Сущность финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:03, лекция

Краткое описание

Финансы - это исторически сложившаяся экономическая категория, которая охватывает значительную часть денежных отношений в обществе через распределительные и перераспределительные процессы.

Оглавление

1. Понятие финансов: как стоимостная экономическая категория; необходимость финансов; сущность финансов; развитие учении о финансах. 1-7

2. Функции финансов 8-10

3. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями (ценой, оплатой труда, кредитом). Финансовые ресурсы и их источники 11-13

4. Участники финансовых отношений и развитие новых финансовых отношений в условиях рынка 14-15

Файлы: 1 файл

фИНАНСЫ-ЛЕКЦИИ.doc

— 2.05 Мб (Скачать)

Оптимальное распределение государственных расходов между фондом накопления и фондом потребления является важнейшей задачей экономи­ческой политики государства. Соотношение фонда накопления и фонда по­требления изменялось: в последние годы темпы роста фонда потребления превышали темпы роста фонда накопления. Удельный вес фонда потребле­ния в национальном доходе, используемом на потребление и накопление, составляет в Казахстане около 75%.

Государственные расходы третьей группы - на создание и по­полнение государственных резервов предназначаются для удо­влетворения потребностей как производственной, так и непроиз­водственной сфер при чрезвычайных обстоятельствах, например, при стихийных бедствиях, для возмещения потерь и обеспечения бесперебойности снабжения предприятий, учреждений, органи­заций и населения товарами и продуктами. Создание таких ре­зервов и децентрализованном порядке (отдельно у каждого пред­приятия и организации) было бы нерациональным. Централизо­ванный порядок их образования позволяет относительно снизить их необходимые размеры и наиболее эффективно использовать эти резервы.

По предметному признаку (целевому) государственные рас­ходы делятся на расходы на экономику, социально-культурные мероприятия, науку, оборону и управление.

По территориальному признаку государственные расходы де­лятся по экономическим регионам. Такая классификация позволя­ет активно воздействовать на размещение производительных сил и совершенствование пропорций в народном хозяйстве.

Государственные расходы по отраслевому признаку в сфере материального производства делятся на затраты в промышлен­ность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь, тор­говлю, снабжение и заготовки; в непроизводственной сфере под­разделяются на затраты на образование, науку, здравоохранение и физическую культуру, социальное страхование и социальное обеспечение, на оборону и управление.

Государственные расходы должны обеспечить наиболее пол­ное удовлетворение государственных потребностей при мак­симально эффективном использовании средств. В связи с этим (существуют два метода финансирования государственных рас­ходов, определяемые особенностями хозяйствования:

1.  Финансирование хозрасчетных предприятий и организаций производятся за счет собственных ресурсов, кредитов банка и в недостающей части - за счет бюджетных ассигнований.

2.  Бюджетное финансирование. В сметном порядке финан­сируются затраты на социально - культурные мероприятия, содер­жание органов государственной власти и управления, оборону,
определяемые на основе особых документов - смет. Учреждения и организации, финансируемые в сметном порядке, называются бюджетными.

Как способ, в исключительных случаях, применяется эмисси­онное финансирование за счет выпуска наличных денег в обраще­ние и кредитной эмиссии (безналичной).

Применяются следующие формы бюджетного финансирова­ния: дотации, субвенции, субсидии.

При дотациях денежные средства выделяются в безвозврат­ном порядке из бюджета и внебюджетных фондов для покрытия убытков предприятий и организаций, а также для сбалансиро­вания нижестоящих бюджетов. Данная форма была распростра­нена в виде возмещения разницы в ценах на сельскохозяйствен­ную продукцию, поддержание социально-приемлемых цен на отдельные продукты и товары, на покрытие убытков жилищно-коммунального хозяйства, частичное возмещение издержек теа­трально-зрелищных и других организаций непроизводственной сферы.

 

Для полного усвоения схематично представим государственные финансы, государственные доходы и государственные расходы.

 

Государство – понятие емкое многоаспектное:

А) общественный институт, определяемый моделью развития общества;

Б) система политического устройства общества;

В) совокупность управляющих органов в стране, на основе Конституции, реализующие свои функции во благо общества;

Г) субъект рыночных отношений, осуществляющих экономическую деятельность.

Определение роли и места государства с позиции экономической деятельности очень важно:

- способствует перераспределению доходов и богатства (СОП, ВВП);

- заинтересовано в стабилизации экономики;

- занимается перераспределением ресурсов;

- гарант правовой ответственности в экономике;

- регулятор в достижении эффективного использования экономических категорий (деньги, финансы, кредит, субсидии и т.д.)

                           

     

 

Единство взаимосвязей

 

Понятия «государство» и «финансы» -

неотделимы, а в условиях рыночных

отношений (системе) факторы              

требуют внимания:

 

 

 

Создается механизм государственных финансов.

 

1. Формируются фонды;

 

2. Разрабатываются спец.инструменты (бюджет, налоги);

 

3. Ответственность за социальную сферу

- наличие неравенства в первичном распределении;

- система выравнивания доходов (заработная плата, цены);

- система налогообложения трансфертов, субсидий, дотаций и т.д.;

-  контроль за уровнем занятости и инфляции;

- обеспечение экономического роста и сбережений;

- регулирование соответствия производства и потребления (объемы);

- регулирование «издержки перелива» и «выгоды перелива»;

- прямое участие государства в производстве общественных товаров, благ и услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственные финансы

 

                                             

 

                                                        

 

 

                    

               

 

 

 

Государственные финансы – основа выполнения экономической функции правительства для удовлетворения потребности общества в определенных границах. Они состоят из двух частей: государственные доходы и государственные расходы.

 

Понятие  государственных расходов, принципы их организации.

              Для создания материальной базы функционирования государства образуется совокупный объем денежных средств, поступающих в собственность государства.

              Государственные доходы – система экономических отношений,

                                                           связанных с понятием «доходы».

 

- это часть гос.финансов;

- это источники для обеспечения    

потребности государства в его

деятельности;

- это результат первичного рас-

пределения стоимости общественного

продукта;

- это результат перераспределения               Материально-вещественной

финансов  с образованием конкрет-             основой гос.доходов выступают

ных денежных фондов,                                  денежные средства, сосредотачи-

                                                                                ваемые у гос-ва, гос. предпр.

                                                                                 и у населения.

              Следует различать понятия:

 

- финансовые ресурсы общества (шире- включая внешние источники)

- государственные доходы включают:

 

финансовые ресурсы государства:              финансовые ресурсы негосу-

-фин. ресурсы гос.предприятий;                  дарственного сектора:

-гос. бюджет;                                                 -финансы дом. хозяйств;

-гос. внебюджетные фонды.                        –доходы негос-х хоз.субъектов;

                                                                        -финансы общественных орг-й.

Классификация государственных доходов

             

              -в зависимости от организационно-правового оформления форм собственности (доходы гос.предприятий, налоговые поступления от частных структур, налоги с населения);

              - в зависимости от сферы создания (в сфере материального производства и в непроизв. сфере);

              - по финансовому содержанию (налоговые, неналоговые);

              - по методам мобилизации (централизованные и децентрализованные).

 

Классификация государственных расходов. Финансовые резервы и их значение для экономики  страны.

Государственные  Расходы    - часть государственных финансов общества

 

Основа социально-экономического развития общества в конкретных сферах, рода деятельности предприятий и организаций.

 

Государственные расходы

Подтверждают роль и место самих государственных финансов и функции государства как института управления.

 

Государственные расходы

Включают три направления:

- расходы государства;

- расходы негосударственного сектора;

- расходы государственных предприятий и организаций.

Государственные расходы

                     Следует характеризовать по социально-экономической              

                      потребности:

 

- производственные;

- социальные;

- культура и духовное развитие;

- экология;

- организационно-управленческие:

- охрана правопорядка и оборона;

- прочие.

              Для внимания: Статистические данные

 

На конец 2006г.   ВВП – 7590,6 млрд.тенге:

                              Доходы госбюджета – 2 092,8 млрд.тенге,

                              в том числе налоговые – 1 981,1 млрд.тенге

                              Национальный фонд – 12,0 млрд.долларов США.[kgl]

 

 

 

 

1.       Сущность налогов как инструмента государственного регулирования и их понятие в условиях рыночных отношений.

 

Налоги - обязательные платежи, предусмотренные законом, взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение, мобилизацию денежных средств   в распоряжение государства.

Сущность налогов проявляется в их функциях.

• Фискальная функция налогов обеспечивает поступление средств в государственный бюджет и финансирование государственных расходов.

•       Перераспределительная  функция  налогов   состоит  в
перераспределении   части   доходов   различных   субъектов
хозяйствования в пользу государства. Масштабы действия данной
функции определяются долей налогов в валовом национальном
продукте; она показывает степень огосударствления национального
дохода.             

•       Регулирующая функция воздействует на развитие народного
хозяйства в соответствии с программами. При этом используется
выбор форм налогов, изменения ставок, способов взимания, льготы и
скидки. Данные регуляторы влияют на структуру и пропорции
общественного воспроизводства, объемы накопления и потребления.

Информация о работе Сущность финансов