Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:03, лекция
Финансы - это исторически сложившаяся экономическая категория, которая охватывает значительную часть денежных отношений в обществе через распределительные и перераспределительные процессы.
1. Понятие финансов: как стоимостная экономическая категория; необходимость финансов; сущность финансов; развитие учении о финансах. 1-7
2. Функции финансов 8-10
3. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями (ценой, оплатой труда, кредитом). Финансовые ресурсы и их источники 11-13
4. Участники финансовых отношений и развитие новых финансовых отношений в условиях рынка 14-15
Наиболее внимательно следует познать характер внешнего государственного долга с выяснением причин роста обязательств по отношению к иностранным кредиторам, когда государство не погашает в установленные сроки сумму погашаемого долга. При наличии внешнего государственного долга в мировой практике существуют границы долга, которые каждая страна устанавливает для себя и регулирует объем финансовых обязательств. Установлено, что превышение коэффициента обслуживания долга свыше 25 %, становится критически для страны - должника перед кредиторами и мировым сообществом. По государственному внешнему заимствованию объем привлекаемых займов не должен превышать 50 % чистых золотовалютных резервов Национального банка Республики Казахстан и это как граница государственного долга.
Внешний государственный долг подразделяется на:
1. гарантированный государством внешний долг;
2. не гарантированный государством (негосударственный) внешний долг.
Рост государственного долга тесно связан с макроэкономической нестабильностью. Привлечение иностранного капитала и валютных ресурсов требует эффективного использования этих источников, умение вернуть свой долг с процентами. При несогласованных действиях правительства, нарушений государственных законов в сфере финансовой, валютной, инвестиционной политики, неправильном соотношении экспорта и импорта происходит дисбаланс в экономике страны, потеря постоянных источников экономического роста, что в конечном счете приводит к внешним заимствованиям и росту государственного долга.
Современный этап управления экономикой и государством требует от казахстанского правительства принятия эффективных решений с предотвращением не
5. Особенности структуры государственного долга Республики Казахстан.
В Республике Казахстан уже с 1992 года стали выпускаться национальные займы. Вначале это был Государственный внутренний заем, размещаемый среди предприятий и организаций. Были выпущены боны Государственного внутреннего выигрышного займа РК, рассчитанного сроком на 20 лет, которые отвечали по обязательствам союзного займа 1982 года. С 1996 года выпускаются Национальные сберегательные облигации Государственного внутреннего займа Республиканского Казахстана в дематериализованной форме с плавающей нормой доходности. Выпуск Государственных Казначейских обязательств (ГКО) сроками на 3,6,9,12 месяцев, размещаемые среди коммерческих банков, предприятий, фирм в безбумажной форме связан с потребностями государства в денежных ресурсах при финансировании государственных расходов, для покрытия дефицита бюджета. Государственные Казначейские Обязательства, имея номинальную стоимость продаются на аукционных торгах по дисконтированной цене, которая приносит доход инвестору. Казахстанские Государственные Казначейские Обязательства являются средством покрытия “кассовых разрывов” бюджета. Выпуская Государственные Казначейские Обязательства (ГКО), правительство решает как тактические задачи в части изыскания источников, так и развития внутреннего финансового рынка, необходимого в условиях рыночной экономики.
При выпуске Государственных ценных бумаг важными выступают величина дисконта, цена отсечения, погашения государственной акции по нарицательной стоимости, сроки обращения, порядок проведения торгов, принятие объективных решений с разработкой правил и нормативов для финансового рынка.[kgl]
1. Домашние хозяйства как субъекты экономической деятельности. Финансовые ресурсы домашних хозяйств.
Финансы домашнего хозяйства (домохозяйства), как и финансы общества в целом, представляют собой экономические денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств, в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов хозяйства и их воспроизводства. Являясь звеном в финансовой системе на уровне отдельной семьи, они выступают первичным элементом социально-экономической структуры общества. В отличие от финансов коммерческих предприятий и организаций, имеющих решающие значение в создании, первичном распределении и использовании стоимости валового внутреннего продукта и национального дохода, финансы домохозяйства не стали приоритетным звеном финансовой системы и играют подчиненную, хотя и важную роль в общей совокупности финансовых отношений.
Сущность финансов домохозяйств находит свое проявление в функциях. По мнению Г. Б. Поляка они выполняют две базовые функции:
1) обеспечения потребностей семьи денежными средствами;
2) распределительная.
Первая функция создает реальные условия существования членов данной семьи. Развитие рыночных отношений существенно повлияло на форму проявления этой функции.
В результате товарно-денежных отношений, появления, а за тем и увеличения рынка произошло:
1)расширение материальных, социальных, культурных и иных потребностей семьи;
2)создание и рост денежных средств домашнего хозяйства;
3)возникновение денежного фонда - семейного бюджета,
предназначенного для обеспечения материальными благами.
Распределительная функция финансов домохозяйств охватывает первичное распределение национального дохода и формирование первичных доходов семьи. Финансовые отношения домашнего хозяйства включают две группы:
1) отношения между данной хозяйственной единицей и другими звеньями финансовой системы (государственными финансами
- бюджетами и внебюджетными фондами, и финансами коммерческих организаций и предприятий), создавая первичные доходы
в виде заработной платы, пенсий, пособий и т.п.;
2) отношения между членами домохозяйства, когда средства
распределяются и обособляются, образуя обособленные денежные фонды. Обособление средств внутри домохозяйства не меняет собственника, исключая всякую эквивалентность.
Эта функция включает три последовательные ступени: формирование, распределение и использование денежных фондов.
Обе функции финансов домохозяйства взаимосвязаны и действуют одновременно, дополняя друг друга.
Финансовые ресурсы домохозяйства - это совокупный фонд денежных средств, находящийся в распоряжении семьи. Созданный в результате производственной деятельности членов домохозяйства, он выступает частью национального дохода общества. Объем денежного фонда домохозяйства зависит от усилий каждого в хозяйстве.
Финансовые ресурсы домохозяйства выступают в виде обособленных денежных фондов, имеющих, как правило, целевое назначение. Создаются два основных фонда:
- фонд потребления, предназначенный для удовлетворения
личных потребностей данного коллектива- семьи (приобретение
продуктов питания, товаров промышленного производства,
оплата различных платных услуг и др.);
- фонд сбережений (отложенных потребностей), предназначенный для использования в будущем для приобретения дорогостоящих товаров либо как капитал для получения прибыли. Фондовая форма финансовых ресурсов позволяет увязать потребности домохозяйства с возможностью коллектива хозяйства в целом, а также проконтролировать, как удовлетворяются потребности каждого в семье.
Состав финансовых ресурсов домохозяйств включает:
1) собственные средства, т.е. заработанные каждым членом семьи - зарплата, доход от подсобного хозяйства, прибыль от коммерческой деятельности;
2) средства, мобилизованные на рынке, в форме полученного
кредита у кредитных организаций, дивиденды, проценты;
3) средства, поступившие в порядке перераспределения, - пенсии, пособия, ссуды из бюджетов и внебюджетных социальных
фондов.
Финансы домохозяйства взаимодействуют с бюджетами -республиканским, местными и внебюджетными социальными фондами) и децентрализованными финансами предприятиями разных форм собственности, а также с финансовым рынком. Между ними возникают непрерывные денежные потоки - односторонние, двух и многосторонние. Между домохозяйством и государством осуществляется постоянно движение денежных потоков. Члены домохозяйств предоставляют рабочую силу для государственного сектора, продают государству товары и услуги собственного производства. За это семья получает оплату труда и доход. Кроме того, финансовые отношения возникают и при оплате налогов, сборов, пошлин и отчислений в казну и социальные внебюджетные фонды. Вместе с тем домохозяйства получают от правительства различные денежные трансферты, а также общественные блага и услуги в натуральной форме.
Денежные потоки возникают у домашних хозяйств с негосударственным сектором - предприятиями, организациями, компаниями. Получая от них товары, услуги, они (домашние хозяйства) возвращают им стоимость полученных различных благ в форме денег. Юридические лица, вместе с тем, могут обеспечивать домохозяйства кредитными ресурсами, а также доходами, дивидендами, процентами, арендной платой при наличии соответствующей собственности у членов данного коллектива.
В результате кругооборота финансовых ресурсов домохозяйства могут удовлетворять свои личные потребности в настоящем и в будущем.
2. Бюджет домашних хозяйств. Доходы домашних хозяйств и их классификация
Финансовые ресурсы формируют бюджет домашнего хозяйства. По своему материальному содержанию бюджет домохозяйства - это форма образования и использования фонда денежных средств домохозяйства. Он объединяет совокупные доходы членов домохозяйства и расходы, обеспечивающие их личные потребности. Средств семейного бюджета постоянно не хватает в связи с расширением потребностей. Недостаток средств бюджета, особенно в нашей стране, вынуждает участников домохозяйства помимо продажи рабочей силы на основном месте работы и получения оплаты труда по трудовым договорам вести личное подсобное хозяйство, осуществлять индивидуально-трудовую и предпринимательскую деятельность, сдавать излишки своей недвижимости и предметы длительного пользования в аренду, приобретать и реализовывать ценные бумаги и т.п.
В рамках бюджета формируются обособленные денежные фонды:
- индивидуальные, предназначенные для отдельных членов семьи и используемые на приобретение различных товаров, развлечения, учебу, медицинское обслуживание и т.п.;
- совместный, для покупки товаров общего пользования (телевизора, холодильника и т.д.);
- накопления и обеспечения (резервный фонд), используемый для будущих капитальных расходов (покупки дома, квартиры, участка земли, средств транспорта, а также формирования первоначального капитала для коммерческой деятельности).
Потребность в создании фонда накопления возникает не только для приобретения товаров длительного пользования, требующих больших средств, для отдыха и дорогостоящего медицинского обслуживания, но также для обеспечения достойной жизни в старости.
Различают постоянный и временный доход домохозяйства. Постоянный - это доход, который, согласно ожиданиям человека, сохранится в будущем. В стабильном экономическом обществе к этому виду относят, как правило, оплату трудовой деятельности. Временным считается доход, который в будущем может исчезнуть, например, доход от ценных бумаг в связи с прекращением акционерного общества.
В Казахстане, когда общее экономическое положение страны неустойчиво, весь доход домохозяйства становится временным, трудно прогнозируемым.
Доход семейного бюджета определяет объем потребления домохозяйств. Постоянный доход, размер которого повторяется из года в год, не вызовет серьезных колебаний в их потребительских расходах. В то же время временный доход может оказать серьезное влияние на общий платежеспособный спрос страны. Его рост в отдельный период времени, создав дополнительные требовании товаров и услуг, осложнит ситуацию на рынке.
Государство оказывает существенное воздействие на объем бюджета домашнего хозяйства, так как в рыночной экономке оно полностью интегрировано в общий кругооборот материальных и денежных средств. Это воздействие осуществляется:
1) через налоговую систему - домохозяйства оплачивают налоги, сборы, пошлины и делают другие обязательные отчисления;
2) через оплату труда работников в государственном секторе;
3) через предоставляемые различные общественные блага и услуги;
4) через государственное ценообразование.
3. Государственное регулирование уровня жизни населения.
В мировой практике одним из индикаторов уровня жизни населения является прожиточный минимум, который используется в государственной социальной политике для определения порога бедности и определения размеров социальных выплат.
В определении сущности и величины прожиточного минимума в международной практике более всего распространен подход, основанный на установлении некоего минимума товаров и услуг, предполагающего удовлетворение минимальных потребностей человека - потребительская корзина. Она делится на продовольственную и непродовольственную части. При этом в большинстве стран на долю продовольственных расходов в прожиточном минимуме приходится от 25 до 50%.
Стоимость потребительской корзины определяется нормативным, статистическим или комбинированным методами. Широко распространена в развитых странах практика определения прожиточного минимума с учетом медианных доходов населения. В большинстве восточноевропейских стран в расчетах используется нормативный метод. В странах СНГ он используется преимущественно и равняется стоимости минимальной потребительской корзины.
Практика убеждает в преимуществах использования комбинированного метода, когда величина прожиточного минимума зависит от норм потребления продуктов питания и установленною соотношения между продовольственными и непродовольственными расходами.