамент анализа и методологии исполнения государственного бюджета.
Департамент свода и исследования финансовых моделей.
Департамент информационных технологий.
Департамент юридической службы.
Департамент внутреннего администрирования финансов.
Департамент кадрового обеспечения и документооборота.
Департамент методологии бухгалтерского учета и аудита.
Управление координации государственных закупок.
Отдел защиты информации мобилизационной работы.
Министерство имеет ведомства:
- Комитет казначейства,
- Комитет таможенного контроля,
- Налоговый комитет,
- Комитет финансового контроля и государственных закупок,
- Комитет по работе с несостоятельными должниками,
- Комитет государственного имущества и приватизации.
В свою очередь, упомянутые подразделения состоят из управлений и отделов, выполняющих конкретные функции.
Комитет казначейства Министерства финансов Республики Казахстан выполняет функции, обеспечивающие реализацию государственной политики в сфере: обслуживания исполнения государственного бюджета и подготовки информации о результатах исполнения республиканского и местных бюджетов, финансирования расходов республиканского бюджета, осуществления переводов денег по поручениям государственных учреждений как в национальной, так в иностранной валюте, организации обеспечения наличными деньгами государственных учреждений через банки второго уровня и организации, предоставления информации об исполнении местных бюджетов в местные исполнительные органы и Министерство финансов Республики Казахстан.
Комитете таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан осуществляет функции обеспечивающие реализацию государственной политики в сфере: обеспечения своевременного и полного внесения в республиканский бюджет таможенных платежей и налогов, взимание которых возложено на таможенные органы РК. Обеспечения внедрения таможенных информационных технологии в целях упрощения и совершенствования таможенных процедур, ведения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики РК, надзорные и контрольные функции.
Важнейшие функции по мобилизации доходов государства выполняет налоговая служба.
Налоговая служба состоит из налогового комитета при Министерстве финансов РК и налоговых комитетов в областях республики с делением на городские и районные звенья в городах и районах. В составе налоговой службы имеется финансовая полиция, преобразованная из налоговой полиции в 2001г. с подразделениями в областях республики. Процесс реорганизации в Республике не завершен.
Налоговый комитет является центральным исполнительным органом, обеспечивающим сбор и государственный контроль за полнотой и своевременностью внесения налогов и других обязательных платежей, осуществляет подготовку налоговых законопроектов, проводит экспертизу проектов ведомственных нормативных актов и т.д. В налоговом комитетом имеется отдел международных налоговых соглашений, который разрабатывает проекты конвенции и договоров об устранении двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов на доход капитал.
Комитет государственного имущества и приватизации Министерства финансов РК выполняет функции: обеспечение участия комитета и представителей государственных органов в органах негосударственных юридических лиц с участием государства, организация и обеспечение деятельности комиссии по приватизации объектов республиканской собственности, организация предпродажной подготовки объектов республиканской собственности, определение видов и методов приватизации объектов республиканской собственности.
Министерство экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан – центральный исполнительный орган, миссией которого является создание и развитие системы государственного планирования, способствующей эффективной реализации приоритетов социально – экономического развития Республики Казахстан.
Основными задачами Министерства являются:
- формирование стратегических целей и приоритетов, основных направлений социально – экономического развития Республики Казахстан;