Социальное значение бюджетных расходов на образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение обеспечение финансирования расходов на образование в современных условиях. Указанная цель достигается путем решения следующих задач:
- рассмотреть характеристику доли бюджетных расходов в объеме расходов бюджета;
- рассмотреть особенности бюджетного финансирования образовательных учреждений;
- проанализировать особенности финансирования бюджетных образовательных учреждений на примере МОУ СОШ № 119, где рассмотреть особенности формирования доходной части и охарактеризовать особенности расходования бюджетных средств;

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Социальное значение бюджетных расходов на образование……..5
Характеристика доли бюджетных расходов в объеме расходов
бюджета…………………………………………………………………….5
Особенности бюджетного финансирования образовательных
учреждений………………………………………………………………..10
Глава 2. Анализ особенностей финансирования бюджетных
образовательных учреждений на примере МОУ СОШ № 119
с углубленным изучением отдельных предметов г. Нижнего Новгорода……………………………………………………………..………24
2.1. Особенности формирования доходной части………………………….24

2.2. Характеристика особенностей расходования бюджетных средств…..27
Глава 3. Анализ дополнительных источников финансирования
деятельности бюджетных образовательных учреждений………………….34
3.1. Альтернативные источники финансирования…………………………34
3.2.Перспективы совершенствования источников финансирования………44
Заключение…………………………………………………………………….48
Список литературы……………………………………………………………52
Приложения……………………………………………………………………53

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 81.52 Кб (Скачать)

Внебюджетные проекты

Изыскание внебюджетных средств  становится фактически повседневным занятием образовательных учреждений всех типов, видов и категорий в соответствии с направленностью их образовательных  программ и потребностью финансовых ресурсов.

Несмотря на увеличение бюджетного финансирования государственных и  муниципальных учреждений образования, этот источник все еще явно недостаточен. Объясняется это прежде всего  весьма скудным Это подталкивает образовательные учреждения к поиску и привлечению средств из самых  разнообразных источников.

В этом направлении в последний  период достигнуты ощутимые результаты. Так, за четыре года в учреждения системы  образования России было привлечено порядка четверти триллиона рублей из внебюджетных источников.

Интенсивность этого процесса значительно различается по типам, видам, категориям образовательных  учреждений и по регионам страны.

Более активно осуществляется привлечение внебюджетных средств  учреждениями профессионального образования (высшего, среднего, начального). Связано  это во многом со все увеличивающейся  потребностью отраслей экономики и  у отдельных предпринимателей в  притоке свежих сил, молодых кадров, способных быстро освоить внедряемые новые технологи, наукоемкое производство.

Это должно способствовать ротации кадров, успешному техническому перевооружению и выпуску продукции (выполнению работ, оказанию услуг), конкурентоспособных  в рыночной экономике, и достижению главной цели в рыночных отношениях - получению прибыли, необходимой  для совершенствования производства и решения социальных задач.

 

Активность в привлечении  внебюджетных средств проявляется  государственными и муниципальными образовательными учреждениями в двух направлениях: во внешней среде и  внутри самих учреждений.

Деньги извне

Во внешней среде активность прежде всего целесообразно проявлять  с целью поиска и установления постоянных контактов, закрепляемых договорами, определяющими права, обязанности  и ответственность сторон.

В профессиональных учреждениях  образования устанавливаются деловые  контакты с предпринимателями, заинтересованными  в получении молодых кадров, обладающих знаниями теории и получивших уже  в процессе обучения определенных производственных навыков, активных, нацеленных на овладение  основами требований данного экономического субъекта и желающих построить на нем свою карьеру.

Закрепленные договорами деловые контакты позволяют учреждениям  системы образования постоянно  получать средства от работодателей  и планировать на перспективу  свою финансовую деятельность.

Это содействует устойчивости работы образовательных учреждений и трудоустройству их выпускников. Создается необходимый имидж  образовательных учреждений как  в среде абитуриентов, так и  предпринимателей. Такие учебные  заведения очень привлекательны для бизнесменов.

Наряду с первичной  подготовкой специалистов образовательные  учреждения заключают договоры с  предпринимателями на повышение  квалификации их работников и переподготовку для получения ими второй профессии  с выдачей соответствующего государственного образца документа.

Налаживание деловых связей с общественными организациями (союзами) работодателей и непосредственно  с бизнесменами позволяет договориться о привлечении в систему образования  внебюджетных средств для технического оснащения образовательных учреждений, строительства школ, организации  отдыха учащихся.

Много имеется примеров благотворительности  градообразующих предприятий.

Поступление внебюджетных средств  от внешних источников, как правило, нерегулярное, происходит в форме  меценатства и спонсорства. Каждый такой факт заслуживает благодарности  и должен быть оформлен документами  в соответствии с действующим  законодательством. Образовательные учреждения обязаны выполнить условия меценатов и спонсоров в части целевого использования таких средств и сообщить им об этом.

Деньги своим трудом

Привлечение внебюджетных средств  может быть организовано внутри самого образовательного учреждения: оказание платных образовательных и иных услуг, предусмотренных уставом; сдача  в аренду имущества; осуществление  предпринимательской деятельности; получение дохода от распоряжения имуществом, приобретенным за счет внебюджетных средств, и др.

Порядок привлечения и  использования внебюджетных средств  определен Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и  послевузовском профессиональном образовании» и локальными нормативными актами, изданными самими образовательными учреждениями в соответствии с их уставами.

Начинается новый учебный год, и в каждом образовательном учреждении нужен свой оперативный план-расчет финансового обеспечения учебного процесса в течение всего учебного года без каких-либо перерывов.

В условиях рыночной экономики  это несколько напоминает бизнес-план в коммерческой деятельности. Только в образовательном учреждении задача не прибыль, как в бизнесе, а равномерное  финансирование учебных мероприятий  в соответствии с учебным планом и образовательными программами, а  в вузах еще и с планом научных  исследований (включая договоры с  коммерческими структурами на выполнение НИОКР).

Следует иметь в виду, что по некоторым внебюджетным источникам законодательством предусматриваются  ограничения.

Так, в статье 13 Закона РФ «Об образовании» определено, что  в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается  запрет на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества. В статье 47 данного закона определено, что учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.

Существуют также естественные ограничители поступления внебюджетных средств. Так, решая вопрос об увеличении размера платы учащихся за обучение, следует соизмерять этот рост платы  с возможностями выделения средств  из семейного бюджета на цели образования, получения обучающимися в банках образовательных кредитов и их погашения.

 

Вузы и другие образовательные  учреждения недостаточно используют такой  источник поступления внебюджетных средств, как платное обучение иностранных  учащихся.

Не придается должное  внимание рекламным мероприятиям непосредственно  на территории других стран о преимуществе своих образовательных учреждений с применением методов обучения, например, на английском языке, проведения практики учащихся в ведущих зарубежных учреждениях образования, привлечения  иностранных профессоров для  чтения лекций.

Нужно придавать большее  значение имиджу своих образовательных  учреждений, их активному участию  на мировом рынке образовательных  услуг, повышению престижности обучения в российских учреждениях образования, особенно в тех, которые выигрывают конкурсы, организуемые в рамках приоритетного  национального проекта «Образование».

Принципиальное значение имеет то, на что именно направляются образовательными учреждениями привлеченные ими внебюджетные средства. Так, в  текущем году Тюменский государственный  нефтегазовый университет направляет 175,0 млн. рублей из внебюджетных средств  на создание комплекса образовательных  программ непрерывного обучения конкурентоспособных  специалистов для устойчивого развития Западно-Сибирского энергетического района; Иркутский государственный технический университет - 169,0 млн. рублей внебюджетных средств - на создание системы подготовки и развития специалистов - инноваторов для высокотехнологичных отраслей региона на базе интегрированного образовательно-промышленного комплекса нового поколения.

Ответственность корпораций

Особо следует рассмотреть  такой перспективный вопрос, как  формирование социальной ответственности  бизнеса. Прежде всего надо отметить, что научные исследования констатируют следующее - реализация социальной ответственности  бизнеса в долгосрочной перспективе  с лихвой окупается тем, что растет престиж и соответственно легитимность корпорации в глазах общественности, а это не может не сказаться  на стабильности ее положения и эффективности  деятельности, дает ей возможность  решать свою главную цель - максимизировать  прибыль.

Пределы социальной ответственности  бизнеса тем шире, чем сильнее  его стремление к выживанию и  утверждению его легитимности в  глазах общества. В этом плане одна из важнейших задач, стоящих перед  корпорациями, заключаются в том, чтобы экономически обосновать программы, которые они готовы осуществить  в социальной сфере, включая систему  образования.

Чаще всего в системе  образования бизнес берет на себя такие, например, обязанности: содействие увеличению поступления внебюджетных средств; прямая финансовая помощь образовательным  учреждениям, включая стипендии, внесение платы за обучение; предоставление оборудования, современных технических  средств обучения; участие в строительстве  новых учреждений образования; помощь в управлении их делами, участие  в деятельности попечительских советов, консультативная помощь и иное содействие при составлении учебных программ, выделение своих квалифицированных  специалистов для проведения теоретических  и практических занятий. Работодатели, чьи предприятия находятся в  данном регионе, заинтересованы в получении квалифицированных кадров из образовательных учреждений этого региона.

Следовательно, возникает  двусторонняя заинтересованность: у  представителей бизнеса - в кадрах, у образовательных учреждений - в  дополнительных внебюджетных средствах.

Изучая возможности и  потребности друг друга, предприниматели  и образовательные учреждения приходят к необходимости установления постоянных взаимоотношений, закрепляемых соответствующими договорами, определяющими функции  и ответственность сторон договоров.

Если вначале такие  постоянные отношения, например, в сфере  профессионального образования, возникали  в основном в отношениях с учреждениями высшего образования, то постепенно они стали более широко практиковаться в деятельности ПТУ и ссузов. Обусловлено  это обострением ситуации на производстве с рабочими кадрами.

Внимание представителей бизнеса все больше привлекает деятельность функционирующих на их территории учреждений начального профессионального и  среднего профессионального образования.

Работодатели стали более  квалифицированно действовать в  условиях рыночной экономики. С их стороны  по отношению к образовательным  учреждениям все шире используются рыночные отношения, регулирующие спрос  и предложение рабочих рук.

Прежде всего работодатели начали практически участвовать  в софинансировании. Образовательные  учреждения (ПТУ и ссузы) переходят  к системе государственно-частного финансирования.

Например, на реализацию приоритетного  национального проекта «Образование»  для ПТУ и ссузов, участвующих  в конкурсе, из бюджета дополнительно  выделяется 1,8 млрд. рублей и такой  же объем средств ожидается по заключенным договорам от работодателей.

Работодатели могут выплачивать  стипендии, гарантировать проведение учебной практики обучающихся непосредственно  на своих предприятиях и резервировать определенное количество рабочих мест для выпускников, показавших наиболее высокие свои возможности при изучении теории и практики производства.

Анализ  экономического содержания  источников финансирования образовательных учреждений устанавливает, что образование, которое  каждый может получить бесплатно, должно финансироваться за счет средств  бюджета, а образование, предоставляемое  за счет внебюджетных средств, относится  к платному образованию. Можно предложить следующую структуру образования: бесплатное, платное и комбинированное.

При бесплатном образовании предоставляется закрытый перечень образовательных услуг. Платное  образование предусматривает полную оплату образовательных услуг. Комбинированный  метод подразумевает наличие  первого и второго, то есть учащийся получает бесплатное образование и  дополняет его платным.

Поддержка системы образования может осуществляться путем прямого финансирования и  установления налоговых льгот непосредственно  для учреждений системы образования, а также  с помощью стимулирования и льготирования инвестиций хозяйствующих  субъектов, направленных в систему  образования на основе налоговых  инструментов.

В финансировании образования особое место принадлежит  образовательным кредитам, ваучерам и грантам.

Образовательные кредиты предназначены для частичной  или полной оплаты обучения в учебном  заведении (вузе, школе и т.п.).

Система государственного образовательного кредита имеет следующие сравнительные преимущества:

  1. возможность привлечения ресурсов частного сектора,
  2. преодоление ограниченности государственных финансовых ресурсов формирует ответственное поведение студентов в процессе выбора специальности, учебы и последующего трудоустройства, стимулирует повышение трудовой отдачи выпускников вуза.

Информация о работе Социальное значение бюджетных расходов на образование