Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:03, лекция
Финансы - это исторически сложившаяся экономическая категория, которая охватывает значительную часть денежных отношений в обществе через распределительные и перераспределительные процессы.
1. Понятие финансов: как стоимостная экономическая категория; необходимость финансов; сущность финансов; развитие учении о финансах. 1-7
2. Функции финансов 8-10
3. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями (ценой, оплатой труда, кредитом). Финансовые ресурсы и их источники 11-13
4. Участники финансовых отношений и развитие новых финансовых отношений в условиях рынка 14-15
Оптимальное распределение государственных расходов между фондом накопления и фондом потребления является важнейшей задачей экономической политики государства. Соотношение фонда накопления и фонда потребления изменялось: в последние годы темпы роста фонда потребления превышали темпы роста фонда накопления. Удельный вес фонда потребления в национальном доходе, используемом на потребление и накопление, составляет в Казахстане около 75%.
Государственные расходы третьей группы - на создание и пополнение государственных резервов предназначаются для удовлетворения потребностей как производственной, так и непроизводственной сфер при чрезвычайных обстоятельствах, например, при стихийных бедствиях, для возмещения потерь и обеспечения бесперебойности снабжения предприятий, учреждений, организаций и населения товарами и продуктами. Создание таких резервов и децентрализованном порядке (отдельно у каждого предприятия и организации) было бы нерациональным. Централизованный порядок их образования позволяет относительно снизить их необходимые размеры и наиболее эффективно использовать эти резервы.
По предметному признаку (целевому) государственные расходы делятся на расходы на экономику, социально-культурные мероприятия, науку, оборону и управление.
По территориальному признаку государственные расходы делятся по экономическим регионам. Такая классификация позволяет активно воздействовать на размещение производительных сил и совершенствование пропорций в народном хозяйстве.
Государственные расходы по отраслевому признаку в сфере материального производства делятся на затраты в промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь, торговлю, снабжение и заготовки; в непроизводственной сфере подразделяются на затраты на образование, науку, здравоохранение и физическую культуру, социальное страхование и социальное обеспечение, на оборону и управление.
Государственные расходы должны обеспечить наиболее полное удовлетворение государственных потребностей при максимально эффективном использовании средств. В связи с этим (существуют два метода финансирования государственных расходов, определяемые особенностями хозяйствования:
1. Финансирование хозрасчетных предприятий и организаций производятся за счет собственных ресурсов, кредитов банка и в недостающей части - за счет бюджетных ассигнований.
2. Бюджетное финансирование. В сметном порядке финансируются затраты на социально - культурные мероприятия, содержание органов государственной власти и управления, оборону,
определяемые на основе особых документов - смет. Учреждения и организации, финансируемые в сметном порядке, называются бюджетными.
Как способ, в исключительных случаях, применяется эмиссионное финансирование за счет выпуска наличных денег в обращение и кредитной эмиссии (безналичной).
Применяются следующие формы бюджетного финансирования: дотации, субвенции, субсидии.
При дотациях денежные средства выделяются в безвозвратном порядке из бюджета и внебюджетных фондов для покрытия убытков предприятий и организаций, а также для сбалансирования нижестоящих бюджетов. Данная форма была распространена в виде возмещения разницы в ценах на сельскохозяйственную продукцию, поддержание социально-приемлемых цен на отдельные продукты и товары, на покрытие убытков жилищно-коммунального хозяйства, частичное возмещение издержек театрально-зрелищных и других организаций непроизводственной сферы.
Для полного усвоения схематично представим государственные финансы, государственные доходы и государственные расходы.
Государство – понятие емкое многоаспектное:
А) общественный институт, определяемый моделью развития общества;
Б) система политического устройства общества;
В) совокупность управляющих органов в стране, на основе Конституции, реализующие свои функции во благо общества;
Г) субъект рыночных отношений, осуществляющих экономическую деятельность.
Определение роли и места государства с позиции экономической деятельности очень важно:
- способствует перераспределению доходов и богатства (СОП, ВВП);
- заинтересовано в стабилизации экономики;
- занимается перераспределением ресурсов;
- гарант правовой ответственности в экономике;
- регулятор в достижении эффективного использования экономических категорий (деньги, финансы, кредит, субсидии и т.д.)
Единство взаимосвязей
Понятия «государство» и «финансы» - неотделимы, а в условиях рыночных отношений (системе) факторы требуют внимания:
Создается механизм государственных финансов.
1. Формируются фонды;
2. Разрабатываются спец.инструменты (бюджет, налоги);
3. Ответственность за социальную сферу | - наличие неравенства в первичном распределении; - система выравнивания доходов (заработная плата, цены); - система налогообложения трансфертов, субсидий, дотаций и т.д.; - контроль за уровнем занятости и инфляции; - обеспечение экономического роста и сбережений; - регулирование соответствия производства и потребления (объемы); - регулирование «издержки перелива» и «выгоды перелива»; - прямое участие государства в производстве общественных товаров, благ и услуг. |
Государственные финансы
Государственные финансы – основа выполнения экономической функции правительства для удовлетворения потребности общества в определенных границах. Они состоят из двух частей: государственные доходы и государственные расходы.
Понятие государственных расходов, принципы их организации.
Для создания материальной базы функционирования государства образуется совокупный объем денежных средств, поступающих в собственность государства.
Государственные доходы – система экономических отношений,
- это часть гос.финансов;
- это источники для обеспечения
потребности государства в его
деятельности;
- это результат первичного рас-
пределения стоимости общественного
продукта;
- это результат перераспределения
финансов с образованием конкрет- основой гос.доходов выступают
ных денежных фондов,
Следует различать понятия:
- финансовые ресурсы общества (шире- включая внешние источники)
- государственные доходы включают:
финансовые ресурсы государства: финансовые ресурсы негосу-
-фин. ресурсы гос.предприятий;
-гос. бюджет;
-гос. внебюджетные фонды. –доходы негос-х хоз.субъектов;
Классификация государственных доходов |
-в зависимости от организационно-правового оформления форм собственности (доходы гос.предприятий, налоговые поступления от частных структур, налоги с населения);
- в зависимости от сферы создания (в сфере материального производства и в непроизв. сфере);
- по финансовому содержанию (налоговые, неналоговые);
- по методам мобилизации (централизованные и децентрализованные).
Классификация государственных расходов. Финансовые резервы и их значение для экономики страны.
Государственные Расходы - часть государственных финансов общества |
Основа социально-экономического развития общества в конкретных сферах, рода деятельности предприятий и организаций.
Государственные расходы |
Подтверждают роль и место самих государственных финансов и функции государства как института управления.
Государственные расходы |
Включают три направления:
- расходы государства;
- расходы негосударственного сектора;
- расходы государственных предприятий и организаций.
Государственные расходы |
Следует характеризовать по социально-экономической
потребности:
- производственные;
- социальные;
- культура и духовное развитие;
- экология;
- организационно-управленческие:
- охрана правопорядка и оборона;
- прочие.
Для внимания: Статистические данные
На конец 2006г. ВВП – 7590,6 млрд.тенге:
Доходы госбюджета – 2 092,8 млрд.тенге,
в том числе налоговые – 1 981,1 млрд.тенге
Национальный фонд – 12,0 млрд.долларов США.[kgl]
1. Сущность налогов как инструмента государственного регулирования и их понятие в условиях рыночных отношений.
Налоги - обязательные платежи, предусмотренные законом, взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки.
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение, мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.
Сущность налогов проявляется в их функциях.
• Фискальная функция налогов обеспечивает поступление средств в государственный бюджет и финансирование государственных расходов.
• Перераспределительная функция налогов состоит в
перераспределении части доходов различных субъектов
хозяйствования в пользу государства. Масштабы действия данной
функции определяются долей налогов в валовом национальном
продукте; она показывает степень огосударствления национального
дохода.
• Регулирующая функция воздействует на развитие народного
хозяйства в соответствии с программами. При этом используется
выбор форм налогов, изменения ставок, способов взимания, льготы и
скидки. Данные регуляторы влияют на структуру и пропорции
общественного воспроизводства, объемы накопления и потребления.