Виды бюджетных расходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:13, доклад

Краткое описание

Рыночная система не может в необходимом объеме обеспечить производство таких товаров и услуг, которые обладают свойствами общественных благ. Они имеют важное социально-экономическое значение, однако, на их основе невозможно извлекать прибыль. По этой причине обеспечение производства общественных благ является функцией государства.
Государство может самостоятельно организовывать производство таких благ. Услуги в области государственного управления, национальной обороны и т.п., на рынке закупить нельзя, поэтому для их обеспечения создаются

Файлы: 1 файл

Виды бюджетных расходов.docx

— 31.13 Кб (Скачать)

 

Виды  бюджетных расходов

 Текущие расходы

Государственные закупки

  Рыночная  система не может в необходимом  объеме обеспечить производство  таких товаров и услуг, которые  обладают свойствами общественных  благ. Они имеют важное социально-экономическое  значение, однако, на их основе  невозможно извлекать прибыль.  По этой причине обеспечение  производства общественных благ  является функцией государства. 

Государство может  самостоятельно организовывать производство таких благ. Услуги в области государственного управления, национальной обороны и  т.п., на рынке закупить нельзя, поэтому  для их обеспечения создаются  государственные предприятия и  учреждения. Однако, в ряде случаев государство может заказывать исполнение услуг в частном секторе путем заключения так называемых внешних контрактов. Внешними они именуются потому, что предполагают перечисление средств за пределы государственного сектора. Большое внимание развитию контрактной системы уделяется в процессе реформ государственного управления. Дело в том, что конкуренция между исполнителями заказов приводит к росту их эффективности, а значит способствует экономии бюджетных средств.

  В Бюджетном  кодексе РФ используется такое  понятие, как государственный заказ. Под ним понимается совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета (статья 72). Государственный контракт - это договор, заключенный органом государственной власти, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации или субъекта РФ с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных нужд, предусмотренных в расходах бюджета.

  Государственные  контракты эффективны в том  случае, когда заказчик (в данном  случае - государство) может обеспечить  конкуренцию нескольких исполнителей, четко определить условия соглашения, требования к срокам, качеству  и ассортименту продукции, а  также обеспечить контроль за исполнением контракта. Издержки, связанные с обоснованием, заключением и контролем за исполнением контракта, не должны превышать достигнутую экономию бюджетных расходов; в противном случае заключать контракт будет нецелесообразно.

Российским законодательством  регулируются общие условия и  порядок заключения контрактов. Так, в соответствии со статьей 71 Бюджетного кодекса все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда должны осуществляться исключительно на основе государственных контрактов.

  Государственные  контракты в общем случае размещаются  на конкурсной основе. Важным моментом при их заключении является порядок отбора исполнителей заказа. К предприятиям и организациям, которые могут подавать заявку на конкурс, предъявляются определенные требования. Как правило, к участию в конкурсах допускаются только резиденты данной страны. Это условие может ограничить экономический эффект соглашения, однако, оно связано с целями иного порядка (например, с обеспечением национальной безопасности).

В бюджетном  законодательстве стран закрепляются требования к государственным контрактам, которые направлены на обеспечение их эффективности:

  • гласность и прозрачность процедур заключения соглашений, открытость торгов. Правила конкурсов должны быть понятны и широко известны, они не должны дискриминировать одних производителей по отношению к другим. Целесообразно заранее оповещать о конкурсе как можно более широкий круг потенциальных исполнителей;
  • конкуренция потенциальных исполнителей. Неконкурсное заключение договоров возможно только в особых случаях, например, при наличии только одного поставщика или низкой стоимости закупок;
  • результаты конкурсов должны быть преданы гласности. Недопустим их пересмотр в ходе каких-либо закрытых процедур, а также существенное изменение условий соглашения в процессе его исполнения.

  Договор  обычно заключаются на длительный  период, поэтому в них велик  фактор неопределенности. Для победы  в конкурсе исполнители могут  занижать размеры ожидаемых расходов. Основной трудностью при подготовке  контракта является распределение  рисков между заказчиком и  исполнителем.

  Исполнение  договоров связано с дополнительными  расходами по контролю за действиями исполнителя, корректировке заказа в связи с изменяющимися внешними условиями. Помимо контроля за действиями исполнителя контракта, необходима особая система контроля деятельности государственной организации, которая является его заказчиком. Ее назначение состоит в том, чтобы обеспечить соответствие условий заказов интересам государства. Основной целю этого контроля является предупреждение нарушений: государство не может применять к бюджетному учреждению экономические санкции, а размер взысканий, которые могут быть наложены на государственных служащих в связи с их неправомерными действиями, не могут компенсировать нанесенного ущерба.

  Длительность  контрактов обычно превышает бюджетный период. Поэтому, необходима самостоятельная система управления контрактами, учитывающая их долгосрочный характер. В России бюджетные учреждения, органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные заказчики обязаны вести реестры закупок. Реестр ведется в том случае, если размер закупок превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда за один вид товара или услуг (за один контракт). В нем указываются:

краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;

наименование  и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;

цена и дата закупки.

  Контракты  могут использоваться не только  для заказа производства товаров  и услуг в частном секторе.  Одним из подходов к повышению  эффективности государственного  управления является применение  так называемых внутренних контрактов, которые могут заключаться между  различными государственными учреждениями  или их подразделениями. Государственные  структуры оказывают друг другу  разнообразные услуги: предоставляют  статистическую информацию, дают  заключения на проекты документов  и др. Часть из этих услуг  может предоставляться одновременно  несколькими ведомствами. Это  создает основу для конкуренции  внутри государственного сектора.  Учреждение может приобретать  услуги других ведомств, выбирая  из них наиболее качественные. Одновременно оно может предлагать  свои услуги другим.

  Внедрение  внутренних контрактов нацеливает  государственные структуры на  поиск эффективных решений, способствуют  распространению нововведений в  сфере управления. Оно позволяет  отойти от традиционного подхода  к бюджетному финансированию, когда все расходы ведомств покрываются вне зависимости от качества работ и их целесообразности. Поэтому развитие данной системы рассматривается как перспективный путь реформ государственного управления.

Социальные трансферты

Перераспределение доходов с целью достижения большей  социальной справедливости, защиты малоимущих граждан является одной из задач  государства. Основным инструментом выравнивания доходов является система социальных трансфертов.

  Трансферты направляются на поддержку тех слоев населения, которые оказываются исключенным из рыночного процесса распределения доходов и не могут самостоятельно обеспечить себе достойный образ жизни. Речь идет о полностью или частично нетрудоспособных гражданах (инвалидах, пенсионерах), а также иных социально-незащищенных категориях населения. Помимо этого, целью трансфертов может быть поддержка тех, кто имеет особые заслуги перед обществом (ветераны войн, ликвидаторы последствий чрезвычайных ситуаций, люди, отмеченные за особые трудовые достижения), и поощрение общественно-желательного поведения (например, стимулирование рождаемости).

  Масштабы  перераспределительных программ различаются по странам. Они зависят от предпочтений общества в пользу выравнивания доходов, приоритетов государственной политики, накопленных социальных обязательств, уровня экономического развития страны. Основным фактором, определяющим уровень социальных расходов при условии, что страна достигла определенного уровня развития, является политический выбор.

  Задача управления  социальными трансфертами заключается в том, чтобы выбрать наиболее эффективную их форму. Рассмотрим основные виды трансфертных платежей:

1. Денежные выплаты.  К ним относятся пенсии и пособия, стипендии, субсидии на осуществление определенных целевых расходов, компенсации (возмещение гражданам произведенных ими расходов) и др. Такие трансферты могут предоставляться единовременно, на определенный период или на постоянной основе. В соответствии с законом “О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации” от 7 августа 2000 г. размеры обязательных социальных выплат, определенные в зависимости от минимального размера оплаты труда, устанавливаются в твердых суммах (в денежном выражении). Минимальные размеры стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат регулируются федеральным законодательством. Они устанавливаются ежегодно исходя из величины прожиточного минимума в целом по России. Законами субъектов РФ могут устанавливаться более высокие размеры социальных трансфертов, которые выплачиваются за счет средств региональных бюджетов.

  Преимуществом  денежных выплат по сравнению  с другими формами трансфертов является то, что они дополняют доходы граждан. Прямых ограничений на направления их использования нет. Получатель может распорядиться дополнительным доходом по своему усмотрению и использовать его наиболее эффективным для себя способом.

  Недостаток  денежных выплат - это обратная  сторона их достоинств. Если получатель  ведет социально-неприемлемый образ  жизни, трансфертные платежи могут быть использованы им не по назначению и только усугубить ситуацию. Они также снижают стимулы к трудовой деятельности: с ростом социальных программ все большее число граждан предпочтет жить на пособия. Если система трансфертов слишком усложнена, ее эффективность резко падает. Разнообразие выплат приводит к уменьшению их размера, усложняет контроль и планирование. Серьезной проблемой для России является низкий уровень социальных пособий, не соответствующий величине прожиточного минимума.

2. Натуральная помощь. Оказывается в форме бесплатных (льготных) благ и услуг для всего населения или отдельных категорий. Формами натуральной помощи являются бесплатные услуги образовательных и лечебных учреждений, льготы на проезд в общественном транспорте, на приобретение лекарств и др.

К числу достоинств натуральной помощи относится то, что она в меньшей степени  влияет на трудовую активность получателей  и обеспечивает целевое использование  средств (например, льготы на проезд можно  использовать только по их прямому  назначению - на поездку в транспорте).

Однако, она имеет и ряд недостатков. Не каждый гражданин, имеющий право на те или иные льготы, реально ими пользуется, и выплата аналогичного денежного пособия могла бы в большей степени улучшить его материальное положение. Помощь не всегда доступна для получателя. Например, бесплатное образование связано с определенными затратами - на приобретение учебников и школьной формы, питанием в столовой, транспортными расходами. Поэтому очень часто необходима не одна программа помощи, а целый их комплекс. Наконец, велики издержки, связанные с отбором и регистрацией нуждающихся, организацией финансирования, отбором исполнителей программ.

3. Финансирование производителей. Государство может предоставлять субсидии или льготы для коммерческих организаций, которые производят социально-значимые блага и услуги. Выгоды общества заключаются в повышении доступности и снижении цен на такие блага. Причем этими выгодами, в отличие от других форм трансфертов, пользуется каждый потребитель независимо от уровня его благосостояния.

Информация о работе Виды бюджетных расходов