Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 11:43, шпаргалка
Вопрос 1: Понятие финансов, их функции и особенности
Вопрос 2: Финансовая система РФ: понятие, структура, краткая характеристика ее звеньев (подотраслей и институтов)
Вопрос 3: Финансовая деятельность государства: понятие, задачи, особенности, функции, методы осуществления
Вопрос 59: Понятие денежной системы РФ. Правовые основы и принципы организации денежного обращения
Элементы денежной системы РФ:
1) официальная денежная единица;
2) эмиссия наличных денег;
3) организация денежного обращения.
Официальная денежная единица (валюта) РФ - рубль. Один рубль состоит из 100 копеек. Введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Иностранная валюта в качестве средства платежа при осуществлении безналичных расчетов за товары (работы, услуги) может использоваться лишь в случаях, установленных федеральными законами.
Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории РФ. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. Не устанавливается официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами.
Банкноты и монета Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории РФ.
Банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету Банка России нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения в отношении сумм или субъектов обмена.
При обмене банкнот и монеты Банка России старого образца на банкноты и монету Банка России нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения 'не может быть менее одного года, но не должен превышать 5 лет. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.
Банк России без ограничений обменивает ветхие и поврежденные банкноты в соответствии с установленными им правилами.
Проведение единой финансовой, кредитной, денежной политики, в том числе в сфере денежного обращения, возложено на Правительство РФ. Защита и обеспечение устойчивости рубля является одной из основных функций Центрального банка РФ.
В целях организации на территории РФ наличного денежного обращения на Банк России возлагаются следующие функции:
1) прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты Банка России, создание их резервных фондов;
2) установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
3) установление признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России;
4) определение порядка ведения кассовых операций.
Совет директоров принимает решения:
1)о выпуске банкнот и монеты Банка России нового образца;
2) об изъятии из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца;
3) утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.
Эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляются исключительно Банком России.
Денежная система - форма организации денежного обращения в государстве.
В Российской Федерации денежную систему составляют:
1) официальная денежная единица;
2) порядок эмиссии денег, т. е. их выпуск;
3) организация и
регулирование денежного
Формы регулирования денежной системы:
1) денежная реформа - преобразование денежной системы;
2} деноминация - техническая операция по замене старых денег новыми, при этом одна новая денежная единица приравнивается к нескольким старым, что позволяет существенно снизить денежную массу. Учет изменения покупательной способности денежных средств при определении величин номиналов целевых долговых обязательств РФ осуществляется при помощи коэффициентов деноминации. Коэффициенты деноминации рассчитываются с использованием необходимого социального набора и базовой стоимости необходимого социального набора.
Денежная система регулируется не только конституционными нормами, но и нормами финансового права (в части признания платежеспособности денежных знаков, регулирования порядка обращения наличных и безналичных денег, основ организации расчетов); иными отраслями права - гражданского права (в части вопросов собственности, в части расчетов при заключении гражданско-правовых сделок и т. д.), административного права (когда речь идет об административной ответственность за правонарушение в сфере денежного обращения.
Классификация нормативно-правовых актов, закрепляющих основы денежной системы по их юридической силе:
1) Конституция РФ - устанавливает общие положения (основы) организации денежной системы в РФ;
2) федеральные конституционные законы: ФКЗ от 17.12.1997 г, № 2-ФКЗ ≪О Правительстве РФ≫ устанавливает полномочия Правительства РФ в отношении организации денежной системы РФ;
3) Федеральные законы: ФЗ от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ ≪О Центральном банке РФ (Банке России)≫ - на данном этапе основной нормативно-правовой акт, закрепляющий порядок организации наличного денежного обращения, эмиссии, устанавливающий основы кредитноденежной политики РФ;
4) нормативно-правовые акты Президента РФ – например, Указ Президента РФ ≪Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен≫ от 04.08.1997 г.;
5)нормативно-правовые акты Правительства РФ - постановление от 18.09.1997 г. ≪О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен≫;
6) нормативно-правовые акты Центрального банка РФ:
а) Положение ЦБР от03.10.2002 г. № 2-П ≪О безналичных расчетах в РФ≫;
б) Положение ЦБР от 01.04.2003 г. № 222-П ≪О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ≫;
в) Положение ЦБР от 09.10.2002 г. № 199-П ≪О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории РФ≫;
г) Положение ЦБР от 03.10.2002 г. № 2-П ≪О безналичных расчетах в РФ≫.
Вопрос 60: Правила оборота наличных денег в стране. Денежная единица, ее носители, денежная эмиссия
Предприятия, объединения,организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банка.
Предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов.
Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Наличные деньги, полученные предприятиями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке.
Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.
Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.
Предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения.
Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.
Выдача наличных денег под отчет производится из касс предприятий.
При временном отсутствии
у предприятий кассы
Предприятия выдают наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы, а также на расходы экспедиций, геолого-разведочных партий, уполномоченных предприятий и организаций, отдельных подразделений хозяйственных организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организаций в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий.
Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели.
Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому запрещается.
Кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом РФ по согласованию с ЦБ РФ и Министерством финансов РФ.
Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам.
Выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам (платежным ведомостям и др.).
Вопрос 61: Организация безналичного оборота в стране. Виды счетов, формы расчетов. Роль банка России в организации безналичного оборота
Формы безналичных расчетов:
1) расчеты платежными поручениями;
2) расчеты по аккредитиву;
3) расчеты чеками;
4) расчеты по инкассо.
Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами.
Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов.
Виды расчетных документов:
1) платежное поручение - распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в бан-
ковской практике обычаями делового оборота;
2) аккредитивы. Виды аккредитива:
а) покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);
б) отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными);
3) чеки - ценные бумаги, содержащие ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.
Чекодатель - юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержатель - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщик - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя;
4) платежные требования - расчетные документы, содержащие требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором;
5) расчеты по инкассо - представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк. Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке);
6) инкассовое поручение - расчетный документ, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке. Инкассовые поручения применяются:
а) в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
б) для взыскания по исполнительным документам;
в) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.
Вопрос 62: Понятие валюты, валютных ценностей, валютных операций в валютном законодательстве РФ
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ устанавливаются ФЗ от 10.12. 2003 г. № 173-ФЗ ≪О валютном регулировании и валютном контроле≫.