Проблемы содержания социального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:34, реферат

Краткое описание

Образовательные учреждения во многих странах мира стали наиболее благодатной, стабильной сферой социальной работы и одновременно средством влияния на различные категории населения, духовного и культурного возрождения людей, гармонизации отношений между личностью и обществом.
Последнее десятилетие в России стало временем серьезного переосмысления подходов к содержанию и организации социального образования, определению критериев его качества, поиску эффективных образовательных технологий.

Оглавление

Введение … ……………………………………………………………………… 3
1. Образовательное пространство как сфера социальной работы … ……….4
2. Роль и место социального работника в образовании … ………………….7
3. Проблемы содержания социального образования … ……………………..14
4. Организационные аспекты социального образования … …….........…….20
Заключение … ……………………………………………………………..…….24
Список использованной литературы … ……………………………………….25

Файлы: 1 файл

проблемы содерж соц образов амельченко.docx

— 43.32 Кб (Скачать)

Социальная работа в вузах - еще одно из возможных направлений  профессионального функционирования социальных работников в области  образования.

Как правило, студенты вузов  из малообеспеченных семей пытаются «подрабатывать» в свободное  от учебы время, а из обеспеченных - получать дополнительное образование. И тем и другим нужна поддержка. Организованный в вузе социально-психологический  центр, поддерживающий связи с другими  учебными заведениями, предприятиями  и социальными организациями, может  оказать существенную помощь молодым  людям, желающим избавиться от нужды  и самостоятельно зарабатывать. Социально-психологический  центр может принимать заказы от предприятий и учреждений на проведение каких-либо исследований, выполнение определенных видов работ, предлагать студентам ряд вакантных должностей и рабочих мест в данном вузе и т.д.

В целях помощи студентам, проживающим в общежитиях, испытывающим лишения, унижения и многие другие неудобства, не умеющим воспользоваться своими правами и льготами, социальный работник формирует группу поддержки из студентов-старшекурсников. Кроме того, он оказывает помощь студенческим семьям.

Компетентный в работе со студенческой молодежью специалист расценивает профессиональную коммуникацию, решая вопросы: что может послужить  условием, которое позволит студенту проявить самостоятельность в добывании  средств для жизни и получения  образования социально приемлемыми  способами? Когда? Для кого из его  подопечных это может послужить  условием? Каким образом? Эти вопросы  социальный работник должен задавать себе применительно к всей своей  работе, но при функционировании в  вузе - обязательно.

В вузах обучаются также  молодые люди с ограниченными  физическими возможностями, которым  сложно занять свое место в сфере  труда, дети-сироты, дети из многодетных  семей, студенты, имеющие детей, и  многие другие категории социально  незащищенной молодежи. Помощь в виде разовых денежных выплат или вещевой  гуманитарной поддержки не является выходом из положения. Существенную помощь может оказать социальный работник, информирующий студента о  том, куда, к кому, каким образом  можно обратиться, чтобы изменить свое незавидное положение, предложив  свои услуги.

О возможностях своих клиентов социальный работник должен осведомиться при заполнении социального паспорта на каждого из них.

Особого внимания заслуживают  студенты, демонстрирующие выдающиеся успехи в учебе, но не имеющие средств  к продолжению образования, вынужденные, чтобы заработать себе на жизнь, переводиться на заочное или вечернее отделения, сужающие свои возможности, так как  не в состоянии оплатить, например, курс иностранного языка, компьютерной грамотности и др. Они нуждаются в поддержке социального работника и в той помощи, которую он может оказать в соответствии с действующим законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ  СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Переживая период трансформации, обновления, адаптации к новой  социальной практике, формирующейся  социальной культуре, социальное образование  оставалось не вполне эффективным. Причем его неэффективность связана  как с несовершенством содержания, так и с издержками организации, качеством работы педагогических кадров.

Вполне определенно обозначился  круг проблем, с одной стороны, профессионального  социального образования, а с  другой - общего социального образования. Как относительно самостоятельная  многоаспектная задача встала проблема социального воспитания, массового  социального просвещения.

Прежде чем обозначить важнейшие подходы к пониманию  и решению данных групп вопросов с позиций совершенствования  содержания и организации социального  образования, необходимо рассмотреть  его определение как явления  современной образовательной ситуации. От этого во многом будет зависеть характер описания содержательных сторон социального образования вообще и его конкретно-исторической реализации в России середины 90-х годов.

Содержание и объем  понятия «социальное образование» в современном российском обществе существенно расширились. Это произошло, во-первых, благодаря введению новых специальностей и развертыванию подготовки кадров по нетрадиционным специализациям, ориентированным на социальную сферу, управление и воспроизводство специалистов в области социальных наук. Во-вторых, это связано со значительным обогащением программ социального образования за счет привлечения литературы, представляющей различные парадигмы социального мышления. В-третьих, расширение произошло в связи с активным освоением зарубежного и дореволюционного отечественного опыта решения социальных проблем. Наконец, в-четвертых, данное обстоятельство обусловлено растущей сложностью, многообразием социокультурного развития, его темпов, возникновением новой социальной культуры, требующей нетрадиционных форм и содержания социального образования.

Все это привело к тому, что под социальным образованием к исходу столетия стали понимать:

- подготовку и переподготовку специалистов в области социальных наук;

обучение специалистов различного профиля социальным наукам, их социальное воспитание;

- подготовку и переподготовку специалистов для учреждений социальной сферы и управления;

- социальное просвещение, воспитание широких масс населения, формирование у них умения взаимодействовать в социуме в рамках определенного социально-исторического пространства - времени;

- формирование, воспроизводство определенного менталитета, систем социокультурных принципов смысложизненных ориентаций, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры, общественного интеллекта, образа жизни народа того или иного государства, нации, человеческой общности.

В узком смысле социальное образование иногда сводят или к  социологическому (нередко к обществоведческому), или к подготовке кадров для учреждений социальной сферы. В широком смысле оно трактуется как овладение  основами социальной культуры, умение жить в обществе.

Если говорить об изменениях в содержании социального образования, то в главном они заключаются  в следующем. Во-первых, конечно, это  изменение содержания учебных планов и программ, составляющих основу подготовки и переподготовки специалистов в  области социальных наук. В России эти изменения последнего десятилетия  были связаны в основном с радикальным  реформированием всех сторон жизни  общества, сменой государственного строя, господствующей идеологии, а с другой - с массовым распространением зарубежной литературы по проблемам социального  развития, а также признанием полипарадигмального статуса социальных наук, прежде всего социологии.

Нельзя не отметить в этой связи и саморазвития социальных наук, их интеграции и дифференциации, трансформации в связи со сменой, эволюцией научных картин мира и  способов познания во второй половине текущего столетия. Показательным в  данном плане следует считать  и гуманизацию социальных наук, сближение  наук о человеке и обществе.

Это сближение вместе с  тем оказалось многократно осложнено  многообразием парадигм социального  знания вообще и социологии как науки  об обществе, его строе как типах  функционирования и развития - в  особенности. В ХХ веке получили дальнейшее развитие, пережили ренессанс не только многие из классических социологических  парадигм (понимающая социология, социобиология, социология конфликта и др.), но и  возникли новые направления, школы  и теории.

В результате существенно  изменилось содержание классических социальных дисциплин, наук о человеке и обществе, прежде всего социологии, психологии, истории, политологии и др. Возникли новые социальные науки, отражающие как тенденцию углубления, дифференциации социального знания, так и его  интеграцию, взаимодействия смежных  научных дисциплин. Так, возникли теория и методика социальной работы, конфликтология, валеология, социальная психология, этнопсихология, социальная история, социальная экология, этнология, социогенетика, социальная антропология.

Еще одним направлением эволюции, совершенствования содержания социального  образования является дифференциация общего социального образования  в зависимости от сферы деятельности, где предстоит работать специалисту (например, образование, медицина, управление, журналистика, энергетика, промышленность, сельское хозяйство, финансы и др.). Все более глубокая и детальная  «привязка» общего социального образования  к сфере деятельности, где предстоит  работать специалисту, связана как  с усложнением общества и человека в целом, форм социальности, так и  с растущим разнообразием, а также универсализацией организационных основ осуществления профессиональной деятельности во всех отраслях хозяйства, областях общественной жизни в целом.

Эти специализированные программы  в содержательном плане испытывают влияние трех групп факторов. Во-первых, конечно, это потребности практики, та проблематика, которая является предметом забот современного общества в целом и в каждой стране в  отдельности, в том числе и  в России. Здесь серьезное значение имеет и специфика регионов, те проблемы, которые им приходится решать в плане обеспечения социальной защиты населения. Во-вторых, на них  оказывают влияние предпочтения, симпатии, (антипатии) преподавательского корпуса, его подготовленность, научные  интересы. В-третьих, на выбор моделей  подготовки социальных работников, на формирование программ их обучения, повышения  квалификации влияет развитие теорий социальной работы.

Все это в полной мере относится  и к сфере управления, эффективность  которого в последние годы в нашей  стране стала заметно падать. Реформирование общества в России потребовало конкретного  изменения содержания подготовки подготовки и переподготовки кадров управленцев  всех уровней. Это связано, прежде всего с уходом от практики преимущественно директивного, командного управления, соответствующего ему регулирования социальных процессов в обществе.

В данном плане Россия сегодня  переживает настоящую революцию, переход  на новые принципы управления, а  также обеспечивающие его образовательные  и экспертно-аналитические программы. При этом центральной программой становится поиск адекватных типов  социокультурного развития российского  общества, программ обучения менеджеров, способных эффективно управлять, понимать, что происходит в России.

К сожалению, как и во многих других направлениях реформирования российского  общества, эта работа ведется преимущественно  по западному образцу. Понимание данной проблемы, конечно, есть, но адекватных действий пока не происходит в силу доминирующего влияния в стране западно-ориентированных политиков и финансистов.

Последнее имеет прямое отношение  к четвертому направлению модернизации социального образования в современной  России - обновлению массового социального  просвещения, социального воспитания широких масс. В условиях, когда  оказалось разрушенным политическое и экономическое просвещение  через систему общества «Знание», советскую и партийную учебу, содержание которых было продиктовано ценностями и практикой управления советского строя, потребовалось определить новое содержание массового экономического, политического и социокультурного просвещения, обеспечить преемственность  его содержания.

Главное, что сейчас требуется  от массового социального просвещения, сводится, во-первых, к достоверному информированию людей о реальных масштабах социальных проблем и  путях их решения в каждом поселении, районе, области, крае. Во-вторых, узловое  значение имеет просвещение людей  в области социального права  федерального и регионального уровней. В-третьих, существенно важно информирование населения о работе системы учреждений управления и социальной защиты каждого  района, поселения, области, края, республики. В-четвертых, фундаментальное значение приобрела подготовка людей к  социальной самозащите, обучение основам  сохранения, безопасности жизни. Наконец, в-пятых, как существенные для социального  просвещения сохраняются задачи массового воспитания патриотизма, любви к своей стране, ее народу, истории, культуре, языку, формирование социальных ориентаций, адекватных этим ценностям.

Пятое направление совершенствования  содержания социального образования  в современной России связано  с фундаментальными основами бытия  человека и общества, типами их жизнедеятельности, социальной культуры. Это в главном  связано с развитием представлений  о смысле жизни и справедливости, о социальных идеалах.

Например, система социального  образования в советское время  ориентировала обучающихся на справедливость социального равенства, на целесообразность вмешательства государства в  ограничение доходов граждан, на общественную собственность, коллективистские ценности. После 1991 года в стране формируется  иная идеология, которая все более  основательно закрепляется в программах обучения социальным наукам, в социальном образовании в целом. Она исходит  из того, что социальное неравенство  естественно и справедливо, оно  должно стимулировать жизненную  активность, предприимчивость. При  этом государство не должно вмешиваться  в доходы богатых граждан, ограничивать их. Святым признается право частной  собственности, приоритет индивидуально-личностных интересов и ценностей.

Информация о работе Проблемы содержания социального образования