Сущность финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:03, лекция

Краткое описание

Финансы - это исторически сложившаяся экономическая категория, которая охватывает значительную часть денежных отношений в обществе через распределительные и перераспределительные процессы.

Оглавление

1. Понятие финансов: как стоимостная экономическая категория; необходимость финансов; сущность финансов; развитие учении о финансах. 1-7

2. Функции финансов 8-10

3. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями (ценой, оплатой труда, кредитом). Финансовые ресурсы и их источники 11-13

4. Участники финансовых отношений и развитие новых финансовых отношений в условиях рынка 14-15

Файлы: 1 файл

фИНАНСЫ-ЛЕКЦИИ.doc

— 2.05 Мб (Скачать)

   - финансовый аппарат

   - финансовая политика

   - финансовый контроль                      - Финансы домашних хозяйств

                                  

                                

             

Государственный бюджет

      - распределительный характер

      - в денежной форме

      - формирование и использование целевых денежных фондов

4.  Государственный бюджет – специфическая сфера стоимостного   

     распределения:

     - особая экономическая форма распределительных отношений;

     - предназначена  для перераспределения стоимости между отраслями 

     национального хозяйства;

     - не связана непосредственно с движением общественного продукта.

 

5. Создание централизованного бюджетного фонда.

 

Функции государственного бюджета

 

              - распределительная              подфункции

                             - контрольная                               1. размещение ресурсов

                                                                                     2.перераспределительная

                                                                                           3. стабилизации

   6. Понятие бюджетного механизма и его определение

  7. Составляющие «Государственного бюджета» (6 показателей)

 

Структура государственного бюджета

 

 

Разделы бюджетной классификации:

1.       Доходы (налоговые, неналоговые поступления, от продажи основного капитала поступление офиц.трансфертов).

2.       Затраты (15 классификаций, в т.ч. офиц.трансферты).

3.       Операционное сальдо.

4.       Чистое бюджетное кредитование (кредиты и их погашение).

5.       Сальдо по операциям с финансовыми активами.

6.       дефицит (профицит) бюджета.

7.       Финансирование дефицита бюджета (использование профицита бюджета)

БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[kgl]

 

 

1.Государственные внебюджетные фонды  их роль и классификация внебюджетных фондов.

 

Внебюджетные фонды - важное звено финансовой системы государства. Они представляют совокупность денежных ресур­сов, используемых государством на строго определенные цели и имеющие законодательно закрепленные источники формирова­ния. Как экономическая категория внебюджетные фонды являют­ся отношениями по перераспределению национального дохода для централизации финансовых ресурсов, направляемых на фи­нансирование целевых потребностей государства.

Возникновение внебюджетных фондов начиная с 1991 г диктовалось потребностями социально-экономического развития: необходимо было обособить часть государственных финансовых ресурсов на строго функ­циональные цели, разгрузить государственный бюджет от несвойствен­ных расходов, отчасти снизить его дефицит. В определенной степени это диктовалось необходимостью переложить на хозорганы бремя расходов, напрямую не связанных с функционированием государства - расходов на капитальные вложения, дотации предприятиям; этим целям соответство­вал фонд стабилизации экономики (в дальнейшем - фонд преобразования экономики). В других случаях необходимо было выделить и разграничить отдельные расходы на социальные нужды и источники их покрытия с це­лью более надежной и эффективной защиты населения в условиях падения их жизненного уровня при переходе к рынку. Эту задачу призваны были решить Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Единый со­юзно-республиканский фонд социальной поддержки населения, Государ­ственный фонд содействия занятости населения. Некоторые фонды имеют сугубо узкоцелевое назначение - Дорожный фонд, Фонд содействия кон­версии военного производства, инновационные фонды разного назначения и другие.

Некоторые фонды действовали временно, например, Фонд стабилиза­ции экономики, Единый союзно-республиканский фонд социальной под­держки населения: это объясняется трудностями формирования средств подобных фондов в условиях кризиса экономики, определенной обезличенностью мобилизуемых туда средств, незаинтересованностью субъектов формирования фондов в безвозвратном использовании ресурсов при рас­пределении.

При формировании фондов на субъектов хозяйствования возлагается дополнительная обязанность внесения части денежных средств в безвозвратном порядке. Если такая часть вносится за счет стоимости прибавоч­ного продукта (прибыли, дохода), то напрямую затрагивает экономические интересы предприятий - ограничивает их возможности в воспроизводстве и потреблении (например, в действовавшем до 1995 г Фонде поддержки предпринимательства и развития конкуренции). В случае отнесения отчис­лений в фонды на себестоимость продукции, эта часть стоимости перекла­дывается на потребителя через цену и данную нагрузку несет общество в целом. Тем самым, при формировании и использовании фондов   про­исходят перераспределительные процессы, которые  для части субъектов хозяйствования являются безэквивалентными в определенном временном интервале, то есть ущемляют их экономические интересы. В то же время, в масштабах всего общества с помощью внебюджетных фондов поддер­живается социально-экономическая сбалансированность и стабильность, так как становится возможным решение задач локального и общегосудар­ственного масштаба по социальной поддержке отдельных групп населения, выполнения определенных целевых программ в интересах всей экономики или региона, выравнивания социально-экономического развития. Тем са­мым в функционировании внебюджетных фондов проявляется противоре­чие групповых и общественных интересов. В целом же функционирование внебюджетных фондов осуществляется, в конечном счете, в интересах все­го общества, направлено на его консолидацию и в этом состоит социально-экономическая сущность этой формы финансовых отношений.

Функционирование специальных внебюджетных фондов па­раллельно с государственным бюджетом позволяет дифферен­цировать финансовые отношения, сориентировать часть их в узкоспециализированных сферах, достичь своеобразной дивер­сификации этих отношений в разных направлениях финансовой деятельности.

Классифицируются  внебюджетные  фонды  по  следующим признакам:

по целевому признаку - на социальные, экономические, науч­но-исследовательские, природоохранные (экологические), ми­грационные, содействия правопорядку, культурного назначения и другие;

по уровню управления - на межгосударственные, государствен­ные и региональные (местные).

Следует различать государственные внебюджетные и негосу­дарственные фонды; последние весьма разнообразны по целево­му назначению, хотя и аналогичны некоторым государственным внебюджетным фондам, например, негосударственные накопи­тельные пенсионные фонды, различные гуманитарные, в том числе и международные фонды. Различаются также внебюджет­ные фонды и фонды целевого финансирования, которые до 1996 г включительно оставались в составе государственного бюдже­та: фонд охраны недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, фонд охраны природы. Да и другие рассматриваемые здесь фонды периодически, на протяжении 1992-1996 гг., включались в государственный бюджет и исключались из него. Это отражает процесс становления финансовой системы поиска, оптимального варианта ее структуры.

Возможно употребление термина «специальные фонды», кото­рый приемлем для всех внебюджетных и других фондов, фондов хозяйствующих субъектов (уставного, резервного, амортизацион­ного, валютного, ремонтного, фонда накопления, потребления и других), что подчеркивает их целевое назначение.

Организационно фонды находятся в ведении специального аппарата или министерства, что способствует гибкости управ­ления обособившейся части финансовых ресурсов, контроля за их рациональным, целевым использованием. Наличие внебюд­жетных фондов позволяет оперативно распоряжаться целевыми средствами, сосредоточенными в их ведении: в мировой практике управление фондами автономно - без вмешательства представи­тельных органов власти, что позволяет государственным органам управления фондами быстро решать вопросы целевого финанси­рования своевременно реагировать на изменение ситуации.

Через внебюджетные фонды перераспределяются значитель­ные объемы финансовых ресурсов: масштабы перераспределе­ния в Республике Казахстан достигли на начало 2005 г. 16% ва­лового внутреннего продукта страны (с учетом Национального фонда и государственных институтов развития).

Общей проблемой внебюджетных фондов в переходный пери­од являются трудности формирования их средств в прогнозируе­мых объемах из-за финансового неблагополучия плательщиков: убыточности большинства из них, взаимной задолженности, не­платежеспособности. В результате бюджеты фондов были несба­лансированы и многие мероприятия по целевому финансирова­нию неотложных социально-экономических нужд - необеспечен­ными.

В Республике Казахстан функционирование государственных внебюджетных фондов с 1996 г было признано нецелесообраз­ным в связи с изменением финансовой политики в сторону цен­трализации финансовых ресурсов государства: средства фондов были консолидированы в республиканском бюджете. Однако мировая практика подтверждает эффективность децентрализации и автономного формирования и использования государственных финансовых ресурсов для оперативного управления ими при обеспечении надлежащего контроля за расходованием средств со стороны общества.

 

 

 

 

 

 

2.Социальные внебюджетные фонды: накопительный пенсионный фонд, фонд социального страхования.

 

Государственные внебюджетные социальные фонды предна­значены для формирования и использования целевых денежных средств на удовлетворение разнообразных социальных потреб­ностей. Их состав, направленность, определяются проводимой социальной политикой государства, ее целями на данном этапе развития общества, а также возможностями экономики.

В Казахстане накоплен опыт применения данной формы организации финансовых отношений. В течение 1995-1998 гг. действовали следующие социальные внебюджетные фонды:

Государственный накопительный пенсионный фонд;

Фонд государственного социального страхования;

Фонд обязательного медицинского страхования;

Фонд содействия занятости.

Их функционирование регулировалось Законом Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», «Об обязательном социальном страховании», «О медицинском страховании граждан», в кото­рых было установлено, что средства обязательного социального страхова­ния формируются за счет страховых взносов работодателей и других посту­плений. Размер взносов устанавливался и распределялся между фондами в ежегодно утверждаемом Законе «О республиканском бюджете». Эти нормы были стабильными до 1998 г и составляли 30% от фонда оплаты труда для юридических лиц. Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица ежемесячно уплачи­вали в размере одного месячного расчетного показателя на каждого работ­ника.

По уплате взносов устанавливались льготы для организаций инвали­дов, лиц с ограниченной трудоспособностью, ветеранов, некоторых гума­нитарных и детских других организаций,

С 1998 г в связи с проведением пенсионной реформы изменился по­рядок формирования и использования бывшего Пенсионного фонда - Госу­дарственного накопительного пенсионного фонда.

Обязательные пенсионные взносы удерживались юридическими и фи­зическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью (работодателями) у источника выплаты дохода и относились на издержки производства продукции, работ, услуг. Ставка взносов устанавливалась в размере 15% от фонда оплаты труда.

Кроме обязательных пенсионных взносов вкладчики негосударствен­ных накопительных пенсионных фондов отчисляли дополнительные пен­сионные взносы в эти фонды в размере 10% от фонда оплаты труда. Таким образом, на период становления новой пенсионной системы общий норма­тив взносов составлял 25% от фонда оплаты труда.

Фонд содействия занятости формировался за счет обязательных стра­ховых взносов работодателей, включая юридических лиц с иностранным участием и представительства иностранных юридических лиц в части фон­да заработной платы граждан Республики Казахстан в размере 2% от фонда оплаты труда. Для некоторых организаций предусматривались льготы.

Отчисления средств на формирование данных фондов включались юридическими и физическими лицами, организациями и учреждениями в издержки производства или обращения и относятся на себестоимость про­дукции, работ, услуг.

На формирование фондов социального назначения направлялись сред­ства из других источников.

Взносы на обязательное социальное страхование относились к вычита­емым расходам из совокупного годового дохода в соответствии с налого­вым законодательством, а для бюджетных и других некоммерческих орга­низаций предусматривались в смете расходов на их содержание.

Бюджеты социальных фондов утверждались Правительством Респу­блики Казахстан.

Инвестирование временно свободных средств фондов обязательного социального страхования допускалось только в государственные ценные бумаги, ценные бумаги Национального банка Республики Казахстан и в де­позит государственных банков.

Государственный накопительный пенсионный фонд финансировал:

1) государственные пенсии состоявшимся пенсионерам и получателям пенсионных выплат в пользу которых производились пенсионные взносы в указанный фонд;

2) социальные пособия в виде доплат, если размер пенсии ниже мини­мально установленного законодательством уровня.

Информация о работе Сущность финансов