Роль финансовой отчетности в проведении финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений в Республике Беларусь привело к существенным изменениям содержания и характера управления коммерческими банками.
Радикальные перемены во внутренней и внешней среде существования банковских институтов требуют создания устойчивой, пользующейся доверием субъектов рынка кредитной системы, что подразумевает наличие как внешнего, так и внутреннего контроля законности и эффективности ее функционирования.

Файлы: 1 файл

курсовая фин.контроль и аудит.doc

— 314.00 Кб (Скачать)

Положение по управлению и  контролю за банковскими рисками. Помимо организации системы внутреннего финансового контроля за банковскими рисками в банке необходимо предусмотреть конкретные механизмы по управлению и контролю за данными рисками. Для этого может разрабатываться отдельный внутренний нормативный документ - Положение по управлению и контролю за банковскими рисками, в котором будут предусматриваться порядок и соответствующие процедуры отслеживания, оценки рисков, контроля за выполнением установленных нормативов, полномочия и другие мероприятия, обеспечивающие управление и ограничение рисков в сочетании с обеспечением прибыльной работы.

Экономические нормативы  для банков, методика их расчета и порядок осуществления контроля за выполнением экономических нормативов банками установлены Инструкцией № 137. В практической же деятельности в банке возникают вопросы: кто, в каком объеме, в какие сроки должен готовить необходимую информацию для расчета тех или иных экономических нормативов с целью дальнейшего контроля за их исполнением. В связи с этим и разрабатывается Положение об организации подготовки и порядке расчета экономических нормативов банка.

Условием эффективного управления ликвидностью является наличие в банке официально утвержденного (одобренного) и при необходимости пересматриваемого уполномоченным органом локального нормативного правового акта о политике в сфере управления и контроля за ликвидностью, например Положения о политике по управлению и контролю за ликвидностью банка. Требования этого Положения должны строго соблюдаться структурными подразделениями банка, решения которых влияют на состояние ликвидности. В документе должно быть предусмотрено, что соответствующие органы банка получают информацию о состоянии ликвидности регулярно, а в случае существенных ухудшений текущего или прогнозируемого состояния ликвидности банка - незамедлительно.

Указанное Положение может  определять:

- орган, ответственный  за разработку и проведение соответствующей политики, принятие решений по управлению ликвидностью;

- полномочия органов управления  и структурных подразделений  и их ответственность по управлению  ликвидностью;

- порядок проведения анализа  состояния ликвидности, причин  невыполнения установленных нормативов;

- порядок проведения анализа  состояния требований (особенно  с просроченными сроками) и  обязательств (особенно при наличии  угрозы досрочного предъявления  к оплате);

- порядок составления  краткосрочного прогноза ликвидности;

- процедуру  восстановления ликвидности и  план мер по поддержанию ликвидности  в наихудших условиях;

- порядок оценки  влияния на состояние ликвидности  операций с иностранной валютой,  в т.ч. в условиях негативного  для банка развития событий;

- информационную базу для сбора и анализа информации о состоянии ликвидности.

В этом Положении  может содержаться также периодический  обзор состояния ликвидности, основанный на сопоставлении краткосрочных  прогнозов о состоянии ликвидности  и данных отчетности.

Классификацию активов, подверженных кредитному риску, по степени их надежности необходимо производить с целью формирования необходимого резерва под данные активы. Основным документом, на основании которого банки формируют резервы под активы, подверженные кредитному риску, является Инструкция о порядке формирования и использования специального резерва на покрытие возможных убытков по активам банка и небанковской кредитно-финансовой организации, подверженным кредитному риску, утвержденная постановлением Правления Нацбанка РБ от 28.09.2006 № 138.

Требованием указанной  Инструкции является наличие в банках внутренних нормативных документов, регламентирующих порядок классификации  активов, подверженных кредитному риску. Таким документом, в частности, может  быть Положение о классификации активов банка, подверженных кредитному риску, по степени их надежности.

Формирование  резерва осуществляется на основании  произведенной банком классификации  активов. Локальные нормативные  правовые акты, определяющие порядок  осуществления банком классификации активов по степени их надежности, используемые при этом критерии, а также процедуры принятия и исполнения решений по формированию и использованию резерва должны быть утверждены уполномоченным органом управления банка и не должны противоречить вышеуказанной Инструкции и иным нормативным правовым актам, регламентирующим деятельность банков.

Локальные нормативные  правовые акты банка должны предусматривать  порядок документального оформления, накопления и использования при  классификации активов, подверженных кредитному риску, информации о способности должника погасить основную сумму долга и уплатить проценты, включая его бухгалтерскую и иную отчетность, заключение о результатах оценки финансового состояния должника, информацию о внешних факторах, влияющих на способность должника выполнить свои обязательства перед банком, периодичность составления документов, необходимых для адекватной оценки кредитного риска, в соответствии со сложившейся практикой, которая учитывает отраслевые и иные особенности клиентов.

В локальных  нормативных правовых актах банка  должны также быть установлены признаки ухудшения финансового состояния  должника и подходы банка к  их использованию при классификации  его задолженности.

Признаки ухудшения  финансового состояния должника и подходы к их использованию при классификации активов по степени надежности, содержащиеся в локальных нормативных правовых актах банка, а также дополнения и изменения в них должны быть согласованы с Нацбанком РБ.

Банковская деятельность, являясь одной из самых старых областей предпринимательства, отличается от других форм деловой активности прежде всего тем, что регулирует финансовые потоки как на макро-, так и на микроуровнях национальной экономики, используя при этом различного рода финансовые инструменты.

Как известно из опыта мировой и отечественной практики, надежность и стабильность деятельности любого банка зависит от системы его управления. Одной из основных управленческих функций является бухгалтерский учет. На современном этапе экономического развития бухгалтерский учет в банках представляет собой информационный поток о состоянии и движении активов (денежных средств, кредитов, корреспондентских счетов, ценных бумаг, долгосрочных финансовых вложений, основных средств, нематериальных активов), обязательств (привлеченных средств клиентов) и капитала банка (фондов, прибыли). Обладая большим оперативным объемом информации, бухгалтерский учет в банках играет важную роль в успешном проведении денежно-кредитной политики государства, эффективном функционировании банковской системы, осуществлении регулирующих и надзорных функций за деятельностью банков, обеспечении своевременной информацией о деятельности банков внутренних и внешних пользователей.

И именно вот  эта потребность пользователей  в получении качественной, достоверной и надежной информации ставит перед бухгалтерским учетом вопрос создания эффективной системы организации бухгалтерского учета и отчетности в банках.

Законодательной основой организации и ведения  бухгалтерского учета в банках Республики Беларусь является Закон РБ от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (в редакции Закона РБ от 25.06.2001 № 42-3, с учетом изменений) (далее - Закон). Данным Законом определены: основные задачи, необходимость решения которых стоит перед бухгалтерским учетом и отчетностью; общие требования к организации бухгалтерского учета и учетной политике организации; права и обязанности главного бухгалтера; основные требования к ведению бухгалтерского учета; требования к составлению первичных учетных документов, ведению регистров бухгалтерского учета; подходы к оценке и инвентаризации активов и обязательств и др.

Вместе с  тем особенности организации  бухгалтерского учета и отчетности для банковской деятельности не определены Законом. Поэтому Нацбанк РБ, руководствуясь ст.26 Банковского кодекса РБ и ст.5 Закона, разработал еще в 2001 г. Правила организации бухгалтерского учета и отчетности в банках Республики Беларусь (утверждены постановлением Правления Нацбанка РБ от 31.10.2001 № 288) (далее - Правила), которые являются основополагающим нормативным документом по вопросам организации бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы. Необходимо отметить, что указанные Правила не повторяют основных положений Закона, а дополняют его путем раскрытия следующих специфических функций организационной работы банков:

- организация  работы со счетами клиентов (проверка  документов, представленных на открытие  счета, регистрация счетов, порядок  хранения документов по открытию  счетов (карточек с образцами  подписей и оттисков печатей и др.));

- организация  аналитического и синтетического  учета (присвоение 13-значного номера  счета; определение форм аналитического  и синтетического учета; обязательные  реквизиты к лицевым счетам  и выпискам из них, порядок  работы с выписками из лицевых счетов; требования к структуре, содержанию и формированию ежедневного баланса, кассовых журналов, оборотных и проверочных ведомостей);

- исправление  ошибочных записей;

- организация  операционной работы;

- организация  документооборота в банке;

- хранение документов;

- бухгалтерская  отчетность (формируется и представляется  заинтересованным органам по  форме и в сроки, устанавливаемые  Нацбанком РБ).

С момента принятия Правил уже прошло почти шесть  лет. И несмотря на то, что в них несколько раз вносились изменения и дополнения, Правила последние несколько лет нуждались в переработке с целью приведения их в соответствие с требованиями настоящего времени и изменившимся законодательством. В частности, применение банками новых современных информационных технологий, позволяющих осуществлять операции в реальном режиме времени и выполнять различного рода контроль при их проведении, хранение документов в электронном виде, сканирование документов с последующей их передачей для отражения по счетам бухгалтерского учета, применение системы «клиент-банк», организация системы безопасности доступа к счетам клиентов и внутрибанковским счетам, структурные преобразования в банках при работе с филиалами, открытие центров по предоставлению банковских услуг и многое другое - все это говорит о необходимости наличия в каждом банке эффективной современной системы организации бухгалтерского учета и отчетности. Кроме того, были внесены изменения и дополнения в Закон, а также утвержден нормативный документ, определяющий требования к организации внутреннего контроля в банках, - Инструкция об организации внутреннего контроля в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях.

Все вышеизложенное привело к необходимости разработки нового нормативного документа, который  бы заменил действующие Правила. Таким документом стала Инструкция о порядке организации бухгалтерского учета и отчетности в Национальном банке и банках Республики Беларусь, утвержденная постановлением Совета директоров Нацбанка РБ от 26.06.2007 № 198 (далее - Инструкция), которая вступит в силу с 1 января 2008 г.

Инструкция  устанавливает общие требования к порядку организации бухгалтерского учета и отчетности в банках и  выделяет следующие составляющие: организацию операционного дня; организацию внутреннего контроля; ведение регистров бухгалтерского учета; организацию работы по ведению лицевых счетов; формирование и хранение документов; составление отчетности; формирование учетной политики.

Глава 3 «Основные  требования к организации операционного  дня банка» новой Инструкции включила в себя установочные нормы, предусмотренные ранее в Правилах (глава 5 «Исправление ошибочных записей», глава 6 «Организация операционной работы», глава 7 «Организация документооборота в банке»). Кроме того, в этой главе предусмотрены такие новые положения, как: требования к перечню лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов (п.14); возможность формирования и использования сводного мемориального ордера и сводного внебалансового ордера (п.16); работа банка в выходные дни и отражение совершенных в эти дни операций в бухгалтерском учете (п.19); формирование порядка прохождения документов по всем стадиям обработки в течение операционного дня - график документооборота и включение его в учетную политику банка (п.22).

Глава 4 «Организация внутреннего контроля» Инструкции определяет необходимость осуществления внутреннего (текущего и последующего) контроля при организации работы банка в течение операционного дня и цели, на которые должен быть направлен внутренний контроль. Главной особенностью этой главы является то, что она не регламентирует переченя операций банка, которые подлежат дополнительному контролю, а лишь устанавливает для банков норму самостоятельного определения этого перечня в локальных нормативных актах (в Правилах в пп.72, 74 предусмотрен перечень операций, которые подлежат дополнительному контролю).

В главе 5 «Регистры  бухгалтерского учета» Инструкции определены требования к формам аналитического и синтетического учета. Форма лицевого счета дополнена новым обязательным реквизитом - код платежа в бюджет, если осуществляется операция по перечислению денежных средств в республиканский или местный бюджеты (п.27). Инструкцией также разрешено ведение сборных лицевых счетов по операциям с физическими лицами, основными средствами, нематериальными активами, товарно-материальными ценностями, дебиторской и кредиторской задолженностью по хозяйственной деятельности, со средствами в расчетах по операциям с банками и клиентами. Однако при этом установлено, что должно быть обязательно обеспечено ведение раздельного аналитического учета операций по каждому клиенту (объекту учета) с предоставлением клиенту необходимой информации о проведенных операциях в виде выписок и приложений к ней (п.30). Инструкцией предусмотрено и формирование оборотной ведомости, но периодичность ее составления определяется банком самостоятельно (п.34). В Правилах же предусмотрена оборотная ведомость - квартальная или годовая (п.37).

Информация о работе Роль финансовой отчетности в проведении финансового контроля