Социальное значение бюджетных расходов на образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение обеспечение финансирования расходов на образование в современных условиях. Указанная цель достигается путем решения следующих задач:
- рассмотреть характеристику доли бюджетных расходов в объеме расходов бюджета;
- рассмотреть особенности бюджетного финансирования образовательных учреждений;
- проанализировать особенности финансирования бюджетных образовательных учреждений на примере МОУ СОШ № 119, где рассмотреть особенности формирования доходной части и охарактеризовать особенности расходования бюджетных средств;

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Социальное значение бюджетных расходов на образование……..5
Характеристика доли бюджетных расходов в объеме расходов
бюджета…………………………………………………………………….5
Особенности бюджетного финансирования образовательных
учреждений………………………………………………………………..10
Глава 2. Анализ особенностей финансирования бюджетных
образовательных учреждений на примере МОУ СОШ № 119
с углубленным изучением отдельных предметов г. Нижнего Новгорода……………………………………………………………..………24
2.1. Особенности формирования доходной части………………………….24

2.2. Характеристика особенностей расходования бюджетных средств…..27
Глава 3. Анализ дополнительных источников финансирования
деятельности бюджетных образовательных учреждений………………….34
3.1. Альтернативные источники финансирования…………………………34
3.2.Перспективы совершенствования источников финансирования………44
Заключение…………………………………………………………………….48
Список литературы……………………………………………………………52
Приложения……………………………………………………………………53

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 81.52 Кб (Скачать)

 

Содержание…………………………………………………………………… 2

Введение………………………………………………………………….…….3

Глава 1. Социальное значение бюджетных расходов на образование……..5

    1. Характеристика доли бюджетных расходов в объеме расходов

бюджета…………………………………………………………………….5

    1. Особенности бюджетного финансирования образовательных

учреждений………………………………………………………………..10

Глава 2. Анализ особенностей финансирования бюджетных 

образовательных учреждений на примере МОУ СОШ № 119

 с углубленным изучением  отдельных предметов г. Нижнего  Новгорода……………………………………………………………..………24

2.1. Особенности  формирования доходной части………………………….24

 

2.2. Характеристика  особенностей расходования бюджетных  средств…..27

Глава 3. Анализ дополнительных источников финансирования

деятельности бюджетных  образовательных учреждений………………….34

3.1. Альтернативные источники финансирования…………………………34

3.2.Перспективы совершенствования  источников финансирования………44

Заключение…………………………………………………………………….48

Список литературы……………………………………………………………52

Приложения……………………………………………………………………53

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Право на образование - одно из наиболее важных социально - экономических  прав, реализация которого на практике во многом зависит от наличия соответствующих  финансовых возможностей и гарантий. Образование, являясь одним из приоритетных направлений государственной деятельности, требует выделения на его нужды  значительных финансовых ресурсов. Разворачиваемая  в образовательной сфере финансовая деятельность государства представляет собой процесс планового собирания, распределения и использования  денежных фондов с целью практической реализации образовательной функции  государства. Основополагающим принципом  финансовой деятельности является законность, обеспечивающая планомерное движение денежных средств в строгом соответствии с утвержденными бюджетными назначениями. Поддержание законности в финансовой сфере предполагает строгое соблюдение финансовой дисциплины - обязательного  для всех организаций, учреждений, должностных  лиц порядка осуществления финансовой деятельности. В этой связи особое значение приобретает проблема четкого  закрепления нормативно - правовой базы финансовых правоотношений в образовательной  сфере.

Нормы, регулирующие отношения  финансового характера, содержатся в источниках финансового права - Бюджетном кодексе РФ, Федеральном  законе «О бюджетной классификации  Российской Федерации», Налоговом кодексе  РФ, Законе РФ «О валютном регулировании  и валютном контроле», других федеральных  законах, а также принятых в соответствии с ними указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, нормативных правовых актах Минфина России, МНС России и др. Кроме этого, в отдельных  случаях финансово - правовые нормы  могут содержаться в источниках образовательного права (например, ст. 28 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ст. 40 - 42 Закона РФ «Об образовании» и  др.).  

Целью работы является изучение обеспечение финансирования расходов на образование в современных условиях. Указанная цель достигается путем решения следующих задач:

  • - рассмотреть характеристику доли бюджетных расходов в объеме расходов бюджета;
  • - рассмотреть особенности бюджетного финансирования образовательных учреждений;
  • - проанализировать особенности финансирования бюджетных образовательных учреждений на примере МОУ СОШ № 119, где рассмотреть особенности формирования доходной части и охарактеризовать особенности расходования бюджетных средств;
  • - проанализировать дополнительные источники финансирования деятельности бюджетных образовательных учреждений, где рассмотреть альтернативные источники финансирования и перспективы совершенствования источников;
  • - в заключении сделать выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Социальное значение бюджетных расходов на образование.

      1. Характеристика доли бюджетных расходов в объеме расходов бюджета.

Образование представляет одну из важнейших отраслей непроизводственной сферы. Право на получение образование  согласно Закону РФ «Об образовании» является одним из основных и неотъемлемых прав граждан РФ. В расходы на образование в соответствии с  бюджетной классификацией включают затраты на общее образование, воспитание детей и подростков, культурно-просветительскую работу, подготовку кадров. Законом  предусмотрено, что область образования  входит в компетенцию РФ, субъектов  РФ и органов местного самоуправления.

Бюджетное финансирование –  это функция бюджетной системы, и трудно рассказывать и анализировать  систему бюджетного финансирования, не ознакомившись с понятиями бюджета и бюджетной системы.

Бюджетная система Российской Федерации – это система, основанная на экономических отношениях и государственном  устройстве РФ, регулируемая законодательством  РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.1

Бюджет – форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства и местного самоуправления2.

Бюджетное финансирование –  это безвозвратное и безвозмездное  предоставление денежных средств из бюджета в соответствии с утвержденной сметой. Сущность бюджетного финансирования состоит в том, что государственные  и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают  за счет бюджета на основе финансовых планов – смет расходов. Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходы конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.

На сметно-бюджетном финансировании находятся учреждения социальной сферы: образовательные учреждения; учреждения охраны здоровья и физической культуры; учреждения культуры. В сметно-бюджетном  порядке из федерального бюджета  отпускаются также средства на покрытие затрат на национальную оборону (содержание вооруженных сил, закупку вооружений и военной техники, научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы, капитальное строительство, пенсии военнослужащим, расходы Министерства Российской Федерации по атомной  энергии), а также на ликвидацию вооружений, включая выполнение международных  обязательств.

Сущность бюджетного финансирования заключается в выделении денежных средств бюджетополучателю и доведении этих средств до него. Надо сказать, доведение денежных средств до конечного бюджетополучателя производится, как правило, по довольно длинной цепочке: бюджет – главный распорядитель бюджетных средств – распорядитель бюджетных средств – получатель бюджетных средств (бюджетополучатель). Иначе говоря, бюджетное финансирование заключается в предоставлении денежных средств из бюджета лицу, деятельность которого в объеме бюджетных ассигнований финансируется за счет бюджета. Возникающие в процессе бюджетного финансирования отношения, с экономической точки зрения, представляют собой отношения по распределению государственного денежного фонда, то есть данные отношения, будучи разновидностью финансовых, являются распределительными денежными отношениями. С правовой точки зрения, данные отношения являются финансово-правовыми, а конкретней – материальными бюджетными правоотношениями. Бюджетное финансирование выражает безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств.

 

Категория «расходование  бюджетных средств» – это довольно емкая экономическая категория: применительно к бюджету она  означает его распределение (что  соответствует сущности понятия  «расходы бюджета»), но применительно  к конечному получателю бюджетных  средств (например, бюджетному учреждению) данная категория означает использование (потребление) бюджетных средств. Это  использование осуществляется в  таких формах, как, например, выплата  бюджетным учреждением заработной платы своим служащим, оплата коммунальных, транспортных услуг и услуг связи, приобретение предметов снабжения  и расходных материалов и т.п. Таким образом, «использование»  денежных средств, полученных из бюджета, в экономическом смысле осуществляется в рамках товарно-денежных отношений, а в правовом смысле – в рамках трудовых и гражданско-правовых отношений. Данные отношения носят характер обмена и опосредуют они двухстороннее  движение стоимости, где навстречу  стоимости в денежной форме движется стоимость в товарной форме, в  форме оказанных услуг или  выполненной работы. При этом денежные средств, доведенные до бюджетного учреждения посредством бюджетных ассигнования, теряют свою принадлежность к бюджету (то есть принадлежность к казне) и  трансформируются в денежные средства, принадлежащие юридическому лицу на праве оперативного управления.

Распределение денежных средств  из бюджета страны, национального  дохода осуществляется с помощью  бюджетного финансирования. Посредством  бюджета и бюджетного финансирования национальный доход распределяется по территории страны, между отраслями  производственной сферы в целях  их пропорционального развития, а  также из производственной – в  непроизводственную сферу. Бюджетное  финансирование позволяет координировать экономическую и социальную жизнь  государства, способствуя техническому прогрессу, усилению экономического потенциала страны и улучшению жизни людей.

В компетенции РФ - формирование доли федерального бюджета, направляемой на финансирование образования, установление федеральных нормативов финансирования образования. В компетенции субъектов  Федерации в этой области - формирование их бюджетов в части расходов на образование, установление региональных нормативов его финансирования. В  компетенции органов местного самоуправления находятся формирование местных  бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования. На содержание учреждений образования в последние годы выделяется примерно 12% общих расходов консолидированного бюджета3. Причем, из федерального бюджета направляется около 4% его расходов и около 20% расходов - из бюджетов субъектов Федерации. В общей сумме расходов на образование затраты на детские дошкольные учреждения составляют примерно 15%, на общее среднее образование -- 41%, школы-интернаты -- 8%, среднее специальное образование -- 10%, на высшее образование -- 12%.

Финансирование учреждений образования осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому  типу и виду образовательного учреждения. Федеральные нормативы финансирования должны утверждаться ежегодно Государственной  Думой одновременно с принятием  закона о федеральном бюджете  на очередной год и быть минимально допустимыми. Региональные и местные  нормативы финансирования должны учитывать  специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих  расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения.

Бюджетное финансирование получают и негосударственные образовательные  учреждения по нормативам финансирования, аналогичным для государственных  и муниципальных образовательных  учреждений на данной территории. Эти  учреждения получают право на государственное  и муниципальное финансирование с момента их государственной  регистрации. Переход к рыночным отношениям расширил возможности образовательных  учреждений по привлечению денежных средств по финансированию своей  основной деятельности. Они вправе привлекать в соответствии с действующим  законодательством финансовые ресурсы, а также добровольных пожертвований  и целевых взносов юридических  и физических лиц. Привлечение образовательным  учреждением дополнительных средств  не влечет за собой снижения нормативов и абсолютных размеров его финансирования из бюджетной системы.

Негосударственные образовательные  учреждения могут предоставлять  учащимся дополнительные образовательные  услуги (помимо услуг, регламентированных образовательным стандартом). Если такие услуги предоставляются, то они  взимают плату с обучающегося не только за дополнительные образовательные  услуги, но и в том числе за обучение в рамках государственных  образовательных стандартов. Платная  образовательная деятельность такого учреждения не рассматривается как  предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса, заработную плату персонала, на его совершенствование и развитие.

 

 

 

 

 

 

      1.  Особенности бюджетного финансирования образовательных учреждений

Порядок финансирования обеспечения  образовательных учреждений регламентирован Бюджетным кодексом РФ ( БК РФ). В нём чётко обозначены рамки применения нормативов финансовых затрат и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. Отмечается, что нормативный метод используется на стадии формирования бюджета того или иного уровня, а не на стадии планирования расходов на содержание конкретного образовательного учреждения, как это предусмотрено Федеральным законом «Об образовании».

Информация о работе Социальное значение бюджетных расходов на образование