Роль финансовой отчетности в проведении финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений в Республике Беларусь привело к существенным изменениям содержания и характера управления коммерческими банками.
Радикальные перемены во внутренней и внешней среде существования банковских институтов требуют создания устойчивой, пользующейся доверием субъектов рынка кредитной системы, что подразумевает наличие как внешнего, так и внутреннего контроля законности и эффективности ее функционирования.

Файлы: 1 файл

курсовая фин.контроль и аудит.doc

— 314.00 Кб (Скачать)

осуществлять  ревизионные мероприятия с наличными  денежными средствами, ценными бумагами и товарно-материальными ценностям, проводить инвентаризацию материальных ценностей (сплошную или частичную), опечатывать кассы и кассовые помещения, склады, кладовые, архивы в порядке, предусмотренном законодательством и локальными нормативными актами банка.

Проведение  аудиторских процедур осуществляется аудиторами согласно выбранным методам, исходя из целей и объема аудиторской  проверки достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Финансовые проверки достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются сплошным или выборочным методом.

Выбор метода зависит  от объема совершенных операций, наличия  ошибок и нарушений.

Выборочная  аудиторская проверка достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности предусматривает проверку выборки операций, которая является репрезентативной, т.е. представительной для всей совокупности. Представительность выборки – это свойство выборки, позволяющее дать возможность Проверяющему сделать на ее основе правильные выводы обо всей проверяемой области.

Объем выборки  определяет руководитель проверки.

Объем и способ выборки документов для проверки достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности должны гарантировать достижение целей, поставленных планом аудиторской проверки, и обеспечивать возможность правильного вывода по результатам внутреннего финансового контроля.

В случае причинения ущерба, наличия фактов недостач, хищений  и злоупотреблений все соответствующие  документы должны быть проверены сплошным методом.

По установленным  фактам причинения ущерба, недостач и  хищений по требованию руководителя проверки должны быть получены письменные объяснения лиц, причастных к нарушениям.

По выявленным фактам на основании полученных объяснений аудиторы должны установить обстоятельства и причины нарушений и разработать рекомендации по устранению выявленных нарушений и минимизации рисков.

В ходе аудиторской  проверки достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторы могут применять анкеты, тесты, аналитические процедуры.

Аналитические процедуры заключаются в изучении и оценке показателей, характеризующих  деятельность объекта внутреннего финансового контроля. Цель аналитических процедур – изучение и анализ деятельности объекта внутреннего финансового контроля, выявление отклонений и неверно отраженных фактов результатов деятельности.

При установлении фактов нарушений аудитор обязан выяснить их сущность и указать характер нарушений (законодательный или  локальный нормативный акт).

В ходе проведения аудиторской проверки в обязательном порядке оценивается эффективность  системы внутреннего контроля.

При оценке системы  внутреннего контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяется:

1) достоверность  и целостность информации;

2) наличие документов (положений и должностных инструкций, приказов и распоряжений), регламентирующих  должностные обязанности работников  по осуществлению функций контроля  за совершаемыми операциями (предварительный,  текущий и последующий);

3) адекватность  разграничения обязанностей и  отсутствие сочетаний обязанностей, вызывающих конфликт интересов; 

4) эффективность  и работоспособность контроля  за соблюдением работником установленных  правил и процедур, актов законодательства  и локальных нормативных актов банка, распорядительных документов банка;

5) эффективность  применения процедур защиты банковской  информации; организация доступа  работников к информации в  зависимости от круга их обязанностей, установленных локальными нормативными актами банка;

6) качество последующего  контроля:

полнота охвата всех участков деятельности при планировании последующих проверок и периодичность  проверок;

выполнение  планов последующих проверок;

эффективность мер, принимаемых по результатам проверок;

наличие повторяющихся  нарушений.

Аудиторская проверка должна осуществляться на основе следующих  документов:

Учредительные документы.

Внутренние  акты (положения, протоколы, регламенты, должностные инструкции), регулирующие деятельность  ЗАО «Дельта банк».

Ежедневные  бухгалтерские балансы.

Оборотно-сальдовые  ведомости.

Бухгалтерские журналы по всем балансовым счетам.

Лицевые счета.

Бухгалтерские (мемориальные) документы, в т.ч.:

· по операциям клиентов  ЗАО «Дельта банк» (расчетные документы);

· по вкладам граждан;

· по операциям с иностранной валютой и по расчетам в иностранной валюте;

· по операциям внутрибанковского значения;

· по ссудам;

· кассовые документы.

Документы аналитического учета по всем операциям, подлежащим аналитическому учету.

Книги учета основных средств, МБП, инвентарные карточки.

Книга учета  бланков строгой отчетности.

Книга регистрации  открытых счетов предприятиям и организациям.

Платежно-расчетные  документы.

Юридические дела клиентов, карточки с образцами подписей и оттиска печати.

Кредитные договоры, договоры залога, страхования и т.п.

Гарантийные обязательства  ЗАО «Дельта банк».

Соглашения  и договоры по другим операциям  ЗАО «Дельта банк».

Бухгалтерская и аналитическая отчетность  ЗАО «Дельта банк».

Документация  отдела кадров.

Документация, связанная с операциями в иностранной валюте, в том числе обменных пунктов.

ЗАО «Дельта  банк», имеющая филиалы, представляет в НБ РБ сводный баланс, достоверность которого подтверждена аудиторской организацией.

Условия подтверждения  достоверности баланса с учетом филиалов должны быть определены в заключенном договоре на проведение аудиторской проверки. Для подтверждения сводного баланса у  ЗАО «Дельта банк», имеющей филиалы, должно быть проверено не менее 40% учреждений  ЗАО «Дельта банк». При этом аудиторская фирма (аудитор) может проверять филиалы самостоятельно, а также полагаться на результаты проверки филиалов, проведенной другими аудиторскими фирмами (аудитором), службой внутреннего контроля  ЗАО «Дельта банк». В последнем случае проверка осуществляется по специальной программе, согласованной с аудитором.

Главным результатом  аудиторской проверки  ЗАО «Дельта банк» является заключение аудиторской фирмы (аудитора) - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.

Аудиторское заключение направляется в Главное управление НБ РБ в трехмесячный срок со дня  представления ему годовых отчетов  кредитной организацией.

Аудиторское заключение представляется в виде подробного акта проверки  ЗАО «Дельта банк». Каждая страница акта проверки, составленного несколькими аудиторами, подписывается каждым из аудиторов в отдельности в части, относящейся к предмету его проверки, руководителем фирмы и заверяется печатью фирмы. Акт в обязательном порядке должен быть прошит.

Заключение  аудиторской фирмы (аудитора) по результатам  проверки  ЗАО «Дельта банк», проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с законодательством РБ.

Заключение  аудиторской фирмы (аудитора) должно состоять из трех частей - вводной, аналитической  и итоговой.

1.  Вводная часть содержит общие сведения об аудиторской фирме или аудиторе, работающем самостоятельно, а также сведения о проверяемом клиенте.

Об аудиторской  фирме:

название фирмы, юридический адрес и телефон;

номер, дата выдачи лицензии и срок ее действия;

номер свидетельства  о государственной регистрации;

номер расчетного счета;

фамилии, имена  и отчества руководителей аудиторской фирмы и всех аудиторов, принимавших участие в данной аудиторской проверке;

продолжительность аудиторской проверки с указанием  конкретных дат ее проведения);

О проверяемом  клиенте:

наименование;

ее организационно-правовая форма;

номер и дата выдачи НБ РБ лицензии на право проведения банковских операций;

количество  филиалов.

2. Аналитическая часть включает следующую информацию:

объем работы, выполненной  в ходе контроля;

тип аудиторской  проверки (выборочная или сплошная), который применялся в процессе контроля, при этом если выборочная проверка проводилась по отдельным объектам учета (операциям ЗАО «Дельта банк»), то необходимо указать, какие именно объекты подвергались выборочной проверке, а какие - сплошной;

соблюдение  действующего законодательства по совершаемым  кредитной организацией операциям;

состояние бухгалтерского учета и отчетности;

соответствие аналитического учета синтетическому;

правильность  составления бухгалтерской и  финансовой отчетности;

соблюдение  установленных обязательных экономических  нормативов;

правомерность формирования уставного, резервного и  других фондов;

законность  открытия расчетных, текущих, валютных и других счетов клиентов, корреспондентских  счетов (субсчетов) кредитным организациям (филиалам);

правомерность и правильность проведения активно-пассивных  операций (ссудных, депозитных, валютных операций с ценными бумагами, переоценки балансовых счетов в иностранной  валюте и т.д.);

состояние кредитно-экономической  работы;

выполнение  функций агента валютного контроля;

своевременное и полное депонирование средств  в фонде обязательных резервов и  создание резервов на возможные потери по ссудам и под обесценение ценных бумаг;

выполнение  предписаний, направленных НБ РБ;

обеспечение сохранности денежных средств, ценных бумаг и материальных ценностей;

правильность  начисления и полноты взыскания (уплаты) процентов и других доходов (расходов);

качество управления кредитной организацией;

состояние системы  внутреннего контроля (при этом подразумевается, что ответственность за состояние контроля несет руководство  ЗАО «Дельта банк» и его оценка производится с целью определения объема работы, которую необходимо выполнить в ходе контроля);

выполнение  рекомендаций предыдущей аудиторской проверки

3. В Итоговой части аудитор выражает свое мнение о достоверности ведения учета клиентом и его соответствия действующим нормативным документам, в частности Плану счетов бухгалтерского учета, установленного НБ РБ.

При неподтверждении  аудиторской фирмой, (аудитором) достоверности баланса и Отчета о прибылях и убытках ЗАО «Дельта банк» об этом факте сообщается в Главное управление НБ РБ с указанием причин неподтверждения.

 

2.2 Документальное  оформление результатов финансового  контроля достоверности финансовой отчетности

 

Для документального  подтверждения фактов, на которых  основываются выводы аудиторов, а также  для обеспечения возможности  составить представление о выполненной  аудиторами работе, принятии ими принципиальных решений в ходе аудиторской проверки каждым аудитором в соответствии с полученным заданием ведутся рабочие документы. Содержание рабочих документов зависит от характера аудиторской проверки.

Информация  в рабочих документах должна быть достаточной и компетентной для  обеспечения доказательности выводов аудиторов и предложенных рекомендаций.

Рабочие документы  аудитора должны содержать:

– наименование проверяемого вопроса согласно плану  аудиторской проверки;

– проверяемый  период, планируемые объемы и срок аудиторской проверки;

– описание используемой выборки;

– документацию действий аудитора с приложением  копий документов, подтверждающих факты  установленных нарушений или  сделанные выводы;

– материалы  по анализу операций, выполняемых  объектом внутреннего финансового контроля, в форме таблиц, графиков, блок-схем и т.д.

Рабочие документы  аудитора должны содержать ссылки на конкретные документы с указанием  пунктов, даты, номера и их наименования, отражать конкретные факты выявленных нарушений со ссылками на конкретные нормы законодательства Республики Беларусь, требования которых были нарушены; должности и фамилии лиц, которые допустили соответствующие нарушения (по усмотрению руководителя проверки).

Информация о работе Роль финансовой отчетности в проведении финансового контроля