Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:41, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений в Республике Беларусь привело к существенным изменениям содержания и характера управления коммерческими банками.
Радикальные перемены во внутренней и внешней среде существования банковских институтов требуют создания устойчивой, пользующейся доверием субъектов рынка кредитной системы, что подразумевает наличие как внешнего, так и внутреннего контроля законности и эффективности ее функционирования.
Глава 6 «Организация работы по ведению лицевых счетов» Инструкции устанавливает общие подходы к регистрации лицевых счетов в книгах регистрации открытых и закрытых лицевых счетов. При этом Инструкция предоставляет право ведения банком одной книги регистрации для всех счетов.
Глава 7 «Формирование и хранение документов» Инструкции определяет лишь общие нормы по обеспечению порядка формирования первичных документов, на основании которых совершены бухгалтерские записи, за каждый рабочий день и передачи их для хранения. Нормы данной главы значительно отличаются по содержанию от аналогичной главы (8) Правил, и решение по их сокращению было принято на основании того, что в настоящее время действует ряд нормативных и законодательных актов, регулирующих вопросы хранения документов. Инструкция не устанавливает конкретных требований к порядку формирования папок с мемориальными документами и не приводит форму титульного листа папки сброшюрованных мемориальных документов.
Глава 8 «Отчетность» Инструкции устанавливает требование формирования отчетности с соблюдением законодательства. При этом банк составляет индивидуальную и консолидированную отчетность, которая по периодичности составления подразделяется на промежуточную и годовую (п.49).
Глава 9 «Учетная политика банка» Инструкции впервые определяет требования к компонентам учетной политики банка, основными из которых являются: способы и методы оценки активов и обязательств; применение принципа начисления доходов и расходов; правила документооборота по операциям, совершаемым банком; порядок создания и использования резервов; применяемые банком регистры бухгалтерского учета; формы первичных учетных документов, разработанные и утвержденные банком самостоятельно, и др.
Рассматривая новую Инструкцию как основной нормативный документ Нацбанка РБ для руководства в практической деятельности банков, следует понимать, что в одном нормативном акте предусмотреть регулирование всех вопросов организации бухгалтерского учета для банков республики невозможно. Поэтому банкам Инструкцией предоставлены расширенные права по самостоятельному определению в локальных нормативных актах с учетом требований законодательства и настоящей Инструкции отдельных подходов к организации бухгалтерского учета и отчетности в зависимости от структуры банков, объемов и видов проводимых ими операций, развития информационных технологий и других факторов. Это относится к таким вопросам, как:
определение перечня
лиц, имеющих право подписи
разработка форм первичных учетных документов, в т.ч. сводного мемориального ордера и сводного внебалансового ордера (п.16);
определение графика документооборота учетной политикой банка (п.22);
определение порядка
осуществления внутреннего
ведение сборных лицевых счетов и порядок сверки данных аналитического и синтетического учета (пп.30, 36);
периодичность
составления оборотной
закрепление счетов за структурными подразделениями и отдельными ответственными исполнителями (п.42);
порядок формирования, сверки и хранения первичных учетных документов (п.45);
порядок накопления и систематизации данных бухгалтерского учета в разрезе экономических показателей, используемых для составления других видов отчетности (в т.ч. налоговой, статистической, оперативной, управленческой) (п.51);
ведение бухгалтерского учета и отчетности в банке согласно учетной политике, сформированной и утвержденной банком самостоятельно (п.52 Инструкции).
В заключение хочется отметить, что новая Инструкция предоставляет руководителям и специалистам банков больше свободы и возможностей при выборе и определении системы организации бухгалтерского учета и отчетности в своем банке. Выбор за Вами, а за выбором - ответственность.
В зависимости от структуры банка, перечня проводимых им операций, наличия высокоразвитой филиальной сети и других факторов в банках Республики Беларусь могут разрабатываться наравне с указанными локальными нормативными правовыми актами и другие внутренние документы по организации контроля за проведением банковских операций, управления и контроля за банковскими рисками. Целью же их принятия является построение такой системы внутреннего финансового контроля, которая позволяет оперативно управлять и ограничивать возможные риски банка в сочетании с обеспечением прибыльности его работы.
2. Роль финансовой отчетности в проведении финансового контроля ЗАО «Дельта банк»
2.1 Методика
организации финансового
Организацию системы внутреннего контроля в ЗАО «Дельта банк» можно рассмотреть как трехуровневую систему. На первом уровне департамент внутреннего контроля головного офиса в г.Минске, возглавляет Аверина Ирина Рудольфовна. Департамент внутреннего контроля создано для осуществления внутреннего контроля, содействия органам управления банка в обеспечении эффективного функционирования и включает в себя Контрольно-ревизионное управление, управление последующего контроля, управление контроля качества, управление по работе с регионами, управление правовой поддержки, управление контроля кассовой работы и управление анализа и контроля рисков.
Основные задачи Департамента внутреннего контроля:
Обеспечивает мониторинг
процесса функционирования системы
внутреннего контроля, выявление
проблем, связанных с ее функционированием,
разработку предложений по совершенствованию
и повышению эффективности
проводит регулярные проверки деятельности подразделений банка, контролирует выполнение мероприятий по устранению выявленных нарушений и о результатах информирует руководство банка;
осуществляет постоянный мониторинг соблюдения сотрудниками банка установленных правил и процедур при осуществлении деятельности, функций и полномочий при принятии решений;
участвует в разработке внутренних документов банка, регламентирующих деятельность подразделений и сотрудников, порядок выполнения операций и принятия решения, с целью обеспечения функционирования системы контроля.
На втором уровне – Региональный центр (филиал) - контроль в банке ведет Управление внутреннего контроля, здесь финансовую деятельность осуществляют 13 сотрудников – начальник отдела внутреннего контроля, главный и ведущие специалисты.
На третьем уровне –
Региональное представительство (отдел
внутреннего контроля) в лице ведущего
специалиста операционного
Система внутреннего контроля выполняет защитную функцию по минимизации внешних и внутренних рисков ЗАО «Дельта банк» и призвана обеспечивать такой порядок проведения банковских операций и сделок, который способствовал бы достижению поставленных ориентиров и целей при соблюдении требований законодательства, нормативных актов НБ РБ, а также внутренних процедур, стандартов и правил, установленных в ЗАО «Дельта банк».
В организационную основу системы внутреннего контроля ЗАО «Дельта банк» заложены принципы, обеспечивающие непрерывное действие контрольных механизмов и функций на всех направлениях банковской деятельности и уровнях принятия решений.
К ним, в частности, относятся следующие принципы: разделения обязанностей; непрерывности;предметности и конкретности; объективности; всеобъемлемости и многоплановости; информационной достаточности для принятия решения и ограничения доступа к информации, не относящейся к проведению конкретной операции и/или превышающей лимит функциональной необходимости в рамках должностных обязанностей;
использования различных видов контроля в зависимости от функциональной принадлежности объектов контроля, текущей необходимости и комплексности поставленных задач.
Реализация
указанных принципов
Для осуществления
контрольных функций также
Система внутреннего контроля в ЗАО «Дельта банк» организована по принципу всеобъемлемости и многоплановости. Это означает, что контрольные функции закладываются по вертикали и по горизонтали, образуя тем самым сплошную сеть пересекающихся контрольных функций. Горизонтальную образующую представляют инструкции, тарифы, технические порядки и операционные процедуры, определяющие технологическую последовательность проведения банковских операций и сделок, лимиты установленных нормативных показателей, зоны ответственности и контрольные операции по минимизации операционных рисков.
Вертикальную составляющую образуют индивидуальные должностные инструкции работников Банка, положения о подразделениях (отделах, управлениях), приказы и распоряжения президента-председателя Правления, решения Правления и/или коллегиальных органов Банка. Контроль за осуществлением контрольных функций (по горизонтали и по вертикали) подразделениями, составляющими инфраструктуру системы внутреннего контроля и обеспечивающими ее работу путем регулярных проверок, анализа, проведения специальных контрольных мероприятий, возлагается на Службу внутреннего контроля.
Проверка состояния
бухгалтерской (финансовой) отчетности
банка заключается в соблюдении
действительности лицами закона РБ "О
бухгалтерском учете и
Проверка состояния бухгалтерской (финансовой) отчетности банка включает;
- обеспечение
бухгалтерским учетом полноты
отражения хозяйственных
- правильность
разграничения текущих затрат
на производство и капитальных вло
- правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;
_ составление
данных аналитического и
- проверка правильности организации бухгалтерии;
- проверка наличия
должностных инструкций
- проверка наличия
графика документооборота и
- контроль за их выполнение;
- обеспечение
работников бухгалтерии
Планирование является начальным этапом проведения внутреннего финансового контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и предназначено для определения наиболее важных направлений проверок и эффективного распределения обязанностей среди аудиторов.
Планирование проверок достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется в соответствии со следующими принципами: комплексности, что предполагает обеспечение взаимосвязи и согласованности всех этапов планирования; непрерывности, которая выражается во взаимосвязи этапов планирования по срокам и по объектам внутреннего финансового контроля; оптимальности, которая заключается в том, что в процессе планирования определяется оптимальный вариант программы внутреннего финансового контроля.
Планирование проверок достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется, как правило, на основе риск-подхода. Процесс планирования внутреннего финансового контроля включает:
Информация о работе Роль финансовой отчетности в проведении финансового контроля