Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:55, реферат
Образование -это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного облика человека.
Введение………………………………………………………………………………………..3
Социальная психология и образование..……………………………………..5
Литература……………………………………………………………………………………..9
Государсвенное бюджетное
учреждение среднего профессионального образования
«осинский аграрный техникум»
Реферат
Предмет: Социальная психология
Тема: Социальная психология и образование
Выполнила:
студентка группы
БО-10-2
специальности «экономика
и бухгалтерский учет»
Старцева Е.С.
Оса, 2012
Содержание
Введение
Образование -это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного облика человека. Образование исследуется как культурно-историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.
Психологию интересуют проблемы влияния образования на формирование личности, ее психики. Социальная психология рассматривает человека в качестве субъекта учебной деятельности в рамках образования как социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация образования не была чужда человеческой природе, какие законы и социальные технологии должны лежать в основе организации учебной деятельности, как система образования должна способствовать самоактуализации и саморазвитию человека, его нормальному социальному функционированию.
Педагогика понимает под образованием процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных качеств личности, развитие ее творческих сил испособностей.
Социологию интересует социальная сторона образования: как благодаря образованию человек включается в те или иные социальные группы, занимает определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные роли в обществе.
Врожденных социальных программ личности не существует. В обществе не может быть независимого от общества человека, поведение любого человека обуславливается и контролируется социальной средой посредством культурных накоплений, таких как язык общения, социальные институты, традиции, обычаи и др. В ходе учебно-воспитательного процесса создается уникальная возможность сохранить и приумножить культурный пласт общества. Образование выступает историко-культурным феноменом менталитета общества, его сознания. В образовании создаются предпосылки для выявления и развития творческих способностей общества, для последовательной передачи накопленных обществом знаний, умений, культурного наследия всех поколений.
Социальная психология и образование
Еще одна область применения социально-психологических знаний -- современное образование. Здесь можно назвать следующие основные области практического использования этих знаний:
· воспитание человека как личности в группе (в коллективе);
· групповые методы обучения;
· управление педагогическим процессом;
· взаимодействие и взаимоотношения участников педагогического процесса;
· преподавание социальной психологии в школе и других учебных заведениях.
Традиции
воспитания, сложившиеся в России,
всегда имели коллективные формы. Они
нашли отражение в работах
известных отечественных
Сам Л.С. Макаренко
в своих трудах, как известно,
широко применял понятие «коллектив»
и трактовал его как
Групповые методы обучения, основанные на социально-психологических знаниях, нашли широкое применение в средней и высшей школе. В средней школе они используются в практике организации и проведения уроков. Например, класс разделяется на подгруппы, каждая из них получает свое задание, справляется с ним, а затем проводится коллективное обсуждение того или иного вопроса всем классом. Дети в этих условиях могут брать на себя роли лидеров и руководить процессом группового или коллективного обсуждения соответствующей задачи.
Такие методы
организации и проведения школьных
занятий стали настолько
В высшей школе групповые методы обучения нашли широкое применение в практике преподавания иностранных языков. Между студентами во время занятий распределяются роли, формируется сценарий совместной групповой работы, который реализуется участниками группы в непосредственном общении на изучаемом языке. К примеру, широкое распространение в нашей стране получила система группового обучения иностранным языкам, разработанная Г.А. Китайгородской и основанная на использовании разнообразных социально-психологических знаний.
Психология управления педагогическими коллективами касается примерно тех же вопросов, которые обсуждаются в тех случаях, когда речь идет об управлении или руководстве вообще. Однако педагогические коллективы или группы людей, работающие в сфере образования, имеют свою специфику, которую необходимо учитывать в руководстве такими коллективами. Особенность здесь состоит в том, что стиль и методы руководства должны выбираться с учетом тех задач, которые стоят перед такими группами и коллективами. Это образовательные и воспитательные задачи, и они в деятельности таких социальных формирований находятся на первом месте.
Взаимодействие и взаимоотношения участников педагогического процесса происходят в таких же социально-психологических условиях, как взаимодействие и взаимоотношения участников любого другого социального процесса. Поэтому все, что касается взаимодействия людей в других социальных группах, их восприятия друг друга и взаимоотношений, распространяется и на педагогический процесс (с учетом сделанной выше оговорки о его специфике).
Особая прикладная психолого-педагогическая задача социальной психологии -- ее преподавание в педагогических учебных заведениях разного типа. Так сложилось, что в нашей стране социальная психология как отдельная наука до семидесятых годов XX века практически не разрабатывалась, однако как только она оказалась признанной и получила официальную «прописку», ее почти сразу же стали преподавать во многих вузах. Это, прежде всего, педагогические, юридические, военные, спортивные и другие высшие учебные заведения. Кроме того, элементы социальной психологии, как обязательные, проникли в интегрированные курсы психологии, изучаемые в средних специальных учебных заведениях и в школах.
В связи с этим возникло сразу несколько вопросов, касающихся преподавания и изучения социальной психологии, в том числе такие:
1) В каких учебных заведениях следует изучать данную дисциплину?
2) Какой должна быть программа и количество часов, отводимых на ее изучение?
3) На каких курсах (в каких классах школы) целесообразнее всего ее изучать?
4) Каким должно
быть соотношение теории и
практики в содержании
Пока что
на эти вопросы специалисты
Список литературы: