Виды бюджетных расходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:13, доклад

Краткое описание

Рыночная система не может в необходимом объеме обеспечить производство таких товаров и услуг, которые обладают свойствами общественных благ. Они имеют важное социально-экономическое значение, однако, на их основе невозможно извлекать прибыль. По этой причине обеспечение производства общественных благ является функцией государства.
Государство может самостоятельно организовывать производство таких благ. Услуги в области государственного управления, национальной обороны и т.п., на рынке закупить нельзя, поэтому для их обеспечения создаются

Файлы: 1 файл

Виды бюджетных расходов.docx

— 31.13 Кб (Скачать)

  Свойства  финансирования производителей  близки к натуральной помощи. К числу дополнительных преимуществ  можно отнести то, что этот  метод не связан с отбором  нуждающихся, а значит требует меньших административных затрат.

  Однако, обилие недостатков делает финансирование производителей наименее эффективным типом трансфертов:

такие социальные расходы не избирательны. Субсидируемые товары могут приобретать по низким ценам все граждане, а не только нуждающиеся. Значит, выгоды от социальных расходов получают те, на кого они не были рассчитаны;

финансирование  производителей может быть несправедливым, если объем потребления субсидируемых  благ увеличивается при росте  благосостояния. Это касается, например, жилищно-коммунальных услуг;

выплаты производителям искажают условия рыночной конкуренции, побуждают их к лоббированию своих  интересов во властных структурах.

II. Капитальные расходы

  Специфика  капитальных расходов бюджета состоит в том, что они выходят за пределы бюджета одного года и нацелены на получение эффекта в длительной перспективе. Планирование таких расходов строится с учетом их долгосрочного характера. Оно позволяет связать бюджеты различных лет, нацелить их на решение стратегических задач. Во многих случаях создается самостоятельная система управления отдельными видами капитальных расходов.

Бюджетные инвестиции

  Целью бюджетных  инвестиций является создание  мощностей по производству общественных  благ (учреждений образования, здравоохранения,  оборонных предприятий и др.). Как правило, они направляются  в государственный сектор. Инвестиции  целесообразно учитывать в составе  целевых программ, перечень которых  утверждается законодательно.

  В соответствии  с Бюджетным кодексом РФ расходы  на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии их включения их в целевую программу либо в соответствии с решением органа исполнительной власти или местного самоуправления. Если инвестиционный объект предусматривает расходы в сумме более 200 000 минимальных размеров оплаты труда, он подлежат рассмотрению и утверждению в том же порядке, что и федеральные целевые программы.

  Бюджетные  инвестиции могут предоставляться  не только государственным предприятиям. Если они направляются другим  юридическим лицам, это влечет  возникновение права государственной  (муниципальной) собственности на  эквивалентную часть уставных  капиталов и имущества этих  лиц. Для включения таких расходов  в бюджет необходимо полное технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта, проектно-сметная документация, план передачи земли и сооружений, проекта договора об участии государства или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций. 
 

Бюджетные кредиты

  Бюджетные кредиты могут быть использованы для финансирования не только государственных предприятий и учреждений, но и негосударственных субъектов экономики. Особенностью данной формы государственных расходов возмездность: кредиты предоставляются на возвратной основе, и на них начисляются проценты как плата за пользование кредитом. Особой формой бюджетных кредитов являются налоговые кредиты, о которых подробнее говорилось в теме 6.

В отличие от других видов кредитов, бюджетные кредиты не просто являются долговыми операциями, они содержат в себе элемент государственных расходов. Государство не конкурирует с коммерческими банками в сфере кредитования. Действуя в интересах общества в целом, оно ориентируется не на прибыль, а на социально-экономические и политические результаты. Именно поэтому бюджетные кредиты обычно носят льготный характер. Они могут предоставляться для решения таких социальных задач, как расширение занятости, сокращение безработицы, решение жилищной проблемы. Эти цели преследует, например, льготное кредитование малого бизнеса, сельского хозяйства, ипотечное кредитование и др.

Бюджетные кредиты предоставляются на основе договоров, порядок заключения которых устанавливается Гражданским кодексом, Бюджетным кодексом и другими нормативными документами. Заемщик должен в обязательном порядке предоставить обеспечение исполнения своих обязательств. Способами обеспечения могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества (в том числе ценных бумаг и паев) в размере не менее 100 процентов от суммы кредита. Обеспечение должно иметь высокую степень ликвидности.

Обязательным  условием предоставления кредита является предварительная проверки финансового состояния получателя. Уполномоченные государственные органы проводят проверку целевого использования выделенных средств. Они также имеют право проверять деятельность заемщика в любое время действия кредита. Если заемщик имеет просроченную задолженность по бюджетным средствам, которые были выделены ему ранее на возвратной основе, он не может получить новый бюджетный кредит.

  При утверждении бюджета на очередной год в нем указываются цели, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, лимиты выделяемых средств на год и более длительный срок, а также ограничения по субъектам их использования. Когда органами исполнительной власти составляется отчет об исполнении бюджета, к нему прилагается отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов. Для упорядочения процедуры кредитования государством ведутся реестры предоставленных кредитов по их получателям. 

Информация о работе Виды бюджетных расходов