Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:21, курсовая работа
Целью работы является изучение обеспечение финансирования расходов на образование в современных условиях. Указанная цель достигается путем решения следующих задач:
- рассмотреть характеристику доли бюджетных расходов в объеме расходов бюджета;
- рассмотреть особенности бюджетного финансирования образовательных учреждений;
- проанализировать особенности финансирования бюджетных образовательных учреждений на примере МОУ СОШ № 119, где рассмотреть особенности формирования доходной части и охарактеризовать особенности расходования бюджетных средств;
Введение………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Социальное значение бюджетных расходов на образование……..5
Характеристика доли бюджетных расходов в объеме расходов
бюджета…………………………………………………………………….5
Особенности бюджетного финансирования образовательных
учреждений………………………………………………………………..10
Глава 2. Анализ особенностей финансирования бюджетных
образовательных учреждений на примере МОУ СОШ № 119
с углубленным изучением отдельных предметов г. Нижнего Новгорода……………………………………………………………..………24
2.1. Особенности формирования доходной части………………………….24
2.2. Характеристика особенностей расходования бюджетных средств…..27
Глава 3. Анализ дополнительных источников финансирования
деятельности бюджетных образовательных учреждений………………….34
3.1. Альтернативные источники финансирования…………………………34
3.2.Перспективы совершенствования источников финансирования………44
Заключение…………………………………………………………………….48
Список литературы……………………………………………………………52
Приложения……………………………………………………………………53
Недостатками системы образовательного кредита являются высокий риск невозврата.
Система государственного образовательного кредитования призвана обеспечить более эффективное использование государственных средств за счет предоставления их учащимся на возвратной основе. Он призван сократить их текущую финансовую нагрузку по оплате обучения и содержанию студентов в период учебы. Государственный образовательный кредит, как и частный, расширяет доступность образования за счет распределения во времени денежных затрат домохозяйств, покрытия расходов на образование за счет будущих доходов. В отличие от частного кредитования, он призван ориентироваться не только на коммерческие результаты, но и на социальные. Меньший коммерческий результат при этом покрывается растущим уровнем образования населения, большей уверенностью людей в будущем, растущими доходами, и как следствие - более высокими темпами развития страны. Дополнительный эффект от образовательных займов - положительное влияние на качество образования через оказание стимулирующего воздействия на студентов.
Образовательный ваучер - это трансферт, избирательно выдаваемый студенту и позволяющий ему осуществлять свободный выбор на рынке образовательных услуг. Как правило он применим к сфере высшего образования. Основная идея ваучера заключается в том, что студенты, успешно прошедшие зачисление, получают ваучер на определенную сумму для использования в университете или высшем образовательном учреждении по их выбору. Ваучеры сами по себе не создают дополнительных денег для образования и, таким образом, не являются дополнительным источником финансирования. Поэтому важным пунктом является то, что ваучеры изменяют не общий объем финансирования, а способ его распределения. При использовании ваучеров государственное финансирование распределяется не через образовательное учреждение (как обычно происходит), а через физических лиц.
Вывод: Если возрастание объемов бюджетного финансирования зависит от государства, то привлечение внебюджетных средств, поиск таких источников (юридических и физических лиц) на практике нередко целиком является обязанностью самих образовательных учреждений.
Целесообразно продолжать совершенствование законодательства по вопросам регулирования правоотношений в процессе привлечения и использования бюджетными учреждениями (включая образовательные) средств из внебюджетных источников.
Так же можно предложить такую структуру образования, как бесплатное, платное и комбинированное.
3.2.Перспективы
Несмотря на некоторое улучшение ситуации, система общего образования в нашей стране все же функционирует в условиях постоянного недофинансирования.
Требуется интенсивное увеличение
объемов бюджетного финансирования
общего образования. Оживление в
национальной экономике, рост занятости
среди экономически активного населения,
высокие цены на нефть на мировом
рынке, профицит государственного бюджета,
наличие золотовалютного
Во-первых, необходимо активнее
использовать целевое финансирование,
ориентированное на реализацию определенных
программ развития системы образования
в стране. В этом случае деньги будут
в большей степени
Во-вторых, следует перейти
от финансирования сети общеобразовательных
учреждений к нормативному финансированию
образования в расчете на 1 учащегося.
Данный переход заставит производителей
образовательных услуг
В качестве метода достижения сбалансированности государственных обязательств с их реальным финансированием предполагается введение нормативного подушевого механизма финансового обеспечения. Сущность последнего заключается в том, что на каждого учащегося учреждения общего среднего и начального профессионального образования выделяется определенный объем бюджетных средств, расходуемых на его обучение.
Поскольку стандартный уровень образования является обязательным, то и норматив для всех учащихся должен быть одинаковым и дифференцироваться только в зависимости от региональных условий функционирования образовательного учреждения и от ступени обучения по той или иной образовательной программе.
Кроме того, прогнозируется
развитие системы образовательного
кредитования. Государство должно также
гарантировать, что внебюджетные источники
останутся серьезным средством
для поддержки образования и
повышения его качества. В целях
соблюдения всех гарантий государства
в сфере финансового
Также необходимость улучшения
модели финансирования системы образования
обусловлена тем, что действующие
сегодня подходы к управлению
финансовыми потоками не обеспечивают
эффективности расходов этих учреждений.
Это происходит из-за отсутствия зависимости
между масштабами и качеством
оказываемых образовательных
Главные из перечисленных выше отличий – отсутствие бюджетного финансирования на основе сметы доходов и расходов. При этом предлагаются два альтернативных способа государственного финансирования социальных услуг: нормативное сметное финансирование «по результату» и государственный социальный заказ. Эксперты считают, что в системе общего образования и начального профессионального образования порядок сметного финансирования вполне заменим механизмом бюджетного финансирования на основе стабильных нормативов на одного учащегося. Для большинства таких учреждений должен быть реализован принцип «деньги следуют за учеником», который позволяет учащимся и их родителям более свободно выбирать школу, и создает условия для управляемой конкуренции между учебными заведениями24.
В целом, предлагаемая система финансирования значительно более прозрачна и поэтому позволяет исключить расходы бюджета на содержание бюджетных учреждений, которые существуют за счет предпринимательской деятельности, а бесплатных услуг не предоставляют вообще или предоставляют их в минимальном объеме.
Наряду с нормативным
целевым финансированием в
В течение последних 15 лет активно развивался и приобрел значительные масштабы институт репетиторства. Сегодня он охватывает не только школьников, но и детей дошкольного возраста, а также студентов средних специальных и высших учебных заведений – практически всех учащихся, перемещающихся по вертикали многоуровневой образовательной системы. Особую роль институт репетиторства играет в соответствующих точках фуркации, т.е. при переходе учащихся с одного уровня образования на другой. При этом он не включается и не может быть включен в образовательную систему, а существует параллельно с ней, являясь частью неформального образования. И в дальнейшем будет играть большую роль в системе образования.
По мере взросления человек все больше втягивается в систему образования, так как главное значение в его жизни начинают играть «знаки» образования (аттестаты, дипломы, сертификаты), а не только образование как таковое. Данные «правила игры» устанавливает общество, а индивиды вольно или невольно им подчиняются.
Вывод главы 3: Необходимы поиск альтернативных источников внебюджетного финансирования образовательной деятельности, внедрение в российскую практику системы банковского кредитования переподготовки кадров, широко развитой в зарубежных странах в виде предоставления индивидуальных кредитов физическим лицам на обучение, развитие в России системы финансирования образования через благотворительные фонды, аккумулирующие спонсорскую поддержку, в том числе с привлечением средств из-за рубежа.
Заключение:
В Российской Федерации ведущим
источником финансирования расходов на
образование являются средства бюджета.
Из федерального бюджета финансируется
содержание образовательных учреждений
федерального ведения, осуществление
федеральных образовательных
Распределение денежных средств из бюджета страны, национального дохода осуществляется с помощью бюджетного финансирования. Бюджетное финансирование – это, в первую очередь, расходы денежных средств государства, которые имеют свои особенности. На основе рассмотренных в ходе подготовки работы нормативных документов разных годов можно судить о том, что механизмы и формы бюджетного финансирования менялись с течением времени, что явилось результатом поиска государством новых путей совершенствования данной системы, улучшения экономического уровня страны и повышения качества жизни людей. Суть бюджетного финансирования в том, что деньги поступают из государственного бюджета на основе необходимых документов и нормативов в бюджетные учреждения, это денежные ресурсы, которые государство предоставляет на их содержание. В компетенции РФ - формирование доли федерального бюджета, направляемой на финансирование образования, установление федеральных нормативов финансирования образования. В компетенции субъектов Федерации в этой области - формирование их бюджетов в части расходов на образование, установление региональных нормативов его финансирования. На содержание учреждений образования в последние годы выделяется примерно 12% общих расходов консолидированного бюджета. Причем, из федерального бюджета направляется около 4% его расходов и около 20% расходов - из бюджетов субъектов Федерации. В общей сумме расходов на образование затраты на детские дошкольные учреждения составляют примерно 15%, на общее среднее образование -- 41%, школы-интернаты -- 8%, среднее специальное образование -- 10%, на высшее образование -- 12%.
БК РФ чётко указывает
на сохранение методики поэлементного
выделения средств для каждого
бюджетополучателя с
Бюджетное учреждение - организация,
созданная органами государственной
власти Российской Федерации, органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного
самоуправления для осуществления
управленческих, социально - культурных,
научно - технических или иных функций
некоммерческого характера, деятельность
которой финансируется из соответствующего
бюджета или бюджета
Наряду с бюджетными средствами важным источником финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных учреждений является внебюджетные средства, т.е. доходы от самостоятельной уставной деятельности. Правоведения такой деятельности предоставлено образовательным учреждениям законодательно.
МОУ СОШ № 119 является муниципальным образовательным учреждением, находящимся только на бюджетном финансировании. Иных источников дохода нет.
Денежные средства поступают из областного и городского бюджетов(приложение 2), далее распределяются по статьям.
Смета бюджетного учреждения
- это финансово-плановый акт, определяющий
объём, целевое направление и
поквартальное распределение
Ежемесячно, ежеквартально, по истечении года, бюджетные образовательные учреждения составляют отчеты об исполнении сметы.
В настоящее время увеличились
возможности образовательных
Информация о работе Социальное значение бюджетных расходов на образование