Сущность финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:03, лекция

Краткое описание

Финансы - это исторически сложившаяся экономическая категория, которая охватывает значительную часть денежных отношений в обществе через распределительные и перераспределительные процессы.

Оглавление

1. Понятие финансов: как стоимостная экономическая категория; необходимость финансов; сущность финансов; развитие учении о финансах. 1-7

2. Функции финансов 8-10

3. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями (ценой, оплатой труда, кредитом). Финансовые ресурсы и их источники 11-13

4. Участники финансовых отношений и развитие новых финансовых отношений в условиях рынка 14-15

Файлы: 1 файл

фИНАНСЫ-ЛЕКЦИИ.doc

— 2.05 Мб (Скачать)

 

Все внебюджетные фонды организационно находятся в ведении специального аппарата или министерств.

 

Через ВБФ перераспределяется огромная сумма (объем) финансовых ресурсов. В 2005г. – 16% ВВП, а к концу 2006г. – до 25% ВВП (с учетом Нацфонда и государственных институтов развития).

 

С 1996 года – государственные внебюджетные фонды в связи с изменением  финансовой политики были консолидированы в гос.бюджете, конкретно в республиканском бюджете.

 

Внебюджетные фонды по назначениям.

 

Государство всегда заинтересовано в функционировании внебюджетных фондов. Несмотря на различные противоречия в интересах, трудности в управлении фондами, все ВБФ  позволяют расходовать конкретные финансовые ресурсы для конкретного направления и цели.

 

Внебюджетные фонды с участием государства:

 

Фонды социального назначения

Фонды экономического назначения

Фонды, действовавшие в 1995 – 1998г.г.

1.       Государственный пенсионный накопительный фонд

2.       Государственного социального страхования

3.       Обязательного медицинского страхования

4.       Содействия занятости (2% от фонда оплаты труда)

 

Функционирование регулировалось Законом РК «О пенсионном обеспечении», «Об обязательном соц.страховании», «О медицинском страховании граждан».

Основная ставка до 1998г. – 30% от фонда оплаты труда для юридических лиц. Между фондами размер устанавливался в соответствии с Законом «О государственном бюджете»

С 1998г. – Пенсионная реформа РК               Государственный накопительный пенсионный фонд.

 

 

-          Национальный фонд РК с 2001 года.

-          Инновационный фонд Казахстана.

-          Инвестиционный фонд Казахстана.

 

 

Характеристика отдельных внебюджетных фондов.

 

1.       Государственный Накопительный пенсионный фонд и негосударственные накопительные пенсионные фонды.

2.       Государственный фонд социального страхования.

3.       Национальный фонд РК.

4.       Инвестиционный фонд и Инновационный фонд.

 

 

Зарегистрированные накопительные пенсионные фонды на 01.01.2007г. – 14

в том числе открытые – 13

корпоративные – 1- Фонд «Казахмыс»

Накопительная пенсионная система РК на начало 2007г.

Количество вкладчиков по обязательным пенсионным взносам – 8536102

Пенсионные накопления – 909,7 млрд. тенге

Возросли против – 23,5  млрд.тенге             (1998г)

прошлых лет:  112,6        млрд. тенге            (2000г)

Данные периода : 483,9   млрд. тенге           (2004г)  

                               648,9 млрд. тенге              (2005г)

 

Чистый инвестиционный доход на начало 2007г. – 255,7 млрд. тенге

или к накоплениям – 28,11%

Всего пенсионных выплат за весь период – 47,9 млрд. тенге.[kgl]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Сущность и значение  государственного кредита. Государственный кредит в финансовой системе.

В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения.

Главным способом их получения является государственный кредит. Государственный кредит представляет собой совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком выступает государство в лице его органов, а кредиторами – физические и юридические лица.

При осуществлении кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора. Взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Государственный кредит, связанный с функционированием политической надстройки и движением бюджетных средств, выражает часть финансовых отношений общества. Государственный кредит в своей основе должен быть производительным вложением мобилизуемых денежных средств. Если государственные расходы оправданы для общества, то цель в развитии государственного кредита всегда достигнута. Функция управления экономикой требует от государства принятия максимально оправданных решений. Государственный кредит выполняет две функции: перераспределительную и регулирующую.

Функция перераспределения денежных средств на условиях их последующего возврата связана с аккумуляцией              временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций.

В этой функции государственный кредит является одной из форм организации сбережений населения. С помощью кредита сбережения населения, предприятий концентрируется у государства и направляются на финансирование потребностей экономики. Это одна форма проявления государственного кредита. Другая форма проявления достигается путем выпуска облигаций государственных займов, размещаемых среди населения, предприятий и организаций, выпуска других видов ценных бумаг государства (казначейских обязательств, казначейских бонов, сертификатов), которые призваны мобилизовать свободные денежные ресурсы для финансирования государственных затрат.

Вторая функция государственного кредита –  регулирующая. Государство как заемщик, как кредитор, гарант заинтересовано в достаточности источников покрытия своих расходов. В первую очередь государство регулирует денежные потоки, воздействуя на величину ссудного процента: выступая заемщиком на рынке ссудных капиталов, оно повышает спрос на этот капитал, в результате чего повышается норма ссудного процента. Как гарант государство заинтересовано в рациональном размещении денег. Путем регулирующей функции достигается дополнительное косвенное воздействие на субъектов хозяйственных отношений, не принимающих участия в отношениях по государственному кредиту.

Различают следующие виды государственного кредита: внутренний и внешний (международный), условный. Первые два вида различаются по участникам отношений, которые могут быть только внутри страны или в других странах (правительство другой страны, банки зарубежные компании), а также международные финансовые институты. При условном государственном кредите правительство всегда выступает гарантом по выданным и полученным кредитам других стран под займы. Не возврат кредитов другой стране или кредиторам усиливает напряженность бюджета страны, за счет которого производится погашение.

Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Капитальный государственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам, текущий - составляют расходы по выплатам доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых не наступил.

Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных государственных кредитных операций. На состояние государственного долга существенно влияют ежегодные операции в сфере государственного кредита - получение новых займов и условия их предоставления, с одной стороны, размеры погашений и выплачиваемых процентов, с другой.

 

 

2.      Виды, формы и методы государственного кредита.

Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства. В сферу государственно-кредитных отношений попадает только часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения. Обычно ими являются временно-свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Это одна сторона государственно-кредитных отношений. Второй их стороной выступают финансовые связи, которые обусловлены возвратностью и платностью средств, дополнительно мобилизованных государством.

Целесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны.

Возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами.

Если основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте за счет внутренних мобилизуемых источников, то преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - все это обуславливает интенсивное развитие международного государственного кредита. В условиях вступления нашей страны в мировое сообщество, международный государственный кредит приобретает новый оттенок. Страна получая кредиты под займы, попадает в зависимость, растет государственный долг.

Государственный кредит по своим двум формам проявления выполняет огромную роль в стране.

Мобилизуемые в банковской системе вклады и срочные депозиты населения могут использоваться государством как централизованный финансовый ресурс, за счет них выдаются экономике различные кредиты банками на возвратной основе и здесь происходит сближение двух форм кредита: государственного и банковского.

Выпуск правительством страны государственных ценных бумаг, которые в качестве активного инструмента размещаются на финансовом рынке, способствует в мировой практике мобилизации денежных ресурсов населения, предприятий, банков для потребностей государства. Государство выпуская займы, становится должником.

Займы следует классифицировать по следующим признакам:

    по срокам погашения они бывают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные;

    по месту размещения - внутренние и внешние;

    по способу размещения - свободно обращающиеся, по подписке и принудительные;

    по видам доходности - процентные, выигрышные, лотерейные

Займы, выпускаемые в стране различаются по эмитенту – займы Центрального правительства и займы местных органов власти.

Роль государственного кредита - это результат эффективного использования государством мобилизованных денежных средств населения, предприятий, организаций. Среди всех форм мобилизаций денежных средств привлечения средств Центрального банка (Эмиссионного банка), сопровождается дополнительным выпуском бумажных денег и государство прибегает к этому методу при ограничении применения других форм государственного кредита.

Государственный займ, проявляя государственный кредит, рассматривается как звено общегосударственных финансов, когда источниками могут быть внутренние и внешние займы и заимствования.

Внутренний государственный кредит выступает в следующих формах: государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, заимствования средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды, гарантированные займы.

Государственные займы как форма государственного кредита характеризуется тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Облигация - наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она символизирует государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать проценты в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении этого срока вернуть и сумму долга.

Другим действующим в нашей республике видом государственных бумаг являются казначейские обязательства. Основное их отличие от облигаций заключается в целях выпуска, форме выплаты дохода и свободе обращения. Средства, поступающие от продажи облигаций, направляются на пополнение бюджетного фонда, специально оговоренные цели. Средства от реализации казначейских обязательств государства направляются только на пополнение бюджета.

Информация о работе Сущность финансов