Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:03, лекция
Финансы - это исторически сложившаяся экономическая категория, которая охватывает значительную часть денежных отношений в обществе через распределительные и перераспределительные процессы.
1. Понятие финансов: как стоимостная экономическая категория; необходимость финансов; сущность финансов; развитие учении о финансах. 1-7
2. Функции финансов 8-10
3. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями (ценой, оплатой труда, кредитом). Финансовые ресурсы и их источники 11-13
4. Участники финансовых отношений и развитие новых финансовых отношений в условиях рынка 14-15
Роялти является платежом за право использования недрами в процессе добычи полезных ископаемых и переработки техногенных образований. Уплачивается в денежной или натуральной формах. Объектом обложения роялти является объем полезных ископаемых или первого товарного продукта, полученного из фактически добытых полезных ископаемых. Ставки роялти по общераспространенным полезным ископаемым и подземным водам установлены в размере от 1% до 10%, по углеводородам — по скользящей шкале в зависимости от объемов добычи; по твердым полезным ископаемым, включая драгоценные металлы и камни - в фиксированном процентном выражении за весь период действия контракт 1раз уплачивается ежемесячно не позднее 15 числа месяца следующего за отчетным.
Налог на сверхприбыль недропользователя - платеж за доход, полученный сверх норматива, установленного налоговым кодексом. Плательщики налога на сверхприбыль являются недропользователи, за исключением, осуществляющих деятельность по контрактам «О разделе продукции» и контрактам на добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод. Объектом обложения налогом на сверхприбыль является часть чистого дохода недропользователя по каждому отдельному контракту за налоговый период, в котором отношение накопленных доходов к накопленным расходам выше 1,2.
Накопленные доходы определяются как сумма совокупного годового дохода недропользователя, полученного с даты заключения контракта. Накопленные расходы определяются как сумма расходов недропользователя, отнесенных на вычеты с даты заключения контракта, за исключением суммы расходов, корректирующих налоговую базу. Налоговой базой является часть чистого дохода недропользователя по каждому отдельному контракту за налоговый период, превышающая 20 процентов от суммы вычетов. При этом ставки налога установлены по ступенчатой прогрессии от 4% до 60% (при норме прибыли свыше 70%).
По бонусам, роялти и налогу на сверхприбыль недропользователями представляется налоговые декларации в территориальные налоговые органы.
Доля Республики Казахстан по разделу продукции определяется соглашением сторон, в соответствии с которым недропользователю предоставляется право на добычу полезных ископаемых на контрактной территории на платной основе. Доля по разделу продукции может выплачиваться в денежной или натуральной формах. Доля по разделу продукции подлежит вычету при определении совокупного годового дохода для исчисления корпоративного подоходного налога. Доля по разделу продукции уплачивается не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.
Доля Республики Казахстан по разделу продукции определяется как суммарная стоимость прибыльной продукции, подлежащей разделу между Республикой Казахстан и недропользователем, за вычетом доли недропользователя в прибыльной продукции. Доля недропользователя в прибыльной продукции определяется как наименьшее из процентных значений, соответствующих нижеследующим трем критериям:
1) Как фактор (показатель доходности) - отношение накопленных доходов недропользователя к накопленным расходам по проекту;
2) внутренняя норма рентабельности (ВНР) подрядчика- ставка дисконтирования, при которой реальный чистый дисконтированный доход достигает своего нулевого значения;
3) фактор (ценовой коэффициент) - отношение дохода недропользователя к объему добычи за отчетный период.
Дополнительный платеж недропользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе продукции, выплачивают недропользователи, заключившие контракты о разделе продукции.
Порядок исчисления дополнительного платежа недропользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе продукции состоит в следующем.
В случае, когда доля поступлений государства в налоговом периоде составляет менее 10% до момента возврата вложенных инвестиций и менее 40% в последующих периодах от стоимости общего объема добытой продукции, полученной недропользователем в налоговом периоде, соответствующая разница уплачивается недропользователем в бюджет. Доля поступлений государства при этом, означает налоговые обязательства, исполненные недропользователем в течение налогового периода, представляющие собой долю Республики Казахстан по разделу продукции, налоги и другие обязательные платежи в бюджет.
Доля поступлений государства не включает НДС и налоги, в отношении которых недропользователь выступает в качестве налогового агента.
Если по итогам какого-либо налогового периода сумма поступлений окажется меньше указанных выше значений (10-40%), соответствующая разница уплачивается недропользователем в бюджет на счет доли Республики Казахстан.
Налоговым периодом по дополнительному платежу недропользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе продукции, является календарный год.
Дополнительный платеж недропользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе продукции, уплачивается не позднее 15 дней после наступления срока представления декларации.
5. Налоги на собственность их назначение и роль в доходах местных бюджетов.
В учебной литературе указано, что данная группа налогов приобретает в условиях рыночной экономики заметное место в связи с теми реальными изменениями, которые происходят в отношениях собственности по мере развития процесса разгосударствления и приватизации.
К налогам на собственность относятся: земельный налог, налог на имущество физических и юридических лиц, налог на транспортные средства.
Налоги на собственность поступают в местные бюджеты.
Помимо фискальных, эти налоги имеют цель стимулирование эффективности использования собственности, поскольку ставки налогов устанавливаются по внешним признакам - размерам собственности, а не по ее доходности. Доход не всегда определяется объемом собственности (имущества): в ситуации, когда налог на собственность отсутствует, крупные собственники попадают в льготное положение с точки зрения налогообложения и не будут стремиться использовать собственность наиболее производительно. Налоги на собственность позволяют равномерно распределять налоговую ответственность перед обществом. Таким образом, данные налоги относятся к реальным налогам.
Его цель - обеспечение экономическими методами рациональное использование земель и формирование доходов местных бюджетов, в том числе и для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению плодородия земель, их охране, а также для социально-культурного развития территории. Однако, доля поступлений этого налога в государственный бюджет невелика - около 0,6%.
Объектом обложения являются земельные участки (земельные доли) различного назначения: сельскохозяйственного, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения. Не являются объектом обложения земельные участки общего пользования населенных пунктов, занятые сетью государственных автодорог общего пользования, находящиеся на консервации. Не подлежат обложению земли особо охраняемых природных территорий, лесного, водного фондов, земли запаса.
Плательщиками налога являются юридические и физические лица, имеющие объекты обложения на праве собственности, постоянного землепользования, первичного безвозмездного временного землепользования.
Ставки налога дифференцированы в зависимости от качества земель, местоположения, водообеспечения и установлены на единицу земельной площади - гектар, квадратный метр.
Плательщиками налога на транспортные средства являются юридические лица, в том числе иностранные, их представительства, филиалы, постоянные учреждения, физические лица, в том числе иностранные, индивидуальные предприниматели, имеющие объекты обложения на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления. Плательщиком налога на транспортные средства по объектам обложения, переданным (полученным) по договору финансового лизинга, является лизингополучатель.
Объектами обложения являются транспортные средства, находящиеся на праве собственности, подлежащие государственной регистрации.
Налоговые ставки установлены в месячных расчетных показателях в зависимости от объема двигателя, мощности или грузоподъемности (вместимости) транспортного средства и дифференцированы по видам транспортных средств. К ставкам применяются поправочные понижающие коэффициенты на срок эксплуатации. Не являются плательщиками налога ряд субъектов: налогоплательщики единого земельного налога, производители сельскохозяйственной продукции по технике, используемой в производстве этой продукции, государственные учреждения, участники Великой Отечественной войны, инвалиды, лица, награжденные высшими наградами и некоторые другие субъекты.
Юридические лица исчисляют налог самостоятельно, а физическим лицам - территориальные налоговые органы. Уплата налога производится в срок не позднее 1 июля за текущий год. Налогоплательщики - юридические лица представляют декларацию по данному налогу.
Доля налога в поступлениях государственного бюджета составляет около 0,5%
Налог на имущество является прямым реальным налогом, величина его зависит от стоимости имущества плательщиков, а не от его доходности. Налог призван побуждать владельцев имущества к его эффективному использованию.
Плательщиками налога являются юридические и физические лица, в том числе иностранные физические лица по объектам обложения (имуществу), используемому как в предпринимательской деятельности, так и не используемому в таком качестве. Объектами обложения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются основные средства и нематериальные активы. Для физических лиц - жилые помещения, дачные строения, гаражи, иные строения, сооружения, объекты незавершенного строительства.. Объекты обложения имущества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей оцениваются на основе среднегодовой остаточной стоимости по данным бухгалтерского учета, а физических лиц - уполномоченным органом по оценке недвижимого имущества.
Налог на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уплачивается ежегодно по ставке 1,0% от среднегодовой стоимости объектов. Некоммерческие организации, государственные предприятия науки, культуры, социальной защиты и социального обеспечения, образования, природоохранной деятельности, общества инвалидов — уплачивают налог по ставке 0,1% к среднегодовой стоимости объектов обложения. Налог на имущество физических лиц, не используемые в предпринимательской деятельности, уплачивается ежегодно по ставке от 0,1% до 1% в зависимости от стоимости имущества.
По объектам налогообложения, расположенным на территориях специальных экономических зон и используемым при осуществлении видов деятельности, по перечню, установленному Положением о СЭЗ, применяется ставка 0%.
Доля налога на имущество занимает около 3% в поступлениях». государственного бюджета.
6. Сборы пошлины и платы. Специальные налоговые режимы.
Специальный налоговый резким - особый порядок расчетов с бюджетом, установленный для некоторых категорий налогоплательщиков и предусматривающий применение упрощенного порядка исчисления и уплаты отдельных видов налогов, а также представления налоговой отчетности по ним.
Специальные налоговые режимы предусматриваются для:
1) субъектов малого бизнеса;
2) крестьянских (фермерских) хозяйств;
3) юридических лиц - производителей сельхозпродукции;
4) отдельных видов предпринимательской деятельности.
Для субъектов малого бизнеса специальный налоговый режим устанавливается в отношении корпоративного (индивидуального) подоходного налога, социального налога за исключением индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты. Исчисление и уплата других налогов, обязательных платежей и предоставление отчетности по ним, производится в общеустановленном порядке. Упрощенный порядок исчисления налогов для субъектов малого бизнеса производится на основе разового талона, патента, упрощенной декларации.
Для каждого из названных методов оговариваются условия их применения: эпизодичность деятельности, место, характер предпринимательской деятельности, величина дохода, количество осуществляемых видов деятельности, использование наемных работников.
Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса не распространяется на некоторые виды деятельности, как-то: производство подакцизной продукции, финансовые услуги, недропользование, реализация нефтепродуктов, ряд лицензируемых видов деятельности, на филиалы, представительства, дочерние и зависимые предприятия юридических лиц.
При ведении предпринимательской деятельности, носящей эпизодический (менее одного месяца), для налоговых расчетов используется разовый талон - документ, удостоверяющий право применения специального налогового режима и факт расчета с бюджетом.
При исчислении налога по патенту (в размере установленной ставки к заявленному доходу) уплата также производится равными долями. На этой основе специальный налоговый режим оформляется для индивидуальных предпринимателей. При этом критериями соответствия являются:
1) не использование труда наемных работников;
2) осуществляющие деятельность в форме личного предпринимательства;
3)ограничение годового оборота определенной величиной.
Исчисление налогов по упрощенной декларации производится субъектом малого бизнеса самостоятельно путем применения к объекту обложения (квартальному доходу) определенной законом ставки налогов, дифференцированно: для индивидуальных предпринимателей и субъектов малого бизнеса - юридических лиц.