Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:34, реферат
Образовательные учреждения во многих странах мира стали наиболее благодатной, стабильной сферой социальной работы и одновременно средством влияния на различные категории населения, духовного и культурного возрождения людей, гармонизации отношений между личностью и обществом.
Последнее десятилетие в России стало временем серьезного переосмысления подходов к содержанию и организации социального образования, определению критериев его качества, поиску эффективных образовательных технологий.
Введение … ……………………………………………………………………… 3
1. Образовательное пространство как сфера социальной работы … ……….4
2. Роль и место социального работника в образовании … ………………….7
3. Проблемы содержания социального образования … ……………………..14
4. Организационные аспекты социального образования … …….........…….20
Заключение … ……………………………………………………………..…….24
Список использованной литературы … ……………………………………….25
СОДЕРЖАНИЕ
Введение … …………………………………………………
1. Образовательное пространство как сфера социальной работы … ……….4
2. Роль и место социального работника в образовании … ………………….7
3. Проблемы содержания социального образования … ……………………..14
4. Организационные аспекты социального образования … …….........…….20
Заключение … ……………………………………………
Список использованной литературы … ……………………………………….25
Введение
Образовательные учреждения во многих странах мира стали наиболее благодатной, стабильной сферой социальной работы и одновременно средством влияния на различные категории населения, духовного и культурного возрождения людей, гармонизации отношений между личностью и обществом.
Последнее десятилетие в
России стало временем серьезного переосмысления
подходов к содержанию и организации
социального образования, определению
критериев его качества, поиску эффективных
образовательных технологий. Претерпели
изменения известные
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК СФЕРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Как отмечает В.Г. Бочарова, контексте
профессиональной социальной работы содействие
личности в ее становлении, саморазвитии,
самореализации, образовательные и
культурные ценности (то есть создание
условий для каждого человека
в его образовательном и
Нетрудно понять, что именно невозможность для многих детей, молодежи, людей старшего поколения приобщиться к различным, ранее доступным формам образования и ценностям культуры, развития своего интеллектуального потенциала, расширения кругозора; сокращение числа учреждений дошкольного, базового и дополнительного образования, культурных учреждений, мест для отдыха, творческих и досуговых занятий - эти по сути своей социальные проблемы крайне негативно отразились на уровне духовно-нравственного, физического, психического развития человека, и прежде всего личности ребенка.
В этой связи следует особо
выделить детей, подростков, молодежь
как социальный слой, важнейшую категорию,
в том числе наиболее перспективных
контингентов страны. Эта категория
должна стать объектом самого пристального
и, главное, своевременного внимания абсолютно
всех государственных и
Содействие созданию в России психически и физически здорового, образованного молодого поколения с высокими духовно-нравственными, человеческими качествами, знающего и уважающего историю, традиции своего народа - это общегосударственная задача, от решения которой зависит будущее страны. Имеющие место «перекосы» в понимании социальной работы с детьми, как только срочной помощи попавшим в экстремальную ситуацию, брошенным или отбившимся от рук подросткам уводят нас от этой задачи и наносят непоправимый вред становящейся профессиональной социальной работе, которая должна помочь подрастающему поколению (и каждому ее представителю) найти свое место в жизни, оказать содействие каждому подростку, стать посредником между ним и всем, что его окружает в этой непростой жизни, в социуме.
До последнего времени понимание сущности человека сводилось к совокупности общественных отношений. Отсюда делался вывод, что мера развития человека, степень социализации личности задаются обществом. Человек рассматривался как персонификатор социальных связей. При этом утверждалось, что источник развития личности находится не внутри, а вне ее. Такой подход, безусловно, правомерен, но его нельзя абсолютизировать, так как человек не только объект в ряду других объектов общества, но и субъект, обладающий волей и сознанием.
Для каждой личности характерна своя внутренняя структура, которая зависит от внешних условий и сложившихся обстоятельств, так и от самого человека, его субъективности, индивидуальности, неповторимости, его физических, нравственных, психических, творческих, интеллектуальных, социально значимых качеств. Проблемы человека вплетаются в социально-исторический процесс, в конкретные социокультурные условия его существования, деятельности, от которых зависит воспитание человека, направления, содержание, цели личностно ориентированной социальной работы. Она осуществляется путем анализа среды, а также места и деятельности человека в определенной микросреде.
Образование, таким образом, становится одним из важнейших факторов развития социальных процессов в нашей стране, осуществляющим социальную и правовую защиту личности, обеспечивающим активное развитие личности, способной к позитивной саморегуляции, реализующей широкое сотрудничество со всеми элементами микросоциума.
Значительно расширяя свои рамки,
образование сегодня
Главная функция образовательного пространства - расширить возможности творческой личности, стимулировать ответственность за все происходящее, в том числе за смысл собственного существования, поставить ее в состояние субъекта деятельности, принимающего решения, действующего в соответствии с выработанными ценностями.
2. РОЛЬ И МЕСТО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА В ОБРАЗОВАНИИ
Роль и место социального
работника в сфере образования
целесообразнее определять в зависимости
от специфики образовательных
Деятельность специалиста
по социальной работе в учреждениях
системы дошкольного
Когда проблема выходит за
рамки компетенции
В период включения в систему дошкольного образования чаще всего впервые выявляются его отклонения в развитии - физическом, эмоциональном, познавательном. В таких случаях социальный работник должен организовать помощь своему подопечному, привлекая соответствующих специалистов - медицинских работников, психолога, социального педагога, милиционера и т.д., и таким образом своевременно устранить симптомы неблагополучия. Это, пожалуй, едва ли не единственный действительно эффективный способ сокращения количества детей «группы риска», имеющих в 3-7-летнем возрасте ряд предпосылок для получения в недалеком будущем диагноза «социальная дезадаптация».
Не должна остаться без
внимания социального работника
и та категория детей, которую
педиатры называют «неорганизованной»,
то есть детей, не посещающих детские
дошкольные учреждения. В соответствии
со ст. 18 раздела 2 упоминавшегося Закона
РФ «Об образовании» «родители являются
первыми педагогами. Они обязаны
заложить основы физического, нравственного
и интеллектуального развития личности
ребенка в раннем возрасте», а
«государство гарантирует финансовую
и материальную поддержку в воспитании
детей раннего детского возраста,
обеспечивает доступность образовательных
услуг дошкольного образования»
Несмотря на то что деятельность
специалиста по социальной работе в
учреждениях дошкольного
Социальная работа в школах обеспечивает учащимся благополучное социальное развитие при получении ими начального общего (1-4 кл.), основного общего (1-9 кл.) и среднего (полного) общего образования (10-11 кл.). Причем следует иметь в виду, что «требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 15 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее» (ст. 19 раздела 2 Закона «Об образовании»).
Как и во время работы в
дошкольных учреждениях, социальный работник,
осуществляющий деятельность на последующем
образовательном уровне, руководствуется
действующим законодательством, стремится
удовлетворить потребности
Особую сложность для
социального работника могут
представлять случаи, когда учащийся
относится к категории
В должностные обязанности
социального работника, осуществляющего
свои функции в условиях массовой
общеобразовательной школы, входят
также забота о детях, окончательно
или временно исключенных из школы;
оказание помощи и поддержки родителям
при переводе ребенка в другое
учебное заведение, система образования
в котором в большей степени
соответствует его
Процесс профессионального функционирования специалиста по социальной работе состоит из нескольких этапов: изучение условий жизни учащихся - оформление социальных паспортов - формирование системы адресной социальной помощи нуждающимся в ней школьникам и координация усилий специалистов социальной сферы, причастных к решению проблем детей «группы риска».
Стоит отметить, что подобная
деятельность в России осуществляется
в основном лишь в школах инновационного
типа, где ребенок является ключевой
фигурой учебно-
Свою специфику имеет
социальная работа в системе начального
и среднего профессионального образования.
Социальный работник должен учитывать
возрастные особенности своих клиентов
(как правило, это подростки и
молодежь в возрасте 15-19 лет); понимать
и принимать их интересы и ценности;
поддерживать стремление к самостоятельности,
поиску и нахождению себя в сфере
труда и, что самое главное, должен
организовать помощь таким образом,
чтобы учащиеся имели возможность
найти социально приемлемые способы
зарабатывания денег на карманные
расходы и оплату досуга, чтобы
они знали свои права и обязанности
и умели пользоваться теми социальными
привилегиями, которые соответствуют
их положению. При этом работа с семьей
учащегося спецшколы, ПТУ, техникума
по-прежнему рассматривается как
опосредованная помощь подростку. Составление
социального паспорта на каждого
учащегося учебного заведения, изучение
житейских проблем подростков, ориентация
в ситуации на рынке труда, налаженная
система профессионального
Информация о работе Проблемы содержания социального образования