Социальное значение бюджетных расходов на образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение обеспечение финансирования расходов на образование в современных условиях. Указанная цель достигается путем решения следующих задач:
- рассмотреть характеристику доли бюджетных расходов в объеме расходов бюджета;
- рассмотреть особенности бюджетного финансирования образовательных учреждений;
- проанализировать особенности финансирования бюджетных образовательных учреждений на примере МОУ СОШ № 119, где рассмотреть особенности формирования доходной части и охарактеризовать особенности расходования бюджетных средств;

Оглавление

Введение………………………………………………………………….…….3
Глава 1. Социальное значение бюджетных расходов на образование……..5
Характеристика доли бюджетных расходов в объеме расходов
бюджета…………………………………………………………………….5
Особенности бюджетного финансирования образовательных
учреждений………………………………………………………………..10
Глава 2. Анализ особенностей финансирования бюджетных
образовательных учреждений на примере МОУ СОШ № 119
с углубленным изучением отдельных предметов г. Нижнего Новгорода……………………………………………………………..………24
2.1. Особенности формирования доходной части………………………….24

2.2. Характеристика особенностей расходования бюджетных средств…..27
Глава 3. Анализ дополнительных источников финансирования
деятельности бюджетных образовательных учреждений………………….34
3.1. Альтернативные источники финансирования…………………………34
3.2.Перспективы совершенствования источников финансирования………44
Заключение…………………………………………………………………….48
Список литературы……………………………………………………………52
Приложения……………………………………………………………………53

Файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 81.52 Кб (Скачать)

   Расходы на оплату труда планируются отдельно по педагогическому, административно-хозяйственному и учебно-вспомогательному персоналу. Этот фонда зазывается тарифным. Кроме того, предусматривается надтарифный фонд заработной платы заработной платы на установление за дополнительные виды работ (проверку тетрадей, классное руководство и т.п.) и надбавок за высокое качество работы. При исчислении надтарифного фонда оплаты труда применяется следующая методика: тарифный фонда принимается за 75%, надтарифный по школам должен составлять не более 25%. Следовательно, чтобы исчислить его объём, необходимо тарифный фонд разделить на 75 и умножить на 25. Узаконенный норматив надтарифного фонда по каждому типу учреждений различен. Например, по учреждениям дополнительного образования он составляет 10%, по дошкольным учреждениям – 12%, по школам – 25%.

   Следующей экономической статьёй расхода по любому учреждению бюджетной сферы являются начисления на фонд оплаты труда. Размер ассигнований определяется путём умножения общего фонда оплаты труда на установленный правительством РФ норматив. В настоящее время он составляет 35,8% от общего фонда оплаты труда.

   При определении необходимых средств на приобретение предметов снабжения и расходных материалов рассчитываются в первую очередь расходы на питание школьников. Объём ассигнований зависит от общего контингента учащихся, среднего числа дней посещения школьных занятий в год одним ребёнком, установленной дневной нормы питания. Кроме того, отдельно определяются расходы на питание учащихся, посещающих группы продлённого дня. Действующая в настоящее время расчётная норма расхода на бесплатные завтраки всех обучающихся составляет 1,5% от минимального размера оплаты труда. По группам продлённого дня (ГПД) бесплатные обеды предоставляются 10% контингента и льготные (половина размера стоимости питания) – 15% контингента учащихся.

   Методика исчисления затрат по другим статьям расходов по всем типам образовательных учреждений одинакова. Значительное место в затратах на содержание учреждений занимают коммунальные платежи за отопление, освещение, водоснабжение и т.п. Расчётный объём средств зависит от кубатуры и площади помещений, условий обеспечения тепловыми и энергетическими ресурсами. В городских учреждениях, как правило, коммунальное обслуживание учреждений осуществляется по договорам со специализированными организациями. По учреждениям, расположенным в сельской местности  и имеющим собственное печное или паровое отопление, расчёт более сложен. Расходы исчисляются по нормам расхода топлива, учитываются действующие цены на него, продолжительность отопительного сезона. Как правило, расчётный объём средств по прочим и коммунальным расходам определяется, исходя из фактического расхода за ряд предшествующих лет. В последние годы из-за недофинансирования коммунальных расходов у учреждений образования возникает кредиторская задолженность поставщикам услуг. Эти суммы также следует учитывать для планирования расходов на очередной финансовый год.

   Расходы на приобретение мягкого инвентаря планируются только по сельским школам, в которых имеются интернаты для проживания учащихся, посещающих школы, расположенные на значительном расстоянии от места их постоянного проживания. Более типичны эти затраты для дошкольных и интернатных учреждений. Планируемые суммы осуществляются в зависимости от наличия постельных принадлежностей, одежды и обуви, потребности в них, цены продукции. Аналогично планируются расходы на оснащение учреждений учебным, хозяйственным и технологическим оборудованием и инвентарём.

  Исчисленные учреждением  объёмы необходимого бюджетного  финансирования оформляются сметой  доходов и расходов. В смете  указываются наименование и адрес  учреждения, соответствующие коды  бюджетной классификации, приводится  свод утверждённых расходов по  каждой экономической статье  с поквартальным распределением.

   Аналогично школам планируются расходы на начальное, среднее и высшее профессиональное образование. Учреждения начального профессионального образования имеют целью подготовку работников  квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем направлениям общественно полезной деятельности. Главной задачей учреждений этого типа является создание необходимых условий для получения гражданином конкретной профессии (специализации) соответствующего уровня квалификации с возможностью повышения общеобразовательного уровня обучающихся, не имеющих среднего (полного) образования, а также ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определённой работы. Виды учреждений начального профессионального образования: профессиональное училище; профессиональный лицей; учебно-курсовой комбинат (пункт); учебно-производственный центр; техническая школа; вечернее (сменное) профессиональное училище. Профессиональна подготовка граждан может осуществляться также в межшкольных учебных комбинатах; в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии; в порядке индивидуальной подготовки у специалистов; в частных учебных заведениях.

   Подготовку квалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием осуществляют образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения). К ним относятся: техникумы (училища, школы), колледжи, техникумы-предприятия. Отличительной особенностью колледжа является то, что в нём обеспечивается повышенный уровень (по сравнению с техникумом) квалификации обучающихся. В техникуме-предприятии  осуществляется не только образовательная, но и профессиональная деятельность в соответствии с профилем подготовки учащихся.

   Учреждения высшего профессионального образования призваны обеспечить потребности личности в приобретении высшего образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности. Этот тип учреждений подразделяется на следующие виды: университет – высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путём проведения фундаментальных научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского дополнительного образования по широкому спектру естественнонаучных, гуманитарных и других направлений науки, техники и культуры; академия; институт. Академия в отличие от университета осуществляет подготовку специалистов высшей квалификации и переподготовку руководящих специалистов определённой отрасли (преимущественно одной из областей науки, техники, культуры). Институтом называется самостоятельное высшее учебное заведение или структурное подразделение университета (академии), реализующее профессиональные образовательные программы по ряду направлений науки, техники и культуры.

   За истекшие 10 лет численность учащихся в учреждениях начального профессионального образования снизилась на 20%, в то время как число студентов вузов возросло почти в полтора раза. Рост показателей по высшей шкале связан с развитием негосударственной сети учреждений и расширением приёма в государственные вузы на основе полного возмещения затрат на обучение.

   Одним из важных показателей для расчёта расходов на профессиональное образование служит число студентов на одного преподавателя.

   При определении расходов на содержание учреждений профессионального образования шире, чем по дошкольной и школьной сети, применяется нормативный способ расчёта расходов. Однако при расчёте используются не реальные нормативы финансовых затрат, а нормативы минимальной бюджетной обеспеченности.

   Они устанавливаются путём деления заранее определённой суммы бюджетных ресурсов на контингент обучающихся за счёт бюджетных средств. Отличительной чертой структуры расходов на профессиональное образование по сравнению с затратами на общее образование является выделение средств на обеспечение студентов стипендиями. В соответствии с законодательством учреждения среднего и высшего профессионального образования самостоятельно формируют объём стипендиального фонда и порядок его использования. Стипендии, как правило, подразделяются на академические и социальные.

 

Вывод из главы 1: Распределение денежных средств из бюджета страны, национального дохода осуществляется с помощью бюджетного финансирования. Бюджетное финансирование – это, в первую очередь, расходы денежных средств государства, которые имеют свои особенности. На основе рассмотренных в ходе подготовки работы нормативных документов разных годов можно судить о том, что механизмы и формы бюджетного финансирования менялись с течением времени, что явилось результатом поиска государством новых путей совершенствования данной системы, улучшения экономического уровня страны и повышения качества жизни людей. Суть бюджетного финансирования в том, что деньги поступают из государственного бюджета на основе необходимых документов и нормативов в бюджетные учреждения, это денежные ресурсы, которые государство предоставляет на их содержание. В компетенции РФ - формирование доли федерального бюджета, направляемой на финансирование образования, установление федеральных нормативов финансирования образования. В компетенции субъектов Федерации в этой области - формирование их бюджетов в части расходов на образование, установление региональных нормативов его финансирования. На содержание учреждений образования в последние годы выделяется примерно 12% общих расходов консолидированного бюджета. Причем, из федерального бюджета направляется около 4% его расходов и около 20% расходов - из бюджетов субъектов Федерации. В общей сумме расходов на образование затраты на детские дошкольные учреждения составляют примерно 15%, на общее среднее образование -- 41%, школы-интернаты -- 8%, среднее специальное образование -- 10%, на высшее образование -- 12%.

БК РФ чётко указывает  на сохранение методики поэлементного  выделения средств для каждого  бюджетополучателя с применением  множества экономических статей по видам затрат и различных нормативов частного характера; от размера ставок заработной платы работников до объёма потребления таких видов услуг, как водоснабжение ; санитарно-гигиеническое обслуживание и т.п. Детализация бюджетных расходов по экономическим статьям связана с необходимостью усиления контроля со стороны финансирующих и административных органов за их целевым использованием. Этому соответствует принцип постатейного выделения бюджетных средств для конкретного учреждения на основе сметно-финансового обоснования или сметы доходов и расходов. Определяет объёмы бюджетных ассигнований и распределяет разнообразные расходы по экономическим статьям государственный орган в пределах выделенных из бюджета средств на календарный финансовый год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ особенностей финансирования бюджетных образовательных  учреждений на примере МОУ СОШ  № 119 с углубленным изучением  отдельных предметов г. Нижнего Новгорода.

2.1. Особенности формирования  доходной части.

Наряду  с бюджетными средствами важным источником финансового обеспечения образовательной  деятельности государственных образовательных  учреждений является внебюджетные средства, т.е. доходы от самостоятельной уставной деятельности. Право ведения такой  деятельности предоставлено образовательным  учреждениям законодательно:

- в соответствии  с пунктом 3 (абзац 2) ст. 50 ГК  РФ образовательные учреждения  как некоммерческие организации  могут осуществлять деятельность, приносящую доходы;

- пунктом  5 ст. 43 Закона РФ «Об образовании»: «Образовательные учреждение вправе  с согласия собственника использовать  закрепленные за ним финансовые  средства и иные объекты собственности  в осуществляемой им деятельности, связанной с получением дохода»;

- пунктом  48 ст. 48 Закона РФ «Об образовании»  образовательным учреждениям предоставлено  право осуществления платной  образовательной деятельности.

Кроме того, образовательным учреждениям законодательно разрешено ведение предпринимательской  деятельности (ст. 47 Закона «Об образовании»):

- реализация  и сдача в аренду основных  фондов и имущества образовательных  учреждений;

- торговля  покупными товарами, оборудованием;

- оказание  посреднических услуг;

- долевое  участие в деятельности других  учреждений (в т.ч. и образовательных)  и организаций;

- приобретение  акций, облигаций, иных ценных  бумаг и получение доходов  по ним;

- ведение  приносящих доходы иных внереализационных  операций, непосредственно не связанных  с собственным производством  предусмотренных уставом продукции,  работ, услуг и с их реализацией. 

В практической деятельности в рамках законодательно установленных направлений сформировался  существенно более широкий перечень направлений поступления доходов. Основными направлениями получения  доходов от самостоятельной деятельности являются следующие:

1. платная  образовательная деятельность, предоставление  дополнительных платных образовательных  услуг;

2. учебно-производственная  деятельность мастерских, учебно-опытных  участков, агростанций, хозяйств, типографий, магазинов, подразделений общественного  питания и других структурных  подразделений образовательных  учреждений, не имеющих статуса  юридического лица;

3. предпринимательская  деятельность;

4. ведение  деятельности, приносящей доход  от иных внереализационных операций, непосредственно не связанных  с собственным производством  продукции, работ, услуг и с  их реализацией;

5. добровольные  пожертвования, целевые взносы  физических и/или юридических  лиц, средства, полученные из бюджетов  РФ и бюджетов муниципальных  образований;

6. средства, поступающие в виде платы за  проживание в общежитиях, жилых  помещениях, содержание детей в  детских дошкольных учреждениях  и школах-интернатах;

7. выполнение  НИОКР (Научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) и оказание услуг по договорам и грантам на проведение научно-исследовательских работ;

10. отчисления  обособленных и/или структурных  подразделений, входящих в состав  образовательных учреждений и  наделенных по доверенности полностью  или частично правомочиями юридического  лица, от доходов, а также отчисления  образовательных учреждений их  обособленным и/или  структурным подразделениям в соответствии с уставами учреждений и положениями о структурных подразделениях.

МОУ СОШ  № 119 является муниципальным образовательным учреждением, находящимся только на бюджетном финансировании. Иных источников дохода нет.

Информация о работе Социальное значение бюджетных расходов на образование