Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:03, лекция
Финансы - это исторически сложившаяся экономическая категория, которая охватывает значительную часть денежных отношений в обществе через распределительные и перераспределительные процессы.
1. Понятие финансов: как стоимостная экономическая категория; необходимость финансов; сущность финансов; развитие учении о финансах. 1-7
2. Функции финансов 8-10
3. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями (ценой, оплатой труда, кредитом). Финансовые ресурсы и их источники 11-13
4. Участники финансовых отношений и развитие новых финансовых отношений в условиях рынка 14-15
В рыночной экономике налоги выполняют важную роль в формировании доходной части государственного бюджета. Удельный вес налоговых поступлений в последние годы сохраняется на уровне 70 80 %, в то время как налоговые поступления в бюджеты стран с развитой рыночной экономикой' находятся в пределах 50 - 55 %.
2. Налоговая система, основные требования к ее построению. Налоговая система РК. Работа Налоговой службы.
Налоговая система в РК представляет собой законодательно установленный перечень всех действующих на данный момент налогов, с указанием их ставок, плательщиков и объектов обложения, порядка условий и сроки выплаты, методологии расчета и учета, а также соответствующих административных положений.
Налоговая система включает в свой состав государственную
налоговую службу, которая представлена в Казахстане Налоговым
комитетом Министерство финансов и налоговыми
комитетами в областях, крупных городах, налоговыми отделами в
районах и городах.
Налоговая служба осуществляет общегосударственный контроль
за исполнением законов республики о налогах и других обязательных
платежах.
В условиях формирования рыночной экономики налоговая система должна соответствовать определенным принципам.
Они сводятся к следующему:
При определении форм налогообложения следует отдавать предпочтение технически простейшим формам.
Налоговая система должна быть нейтральной. Помимо обоснованных исключений, государство не должно поощрять или наказывать плательщиков через систему налогов.
Преимущественное использование пропорциональных линейных налогов вместо прогрессивных.
Налоговая система не должна препятствовать улучшению функционирования экономики и росту капитальных вложений.
Налоговая система должна обеспечивать определенную постоянность налоговых ставок по основным видам налогов с другими странами - партнерами данной страны по экономическим отношениям.
В условиях рыночных отношений налаженная налоговая система позволяет решить как проблему увеличения доходов бюджетов различных уровней, так и способствует развитию отдельных хозяйствующих субъектов и всей экономики в целом.
В настоящее время в республике налоговая система подвергается жесткой, но обоснованной критике. И сегодня совершенствование налоговой системы направлено на устранение недостатков, препятствующих обеспечению полноты поступления в бюджет финансовых ресурсов, упрощению структуры налогов и сборов.
Налоговая политика - осуществление экономической политики государства с помощью налоговых инструментов, налоговых ставок, льгот и др. Налоговая политика отражает уровень государственного вмешательства в экономику.
Различают активный и пассивный тип налоговой политики.
Активный тип налоговой политики означает вмешательство государства в процесс размещения производственных ресурсов, в частном секторе экономики и регулирование экономического цикла. При активном типе налоговой политики устанавливаются высокие номинальные налоговые ставки и представляется широкий спектр налоговых льгот, используются прогрессивные налоговые ставки.
Пассивный тип налоговой политики предполагает минимизацию вмешательства государства в размещение ресурсов в частном секторе. Здесь имеет место существенное снижение номинальных налоговых ставок при значительном одновременном ограничении предоставляемых налоговых льгот. Экономика получает возможность развиваться на основе критериев, а не критериев, задаваемых государством.
Налоговая политика в РК постепенно переходит из активного типа к пассивному типу налоговой политики.
В этих условиях обязанность государства – формирование налоговой стратегии, которая способствовала бы созданию долговременных стимулов развития роста производства.
Основными целями и задачами налоговой политики РК, которые могут обеспечить бюджетное наполнение суверенного государства должны быть следующие:
Адекватность поступлений в бюджет, т.е. налоговые поступления должны стать достаточными для необходимого обеспечения государственных расходов, при этом, не подавляя предпринимательскую активность.
Экономическая нейтральность, которая заключается в одинаковости применения косвенных налогов ко всем формам потребления, исключая из потребления производственные нужды.
Налоговая политика не должна препятствовать росту сбережений
и инвестиций. ,
Налоговая справедливость, которая имеет горизонтальные и вертикальные аспекты. При этом горизонтальные аспекты означают одинаковость действия закона для всех участников экономических взаимоотношений, а вертикальные - возможности учета различий для отдельных участников.
Низкие ставки налогов. Именно размеры ставок оказывают влияние на негативное воздействие со стороны участников экономических взаимоотношений, потому что чем они ниже, тем меньше потребность избегать их. Доходчивость и простота налоговых законов. Эта задача считается наиболее важной, по причине возможности усиления доверия со стороны налогоплательщиков к всевозможным расчетам на различном уровне контроля.
3. Классификация налогов и характеристика основных видов. Элементы налога. Косвенные и прямые налоги.
В учебной литературе дается следующая существующая классификация налогов, которая в теории налогообложения сложна и многообразна. Наиболее распространенные классификации в таблице приведены из учебного материала кафедры:
Признак | Вид налога | Краткая характеристика |
1 | 2 | 3 |
---|---|---|
В зависимости от взаимоотношений государства и субъекта | прямой | - налог, непосредственно связанный с доходами или имуществом налогоплательщика |
косвенный | - налог, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, непосредственно не связанный с доходами или имуществом налогоплательщика | |
В зависимости от формы уплаты | натуральный | - налог, в виде доли добываемой продукции в размере, определенном контрактом |
денежный | - налог, выплачиваемый в денежной (стоимостной) форме | |
По субъектам | налог с юридических лиц | - корпоративный налог, субъектом которого выступают юридические лица в т.ч. резиденты и нерезиденты, постоянные учреждения |
налог с физических лиц | - индивидуальный налог, уплачиваемый физическими лицами | |
В зависимости от территориального уровня | общегосударственный | - налог, который является доходом государства |
местный | - налог, который является источником дохода местного бюджета и зависит от административно- | |
В зависимости от характера использования | налоги общего назначения | - зачисляются в бюджет соответствующего уровня как общий денежный фонд той или иной территории и используются при исполнении бюджета без привязки к конкретным мероприятиям |
целевые налоги | - зачисляются во внебюджетные целевые фонды и выделяются в бюджете отдельной строкой | |
В качестве инструмента бюджетного регулирования | закрепленные | - налоги, которые в соответствии с законодательством закреплены как доходный источник за определенным видом бюджета |
регулирующие | - налоги, передаваемые в процессе ежегодного утверждения бюджетов из вышестоящего бюджета в нижестоящий в целях его сбалансирования | |
По методам взимания | окладные | - налоги, которые взимаются с каждого плательщика в строго установленном государством размере |
раскладочные | - те, которые устанавливаются в общей сумме, а затем эта сумма распределяется на отдельные территории общества, а внутри них – на отдельных плательщиков. |
Теорией и практикой налогообложения выработаны и многие другие классификационные признаки и виды налогов, однако рассмотренные нами выше виды налогов являются основными и наиболее распространенными в литературе и практике стран мира.
Выделяют следующие элементы налогообложения:
Субъект налога – это физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог;
Носители налога – окончательный или фактический плательщик налога, который уплачивает его из своих доходов;
Объект налога – доход, имущество, вид деятельности, оказание услуг, денежные операции, предметы (ТМЦ);
Налоговый кадастр – опись объектов, подлежащих налоговому обложению, на их основе определяются нормы средней доходности данной категории облагаемого объекта;
Единица обложения – единица измерения объекта налога, установленная для счета: одна денежная единица (тенге), один гектар, единица измерения товара;
Льготный период – время, в течении которого действуют установленные законом льготы по налогам;
Налоговая ставка (квота, доля, часть показателя в общем объеме исследуемого процесса или явления) – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, устанавливаемая в процентах или в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы;
Твердые ставки – устанавливаются в абсолютной сумме к единице обложения, независимо от размеров доходов (применяется при обложении реальными налогами – земельным).
Процентные ставки бывают трех видов: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
Пропорциональные ставки – устанавливаются в виде единого процента, независимо от размера объекта налога;
Прогрессивные – с увеличением дохода увеличивается налоговая ставка;
Регрессивные ставки – понижаются по мере увеличения объекта обложения или, наоборот, увеличиваются при уменьшении объекта.
Налоговое бремя – это обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как соотношение суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту;
Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика налогообложения;
Налоговый иммунитет – освобождение лиц, занимающих особое привилегированное положение, от обязанности платить налоги (например, дипломатический корпус);
Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов плательщиков в соответствии с законодательством;
4. Специальные платежи и налоги недропользователей.
В учебной литературе указано, что плательщиками налогов и специальных платежей недропользователей являются юридические и физические лица, в том числе и иностранные, осуществляющие операции по недропользованию в Республике Казахстан, а также переработку техногенных минеральных образований, находящихся в государственной собственности.
Налоговый резким, установленный для недропользователя, определяется в контракте на недропользование, который заключается в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.
Установлены две модели налогообложения, исходя из основных видов контрактов:
1) уплата недропользователем всех видов налогов и других платежей, за исключением доли Республики Казахстан по разделу продукции;
2) уплату (передачу) недропользователем доли Республики Казахстан по разделу продукции, а также уплату всех видов налогов и других платежей за исключением: рентного налога на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат; роялти; рентного налога на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат; роялти; акциза на сырую нефть, газовый конденсат; налога на сверхприбыль; земельного налога; налога на имущество.
Налоговый режим в отношении недропользователей, установленный контрактом на недропользование, прошедшим обязательную налоговую экспертизу действует неизменно до окончания срока контракта, а изменения могут вноситься по соглашению сторон и не влекут изменений в соотношении первоначальных экономических интересов недропользователя и государства.
Специальные платежи и налоги недропользователей включают:
1) бонусы: подписной и коммерческого обнаружения;
2) роялти;
3) налог на сверхприбыль;
4) долю Республики Казахстан по разделу продукции;
5) дополнительный платеж недропользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе продукции.
Подписной бонус является разовым фиксированным платежом недропользователя за право осуществления деятельности по недропользованию на контрактной территории и устанавливается при заключении контракта с учетом экономической ценности передаваемых в пользование месторождений. Размеры подписных бонусов устанавливаются Правительством.
Бонус коммерческого обнаружения является платежом, который устанавливается в контракте на недропользование и уплачивается за каждое коммерческое обнаружение месторождений полезных ископаемых на контрактной территории. Объектом обложения является объем утвержденных извлекаемых запасов полезных ископаемых. Бонус коммерческого обнаружения устанавливается в размере 0,1% от стоимости извлекаемых запасов. Срок уплаты бонусов устанавливается контрактом.»