Сущность финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:03, лекция

Краткое описание

Финансы - это исторически сложившаяся экономическая категория, которая охватывает значительную часть денежных отношений в обществе через распределительные и перераспределительные процессы.

Оглавление

1. Понятие финансов: как стоимостная экономическая категория; необходимость финансов; сущность финансов; развитие учении о финансах. 1-7

2. Функции финансов 8-10

3. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями (ценой, оплатой труда, кредитом). Финансовые ресурсы и их источники 11-13

4. Участники финансовых отношений и развитие новых финансовых отношений в условиях рынка 14-15

Файлы: 1 файл

фИНАНСЫ-ЛЕКЦИИ.doc

— 2.05 Мб (Скачать)

Роялти является платежом за право использования недрами в процессе добычи полезных ископаемых и переработки техно­генных образований. Уплачивается в денежной или натуральной формах. Объектом обложения роялти является объем полезных ископаемых или первого товарного продукта, полученного из фактически добытых полезных ископаемых. Ставки роялти по общераспространенным полезным ископаемым и подземным во­дам установлены в размере от 1% до 10%, по углеводородам — по скользящей шкале в зависимости от объемов добычи; по твердым полезным ископаемым, включая драгоценные металлы и камни - в фиксированном процентном выражении за весь период действия контракт 1раз уплачивается ежемесячно не позднее 15 числа месяца следующего за отчетным.

Налог на сверхприбыль недропользователя - платеж за доход, полученный сверх норматива, установленного налоговым кодек­сом. Плательщики налога на сверхприбыль являются недро­пользователи, за исключением, осуществляющих деятельность по контрактам «О разделе продукции» и контрактам на добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод. Объектом обложения налогом на сверхприбыль является часть чистого дохода недропользователя по каждому отдельному кон­тракту за налоговый период, в котором отношение накопленных доходов к накопленным расходам выше 1,2.

Накопленные доходы определяются как сумма совокупного годового дохода недропользователя, полученного с даты заключе­ния контракта. Накопленные расходы определяются как сумма расходов недропользователя, отнесенных на вычеты с даты за­ключения контракта, за исключением суммы расходов, корректирующих налоговую базу. Налоговой базой является часть чистого дохода недропользователя по каждому отдельному контракту за налоговый период, превышающая 20 процентов от суммы вычетов. При этом ставки налога установлены по ступенчатой прогрессии от 4% до 60% (при норме прибыли свыше 70%).

По бонусам, роялти и налогу на сверхприбыль недропользова­телями представляется налоговые декларации в территориальные налоговые органы.

Доля Республики Казахстан по разделу продукции определя­ется соглашением сторон, в соответствии с которым недрополь­зователю предоставляется право на добычу полезных ископа­емых на контрактной территории на платной основе. Доля по разделу продукции может выплачиваться в денежной или нату­ральной формах. Доля по разделу продукции подлежит вычету при определении совокупного годового дохода для исчисления корпоративного подоходного налога. Доля по разделу продук­ции уплачивается не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным.

Доля Республики Казахстан по разделу продукции определя­ется как суммарная стоимость прибыльной продукции, под­лежащей разделу между Республикой Казахстан и недрополь­зователем, за вычетом доли недропользователя в прибыльной продукции. Доля недропользователя в прибыльной продукции определяется как наименьшее из процентных значений, соот­ветствующих нижеследующим трем критериям:

1)              Как фактор (показатель доходности) - отношение накоплен­ных доходов недропользователя к накопленным расходам по проекту;

2)              внутренняя  норма  рентабельности   (ВНР)   подрядчика- ставка дисконтирования, при которой реальный чистый дисконтированный доход достигает своего нулевого значения;

3)              фактор  (ценовой  коэффициент) - отношение дохода недропользователя к объему добычи за отчетный период.

Дополнительный платеж недропользователя, осуществляю­щего деятельность по контракту о разделе продукции, выпла­чивают недропользователи, заключившие контракты о разделе продукции.

Порядок исчисления дополнительного платежа недрополь­зователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе продукции состоит в следующем.

В случае, когда доля поступлений государства в налоговом периоде составляет менее 10% до момента возврата вложенных инвестиций и менее 40% в последующих периодах от стоимо­сти общего объема добытой продукции, полученной недро­пользователем в налоговом периоде, соответствующая разница уплачивается недропользователем в бюджет. Доля поступлений государства при этом, означает налоговые обязательства, ис­полненные недропользователем в течение налогового периода, представляющие собой долю Республики Казахстан по разделу продукции, налоги и другие обязательные платежи в бюджет.

Доля поступлений государства не включает НДС и налоги, в отношении которых недропользователь выступает в качестве налогового агента.

Если по итогам какого-либо налогового периода сумма посту­плений окажется меньше указанных выше значений (10-40%), соответствующая разница уплачивается недропользователем в бюджет на счет доли Республики Казахстан.

Налоговым периодом по дополнительному платежу недро­пользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе продукции, является календарный год.

Дополнительный платеж недропользователя, осуществляю­щего деятельность по контракту о разделе продукции, уплачива­ется не позднее 15 дней после наступления срока представления декларации.

 

 

 

5.        Налоги на собственность их назначение и роль в доходах местных бюджетов.

В учебной литературе указано, что данная группа налогов приобретает в условиях рыночной эко­номики заметное место в связи с теми реальными изменениями, которые происходят в отношениях собственности по мере разви­тия процесса разгосударствления и приватизации.

К налогам на собственность относятся: земельный налог, налог на имущество физических и юридических лиц, налог на транс­портные средства.

Налоги на собственность поступают в местные бюджеты.

Помимо фискальных, эти налоги имеют цель стимулирование эффективности использования собственности, поскольку ставки налогов устанавливаются по внешним признакам - размерам соб­ственности, а не по ее доходности. Доход не всегда определяется объемом собственности (имущества): в ситуации, когда налог на собственность отсутствует, крупные собственники попадают в льготное положение с точки зрения налогообложения и не бу­дут стремиться использовать собственность наиболее производительно. Налоги на собственность позволяют равномерно рас­пределять налоговую ответственность перед обществом. Таким образом, данные налоги относятся к реальным налогам.

Его цель - обеспечение экономическими методами рацио­нальное использование земель и формирование доходов местных бюджетов, в том числе и для осуществления мероприятий по зем­леустройству, повышению плодородия земель, их охране, а также для социально-культурного развития территории. Однако, доля поступлений этого налога в государственный бюджет невелика - около 0,6%.

Объектом обложения являются земельные участки (земель­ные доли) различного назначения: сельскохозяйственного, насе­ленных пунктов, промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения. Не являются объектом обложения земельные участки общего пользования населенных пунктов, занятые сетью государственных автодорог общего пользования, находящиеся на консервации. Не подлежат обложению земли особо охраняемых природных территорий, лесного, водного фондов, земли запаса.

Плательщиками налога являются юридические и физические лица, имеющие объекты обложения на праве собственности, по­стоянного землепользования, первичного безвозмездного вре­менного землепользования.

Ставки налога дифференцированы в зависимости от качества земель, местоположения, водообеспечения и установлены на еди­ницу земельной площади - гектар, квадратный метр.

Плательщиками налога на транспортные средства являются юридические лица, в том числе иностранные, их представитель­ства, филиалы, постоянные учреждения, физические лица, в том числе иностранные, индивидуальные предприниматели, имею­щие объекты обложения на праве собственности, хозяйственного

ведения или оперативного управления. Плательщиком налога на транспортные средства по объектам обложения, переданным (полученным) по договору финансового лизинга, является ли­зингополучатель.

Объектами обложения являются транспортные средства, на­ходящиеся на праве собственности, подлежащие государствен­ной регистрации.

Налоговые ставки установлены в месячных расчетных по­казателях в зависимости от объема двигателя, мощности или грузоподъемности (вместимости) транспортного средства и дифференцированы по видам транспортных средств. К ставкам применяются поправочные понижающие коэффициенты на срок эксплуатации. Не являются плательщиками налога ряд субъек­тов: налогоплательщики единого земельного налога, производи­тели сельскохозяйственной продукции по технике, используемой в производстве этой продукции, государственные учреждения, участники Великой Отечественной войны, инвалиды, лица, на­гражденные высшими наградами и некоторые другие субъекты.

Юридические лица исчисляют налог самостоятельно, а физи­ческим лицам - территориальные налоговые органы. Уплата на­лога производится в срок не позднее 1 июля за текущий год. На­логоплательщики - юридические лица представляют декларацию по данному налогу.

Доля налога в поступлениях государственного бюджета со­ставляет около 0,5%

Налог на имущество является прямым реальным налогом, ве­личина его зависит от стоимости имущества плательщиков, а не от его доходности. Налог призван побуждать владельцев имуще­ства к его эффективному использованию.

Плательщиками налога являются юридические и физические лица, в том числе иностранные физические лица по объектам об­ложения (имуществу), используемому как в предприниматель­ской деятельности, так и не используемому в таком качестве. Объектами обложения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей являются основные средства и нематериаль­ные активы. Для физических лиц - жилые помещения, дачные строения, гаражи, иные строения, сооружения, объекты незавершенного строительства.. Объекты обложения имущества юриди­ческих лиц и индивидуальных предпринимателей оцениваются на основе среднегодовой остаточной стоимости по данным бух­галтерского учета, а физических лиц - уполномоченным органом по оценке недвижимого имущества.

Налог на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уплачивается ежегодно по ставке 1,0% от среднегодовой стоимости объектов. Некоммерческие организа­ции, государственные предприятия науки, культуры, социальной защиты и социального обеспечения, образования, природоохран­ной деятельности, общества инвалидов — уплачивают налог по ставке 0,1% к среднегодовой стоимости объектов обложения. На­лог на имущество физических лиц, не используемые в предпри­нимательской деятельности, уплачивается ежегодно по ставке от 0,1% до 1% в зависимости от стоимости имущества.

По объектам налогообложения, расположенным на   территориях специальных экономических зон и используемым при осуществлении видов деятельности, по перечню, установленному Положением о СЭЗ, применяется ставка 0%.

Доля налога на имущество занимает около 3% в поступлениях». государственного бюджета.

 

 

6.       Сборы пошлины и платы. Специальные налоговые режимы.

Специальный налоговый резким - особый порядок расчетов с бюджетом, установленный для некоторых категорий налогопла­тельщиков и предусматривающий применение упрощенного по­рядка исчисления и уплаты отдельных видов налогов, а также представления налоговой отчетности по ним.

Специальные налоговые режимы предусматриваются для:

1)  субъектов малого бизнеса;

2)  крестьянских (фермерских) хозяйств;

3)  юридических лиц - производителей сельхозпродукции;

4)  отдельных видов предпринимательской деятельности.

              Для субъектов малого бизнеса специальный налоговый режим устанавливается в отношении корпоративного (индивидуально­го) подоходного налога, социального налога за исключением индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты. Исчисление и уплата других налогов, обязательных платежей и предоставление отчетности по ним, производится в общеустановленном порядке. Упрощенный порядок исчисления налогов для субъектов малого бизнеса производится на основе разового талона, патента, упрощенной декларации.

Для каждого из названных методов оговариваются условия их применения: эпизодичность деятельности, место, характер пред­принимательской деятельности, величина дохода, количество осуществляемых видов деятельности, использование наемных работников.

Специальный налоговый режим для субъектов малого бизне­са не распространяется на некоторые виды деятельности, как-то: производство подакцизной продукции, финансовые услуги, недропользование, реализация нефтепродуктов, ряд лицензируемых видов деятельности, на филиалы, представительства, дочерние и зависимые предприятия юридических лиц.

При ведении предпринимательской деятельности, носящей эпизодический (менее одного месяца), для налоговых расчетов используется разовый талон - документ, удостоверяющий право применения специального налогового режима и факт расчета с бюджетом.

При исчислении налога по патенту (в размере установлен­ной ставки к заявленному доходу) уплата также производится равными долями. На этой основе специальный налоговый режим оформляется для индивидуальных предпринимателей. При этом критериями соответствия являются:

1)  не использование труда наемных работников;

2)   осуществляющие  деятельность в форме личного предпри­нимательства;

3)ограничение годового оборота определенной величиной.
Исчисление налогов по упрощенной декларации производится субъектом малого бизнеса самостоятельно путем применения к объекту обложения (квартальному доходу) определенной зако­ном ставки налогов, дифференцированно: для индивидуальных предпринимателей и субъектов малого бизнеса - юридических лиц.

Информация о работе Сущность финансов