Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:34, реферат
Образовательные учреждения во многих странах мира стали наиболее благодатной, стабильной сферой социальной работы и одновременно средством  влияния на различные категории  населения, духовного и культурного  возрождения людей, гармонизации отношений  между личностью и обществом.
Последнее десятилетие в  России стало временем серьезного переосмысления подходов к содержанию и организации  социального образования, определению  критериев его качества, поиску эффективных  образовательных технологий.
Введение … ……………………………………………………………………… 3
1. Образовательное пространство  как сфера социальной работы … ……….4
2. Роль и место социального  работника в образовании … ………………….7
3. Проблемы содержания  социального образования … ……………………..14
4. Организационные аспекты  социального образования … …….........…….20
Заключение … ……………………………………………………………..…….24
Список использованной литературы … ……………………………………….25
Социальная работа в вузах 
- еще одно из возможных направлений 
профессионального 
Как правило, студенты вузов из малообеспеченных семей пытаются «подрабатывать» в свободное от учебы время, а из обеспеченных - получать дополнительное образование. И тем и другим нужна поддержка. Организованный в вузе социально-психологический центр, поддерживающий связи с другими учебными заведениями, предприятиями и социальными организациями, может оказать существенную помощь молодым людям, желающим избавиться от нужды и самостоятельно зарабатывать. Социально-психологический центр может принимать заказы от предприятий и учреждений на проведение каких-либо исследований, выполнение определенных видов работ, предлагать студентам ряд вакантных должностей и рабочих мест в данном вузе и т.д.
В целях помощи студентам, проживающим в общежитиях, испытывающим лишения, унижения и многие другие неудобства, не умеющим воспользоваться своими правами и льготами, социальный работник формирует группу поддержки из студентов-старшекурсников. Кроме того, он оказывает помощь студенческим семьям.
Компетентный в работе 
со студенческой молодежью специалист 
расценивает профессиональную коммуникацию, 
решая вопросы: что может послужить 
условием, которое позволит студенту 
проявить самостоятельность в добывании 
средств для жизни и получения 
образования социально 
В вузах обучаются также молодые люди с ограниченными физическими возможностями, которым сложно занять свое место в сфере труда, дети-сироты, дети из многодетных семей, студенты, имеющие детей, и многие другие категории социально незащищенной молодежи. Помощь в виде разовых денежных выплат или вещевой гуманитарной поддержки не является выходом из положения. Существенную помощь может оказать социальный работник, информирующий студента о том, куда, к кому, каким образом можно обратиться, чтобы изменить свое незавидное положение, предложив свои услуги.
О возможностях своих клиентов социальный работник должен осведомиться при заполнении социального паспорта на каждого из них.
Особого внимания заслуживают студенты, демонстрирующие выдающиеся успехи в учебе, но не имеющие средств к продолжению образования, вынужденные, чтобы заработать себе на жизнь, переводиться на заочное или вечернее отделения, сужающие свои возможности, так как не в состоянии оплатить, например, курс иностранного языка, компьютерной грамотности и др. Они нуждаются в поддержке социального работника и в той помощи, которую он может оказать в соответствии с действующим законодательством.
3. ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Переживая период трансформации, 
обновления, адаптации к новой 
социальной практике, формирующейся 
социальной культуре, социальное образование 
оставалось не вполне эффективным. Причем 
его неэффективность связана 
как с несовершенством 
Вполне определенно 
Прежде чем обозначить 
важнейшие подходы к пониманию 
и решению данных групп вопросов 
с позиций совершенствования 
содержания и организации социального 
образования, необходимо рассмотреть 
его определение как явления 
современной образовательной 
Содержание и объем 
понятия «социальное 
Все это привело к тому, что под социальным образованием к исходу столетия стали понимать:
- подготовку и переподготовку специалистов в области социальных наук;
обучение специалистов различного профиля социальным наукам, их социальное воспитание;
- подготовку и переподготовку специалистов для учреждений социальной сферы и управления;
- социальное просвещение, воспитание широких масс населения, формирование у них умения взаимодействовать в социуме в рамках определенного социально-исторического пространства - времени;
- формирование, воспроизводство определенного менталитета, систем социокультурных принципов смысложизненных ориентаций, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры, общественного интеллекта, образа жизни народа того или иного государства, нации, человеческой общности.
В узком смысле социальное 
образование иногда сводят или к 
социологическому (нередко к обществоведческому)
Если говорить об изменениях в содержании социального образования, то в главном они заключаются в следующем. Во-первых, конечно, это изменение содержания учебных планов и программ, составляющих основу подготовки и переподготовки специалистов в области социальных наук. В России эти изменения последнего десятилетия были связаны в основном с радикальным реформированием всех сторон жизни общества, сменой государственного строя, господствующей идеологии, а с другой - с массовым распространением зарубежной литературы по проблемам социального развития, а также признанием полипарадигмального статуса социальных наук, прежде всего социологии.
Нельзя не отметить в этой связи и саморазвития социальных наук, их интеграции и дифференциации, трансформации в связи со сменой, эволюцией научных картин мира и способов познания во второй половине текущего столетия. Показательным в данном плане следует считать и гуманизацию социальных наук, сближение наук о человеке и обществе.
Это сближение вместе с 
тем оказалось многократно 
В результате существенно изменилось содержание классических социальных дисциплин, наук о человеке и обществе, прежде всего социологии, психологии, истории, политологии и др. Возникли новые социальные науки, отражающие как тенденцию углубления, дифференциации социального знания, так и его интеграцию, взаимодействия смежных научных дисциплин. Так, возникли теория и методика социальной работы, конфликтология, валеология, социальная психология, этнопсихология, социальная история, социальная экология, этнология, социогенетика, социальная антропология.
Еще одним направлением эволюции, совершенствования содержания социального образования является дифференциация общего социального образования в зависимости от сферы деятельности, где предстоит работать специалисту (например, образование, медицина, управление, журналистика, энергетика, промышленность, сельское хозяйство, финансы и др.). Все более глубокая и детальная «привязка» общего социального образования к сфере деятельности, где предстоит работать специалисту, связана как с усложнением общества и человека в целом, форм социальности, так и с растущим разнообразием, а также универсализацией организационных основ осуществления профессиональной деятельности во всех отраслях хозяйства, областях общественной жизни в целом.
Эти специализированные программы 
в содержательном плане испытывают 
влияние трех групп факторов. Во-первых, 
конечно, это потребности практики, 
та проблематика, которая является 
предметом забот современного общества 
в целом и в каждой стране в 
отдельности, в том числе и 
в России. Здесь серьезное значение 
имеет и специфика регионов, те 
проблемы, которые им приходится решать 
в плане обеспечения социальной 
защиты населения. Во-вторых, на них 
оказывают влияние 
Все это в полной мере относится и к сфере управления, эффективность которого в последние годы в нашей стране стала заметно падать. Реформирование общества в России потребовало конкретного изменения содержания подготовки подготовки и переподготовки кадров управленцев всех уровней. Это связано, прежде всего с уходом от практики преимущественно директивного, командного управления, соответствующего ему регулирования социальных процессов в обществе.
В данном плане Россия сегодня 
переживает настоящую революцию, переход 
на новые принципы управления, а 
также обеспечивающие его образовательные 
и экспертно-аналитические 
К сожалению, как и во многих других направлениях реформирования российского общества, эта работа ведется преимущественно по западному образцу. Понимание данной проблемы, конечно, есть, но адекватных действий пока не происходит в силу доминирующего влияния в стране западно-ориентированных политиков и финансистов.
Последнее имеет прямое отношение 
к четвертому направлению модернизации 
социального образования в 
Главное, что сейчас требуется 
от массового социального 
Пятое направление совершенствования 
содержания социального образования 
в современной России связано 
с фундаментальными основами бытия 
человека и общества, типами их жизнедеятельности, 
социальной культуры. Это в главном 
связано с развитием 
Например, система социального 
образования в советское время 
ориентировала обучающихся на справедливость 
социального равенства, на целесообразность 
вмешательства государства в 
ограничение доходов граждан, на 
общественную собственность, коллективистские 
ценности. После 1991 года в стране формируется 
иная идеология, которая все более 
основательно закрепляется в программах 
обучения социальным наукам, в социальном 
образовании в целом. Она исходит 
из того, что социальное неравенство 
естественно и справедливо, оно 
должно стимулировать жизненную 
активность, предприимчивость. При 
этом государство не должно вмешиваться 
в доходы богатых граждан, ограничивать 
их. Святым признается право частной 
собственности, приоритет индивидуально-
Информация о работе Проблемы содержания социального образования