Роль финансовой отчетности в проведении финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений в Республике Беларусь привело к существенным изменениям содержания и характера управления коммерческими банками.
Радикальные перемены во внутренней и внешней среде существования банковских институтов требуют создания устойчивой, пользующейся доверием субъектов рынка кредитной системы, что подразумевает наличие как внешнего, так и внутреннего контроля законности и эффективности ее функционирования.

Файлы: 1 файл

курсовая фин.контроль и аудит.doc

— 314.00 Кб (Скачать)

Главной целью финансового контроля банка является - установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и проверка соответствия совершенных банками финансовых и хозяйственных операций нормативным актам НБ РБ.

Основными задачами финансового контроля банка в коммерческих банках являются:

 контроль  сохранности собственности учредителей и банка предупреждение краж, присвоения имущества или денежных средств, расходов вследствие халатного или неквалифицированного отношения к собственности должностных лиц, которым доверено управление денежными и материальными средствами; предупреждения злоупотреблений служебным положением, мошенничества; соблюдение порядка списания с баланса имущества, пришедшего в негодность, а также долгов, недостач и потерь от порчи имущества; проверка оформления материалов инвентаризации);

выявление и мобилизация имеющихся фондов и резервов (контроль исполнения сметы расходов, утвержденной правлением банка; контроль за целевым использованием фондов банка; исключение расточительства и перерасхода; усиление режима экономии денежных средств);

проверка соответствия системы организационных регламентов действующим нормативным актам и учредительным документам;

обеспечение последовательной и эффективной работы службы внутреннего  контроля;

проверка организации  работы по заключению хозяйственных  договоров и контроля за их исполнением;

проверка расчетно-кассового  обслуживания клиентов (проверка своевременности  зачисления и списания средств клиентов; проверка своевременности расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами; проверка соблюдения кассовой дисциплины; проверка заключения договоров на расчетно- кассовое обслуживание);

проверка и  анализ всех операций, осуществляемых банком (кредитных, с ценными бумагами, неторговых операций и т.д.);

проверка бухгалтерского учета доходов и расходов банка (проверка правильности отнесения доходов и расходов банка на те или иные статьи; проверка правильности и своевременности удержания комиссионного вознаграждения с клиентов; проверка правильности и своевременности начисления процентов по счетам физических и юридических лиц и т.д.; проверка правильности формирования финансового результата);

проверка полного  и своевременного отражения операций в бухгалтерском учете;

контроль за исполнением решений по устранению выявленных недостатков (проверка считается  законченной, когда выявленные в процессе проверки нарушения устранены, а деятельность проверяемого структурного подразделения обеспечивает предупреждение подобных нарушений).

В условиях рынка  кредитные учреждения и другие хозяйствующие  субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию.

Наличие достоверной  информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений. Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное  значение.

Исходя из материала  проанализированного в данной главе  можно сделать следующие выводы.  В современных условиях, когда укреплению экономических связей между банками и предприятиями часто препятствует отсутствие доверия партнеров друг к другу, особо остро проявляется потребность в достоверной экономической информации, в которой заинтересованы все без исключения участники хозяйственного оборота независимо от форм собственности. Таким образом, сложились объективные предпосылки, и возникла острая необходимость в проведении независимого контроля всех коммерческих структур или, иными словами, в аудиторских услугах.

Главной целью финансового контроля банка является - установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и проверка соответствия совершенных банками финансовых и хозяйственных операций нормативным актам НБ РБ.

 

  1.2 Информационное обеспечение финансового контроля банка

 

Информационному обеспечению финансового контроля принадлежит исключительно важная роль в успешном функционировании системы финансового контроля в коммерческом банке. Именно развитие информационного обеспечения является сегодня, с одной стороны, объективно необходимой предпосылкой, с другой, условием для становления и совершенствования финансового контроля в коммерческих банках.

Наличие информации представляет собой исходную базу управления любым  объектом. Банк, как сложная общественно-экономическая  система, для своего управления требует  самой широкой информационной базы. Полная, достоверная и своевременная информация необходима для решения сложных задач банковского управления, оказания банковских услуг на современном уровне. От того, как организован сбор, обработка, распределение информации в целях обеспечения процесса принятия решений, в значительной мере зависит результативность внутреннего контроля, а также эффективность управления в целом [7, с.143].

Для современных условий  развития информационных технологий характерно все более широкое использование  высокоэффективных автоматизированных информационных систем, позволяющих существенно повышать уровень управления экономическими объектами. Современные информационные системы предоставляют возможность осуществлять сбор и хранение информации, оперативно и точно передавать ее по назначению, осуществлять ее обработку, выявлять отклонения от намеченных показателей, производить анализ данных. На этой основе появляется возможность поэтапно осуществлять систематический контроль за всеми участками деятельности банка, координировать и своевременно вносить соответствующие коррективы, отслеживая изменение условий внешней среды. Применение развитых информационных систем создает предпосылки для усиления централизации и оперативности контроля, перенесения на высший уровень руководства контрольных функций за деятельностью подразделений банка.

Коммерческие банки в  силу специфики своей деятельности располагают или могут располагать  огромными возможностями по накоплению больших объемов информации, касающейся деятельности не только самих банков, но и хозяйственных и финансовых структур, государственных органов, функционирования многих других объектов и субъектов экономической и социальной жизни общества. Вместе с тем, потребности банков в информации продолжают неуклонно нарастать, и удовлетворение их происходит явно не в полной мере. Чем быстрее указанная проблема найдет свое решение, тем быстрее будут созданы условия для формирования устойчивой и надежной банковской системы в РБ [9, с.158].

Прежде чем  перейти к рассмотрению информационной базы финансового контроля в коммерческих банках, важно определить основные требования, предъявляемые к информации, необходимой для внутреннего контроля. Суть требований, которым, прежде всего, должна удовлетворять информация с позиции внутреннего контроля, состоит в следующем.

Информация должна быть надежной или достоверной. Информацию можно считать достоверной в том случае, если она не искажает истинного положения дел. На практике выполнение этого требования достигается за счет использования методологически правильной техники получения данных, а также путем перепроверки полученных сведений. Управленческие решения, принятые на основе недостоверной информации, скорее всего, будут ошибочными и, как следствие, будут вести к крупным потерям для экономического объекта.

Своевременность информации предполагает, что она сохраняет свою актуальность на тот момент, когда становится доступной для ее использования. Требования к актуальности существенно возрастают при работе в постоянно изменяющихся условиях. Временной период, в течение которого информация остается актуальной, зависит от природы принимаемых на ее основе решений, но в любом случае этот период должен быть меньше времени, которое отводится для принятия управленческого решения. С позиции финансового контроля в коммерческом банке нередко предъявляются повышенные требования к оперативности информации, поскольку для совершения многих видов операций необходимо иметь доступ к данным в режиме реального времени.

Полнота и регулярность получения сведений подразумевают  систематическое поступление необходимого объема данных, а также должный уровень организации их хранения. Информация удовлетворяет требованию полноты, если ее достаточно для понимания и принятия на ее основе управленческих решений. Неполнота информации не только сдерживает принятие решений, но также может стать причиной управленческих ошибок.

Информация  должна представлять ценность, то есть быть полезной, поскольку в противном  случае она лишь отвлекает внимание, мешает в осмыслении сущности процессов, событий, операций. Ценность информации зависит от объема и значимости решаемых на ее основе задач [9, с.163].

Информация  должна быть в достаточной степени  подготовлена к применению, что позволяет  своевременно и эффективно использовать ее для принятия управленческих решений. Выполнение этого требования обеспечивается за счет соответствующей обработки данных и представления их в доступной, легко читаемой форме (например, в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков).

Информация  должна удовлетворять и такому важному  требованию, как сопоставимость, без выполнения этого требования дальнейшая обработка данных становится бессмысленной. Сопоставимость данных достигается за счет использования единой методологической базы наблюдений и регистрации показателей во всех подразделениях банка, включая филиалы.

Выполнение  большинства перечисленных требований может быть обеспечено лишь при наличии  развитых информационных систем. Для  этого важно постоянно расширять  доступ к внешним источникам информации, используя все средства телекоммуникационных сетей, а также объединять внутренние источники информации едиными системами организации данных, например стандартами представления сведений и перечнем показателей, едиными системами передачи, позволяющими оптимизировать информационные потоки, санкционировать доступ сотрудников к тем или иным данным.

Круг источников внешней и внутренней информации для обеспечения финансового контроля в коммерческих банках исключительно широк, при этом все источники информации делятся на внутренние и внешние.

Важнейшими  внешними источниками информации для целей финансового контроля в коммерческих банках являются документы, принимаемые: высшими органами законодательной власти; высшими органами исполнительной власти страны; НБ РБ, являющимся основным регулирующим и надзорным органом банковской системы, другими государственными контрольными органами; коммерческими банками, банковскими союзами и ассоциациями, международными финансовыми институтами, такими как МВФ, ЕБРР, Лондонским и Парижским клубами международных кредиторов.

В числе внешних источников информации необходимо назвать такой неисчерпаемый и доступный источник информации, как многочисленные научные публикации, доклады научных симпозиумов и конференций, а также различные информационно-аналитические материалы, содержащиеся в специальных информационных сборниках. Кроме того, информацию о деятельности потенциальных клиентов банка и его конкурентах можно найти в многочисленных средствах массовой информации: в газетах, журналах, передачах телевидения и радио. Полезная информация может быть также получена путем личных контактов с клиентами, обмена информацией с руководством и служащими других банков и организаций [9, с.166].

Внутренние  источники информации играют огромную роль в информационном обеспечении  внутреннего контроля. Среди них, в первую очередь, необходимо выделить: учредительные документы банка; эмиссионные проспекты и отчеты об эмиссии ценных бумаг; а также другие внутренние нормативные документы банка (решения совета директоров (наблюдательного совета), приказы, распоряжения, инструкции, положения и др.), регламентирующие правила и процедуры принятия управленческих решений, совершения сделок и операций, оказания услуг. В число внутренних источников информации также включаются: данные бухгалтерского учета и отчетности (в том числе официальная и управленческая отчетности); досье клиентов по кредитным, внешнеторговым и другим операциям (содержащие учредительные документы клиентов, их финансовую отчетность, заключенные ими договора и т. п.); внутрифирменные базы данных; справки по результатам проверок, проводимых Банком РБ и его территориальными подразделениями, ГНИ, другими государственными контрольными органами; материалы проверок деятельности банка, осуществляемых внешними аудиторами и т. п.

В настоящее  время информация, которую формируют перечисленные выше источники, организуется в различного рода информационные системы, находящие все более широкое применение в банковском деле. Именно они начинают играть все более важную роль в информационном обеспечении финансового контроля в коммерческих банках.

При решении  задач информационного обеспечения финансового контроля в коммерческом банке также важно использовать системный подход. Под системным подходом к информационному обеспечению финансового контроля в коммерческом банке следует понимать наличие совокупности взаимосвязанных элементов, обеспечивающих организацию информации для осуществления эффективного внутреннего контроля.

В числе основных информационных систем обеспечения финансового контроля необходимо назвать следующие:

Информация о работе Роль финансовой отчетности в проведении финансового контроля