Социальная психология и образование

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:55, реферат

Краткое описание

Образование -это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного облика человека.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………..3
Социальная психология и образование..……………………………………..5
Литература……………………………………………………………………………………..9

Файлы: 1 файл

тема 2.docx

— 20.10 Кб (Скачать)

Государсвенное бюджетное образовательное

учреждение среднего профессионального  образования

«осинский аграрный техникум»

 

 

 

 

Реферат

Предмет: Социальная психология

Тема: Социальная психология и образование

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы БО-10-2 
специальности «экономика 
и бухгалтерский учет» 
Старцева Е.С.

 

 

 

Оса, 2012

 

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………………………………..3
  2. Социальная психология и образование..……………………………………..5
  3. Литература……………………………………………………………………………………..9

 

Введение

Образование -это процесс и результат усвоения    систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое   условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки   изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего   духовного процесса формирования человека и результата   этого процесса - духовного облика человека. Образование  исследуется как культурно-историческое явление, средство   сохранения, передачи и умножения накоплений духовной   культуры человечества, народов, наций.

Психологию  интересуют проблемы влияния образования  на   формирование личности, ее психики. Социальная психология   рассматривает человека в качестве субъекта учебной   деятельности в рамках образования как социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация образования не была чужда человеческой природе, какие   законы и социальные технологии должны лежать в основе    организации учебной деятельности, как система образования  должна способствовать самоактуализации и саморазвитию  человека, его нормальному социальному функционированию. 

Педагогика  понимает под образованием процесс и результат   овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных качеств личности, развитие   ее творческих сил испособностей.

Социологию  интересует социальная сторона образования: как благодаря образованию человек включается в те или   иные социальные группы, занимает определенные позиции в  социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные роли в обществе.

Врожденных  социальных программ личности не существует. В обществе не может быть независимого от общества человека, поведение любого человека обуславливается и  контролируется социальной средой посредством культурных накоплений, таких как язык общения, социальные институты,  традиции, обычаи и др. В ходе учебно-воспитательного   процесса создается уникальная возможность сохранить и приумножить культурный пласт общества. Образование  выступает историко-культурным феноменом менталитета  общества, его сознания. В образовании создаются предпосылки для выявления и развития творческих способностей  общества, для последовательной передачи накопленных   обществом знаний, умений, культурного наследия всех  поколений.

 

Социальная  психология и образование

Еще одна область  применения социально-психологических  знаний -- современное образование. Здесь можно назвать следующие основные области практического использования этих знаний:

· воспитание человека как личности в группе (в коллективе);

· групповые  методы обучения;

· управление педагогическим процессом;

· взаимодействие и взаимоотношения участников педагогического процесса;

· преподавание социальной психологии в школе и  других учебных заведениях.

Традиции  воспитания, сложившиеся в России, всегда имели коллективные формы. Они  нашли отражение в работах  известных отечественных педагогов, например в трудах А.С. Макаренко. Его педагогическое учение возникло и развивалось в годы советской власти, и это не могло не сказаться на нем. Вместе с тем, в учении Макаренко о воспитании личности в коллективе и через коллектив есть немало ценного и для современности. В Японии, например, до сих пор специально изучают педагогическое наследие этого великого ученого для того, чтобы им воспользоваться в национальной практике воспитания детей.

Сам Л.С. Макаренко  в своих трудах, как известно, широко применял понятие «коллектив»  и трактовал его как высокоразвитую в социально-психологическом отношении  группу. Не будучи социальным психологом, он интуитивно постиг многие групповые  процессы и умело использовал их в своей педагогической системе. Начавшиеся впоследствии социально-психологические исследования коллектива перекинули своеобразный мостик между педагогической теорий и практикой применения групповых процессов в целях воспитания. Эта практика, незаслуженно забытая в наши дни, к счастью, постепенно возвращается и открывает широкие возможности для применения социально-психологических знаний о малых группах и коллективах в сфере воспитания. В качестве примера можно назвать научные труды и практическую работу в этом направлении, развернувшиеся по инициативе Л.И. Уманского и А.Н. Лутошкина.

Групповые методы обучения, основанные на социально-психологических  знаниях, нашли широкое применение в средней и высшей школе. В  средней школе они используются в практике организации и проведения уроков. Например, класс разделяется  на подгруппы, каждая из них получает свое задание, справляется с ним, а затем проводится коллективное обсуждение того или иного вопроса  всем классом. Дети в этих условиях могут брать на себя роли лидеров  и руководить процессом группового или коллективного обсуждения соответствующей задачи.

Такие методы организации и проведения школьных занятий стали настолько популярными, что родилось специальное направление  в школьной педагогической практике, получившее название социально-педагогическая психология. Ее создатель В.В. Рубцов не без оснований утверждает, что  социальные взаимодействия играют решающую роль в процессе обучения и развития, в частности -- в развитии мышления детей.

В высшей школе  групповые методы обучения нашли  широкое применение в практике преподавания иностранных языков. Между студентами во время занятий распределяются роли, формируется сценарий совместной групповой работы, который реализуется  участниками группы в непосредственном общении на изучаемом языке. К  примеру, широкое распространение  в нашей стране получила система  группового обучения иностранным языкам, разработанная Г.А. Китайгородской и основанная на использовании разнообразных социально-психологических знаний.

Психология  управления педагогическими коллективами касается примерно тех же вопросов, которые обсуждаются в тех  случаях, когда речь идет об управлении или руководстве вообще. Однако педагогические коллективы или группы людей, работающие в сфере образования, имеют свою специфику, которую необходимо учитывать  в руководстве такими коллективами. Особенность здесь состоит в  том, что стиль и методы руководства  должны выбираться с учетом тех задач, которые стоят перед такими группами и коллективами. Это образовательные  и воспитательные задачи, и они  в деятельности таких социальных формирований находятся на первом месте.

Взаимодействие  и взаимоотношения участников педагогического  процесса происходят в таких же социально-психологических  условиях, как взаимодействие и взаимоотношения  участников любого другого социального  процесса. Поэтому все, что касается взаимодействия людей в других социальных группах, их восприятия друг друга и  взаимоотношений, распространяется и  на педагогический процесс (с учетом сделанной выше оговорки о его специфике).

Особая прикладная психолого-педагогическая задача социальной психологии -- ее преподавание в педагогических учебных заведениях разного типа. Так сложилось, что в нашей стране социальная психология как отдельная наука до семидесятых годов XX века практически не разрабатывалась, однако как только она оказалась признанной и получила официальную «прописку», ее почти сразу же стали преподавать во многих вузах. Это, прежде всего, педагогические, юридические, военные, спортивные и другие высшие учебные заведения. Кроме того, элементы социальной психологии, как обязательные, проникли в интегрированные курсы психологии, изучаемые в средних специальных учебных заведениях и в школах.

В связи с  этим возникло сразу несколько вопросов, касающихся преподавания и изучения социальной психологии, в том числе такие:

1) В каких  учебных заведениях следует изучать данную дисциплину?

2) Какой должна  быть программа и количество  часов, отводимых на ее изучение?

3) На каких  курсах (в каких классах школы)  целесообразнее всего ее изучать?

4) Каким должно  быть соотношение теории и  практики в содержании учебного  курса социальной психологии?

Пока что  на эти вопросы специалисты отвечают по-разному. Более того, разнятся и  государственные стандарты, на основе которых строится преподавание социальной психологии в тех высших учебных  заведениях, где готовят профессиональных психологов. Эти стандарты, как показывает практика, не включают в себя многого  из того, что в последние годы нашло отражение в опубликованной в нашей стране и за рубежом  научной и учебной литературе по социальной психологии. Все это  объясняется бурным развитием данной науки и ее прикладных областей, которое, естественно, опережает любые  формы стандартизации образовательных программ.

 

 

Список  литературы:

  1. http://knowledge.allbest.ru/
  2. Р.С. Немов, И.Р. Алтунина - Социальная психология
  3. В.А. Соснин и Е.А. Красникова – Социальная психология - ИНФРА-М, 2010 г.
  4. http://works.tarefer.ru/

 

 

 


Информация о работе Социальная психология и образование