Роль финансовой отчетности в проведении финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений в Республике Беларусь привело к существенным изменениям содержания и характера управления коммерческими банками.
Радикальные перемены во внутренней и внешней среде существования банковских институтов требуют создания устойчивой, пользующейся доверием субъектов рынка кредитной системы, что подразумевает наличие как внешнего, так и внутреннего контроля законности и эффективности ее функционирования.

Файлы: 1 файл

курсовая фин.контроль и аудит.doc

— 314.00 Кб (Скачать)
  1. Внешние информационные системы: система законодательных и нормативных документов; информационные системы на базе новых информационных технологий;
  2. Внутренние информационные системы: система внутренних нормативных документов банка; система бухгалтерского учета и отчетности; автоматизированная банковская система; система экономической безопасности банка; система управления банковскими рисками, включающая управление кредитными рисками; система оценки деятельности банка; маркетинговая информационная система, другие внутренние информационные системы [9, с.177].

Перечисленные информационные системы получили определенное развитие в теории банковского дела. Вместе с тем, есть все основания утверждать, что многие из указанных информационных систем банками используются в недостаточной степени, а некоторые из них не используются вовсе.

 Далее более подробно некоторые из наиболее важных информационных систем, имеющих особое значение для целей внутреннего контроля, а именно: внешние информационные системы на базе новых информационных технологий, систему законодательных и нормативных документов, систему внутренних нормативных документов банка, систему бухгалтерского учета и отчетности и автоматизированную банковскую систему.

Внешние информационные системы на базе новых информационных технологий обязаны своему появлению стремительному развитию в 80-х годах компьютерной техники и телекоммуникаций. Именно эти системы в последующем оказали огромное влияние на развитие всего мирового банковского бизнеса. В числе указанных систем, прежде всего, следует назвать такие известные международные (общенациональные) информационные системы, как СВИФТ, СТАРТ, РЕЙТЕР, ИНТЕРНЕТ.

Формирование  банковской системы  РБ происходит в условиях интенсивного развития информационных технологий. Первым техническим средством, пришедшим банкирам на помощь, был обычный телеграф, который используется и в настоящее время, как в первоначальном виде, так и в современной его модификации - в виде телекса. Современная телефонная связь обеспечивает факсимильную передачу документов, позволяет передавать видеоизображения, может использоваться как средство связи с другими коммуникационными сетями.

Вместе с  тем, самыми перспективными средствами обмена информацией, безусловно, являются цифровые компьютерные сети. С 1986 г. на их базе получили развитие системы электронной почты, позволяющие отправителю и получателю обмениваться между собой сообщениями без установления прямой связи. Электронная почта является важнейшим инструментом документооборота любой компании, с помощью которой не только выполняется переписка, но и распространяются нормативные и другие важные документы. При этом она является самым экономичным средством связи. Любая система, обеспечивающая адресность доставки электронной корреспонденции, достоверность и полноту передачи, а при необходимости и конфиденциальность передаваемых данных, может называться системой электронной почты. В РБ наибольшее распространение получили электронные почты, построенные на базе E-mail, Спринт, Релком.

На сегодняшний  день существует огромное количество различных телекоммуникационных сетей. Не углубляясь в технические подробности их функционирования, отметим, что, помимо сетей общего пользования, существуют также специализированные сети телекоммуникаций, к которым относятся системы межбанковских электронных сообщений и платежей, в том числе системы безналичных расчетов на основе пластиковых карт.

Получившая  в последнее время широкую  известность в  РБ Глобальная компьютерная сеть ИНТЕРНЕТ (INTERNET) предоставляет возможность практически мгновенного получения доступа к огромному количеству самой разнообразной информации, разбросанной по всему миру. Определенные сложности у неопытных пользователей могут возникать с тем, как отыскать требуемые сведения в этом море информации. Для этих целей разработаны многочисленные поисковые системы, позволяющие осуществлять поиск требуемой информации на основе различных критериев поиска. В приложении 9 приведены некоторые полезные ресурсы сети ИНТЕРНЕТ, которые могут быть полезны при проведении финансового контроля в коммерческих банках, и дано их краткое описание.

Всемирная межбанковская  финансовая телекоммуникационная сеть - СВИФТ (SWIFT - Society for World-wide Interbank Financial Telecommunications - Международная межбанковская организация  по валютным и финансовым расчетам по телексу) обслуживает международное банковское сообщество начиная с 1973 года. В настоящее время внедрена новая сетевая архитектура этой сети, получившая название - SWIFT-2. Внедрение системы связи СВИФТ позволило наладить обмен информацией между банками, а также осуществить безбумажные платежные операции с минимальным привлечением труда людей и сокращением операционных расходов, ускорить обмен информацией между банками с помощью телекоммуникационных линий связи, минимизировать типичные виды банковского риска (таких как: потеря документов, ошибочная адресация, фальсификация платежных документов и др.).

Коммерческим  банкам необходимо шире использовать огромные возможности указанных  выше информационных систем в своей  деятельности для выхода на качественно новые рубежи, интеграции белорусских банков с международными финансовыми рынками.

 

1.3 Нормативно-правовое  обеспечение финансового контроля финансовой отчетности банка

 

Правовое обеспечение банковской деятельности в Республике Беларусь охватывает широкий круг вопросов. При этом большинство из них имеет отношение к внутреннему контролю в банке уже потому, что важнейшей задачей контроля является обеспечение выполнения банком требований действующего законодательства, других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность коммерческих банков.

Первые законы, регулирующие банковскую деятельность, определяли законодательные нормы, условия функционирования банков, перечень разрешенных им операций, порядок  лицензирования, ответственности и контроля. Эти законы являлись реакцией на экономические и политические события того времени и почти не были направлены на регулирование внутренней жизни банков. Именно поэтому уже через 3-5 лет стало ясно, что имеющаяся законодательная база явно не удовлетворяет предъявляемым к ней требованиям, содержит определенные противоречия, является слишком ограниченной.Наличие эффективной системы внутреннего финансового контроля является основой формирования надлежащей системы корпоративного управления, обеспечивающей защиту интересов учредителей банка, кредиторов и прочих заинтересованных лиц. Система внутреннего финансового контроля обеспечивается путем непрерывного контроля за соблюдением сотрудниками банка законодательства и стандартов профессиональной деятельности, предупреждения конфликтов интересов, обеспечения надлежащего уровня надежности, соответствующего характеру и масштабам проводимых банком операций, и минимизации рисков банковской деятельности.

Порядок осуществления  внутренних проверок в банках Республики Беларусь регулируется следующими нормативными актами:

Законом РБ от 08.11.1994 № 3373-XII "Об аудиторской деятельности" с учетом последних изменений;

Инструкцией об организации внутреннего контроля в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.09.2006 № 139, в редакции постановления от 18.06.2008 № 74.

В целях повышения  качества оказания аудиторских услуг  и защиты прав потребителей таких  услуг постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 23 марта 2010 г. № 33 внесены дополнения в республиканские правила аудиторской деятельности «Порядок заключения договоров оказания аудиторских услуг».

Дополнения  предусматривают, что в случае виновного  неисполнения обязательства по качественному оказанию аудиторских услуг аудиторская организация (аудитор – индивидуальный предприниматель) несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством, а также:

возмещает убытки, причиненные заказчику в результате указания неверной информации либо отсутствия необходимой заказчику информации в итоговых документах финансового контроля, в соответствии с законодательством (в случае проведения финансового контроля);

возмещает убытки, связанные с применением мер  ответственности к заказчику контролирующими (надзорными) органами, в случае выявления этими органами фактов неуплаты или неполной уплаты заказчиком сумм налогов, сборов (пошлин) за аудируемый период, не отраженных в итоговых документах финансового контроля, в соответствии с законодательством (в случае проведения обязательного финансового контроля достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности);

возмещает причиненные  заказчику убытки в соответствии с законодательством (в случае оказания сопутствующих аудиту услуг).

В целях осуществления внутреннего финансового контроля банк разрабатывает и утверждает локальные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок работы органов управления банка и его структурных подразделений, взаимодействия между структурными подразделениями банка, совершения банковских операций и других сделок, управления рисками, создания резервов.

В соответствии с п.6 Инструкции об экономических  нормативах для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.09.2006 № 137 (с  последующими изменениями и дополнениями), уполномоченные органы банка должны разработать и утвердить локальные нормативные акты по эффективному управлению и контролю за ликвидностью, кредитными, страновыми, рыночными, операционными рисками, устанавливающие порядок и соответствующие процедуры отслеживания, оценки рисков, контроля за выполнением установленных нормативов, полномочия и другие мероприятия, обеспечивающие управление и ограничение рисков в сочетании с обеспечением прибыльной работы. Указанные нормативные акты должны содержать системы раннего предупреждения и стресс-тестов, позволяющие оценить вероятность и конкретные причины возникновения в будущем стрессовых (кризисных) событий в деятельности банка, и механизмы минимизации их негативных последствий.

Далее рассмотрим применительно  к конкретным направлениям внутреннего финансового контроля банка, какие локальные документы должны быть им разработаны и что в них отражается.

В целях обеспечения соблюдения законности и экономической целесообразности деятельности банка, минимизации банковских рисков в банке создается служба внутреннего финансового контроля. Служба внутреннего финансового контроля осуществляет мониторинг, проверку, оценку эффективности функционирования системы внутреннего финансового контроля банка.

Деятельность службы внутреннего  финансового контроля регулируется внутренним документом банка - Положением о службе внутреннего финансового контроля банка, которое должно определять, в частности:

- цели и сферу деятельности службы внутреннего финансового контроля;

- принципы (стандарты) и  методы деятельности службы внутреннего  финансового контроля;

- статус службы внутреннего  финансового контроля в организационной структуре банка, ее задачи, полномочия, права и обязанности, а также взаимоотношения с другими структурными подразделениями банка;

- подчиненность и подотчетность  руководителя службы внутреннего  финансового контроля;

- обязанность руководителя  службы внутреннего финансового контроля информировать о выявленных при проведении проверок нарушениях (недостатках) руководителей исполнительных органов банка и руководителя структурного подразделения банка, в котором проводилась проверка;

- обязанность руководителя  службы внутреннего финансового контроля информировать руководителя исполнительных органов банка о случаях, которые препятствуют осуществлению службой внутреннего финансового контроля своих функций;

- порядок участия службы  внутреннего финансового контроля в разработке локальных нормативных правовых актов банка;

- ответственность руководителя  службы внутреннего финансового контроля в случаях неинформирования или несвоевременного информирования руководителей исполнительных органов банка по вопросам, возникающим при проведении проверок.

При разработке указанного Положения банки могут руководствоваться письмом Нацбанка РБ от 06.02.2007 № 23-14/12 «О Типовом положении по организации внутреннего финансового контроля в банке» и Правилом аудиторской деятельности «Использование результатов работы внутреннего финансового контроля», утвержденным постановлением Минфина РБ. Согласно последнему Финансовый контроль может быть организован в форме ревизионных комиссий, ревизоров, внутренних аудиторов или групп внутренних аудиторов.

Система внутреннего финансового контроля в банке состоит из сложных структурных взаимоотношений. Для организации эффективного контроля за проводимыми в банке операциями необходимо четко определить права и обязанности различных подразделений банка и отдельных должностных лиц в общей системе контроля за банковскими рисками банка. Для этого может разрабатываться отдельный локальный нормативный правовой акт - Положение по организации системы внутреннего финансового контроля за банковскими рисками в банке.

Нормативные акты банка по контролю за банковскими рисками должны содержать системы раннего предупреждения и стресс-тестов, позволяющие оценить вероятность и конкретные причины возникновения в будущем стрессовых (кризисных) событий в деятельности банка, и механизмы минимизации их негативных последствий. Стресс-тесты могут разрабатываться в рамках регламентации системы контроля конкретного риска банка либо в целом по банку. По мнению автора, целесообразно применять единый локальный нормативный правовой акт по проведению стресс-тестирования в банке - Положение о порядке проведения стресс-тестирования в банке. В нем должны быть обобщены возможные стрессовые ситуации в банке, которые могут затрагивать различные риски банка. Его преимущество состоит в том, что механизмы минимизации негативных последствий стрессовых ситуаций могут быть применимы к различным банковским рискам одновременно.

Информация о работе Роль финансовой отчетности в проведении финансового контроля