Социальное значение бюджетных расходов на образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение обеспечение финансирования расходов на образование в современных условиях. Указанная цель достигается путем решения следующих задач:
- рассмотреть характеристику доли бюджетных расходов в объеме расходов бюджета;
- рассмотреть особенности бюджетного финансирования образовательных учреждений;
- проанализировать особенности финансирования бюджетных образовательных учреждений на примере МОУ СОШ № 119, где рассмотреть особенности формирования доходной части и охарактеризовать особенности расходования бюджетных средств;

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Социальное значение бюджетных расходов на образование……..5
Характеристика доли бюджетных расходов в объеме расходов
бюджета…………………………………………………………………….5
Особенности бюджетного финансирования образовательных
учреждений………………………………………………………………..10
Глава 2. Анализ особенностей финансирования бюджетных
образовательных учреждений на примере МОУ СОШ № 119
с углубленным изучением отдельных предметов г. Нижнего Новгорода……………………………………………………………..………24
2.1. Особенности формирования доходной части………………………….24

2.2. Характеристика особенностей расходования бюджетных средств…..27
Глава 3. Анализ дополнительных источников финансирования
деятельности бюджетных образовательных учреждений………………….34
3.1. Альтернативные источники финансирования…………………………34
3.2.Перспективы совершенствования источников финансирования………44
Заключение…………………………………………………………………….48
Список литературы……………………………………………………………52
Приложения……………………………………………………………………53

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 81.52 Кб (Скачать)

Денежные  средства поступают из областного и  городского бюджетов(приложение 2), далее  распределяются по статьям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Характеристика  особенностей расходования бюджетных  средств.

В соответствии со ст.70 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения, к которым относятся бюджетные образовательные учреждения, расходуют бюджетные средства исключительно на:

  • оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
  • перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
  • трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
  • командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
  • оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных  средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной  власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления  управленческих, социально - культурных, научно - технических или иных функций  некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы  доходов и расходов.

В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного образовательного учреждения, получаемые как из бюджета , так и от осуществления  предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной  или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением  на праве оперативного управления, и иной деятельности.

Бюджетное образовательное  учреждение при исполнении сметы  доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.

Смета бюджетного учреждения - это финансово-плановый акт, определяющий объём, целевое направление и  поквартальное распределение ассигнований, выделяемых из бюджета тому или иному  бюджетному учреждению. Смета помимо этого является разновидностью финансово-правового  акта, а с учетом этого смета  имеет и юридическое значение. Её юридическое значение заключается  в том, что она определяет права  и обязанности руководителя бюджетного учреждения по целевому использованию  средств, выделенных из соответствующего бюджета, а также обязанности  финансовых органов по контролю за целевым использованием бюджетных  средств. Существует алгоритм в соответствии с которым, если у бюджетного учреждения отсутствует смета, то поступившие  ассигнования нельзя расходовать и  любой кассовый расход может быть признан нецелевым. Составление  смет является составной частью бюджетного процесса и имеет собственное  наименование - сметный процесс.

Расходы осуществляются в  соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ .

Виды смет бюджетных образовательных  учреждений подразделяются на:

  • индивидуальные - составляются бюджетным учреждением и содержат только расходы этого бюджетного учреждения,
  • сводные - индивидуальные сметы объединяются в сводные. Обычно они формируются федеральными министерствами и ведомствами по своему ведомству, исполнительными органами субъектов федерации и органами местного самоуправления в территориальном размере. Сводные делятся на индивидуальные сметы бюджетных учреждений в качестве сводных и сметы расходов на централизованные мероприятия в качестве сводных.
  • сметы централизованных мероприятий - они составляются федеральными министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти субъектов и органами местного самоуправления для централизованных мероприятий.

Составление проектов сметы  совпадает по времени с составлением проекта бюджета. Составление сметы  осуществляется на основе контрольных  цифр, которые сообщаются высшими  органами управления. Контрольные цифры  сообщают информацию о лимитах бюджетных  ассигнований. Вышестоящие организации  доводят такие контрольные цифры  до каждого подведомственного учреждения, причем сами вышестоящие организации  получают цифры от соответствующего финансового органа (комитет по финансам и контроля для субъекта; министерство финансов для РФ).

При составлении сметы, помимо контрольных цифр, бюджетное учреждение руководствуется нормативами расходов (размеры затрат на расчетную единицу, установленные компетентными органами). Нормы затрат определяются по различным  объектам Правительством РФ.

Сметы бюджетного учреждения составляются и подписываются руководителем  и главным бухгалтером, и направляются в вышестоящую организацию, где  включаются составной частью в сводную  смету вышестоящей организации, в свою очередь сводные сметы  включаются составной частью в расходную  часть соответствующего бюджета. Сметы  бюджетных учреждений утверждаются главными распорядителями бюджетных средств.

Ежемесячно, ежеквартально, по истечении года, бюджетные образовательные  учреждения составляют отчеты об исполнении сметы. Существуют типовые сметы, которые  утверждаются в соответствии с бюджетной  классификацией РФ. Необходимо также  сказать, что из всех составных расходов сметы, главной является статья оплаты труда.

С принятием Бюджетного кодекса  РФ кардинально возросло значение сметы. Особенно значение сметы возрастает с переходом на казначейскую систему  исполнения бюджета. И поскольку  для федерального уровня такая система  юридически сложившийся факт, смета  начинает проникать во все сферы  государственной деятельности. Применительно  к сметно-бюджетному финансированию это означает, что ни один расход не сможет быть осуществлен без обоснованной сметы.

До перехода РФ к рыночным отношениям смета традиционно включала раздел расходов, разделенный на отдельные  виды в соответствии с бюджетной  классификацией расходов (заработная плата, начисления на нее и др.). В  рыночных условиях структура сметы  и методы расчетов ряда статей ее значительно  изменились. Эти изменения связаны  в значительной мере с потребностями  всемерного развития социальной сферы (образования. здравоохранения и  др.) в условиях появления новых  источников для покрытия их расходов — средств благотворительных  фондов, внебюджетных фондов, спонсорских  взносов, своих средств от оказания платных услуг, аренды и др.

Теперь бывшая смета расходов именуется как “Смета доходов  и расходов” конкретного учреждения по соответствующему бюджету. Смета  включает два раздела с прилагаемыми расчетами к ним. В разделах конкретно  по каждому виду расходов показана сумма на год в поквартальном  разрезе.

 

Финансирование  МОУ СОШ № 119 состоит в предоставлении им средств бюджета на текущее содержание. Расходы на образование ежегодно предусматривают в бюджетах всех уровней: в федеральном бюджете, в бюджете субъектов Федерации, в местных бюджетах. Принципиально важным для оценки предусматриваемых объемов расходов на школьное образование является переход к планированию расходов не на основе заявленных потребностей ведомства, а исходя из реальных возможностей бюджета. Основную нагрузку по финансированию массовой сети школ несут субъекты Федерации. Бюджет субъекта Федерации в соответствующем финансовом году должен обеспечить функционирование школ, находящихся в собственности данного субъекта Федерации, выполнение государственных целевых программ и мероприятий. Формирование расходов бюджета на МОУ каждым субъектом Федерации осуществляется самостоятельно.

Действующий механизм финансирования обеспечивает широкую самостоятельность школ в использовании дополнительных финансовых источников.

Все расходы  МОУ СОШ № 119 делятся на:

- оплата  труда работников;

- прочие  выплаты;

- начисления  на оплату труда;

- оплата  услуг связи;

- оплата  коммунальных услуг;

- оплата  услуг по содержанию имущества;

- оплата  прочих услуг;

- оплата  прочих расходов;

Расходование  бюджетных средств производится в строгом соответствии с утвержденными  сметными назначениями, согласно смете  доходов и расходов на текущий год (приложение 3)

Смета доходов  и расходов учреждения составляется в конце текущего года на следующий  календарный год и утверждается главным распорядителем средств.

Планирование  расходов включаемых в эту смету  происходит в следующем порядке.

Расходы на оплату труда рассчитываются из тарификации работников учреждения и расчета затрат по окладам работников согласно штатного расписания. Полученные суммы за месяц умножаются на 12 месяцев.

К прочим выплатам в учреждении относятся  расходы на выплаты книгоиздательского пособия из расчета по 100 рублей на одного педагогического работника  в месяц. Эта сумма умножается на количество педагогических работников учреждения и на 12 месяцев.

Начисления  на оплату труда рассчитываются путем  умножения годового фонда оплаты труда на общий процент налогов. Расходы по оплате услуг связи, коммунальных услуг, услуг по содержанию имущества, прочих услуг и расходов планируются учреждением на основании заключенных на новый календарный год договоров.

Расходы по увеличению стоимости основных средств  и материальных запасов планируются  на основании нормативов. Нормативы  доводятся до учреждения главным  распорядителем бюджетных средств.

Кроме планируемых  расходов главные распорядители  бюджетных средств в соответствии с целевыми программами могут  выделять учреждению дополнительное финансирование.

Вывод главы 2: Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально - культурных, научно - технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

 Наряду с бюджетными средствами важным источником финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений является внебюджетные средства, т.е. доходы от самостоятельной уставной деятельности. Правоведения такой деятельности предоставлено образовательным учреждениям законодательно.

МОУ СОШ  № 119 является муниципальным образовательным  учреждением, находящимся только на бюджетном финансировании. Иных источников дохода нет.

Денежные  средства поступают из областного и  городского бюджетов(приложение 2), далее  распределяются по статьям.

 

Смета бюджетного учреждения - это финансово-плановый акт, определяющий объём, целевое направление и  поквартальное распределение ассигнований, выделяемых из бюджета тому или иному  бюджетному учреждению.

Ежемесячно, ежеквартально, по истечении года, бюджетные образовательные  учреждения составляют отчеты об исполнении сметы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Анализ дополнительных источников финансирования деятельности бюджетных образовательных учреждений.

3.1. Альтернативные источники финансирования.

Учитывая недостаточность  бюджетного финансирования, учреждения пытаются использовать дополнительные его источники путем привлечения  безвозмездно полученного имущества, в том числе денежных средств. Нередко такую помощь называют спонсорской.

При жестком дефиците бюджетных  средств на образование необходимо широкое внедрение практики частичного предоставления бюджетных средств  учебным структурам на конкурсной (тендерной) основе. При этом к конкурсу (тендеру) должны допускаться не только государственные, но и негосударственные учебные  заведения.

Целесообразно создание механизма накопительного государственного и частного страхования, позволяющего постепенно аккумулировать необходимые средства на повышение квалификации и профессиональную переподготовку кадров.

Повышение требований к качеству образования, соответствию его мировым  стандартам вызывает необходимость  увеличения расходов на оказание образовательных  услуг, повсеместного внедрения  новейших технологий обучения с использованием современных информационно-коммуникационных средств. Для того чтобы обеспечить деятельность становящейся все более  финансовоемкой системой образования  России, необходимо постоянно увеличивать  поступление средств одновременно из двух источников: бюджетных и  различных внебюджетных.

Информация о работе Социальное значение бюджетных расходов на образование