Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:03, лекция
Финансы - это исторически сложившаяся экономическая категория, которая охватывает значительную часть денежных отношений в обществе через распределительные и перераспределительные процессы.
1. Понятие финансов: как стоимостная экономическая категория; необходимость финансов; сущность финансов; развитие учении о финансах. 1-7
2. Функции финансов 8-10
3. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями (ценой, оплатой труда, кредитом). Финансовые ресурсы и их источники 11-13
4. Участники финансовых отношений и развитие новых финансовых отношений в условиях рынка 14-15
Существовавшее до 2005 года в Казахстане соотношение в прожиточном минимуме между продовольственной и непродовольственной частью - 70 к 30 % - не отвечало реальной структуре расходов населения. Сложилась настоятельная необходимость в принятии новых минимальных норм потребления основных продуктов питания для различных групп населения. Это связано с тем, что действующие минимальные нормы потребления пищевых продуктов во многом соответствовавшие специфике кризисного периода развития экономики, не отвечают современному представлению о здоровом питании, нынешним реалиям развития экономики, наметившейся тенденции демографической ситуации и уровню насыщенности продовольственного рынка страны основными пищевыми продуктами.
Соотношение в прожиточном минимуме между продовольственной и непродовольственной частью 70 к 30 % с 2006г. изменяется на соотношение 60 к 40%. Второе изменение касается состава продовольственной корзины, который расширяется с учетом рекомендаций ВОЗ по полноценному и сбалансированному питанию. Прежде всего, ассортиментным набором продовольственной корзины, который включает 43 наименования предметов вместо 20. Это позволяет разнообразить суточный рацион питания, существенно увеличить поступление питательных веществ с выраженными полезными свойствами. Причем, для этого не потребуется значительного увеличения семейного бюджета. Достигается, как считают специалисты, сбалансированность по питательным микроэлементам.
Прожиточный минимум как социальный индикатор, является своеобразной точкой отсчета, его используют для оценки уровня жизни населения и измерения бедности и обоснования минимального размера заработной платы, пенсии и иных базовых социальных выплат.
Поэтому государственные социальные стандарты, начиная с 2006 года, устанавливаются с учетом прожиточного минимума а размеры основных социальных выплат - на уровне не ниже этого минимума.
С принятием новых подходов к определению прожиточного минимума изменится порог бедности. Здесь нужно выделить два фактора. Один из них - оценка уровня жизни населения, то есть определение удельного веса граждан, имеющих уровень жизни ниже прожиточного минимума. По данным статистики, доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума сократилась с 34,5 % в 1998 году, до 16,1 % 2004 году. Второй фактор - это оказание социальной помощи. Все страны, в зависимости от своих возможностей, определяют порог, за которым гражданину, семье оказывают социальную помощь. Так, в Казахстане адресная социальная помощь (АСП) предоставляется семьям, в которых среднедушевой доход ниже черты бедности, установленной в размере 40 процентов от прожиточного минимума.
В соответствии с Законом о государственном пособии семьям, имеющим детей, пособия детям до 18 лет (кроме единовременных пособий на рождение ребенка) предоставляются семьям имеющим 60% от прожиточного минимума.
В Казахстане наблюдается постепенное сокращение бедности с точки зрения дохода. Однако ее уровень все еще остается высоким.
Доля населения, имеющего доходы ниже стоимости продовольственной корзины, сократились с 11,7% в 2000 г. до 4,3% в 2004 г. Величина прожиточного минимума увеличилась с 4007 тенге в месяц (28 долл. США) в 2000 г. до 5427 тенге (40 долл.) в 2004 г.; величина продовольственной корзины - с 2805 тенге (20 долл.) до 3799 тенге (28 долл.) Однако, эти увеличения на 35,4% перекрыты накопленной за эти годы инфляцией (29%), а при измерении в долларовом эквиваленте - дополнительно снижением среднегодового курса доллара на 4,6%. Таким образом, величина прожиточного минимума в 2004 г. достигла отметки нижней черты бедности, измеряемой доходами в 1 доллар в день по критерию ООН, а по продовольственной корзине - нет. По величине среднедушевого денежного дохода (28270 тенге в месяц, или 94,3 долл.) критерий ООН превышен, но упомянутая величина ниже соответствующего повышенного критерия Всемирного банка - 4 долл. в день.
Вместе с тем, согласно Программе дальнейшего углубления социальных реформ на 2005-2007 годы будут реализованы мероприятия по улучшению жизни населения: увеличение заработной платы, особенно в значительной степени работникам бюджетной сферы и государственным служащим; повышение государственных социальных пособий всем категориям инвалидов и получателям пособий по возрасту; оказание поддержки семьям, потерявшим кормильца; введение дополнительной базовой пенсионной выплаты; повышение специальных государственных пособий многодетным матерям; назначение пособий по уходу за ребенком до 1 года; бесплатное обеспечение лекарствами некоторых категорий детей, подростков, беременных женщин. На сокращение бедности оказывают влияние повышение уровня доходов в сравнении с прожиточным минимумом, сокращение безработицы и оказание достаточной адресной социальной помощи.
Расчеты показывают, что корреляция между соотношением доходов с прожиточным минимумом и бедностью тесная - на уровне 0,9. Для ликвидации бедности необходимо поднимать средний уровень доходов населения.
Сокращение безработицы также влияет на сокращение бедности. В 2004 г. в Казахстане уровень безработицы сложился в 8,4%. По расчетам сокращение безработицы до уровня 2,8% приводит к практической ликвидации влияния этого фактора на бедность, то есть значимость этого показателя постепенно снижается. Одновременно повышается роль оплаты труда: основной причиной бедности является низкая оплата труда, на втором месте - отсутствие работы.
Постоянное отслеживание причин бедности и оценка влияния отдельных факторов на ее сокращение позволит сделать этот процесс управляемым и обеспечит достижение постатейных целей по сокращению бедности в стране.
В условиях рынка роль государства в регулировании оплаты труда ограничена. В настоящее время воздействие на оплату труда осуществляется с помощью законодательных актов или косвенным путем через налоговый механизм.
В целях недопущения низкого уровня оплаты труда и социальной защиты населения в ежегодно принимаемом законе «О республиканском бюджете» устанавливается минимальный размер заработной платы и минимальный размер пенсии. Предприятия и организации всех форм собственности, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие наем рабочей силы, не имеют право платить работникам меньше установленного минимума.
Реальное значение минимальных показателей из-за инфляции постоянно падает. Правительство Казахстана, стремясь несколько оградить минимальную оплату от обесценивания, периодически увеличивает ее размеры.
Бюджетные организации в зависимости от выделенных бюджетных ассигнований самостоятельно определяют виды доплат, исходя из квалификации работника и сложности выполняемых трудовых обязанностей. В целом оплата в бюджетной сфере в 1,5 - 2 раза меньше, чем в промышленности, уже не говоря о финансово-кредитных учреждениях.
Региональные органы, учитывая слабую обеспеченность работников бюджетной сферы, оказывают им финансовую поддержку, исходя из размеров своего бюджета.
4. Расходы домашних хозяйств, их классификация и структура
Денежные расходы домохозяйства – фактические затраты на приобретение материальных и духовных ценностей, необходимые для продолжения жизни человека, которые включают потребительские расходы и расходы, не связанные непосредственно с потреблением. Они выполняют очень важную роль по воспроизводству рабочей силы отдельных членов домашнего хозяйства.
Члены домохозяйств, расходуя свои средства, удовлетворяют разнообразные потребности, Это возможно двумя путями: 1. использованием денежных доходов на приобретение товаров и услуг; 2. натуральным самообеспечением, происходящим за счет собственной трудовой деятельности отдельных членов хозяйства.
Денежные расходы населения – потребительские расходы; налоги, сборы, платежи; покупка недвижимости, прочие расходы, не связанные с потреблением.
Потребительские расходы – часть денежных расходов населения, направленная на приобретение потребительских товаров и услуг. Включают покупку продуктов питания, алкогольных напитков, табачных изделий, непроизводственных товаров, платных услуг.
Доля расходов на услуги постоянно возрастает. Особенно увеличились затраты семей в городе на жилье, коммунальные услуги, лекарства, а также на проезд в общественном транспорте. Однако появились новые виды платных услуг (здравоохранение, образование), которые стали занимать все большую долю расходов семьи.
5. Предпринимательская деятельность граждан, ее виды. Распределение дохода от предпринимательской деятельности.
Понятие индивидуального предпринимательства сформулировано в Законе об индивидуальном предпринимательстве. Под индивидуальным предпринимательством как видом частного предпринимательства понимается инициативная деятельность граждан, направленная на получение дохода, основанная на собственности самих граждан и осуществляемая от имени граждан за их риск и под их имущественную ответственность. Данное определение соответствует родовому понятию предпринимательства, охватывающей собой предпринимательскую деятельность как граждан, так и юридических лиц. Таким образом, индивидуальная предпринимательская деятельность характеризуется совокупностью следующих признаков:
а) она представляет собой инициативную деятельность;
б)направлена на получение дохода;
в)основана на собственности самих граждан, занимающихся
предпринимательством;
г)осуществляется от имени граждан за их риск и под их имущественную ответственность.
Обязательной государственной регистрации подлежат индивидуальные предприниматели, которые отвечают одному из следующих условий:
1) используют труд наемных работников на постоянной основе;
имеют от предпринимательской деятельности совокупный
годовой доход, исчисленный в соответствии с налоговым законодательством, в размере, превышающем необлагаемый налогом размер совокупного годового дохода, установленный для физических лиц законодательными актами Республики Казахстан.
Индивидуальное предпринимательство регламентируется рядом нормативных правовых актов, среди которых наибольшее значение имеют: Гражданский кодекс, Закон об индивидуальном предпринимательстве, Закон о государственной поддержке малого предпринимательства. Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Указ Президента РК «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности».
Видами индивидуального предпринимательства согласно Закона об индивидуальном предпринимательстве являются личное и совместное.
Личное предпринимательство осуществляется одним гражданином самостоятельно. Совместное предпринимательство осуществляется группой граждан без образования юридического лица. Формами совместного предпринимательства являются:
а) предпринимательство супругов, осуществляемое на базе совместной собственности;
б) семейное предпринимательство, осуществляемое на базе совместной собственности крестьянского (фермерского) хозяйства
или совместной собственности на приватизированное жилище;
в) простое товарищество, при котором предпринимательская деятельность осуществляется на базе общей долевой собственности.
Индивидуальное предпринимательство, как правило, относится к малому предпринимательству, которому государство оказывает особую поддержку. Законом определены критерии малого предпринимательства и установлен ряд льгот для субъектов малого предпринимательства.
Индивидуальные предприниматели занимаются предпринимательской деятельностью, приобретают и осуществляют права и обязанности под своим именем. При совместном индивидуальном предпринимательстве все сделки, связанные с предпринимательской деятельностью, осуществляются от имени всех участников совместного предпринимательства.
Индивидуальное предпринимательство осуществляется на основе и за счет имущества, принадлежащего гражданам на праве собственности или иных правах, допускающих пользование или распоряжение имуществом для занятия предпринимательством.
Для усвоения представим схематично тему «Финансы домашних хозяйств».
Взаимосвязь домашних хозяйств
- с налогами, платежами;
- с услугами государства;
- с товарами на рынке;
- с хоз. субъектами;
- с денежными доходами, трудам, капиталам,