Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:41, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений в Республике Беларусь привело к существенным изменениям содержания и характера управления коммерческими банками.
Радикальные перемены во внутренней и внешней среде существования банковских институтов требуют создания устойчивой, пользующейся доверием субъектов рынка кредитной системы, что подразумевает наличие как внешнего, так и внутреннего контроля законности и эффективности ее функционирования.
Перечисленные информационные системы получили определенное развитие в теории банковского дела. Вместе с тем, есть все основания утверждать, что многие из указанных информационных систем банками используются в недостаточной степени, а некоторые из них не используются вовсе.
Далее более подробно некоторые из наиболее важных информационных систем, имеющих особое значение для целей внутреннего контроля, а именно: внешние информационные системы на базе новых информационных технологий, систему законодательных и нормативных документов, систему внутренних нормативных документов банка, систему бухгалтерского учета и отчетности и автоматизированную банковскую систему.
Внешние информационные системы на базе новых информационных технологий обязаны своему появлению стремительному развитию в 80-х годах компьютерной техники и телекоммуникаций. Именно эти системы в последующем оказали огромное влияние на развитие всего мирового банковского бизнеса. В числе указанных систем, прежде всего, следует назвать такие известные международные (общенациональные) информационные системы, как СВИФТ, СТАРТ, РЕЙТЕР, ИНТЕРНЕТ.
Формирование банковской системы РБ происходит в условиях интенсивного развития информационных технологий. Первым техническим средством, пришедшим банкирам на помощь, был обычный телеграф, который используется и в настоящее время, как в первоначальном виде, так и в современной его модификации - в виде телекса. Современная телефонная связь обеспечивает факсимильную передачу документов, позволяет передавать видеоизображения, может использоваться как средство связи с другими коммуникационными сетями.
Вместе с тем, самыми перспективными средствами обмена информацией, безусловно, являются цифровые компьютерные сети. С 1986 г. на их базе получили развитие системы электронной почты, позволяющие отправителю и получателю обмениваться между собой сообщениями без установления прямой связи. Электронная почта является важнейшим инструментом документооборота любой компании, с помощью которой не только выполняется переписка, но и распространяются нормативные и другие важные документы. При этом она является самым экономичным средством связи. Любая система, обеспечивающая адресность доставки электронной корреспонденции, достоверность и полноту передачи, а при необходимости и конфиденциальность передаваемых данных, может называться системой электронной почты. В РБ наибольшее распространение получили электронные почты, построенные на базе E-mail, Спринт, Релком.
На сегодняшний день существует огромное количество различных телекоммуникационных сетей. Не углубляясь в технические подробности их функционирования, отметим, что, помимо сетей общего пользования, существуют также специализированные сети телекоммуникаций, к которым относятся системы межбанковских электронных сообщений и платежей, в том числе системы безналичных расчетов на основе пластиковых карт.
Получившая в последнее время широкую известность в РБ Глобальная компьютерная сеть ИНТЕРНЕТ (INTERNET) предоставляет возможность практически мгновенного получения доступа к огромному количеству самой разнообразной информации, разбросанной по всему миру. Определенные сложности у неопытных пользователей могут возникать с тем, как отыскать требуемые сведения в этом море информации. Для этих целей разработаны многочисленные поисковые системы, позволяющие осуществлять поиск требуемой информации на основе различных критериев поиска. В приложении 9 приведены некоторые полезные ресурсы сети ИНТЕРНЕТ, которые могут быть полезны при проведении финансового контроля в коммерческих банках, и дано их краткое описание.
Всемирная межбанковская
финансовая телекоммуникационная сеть
- СВИФТ (SWIFT - Society for World-wide Interbank Financial Telecommunications
- Международная межбанковская
Коммерческим банкам необходимо шире использовать огромные возможности указанных выше информационных систем в своей деятельности для выхода на качественно новые рубежи, интеграции белорусских банков с международными финансовыми рынками.
1.3 Нормативно-правовое
обеспечение финансового
Правовое обеспечение банковской деятельности в Республике Беларусь охватывает широкий круг вопросов. При этом большинство из них имеет отношение к внутреннему контролю в банке уже потому, что важнейшей задачей контроля является обеспечение выполнения банком требований действующего законодательства, других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность коммерческих банков.
Первые законы, регулирующие банковскую деятельность, определяли законодательные нормы, условия функционирования банков, перечень разрешенных им операций, порядок лицензирования, ответственности и контроля. Эти законы являлись реакцией на экономические и политические события того времени и почти не были направлены на регулирование внутренней жизни банков. Именно поэтому уже через 3-5 лет стало ясно, что имеющаяся законодательная база явно не удовлетворяет предъявляемым к ней требованиям, содержит определенные противоречия, является слишком ограниченной.Наличие эффективной системы внутреннего финансового контроля является основой формирования надлежащей системы корпоративного управления, обеспечивающей защиту интересов учредителей банка, кредиторов и прочих заинтересованных лиц. Система внутреннего финансового контроля обеспечивается путем непрерывного контроля за соблюдением сотрудниками банка законодательства и стандартов профессиональной деятельности, предупреждения конфликтов интересов, обеспечения надлежащего уровня надежности, соответствующего характеру и масштабам проводимых банком операций, и минимизации рисков банковской деятельности.
Порядок осуществления внутренних проверок в банках Республики Беларусь регулируется следующими нормативными актами:
Законом РБ от 08.11.1994 № 3373-XII "Об аудиторской деятельности" с учетом последних изменений;
Инструкцией об
организации внутреннего
В целях повышения качества оказания аудиторских услуг и защиты прав потребителей таких услуг постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 23 марта 2010 г. № 33 внесены дополнения в республиканские правила аудиторской деятельности «Порядок заключения договоров оказания аудиторских услуг».
Дополнения предусматривают, что в случае виновного неисполнения обязательства по качественному оказанию аудиторских услуг аудиторская организация (аудитор – индивидуальный предприниматель) несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством, а также:
возмещает убытки,
причиненные заказчику в
возмещает убытки, связанные с применением мер ответственности к заказчику контролирующими (надзорными) органами, в случае выявления этими органами фактов неуплаты или неполной уплаты заказчиком сумм налогов, сборов (пошлин) за аудируемый период, не отраженных в итоговых документах финансового контроля, в соответствии с законодательством (в случае проведения обязательного финансового контроля достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности);
возмещает причиненные заказчику убытки в соответствии с законодательством (в случае оказания сопутствующих аудиту услуг).
В целях осуществления внутреннего финансового контроля банк разрабатывает и утверждает локальные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок работы органов управления банка и его структурных подразделений, взаимодействия между структурными подразделениями банка, совершения банковских операций и других сделок, управления рисками, создания резервов.
В соответствии с п.6 Инструкции об экономических нормативах для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.09.2006 № 137 (с последующими изменениями и дополнениями), уполномоченные органы банка должны разработать и утвердить локальные нормативные акты по эффективному управлению и контролю за ликвидностью, кредитными, страновыми, рыночными, операционными рисками, устанавливающие порядок и соответствующие процедуры отслеживания, оценки рисков, контроля за выполнением установленных нормативов, полномочия и другие мероприятия, обеспечивающие управление и ограничение рисков в сочетании с обеспечением прибыльной работы. Указанные нормативные акты должны содержать системы раннего предупреждения и стресс-тестов, позволяющие оценить вероятность и конкретные причины возникновения в будущем стрессовых (кризисных) событий в деятельности банка, и механизмы минимизации их негативных последствий.
Далее рассмотрим применительно к конкретным направлениям внутреннего финансового контроля банка, какие локальные документы должны быть им разработаны и что в них отражается.
В целях обеспечения соблюдения законности и экономической целесообразности деятельности банка, минимизации банковских рисков в банке создается служба внутреннего финансового контроля. Служба внутреннего финансового контроля осуществляет мониторинг, проверку, оценку эффективности функционирования системы внутреннего финансового контроля банка.
Деятельность службы внутреннего финансового контроля регулируется внутренним документом банка - Положением о службе внутреннего финансового контроля банка, которое должно определять, в частности:
- цели и сферу деятельности службы внутреннего финансового контроля;
- принципы (стандарты) и
методы деятельности службы
- статус службы внутреннего финансового контроля в организационной структуре банка, ее задачи, полномочия, права и обязанности, а также взаимоотношения с другими структурными подразделениями банка;
- подчиненность и подотчетность
руководителя службы
- обязанность руководителя службы внутреннего финансового контроля информировать о выявленных при проведении проверок нарушениях (недостатках) руководителей исполнительных органов банка и руководителя структурного подразделения банка, в котором проводилась проверка;
- обязанность руководителя службы внутреннего финансового контроля информировать руководителя исполнительных органов банка о случаях, которые препятствуют осуществлению службой внутреннего финансового контроля своих функций;
- порядок участия службы внутреннего финансового контроля в разработке локальных нормативных правовых актов банка;
- ответственность руководителя службы внутреннего финансового контроля в случаях неинформирования или несвоевременного информирования руководителей исполнительных органов банка по вопросам, возникающим при проведении проверок.
При разработке указанного Положения банки могут руководствоваться письмом Нацбанка РБ от 06.02.2007 № 23-14/12 «О Типовом положении по организации внутреннего финансового контроля в банке» и Правилом аудиторской деятельности «Использование результатов работы внутреннего финансового контроля», утвержденным постановлением Минфина РБ. Согласно последнему Финансовый контроль может быть организован в форме ревизионных комиссий, ревизоров, внутренних аудиторов или групп внутренних аудиторов.
Система внутреннего финансового контроля в банке состоит из сложных структурных взаимоотношений. Для организации эффективного контроля за проводимыми в банке операциями необходимо четко определить права и обязанности различных подразделений банка и отдельных должностных лиц в общей системе контроля за банковскими рисками банка. Для этого может разрабатываться отдельный локальный нормативный правовой акт - Положение по организации системы внутреннего финансового контроля за банковскими рисками в банке.
Нормативные акты банка по контролю за банковскими рисками должны содержать системы раннего предупреждения и стресс-тестов, позволяющие оценить вероятность и конкретные причины возникновения в будущем стрессовых (кризисных) событий в деятельности банка, и механизмы минимизации их негативных последствий. Стресс-тесты могут разрабатываться в рамках регламентации системы контроля конкретного риска банка либо в целом по банку. По мнению автора, целесообразно применять единый локальный нормативный правовой акт по проведению стресс-тестирования в банке - Положение о порядке проведения стресс-тестирования в банке. В нем должны быть обобщены возможные стрессовые ситуации в банке, которые могут затрагивать различные риски банка. Его преимущество состоит в том, что механизмы минимизации негативных последствий стрессовых ситуаций могут быть применимы к различным банковским рискам одновременно.
Информация о работе Роль финансовой отчетности в проведении финансового контроля