Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:41, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений в Республике Беларусь привело к существенным изменениям содержания и характера управления коммерческими банками.
Радикальные перемены во внутренней и внешней среде существования банковских институтов требуют создания устойчивой, пользующейся доверием субъектов рынка кредитной системы, что подразумевает наличие как внешнего, так и внутреннего контроля законности и эффективности ее функционирования.
осуществлять
ревизионные мероприятия с
Проведение аудиторских процедур осуществляется аудиторами согласно выбранным методам, исходя из целей и объема аудиторской проверки достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Финансовые проверки достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются сплошным или выборочным методом.
Выбор метода зависит от объема совершенных операций, наличия ошибок и нарушений.
Выборочная аудиторская проверка достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности предусматривает проверку выборки операций, которая является репрезентативной, т.е. представительной для всей совокупности. Представительность выборки – это свойство выборки, позволяющее дать возможность Проверяющему сделать на ее основе правильные выводы обо всей проверяемой области.
Объем выборки определяет руководитель проверки.
Объем и способ выборки документов для проверки достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности должны гарантировать достижение целей, поставленных планом аудиторской проверки, и обеспечивать возможность правильного вывода по результатам внутреннего финансового контроля.
В случае причинения
ущерба, наличия фактов недостач, хищений
и злоупотреблений все
По установленным фактам причинения ущерба, недостач и хищений по требованию руководителя проверки должны быть получены письменные объяснения лиц, причастных к нарушениям.
По выявленным фактам на основании полученных объяснений аудиторы должны установить обстоятельства и причины нарушений и разработать рекомендации по устранению выявленных нарушений и минимизации рисков.
В ходе аудиторской проверки достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторы могут применять анкеты, тесты, аналитические процедуры.
Аналитические
процедуры заключаются в
При установлении фактов нарушений аудитор обязан выяснить их сущность и указать характер нарушений (законодательный или локальный нормативный акт).
В ходе проведения
аудиторской проверки в обязательном
порядке оценивается
При оценке системы внутреннего контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяется:
1) достоверность и целостность информации;
2) наличие документов
(положений и должностных
3) адекватность
разграничения обязанностей и
отсутствие сочетаний
4) эффективность
и работоспособность контроля
за соблюдением работником
5) эффективность
применения процедур защиты
6) качество последующего контроля:
полнота охвата всех участков деятельности при планировании последующих проверок и периодичность проверок;
выполнение планов последующих проверок;
эффективность мер, принимаемых по результатам проверок;
наличие повторяющихся нарушений.
Аудиторская проверка должна осуществляться на основе следующих документов:
Учредительные документы.
Внутренние акты (положения, протоколы, регламенты, должностные инструкции), регулирующие деятельность ЗАО «Дельта банк».
Ежедневные бухгалтерские балансы.
Оборотно-сальдовые ведомости.
Бухгалтерские журналы по всем балансовым счетам.
Лицевые счета.
Бухгалтерские (мемориальные) документы, в т.ч.:
· по операциям клиентов ЗАО «Дельта банк» (расчетные документы);
· по вкладам граждан;
· по операциям с иностранной валютой и по расчетам в иностранной валюте;
· по операциям внутрибанковского значения;
· по ссудам;
· кассовые документы.
Документы аналитического учета по всем операциям, подлежащим аналитическому учету.
Книги учета основных средств, МБП, инвентарные карточки.
Книга учета бланков строгой отчетности.
Книга регистрации открытых счетов предприятиям и организациям.
Платежно-расчетные документы.
Юридические дела клиентов, карточки с образцами подписей и оттиска печати.
Кредитные договоры, договоры залога, страхования и т.п.
Гарантийные обязательства ЗАО «Дельта банк».
Соглашения и договоры по другим операциям ЗАО «Дельта банк».
Бухгалтерская и аналитическая отчетность ЗАО «Дельта банк».
Документация отдела кадров.
Документация, связанная с операциями в иностранной валюте, в том числе обменных пунктов.
ЗАО «Дельта банк», имеющая филиалы, представляет в НБ РБ сводный баланс, достоверность которого подтверждена аудиторской организацией.
Условия подтверждения достоверности баланса с учетом филиалов должны быть определены в заключенном договоре на проведение аудиторской проверки. Для подтверждения сводного баланса у ЗАО «Дельта банк», имеющей филиалы, должно быть проверено не менее 40% учреждений ЗАО «Дельта банк». При этом аудиторская фирма (аудитор) может проверять филиалы самостоятельно, а также полагаться на результаты проверки филиалов, проведенной другими аудиторскими фирмами (аудитором), службой внутреннего контроля ЗАО «Дельта банк». В последнем случае проверка осуществляется по специальной программе, согласованной с аудитором.
Главным результатом аудиторской проверки ЗАО «Дельта банк» является заключение аудиторской фирмы (аудитора) - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов.
Аудиторское заключение
направляется в Главное управление
НБ РБ в трехмесячный срок со дня
представления ему годовых
Аудиторское заключение представляется в виде подробного акта проверки ЗАО «Дельта банк». Каждая страница акта проверки, составленного несколькими аудиторами, подписывается каждым из аудиторов в отдельности в части, относящейся к предмету его проверки, руководителем фирмы и заверяется печатью фирмы. Акт в обязательном порядке должен быть прошит.
Заключение аудиторской фирмы (аудитора) по результатам проверки ЗАО «Дельта банк», проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с законодательством РБ.
Заключение аудиторской фирмы (аудитора) должно состоять из трех частей - вводной, аналитической и итоговой.
1. Вводная часть содержит общие сведения об аудиторской фирме или аудиторе, работающем самостоятельно, а также сведения о проверяемом клиенте.
Об аудиторской фирме:
название фирмы, юридический адрес и телефон;
номер, дата выдачи лицензии и срок ее действия;
номер свидетельства о государственной регистрации;
номер расчетного счета;
фамилии, имена и отчества руководителей аудиторской фирмы и всех аудиторов, принимавших участие в данной аудиторской проверке;
продолжительность аудиторской проверки с указанием конкретных дат ее проведения);
О проверяемом клиенте:
наименование;
ее организационно-правовая форма;
номер и дата выдачи НБ РБ лицензии на право проведения банковских операций;
количество филиалов.
2. Аналитическая часть включает следующую информацию:
объем работы, выполненной в ходе контроля;
тип аудиторской проверки (выборочная или сплошная), который применялся в процессе контроля, при этом если выборочная проверка проводилась по отдельным объектам учета (операциям ЗАО «Дельта банк»), то необходимо указать, какие именно объекты подвергались выборочной проверке, а какие - сплошной;
соблюдение действующего законодательства по совершаемым кредитной организацией операциям;
состояние бухгалтерского учета и отчетности;
соответствие аналитического учета синтетическому;
правильность составления бухгалтерской и финансовой отчетности;
соблюдение установленных обязательных экономических нормативов;
правомерность формирования уставного, резервного и других фондов;
законность открытия расчетных, текущих, валютных и других счетов клиентов, корреспондентских счетов (субсчетов) кредитным организациям (филиалам);
правомерность и правильность проведения активно-пассивных операций (ссудных, депозитных, валютных операций с ценными бумагами, переоценки балансовых счетов в иностранной валюте и т.д.);
состояние кредитно-экономической работы;
выполнение функций агента валютного контроля;
своевременное и полное депонирование средств в фонде обязательных резервов и создание резервов на возможные потери по ссудам и под обесценение ценных бумаг;
выполнение предписаний, направленных НБ РБ;
обеспечение сохранности денежных средств, ценных бумаг и материальных ценностей;
правильность начисления и полноты взыскания (уплаты) процентов и других доходов (расходов);
качество управления кредитной организацией;
состояние системы внутреннего контроля (при этом подразумевается, что ответственность за состояние контроля несет руководство ЗАО «Дельта банк» и его оценка производится с целью определения объема работы, которую необходимо выполнить в ходе контроля);
выполнение рекомендаций предыдущей аудиторской проверки
3. В Итоговой части аудитор выражает свое мнение о достоверности ведения учета клиентом и его соответствия действующим нормативным документам, в частности Плану счетов бухгалтерского учета, установленного НБ РБ.
При неподтверждении аудиторской фирмой, (аудитором) достоверности баланса и Отчета о прибылях и убытках ЗАО «Дельта банк» об этом факте сообщается в Главное управление НБ РБ с указанием причин неподтверждения.
2.2 Документальное
оформление результатов
Для документального
подтверждения фактов, на которых
основываются выводы аудиторов, а также
для обеспечения возможности
составить представление о
Информация в рабочих документах должна быть достаточной и компетентной для обеспечения доказательности выводов аудиторов и предложенных рекомендаций.
Рабочие документы аудитора должны содержать:
– наименование проверяемого вопроса согласно плану аудиторской проверки;
– проверяемый период, планируемые объемы и срок аудиторской проверки;
– описание используемой выборки;
– документацию действий аудитора с приложением копий документов, подтверждающих факты установленных нарушений или сделанные выводы;
– материалы по анализу операций, выполняемых объектом внутреннего финансового контроля, в форме таблиц, графиков, блок-схем и т.д.
Рабочие документы аудитора должны содержать ссылки на конкретные документы с указанием пунктов, даты, номера и их наименования, отражать конкретные факты выявленных нарушений со ссылками на конкретные нормы законодательства Республики Беларусь, требования которых были нарушены; должности и фамилии лиц, которые допустили соответствующие нарушения (по усмотрению руководителя проверки).
Информация о работе Роль финансовой отчетности в проведении финансового контроля