Сущность финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:03, лекция

Краткое описание

Финансы - это исторически сложившаяся экономическая категория, которая охватывает значительную часть денежных отношений в обществе через распределительные и перераспределительные процессы.

Оглавление

1. Понятие финансов: как стоимостная экономическая категория; необходимость финансов; сущность финансов; развитие учении о финансах. 1-7

2. Функции финансов 8-10

3. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями (ценой, оплатой труда, кредитом). Финансовые ресурсы и их источники 11-13

4. Участники финансовых отношений и развитие новых финансовых отношений в условиях рынка 14-15

Файлы: 1 файл

фИНАНСЫ-ЛЕКЦИИ.doc

— 2.05 Мб (Скачать)

 

Бюджетный Механизм как элемент управления бюджетом влияет на рост экономики и социальной сферы, ускорения научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.

Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. Оценку бюджетному механизму можно дать по статьям бюджетных доходов и расходов, отражающим источники формирования и использования бюджетного фонда страны. Через бюджетные показатели можно следить за течением экономических и социальных процессов.

По мере развития общества, экономики бюджетный механизм приобретает качественно новые черты: изменяются приоритеты бюджетной политики, где решение текущих задач, перейдет к разработке и реализации долгосрочных целевых программ, меняются методы косвенного влияния бюджета на экономику; преобразования методологии и методики бюджетного планирования.

Бюджетный механизм воздействует на хозяйственную конъюнктуру и уровень деловой активности предпринимателей. Через налоги, налоговые льготы, объем и направление бюджетного финансирования можно влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускоренному обновлению производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно - технических достижений, повышению рентабельности. Чем активнее в стране бюджетный механизм, тем больше возможности добиться сбалансированности доходов и расходов бюджета, снижать необоснованные расходы, увеличивать налоговые и другие поступления в доходную часть. Через бюджетный механизм регулируются отношения внутри государственного бюджета: республиканскими (федеральными) и местными бюджетами.

В проведении бюджетной политики государства бюджетный механизм направлен на выполнение фискальной политики в отношении дефицита бюджета. Здесь можно выделить три концепции фискальной политики:

ежегодно балансируемый бюджет;

бюджет балансируемый на циклической основе;

концепция функциональных финансов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.       Доходы государственного бюджета, их состав и структура.

 

Доходы бюджета - это объективно обусловленная категория, которая имеет специфичное общественное значение, и является финансовой базой деятельности государства.

Под  доходами государственного бюджета понимается система экономических отношений, в процессе которых образуется совокупность средств, поступающих в централизованный фонд государства для создания материальной базы его функционирования.

Формирование доходов государственного бюджета осуществляется при активном участии государства: оно устанавливает долю чистого дохода, централизацию в бюджете, и оставляемую предприятиям, организациям, а также концентрирует часть личных доходов населения и другие средства бюджета. Классификация бюджета позволяет глубже понять экономическую природу, вообще, государственных доходов, их состав и целевую направленность, принципы формирования, то есть всю систему государственных доходов.

Бюджет формируется на основе ежегодного послания президента Республики Казахстан к народу Казахстана, учитывая параметры принятого Правительством Республики Казахстан индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан на год. В настоящее время бюджет планируется на среднесрочный период с уточнением по годам.

Доходы государственного бюджета включают налоговые и неналоговые поступления.

Структура бюджета строится на основе бюджетной классифи­кации и состоит их следующих разделов:

1) доходы:

-  налоговые поступления;

-  неналоговые поступления;

-  поступления от продажи основного капитала;

-  поступления официальных трансфертов;

          2)затраты;

3)  операционное сальдо;

4)  чистое бюджетное кредитование:

-  бюджетные кредиты:

-  погашение бюджетных кредитов;

5)              сальдо по операциям с финансовыми активами:

-  приобретение финансовых активов;

-  поступления от продажи финансовых активов государства;

6)              дефицит (профицит) бюджета;

    7)              финансирование дефицита (использование профицита)
                   бюджета:

-  поступление займов;

-  погашение займов;

-  движение остатков бюджетных средств.

Доходами бюджета являются налоговые и другие обязательные платежи, официальные трансферты, денежные средства, переда­ваемые государству на безвозмездной и безвозвратной основе.

Налоговые поступления - налоги и другие обязательные пла­тежи в бюджет, установленные Налоговым кодексом Республики Казахстан.

Неналоговые поступления - обязательные невозвратные пла­тежи в бюджет, установленные законодательными актами Респу­блики Казахстан.

Поступления от продажи основного капитала включают де­нежные средства:

- от продажи государственного имущества;

-  от продажи товаров из государственного материального ре­зерва;

-  от продажи земельных участков, находящихся в государ­ственной собственности или предоставления их в постоянное или временное пользование;

-  от продажи нематериальных активов, принадлежащих госу­дарству.

Поступления официальных трансфертов - безвозмездных и невозвратных платежей в бюджет и из бюджета (включая Нацио­нальный фонд Республики Казахстан).

 

3.Особенности расходов бюджета в экономике рыночного типа.

 

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи в распределением фонда денежных средств государства- и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

В расходах бюджета находят свое выражение две стороны распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих бюджетное ассигнование.

Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной стороны. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину.

Осуществление социальных преобразований в масштабе государства обуславливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов, что связано с действием определенных факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны и т.п.

На каждом этапе развития государства появляются расходы, которые соответствуют потребностям экономики и развития общества. Государственные расходы неординарны по экономическому содержанию и значению.

Затратами бюджета являются бюджетные средства, выделенные на невозвратной основе. Они подразделяются на следующие виды:

- обеспечивающие деятельность государственных учреждений;

- связанные с организацией и проведением мероприятий не носящих постоянного характера;

- на государственный заказ:

- денежные выплаты физическим лицам:

- субсидии юридическим лицам;

- официальные трансферты - выплаты денежных средств из одно­го уровня бюджета в другой, а также в Национальный фонд РК;

- иные виды затрат на выполнение обязательств государства.

В составе республиканского и местных бюджетов образуют­ся резервы правительства и местных исполнительных органов для финансирования затрат, не запланированных при разработке бюджетов из-за их непредвиденности и носящих чрезвычайный характер. Такие резервы включают: чрезвычайный резерв, резерв на неотложные затраты, резерв на покрытие кассового разрыва местных бюджетов.

Операционное сальдо (отрицательное или положительное) - разница между доходами и затратами бюджета.

Чистое бюджетное кредитование - разница между бюд­жетными кредитами и их погашением. Погашение бюджетных кредитов представляет собой поступления денежных средств со стороны заёмщиков по бюджетным кредитам (предоставленным на возвратной основе - кредитовании в предыдущие периоды (годы). Бюджетные кредиты - денежные средства, выделенные из бюджета на возвратной, срочной и платной основе Сальдо по операциям с финансовыми активами — разница между суммами приобретения финансовых активов и посту­плений от продажи финансовых активов государства. Приобре­тение финансовых активов - расходы бюджета по операциям приобретения в государственную собственность долей участия, ценных бумаг юридических лиц, в том числе международных организаций. Поступления от продажи финансовых активов - поступления в бюджет от реализации соответствующих акти­вов.

Дефицит бюджета - представляет собой отрицательную разницу между поступлениями и расходами; положительная разница между этими величинами означает профицит бюдже­та.

Финансирование дефицита (использование профицита) бюд­жета имеет двойное назначение:

1) в случае дефицита - привлечение средств за счёт заимство­вания из внутренних и внешних источников, свободных остатков бюджетных средств;

2) при профиците - использование сверхплановых поступле­ний, в первую очередь, на погашение государственных обяза­тельств, или дополнительное финансирование первоочередных бюджетных программ.

Применяются следующие формы бюджетного финансирования:

дотации;

субвенции;             

субсидии.

При дотациях денежные средства выделяются в безвозвратном порядке из бюджета для покрытия убытков предприятий и учреждений, а также для сбалансирования нижестоящих бюджетов. В рыночных условиях применение дотаций резко снижается.

Субвенция - форма целевой государственной финансовой помощи на программу и мероприятия по обеспечению социальной поддержки населения и другие цели, в случае нарушения целевого использования средства подлежат возврату.

Субсидии - трансфертные платежи из бюджетов, выделяемых в пределах утвержденных сумм для финансирования целевых расходов.

Из республиканского бюджета обеспечивается финансирование республиканских программ и подпрограмм, которые включают:

1. Общегосударственные расходы на социальную защиту населения, расходы на содержание государственных, межгосударственных и представительных органов и другие расходы по государственным услугам общего характера и обеспечению финансовыми ресурсами программ и подпрограмм:

в области здравоохранения и образования;

в области фундаментальных и прикладных научных исследований;

в области обороны, общественного порядка и безопасности, судебной и уголовно-исправительной системы;

по мероприятиям, выполняемым центральными исполнительными органами по организации туризма, спорта и сфере культуры

по услугам государственных радио и телевидения, и других средств массовой информации;

по программе государственных инвестиций, а также субвенции в
местные бюджеты;             

по пенсионным выплатам из государственного центра по выплате пенсий и государственным социальным пособиям по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту и т.д..

2.              Бюджетные средства, выделяемые из бюджета на возрастной
основе для выполнения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных
государственных программ.

3.              Погашение основной суммы государственного долга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.       Бюджетная система и бюджетное устройство. Принцип построения бюджетной системы и ее правовые основы.

 

Бюджетная система - это, основанная на экономических отношениях и юридических нормах, совокупность всех видов бюджетов страны.

Организация бюджетной системы определяется государственным устройством страны. В состав бюджетной системы каждой страны входят различные бюджеты по их устройству. Так, в состав бюджетной системы Республики Казахстан входят: республиканский бюджет; местные бюджеты: областные, городские, районные.

Схема

Принципы построения бюджетной системы, организационные формы взаимосвязи ее звеньев - составляют бюджетное устройство.

Бюджетная система Республики Казахстан в соответствии с ее бюджетным законодательством базируется на принципах: единства, самостоятельности, сбалансированности.

Информация о работе Сущность финансов