Роль финансовой отчетности в проведении финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений в Республике Беларусь привело к существенным изменениям содержания и характера управления коммерческими банками.
Радикальные перемены во внутренней и внешней среде существования банковских институтов требуют создания устойчивой, пользующейся доверием субъектов рынка кредитной системы, что подразумевает наличие как внешнего, так и внутреннего контроля законности и эффективности ее функционирования.

Файлы: 1 файл

курсовая фин.контроль и аудит.doc

— 314.00 Кб (Скачать)

Глава 6 «Организация работы по ведению лицевых счетов»  Инструкции устанавливает общие  подходы к регистрации лицевых счетов в книгах регистрации открытых и закрытых лицевых счетов. При этом Инструкция предоставляет право ведения банком одной книги регистрации для всех счетов.

Глава 7 «Формирование  и хранение документов» Инструкции определяет лишь общие нормы по обеспечению порядка формирования первичных документов, на основании которых совершены бухгалтерские записи, за каждый рабочий день и передачи их для хранения. Нормы данной главы значительно отличаются по содержанию от аналогичной главы (8) Правил, и решение по их сокращению было принято на основании того, что в настоящее время действует ряд нормативных и законодательных актов, регулирующих вопросы хранения документов. Инструкция не устанавливает конкретных требований к порядку формирования папок с мемориальными документами и не приводит форму титульного листа папки сброшюрованных мемориальных документов.

Глава 8 «Отчетность» Инструкции устанавливает требование формирования отчетности с соблюдением  законодательства. При этом банк составляет индивидуальную и консолидированную отчетность, которая по периодичности составления подразделяется на промежуточную и годовую (п.49).

Глава 9 «Учетная политика банка» Инструкции впервые  определяет требования к компонентам  учетной политики банка, основными  из которых являются: способы и методы оценки активов и обязательств; применение принципа начисления доходов и расходов; правила документооборота по операциям, совершаемым банком; порядок создания и использования резервов; применяемые банком регистры бухгалтерского учета; формы первичных учетных документов, разработанные и утвержденные банком самостоятельно, и др.

Рассматривая  новую Инструкцию как основной нормативный  документ Нацбанка РБ для руководства  в практической деятельности банков, следует понимать, что в одном нормативном акте предусмотреть регулирование всех вопросов организации бухгалтерского учета для банков республики невозможно. Поэтому банкам Инструкцией предоставлены расширенные права по самостоятельному определению в локальных нормативных актах с учетом требований законодательства и настоящей Инструкции отдельных подходов к организации бухгалтерского учета и отчетности в зависимости от структуры банков, объемов и видов проводимых ими операций, развития информационных технологий и других факторов. Это относится к таким вопросам, как:

определение перечня  лиц, имеющих право подписи первичных  учетных документов (п.14);

разработка  форм первичных учетных документов, в т.ч. сводного мемориального ордера и сводного внебалансового ордера (п.16);

определение графика документооборота учетной политикой банка (п.22);

определение порядка  осуществления внутреннего контроля, включая вопросы дополнительного  контроля операций (п.23);

ведение сборных  лицевых счетов и порядок сверки данных аналитического и синтетического учета (пп.30, 36);

периодичность составления оборотной ведомости (п.34);

закрепление счетов за структурными подразделениями и  отдельными ответственными исполнителями (п.42);

порядок формирования, сверки и хранения первичных учетных  документов (п.45);

порядок накопления и систематизации данных бухгалтерского учета в разрезе экономических  показателей, используемых для составления  других видов отчетности (в т.ч. налоговой, статистической, оперативной, управленческой) (п.51);

ведение бухгалтерского учета и отчетности в банке согласно учетной политике, сформированной и утвержденной банком самостоятельно (п.52 Инструкции).

В заключение хочется  отметить, что новая Инструкция предоставляет  руководителям и специалистам банков больше свободы и возможностей при  выборе и определении системы организации бухгалтерского учета и отчетности в своем банке. Выбор за Вами, а за выбором - ответственность.

В зависимости  от структуры банка, перечня проводимых им операций, наличия высокоразвитой филиальной сети и других факторов в банках Республики Беларусь могут разрабатываться наравне с указанными локальными нормативными правовыми актами и другие внутренние документы по организации контроля за проведением банковских операций, управления и контроля за банковскими рисками. Целью же их принятия является построение такой системы внутреннего финансового контроля, которая позволяет оперативно управлять и ограничивать возможные риски банка в сочетании с обеспечением прибыльности его работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Роль финансовой  отчетности в проведении финансового контроля ЗАО «Дельта банк»

 

 

2.1 Методика  организации финансового контроля  в ЗАО «Дельта банк»

 

Организацию системы  внутреннего контроля в ЗАО «Дельта банк» можно рассмотреть как трехуровневую систему. На первом уровне департамент внутреннего контроля головного офиса в г.Минске, возглавляет Аверина Ирина Рудольфовна. Департамент внутреннего контроля создано для осуществления внутреннего контроля, содействия органам управления банка в обеспечении эффективного функционирования и включает в себя Контрольно-ревизионное управление, управление последующего контроля, управление контроля качества, управление по работе с регионами, управление правовой поддержки, управление контроля кассовой работы и управление анализа и контроля рисков.

Основные задачи Департамента внутреннего контроля:

Обеспечивает мониторинг процесса функционирования системы  внутреннего контроля, выявление  проблем, связанных с ее функционированием, разработку предложений по совершенствованию  и повышению эффективности системы;

проводит регулярные проверки деятельности подразделений банка, контролирует выполнение мероприятий  по устранению выявленных нарушений  и о результатах информирует  руководство банка;

осуществляет постоянный мониторинг соблюдения сотрудниками банка  установленных правил и процедур при осуществлении деятельности, функций и полномочий при принятии решений;

участвует в разработке внутренних документов банка, регламентирующих деятельность подразделений и сотрудников, порядок  выполнения операций и принятия решения, с целью обеспечения функционирования системы контроля.

На втором уровне – Региональный центр (филиал) - контроль в банке  ведет Управление внутреннего контроля, здесь финансовую деятельность осуществляют 13 сотрудников – начальник отдела внутреннего контроля, главный и ведущие специалисты.

На третьем уровне –  Региональное представительство (отдел  внутреннего контроля) в лице ведущего специалиста операционного офиса. На данном уровне специалист ведёт  текущий контроль, участвует в  выездных проверках. Специалист после проведения проверки пишет предварительный отчет, делает анализ выявленных нарушений, прикладываются к отчету копии документов, свидетельствующие о допущенном нарушении, затем отправляет проделанную работу на второй уровень в Региональный Центр (филиал). Там, собирают отчеты со всех региональных представительств, подведомственные региональному центру, проверяют, пишут служебные записки и отправляют обратно в представительство, делается 2 копия для руководителя представительства. Руководитель предоставляет информацию о возможных сроках устранения нарушений и затем специалист пишет итоговый отчет с учётом сроков устранения. Итоговый отчет отправляют на второй уровень, после рассмотрения и составления итогового отчета о выявленных нарушений по всем представительствам отправляют в головной офис в Минск. Головной офис анализирует полученную информация, делает корректировки, плановые и встречные проверки, формирует политику в области внутреннего контроля, пишет служебные записки и отправляет на второй уровень обратно пакет документов, те в свою очередь передают на третий уровень. На третьем уровне ведущий специалист делает сверку по всем выявленным нарушениям исполнение и составляет отчёт и отправляет на второй уровень, и весь процесс повторяется заново.

Система внутреннего контроля выполняет защитную функцию по минимизации внешних и внутренних рисков ЗАО «Дельта банк» и призвана обеспечивать такой порядок проведения банковских операций и сделок, который способствовал бы достижению поставленных ориентиров и целей при соблюдении требований законодательства, нормативных актов НБ РБ, а также внутренних процедур, стандартов и правил, установленных в ЗАО «Дельта банк».

В организационную  основу системы внутреннего контроля ЗАО «Дельта банк» заложены принципы, обеспечивающие непрерывное действие контрольных механизмов и функций на всех направлениях банковской деятельности и уровнях принятия решений.

К ним, в частности, относятся  следующие принципы: разделения обязанностей; непрерывности;предметности и конкретности; объективности; всеобъемлемости и многоплановости; информационной достаточности для принятия решения и ограничения доступа к информации, не относящейся к проведению конкретной операции и/или превышающей лимит функциональной необходимости в рамках должностных обязанностей;

использования различных видов контроля в зависимости  от функциональной принадлежности объектов контроля, текущей необходимости  и комплексности поставленных задач.

Реализация  указанных принципов осуществляется за счет обязательного выполнения контрольных функций и действий, заложенных в операционные процедуры, порядок и правила проведения банковских операций и предоставления банковских продуктов и услуг, должностные инструкции работников, нормативные акты, регламентирующие банковскую и административно-хозяйственную деятельность Банка.

Для осуществления  контрольных функций также используются два вида контроля - административный и финансовый. Административный контроль состоит в проверке соответствия проводимых операций полномочиям должностных лиц, определенным нормативными актами Банка и процедурами принятия и реализации решений по проведению операций и сделок. Финансовый контроль заключается в проверке соответствия проводимых операций и сделок политике Банка, изложенной в нормативных актах, применительно к разным видам банковских продуктов и услуг и их адекватного отражения в учете и отчетности. Как административный, так и финансовый контроль осуществляются в предварительном, текущем и последующем порядке.

Система внутреннего  контроля в  ЗАО «Дельта банк» организована по принципу всеобъемлемости и многоплановости. Это означает, что контрольные функции закладываются по вертикали и по горизонтали, образуя тем самым сплошную сеть пересекающихся контрольных функций. Горизонтальную образующую представляют инструкции, тарифы, технические порядки и операционные процедуры, определяющие технологическую последовательность проведения банковских операций и сделок, лимиты установленных нормативных показателей, зоны ответственности и контрольные операции по минимизации операционных рисков.

Вертикальную  составляющую образуют индивидуальные должностные инструкции работников Банка, положения о подразделениях (отделах, управлениях), приказы и  распоряжения президента-председателя Правления, решения Правления и/или  коллегиальных органов Банка. Контроль за осуществлением контрольных функций (по горизонтали и по вертикали) подразделениями, составляющими инфраструктуру системы внутреннего контроля и обеспечивающими ее работу путем регулярных проверок, анализа, проведения специальных контрольных мероприятий, возлагается на Службу внутреннего контроля.

Проверка состояния  бухгалтерской (финансовой) отчетности банка заключается в соблюдении действительности лицами закона РБ "О  бухгалтерском учете и отчетности" и других  документам в области  бухгалтерского учета.

     Проверка состояния бухгалтерской (финансовой) отчетности банка включает;

- обеспечение  бухгалтерским учетом полноты  отражения хозяйственных операций  за отчетный период;

- правильность  разграничения текущих затрат  на  производство и капитальных вложений;

- правильность  отнесения доходов и расходов  к отчетным периодам;

_ составление  данных аналитического и синтетического  учета;

- проверка правильности  организации бухгалтерии;

- проверка наличия  должностных инструкций работников  бухгалтерии банка;

- проверка наличия  графика документооборота и срока  выполнения работ;

- контроль за  их выполнение;

- обеспечение  работников бухгалтерии необходимыми  справочниками, инструкциями и  т.д.

 Планирование является начальным этапом проведения внутреннего финансового контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и предназначено для определения наиболее важных направлений проверок и эффективного распределения обязанностей среди аудиторов.

Планирование проверок достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется в соответствии со следующими принципами: комплексности, что предполагает обеспечение взаимосвязи и согласованности всех этапов планирования; непрерывности, которая выражается во взаимосвязи этапов планирования по срокам и по объектам внутреннего финансового контроля; оптимальности, которая заключается в том, что в процессе планирования определяется оптимальный вариант программы внутреннего финансового контроля.

Планирование проверок достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется, как правило, на основе риск-подхода. Процесс планирования внутреннего финансового контроля включает:

Информация о работе Роль финансовой отчетности в проведении финансового контроля