Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 19:03, контрольная работа
Состояние государственных и муниципальных финансов — один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр. Государственные и муниципальные финансы ориентированы на следующие основные принципы: единства законодательной и нормативной базы; открытости и прозрачности; разграничения полномочий и предметов ведения; целевой ориентированности; научного подхода к реализации.
Введение…………………………………………………………………………………..3
1. Стабилизация экономического роста………………………………………………...4
2. Трансформация экономических отношений………………………………………...10
3. Адаптация финансовой системы к рыночным преобразованиям………………….15
4. Стимулирование инвестиционной активности……………………………………...19
5. Роль финансов в решении социальных задач……………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………………28
Каково
же главное условие обмена продукцией
между I и II подразделениями при
Очевидно, что расширение производства (особенно при его экстенсивном типе) требует увеличения применяемого количества средств производства, поэтому I подразделение к уже имевшемуся у него в прошлом году объему средств производства добавляет (за счет накапливаемой части прибыли) дополнительную сумму новых средств производства (I + DI). Тогда в этом подразделении будет больше вещественных факторов: (I1 + DI1) + (I2 +DI2), т.е. станет возможным увеличить два подотдела I подразделения: производство средств производства для I подразделения (I1 + DI1) и производство средств производства для II подразделения (I2 +DI2). В таком случае I подразделение сможет дать средств производства II подразделению больше, чем было при простом воспроизводстве. Главное условие реализации СОП при расширенном воспроизводстве примет другой вид:
(I1 + DI1) > II. Выходит, что I подразделение создает возможность для того, чтобы II подразделение тоже вступило на путь расширенного воспроизводства. Однако для этого нужно увеличить объем предметов потребления, поступающих в обмен на продукцию I подразделения (за счет фонда накопления): (II1 + DII1). Чтобы обеспечить эквивалентность и сбалансированность взаимного обмена продукцией между I и II подразделениями при расширенном воспроизводстве необходимо соблюдать равенство (I2 +DI2) = (II1 + DII1).
При соблюдении этого равенства произойдет
полностью сбалансированное расширение
I и II подразделений. I подразделение будет
иметь возросшую величину средств производства
(I1 + DI1)
и большее количество предметов потребления
для работников (II1 + DII1). Аналогичным образом
увеличится производство предметов потребления.
Следовательно, чтобы обеспечить стабильность
экономического роста, требуется соблюдать
следующее условие. Поток благ, идущих
из I подразделения во II и в обратном направлении,
должен быть сбалансирован. Этот вывод
имеет полную силу и при более детальном
рассмотрении взаимосвязи всех отраслей
национальной экономики.
2. Трансформация экономических отношений
Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанному на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической сбалансированности, благоприятной экологической среде и достаточно высоком жизненном уровне. Цель трансформации — создание социально-ориентированной рыночной экономики.
Процесс трансформации — процесс качественного преобразования, смены этапов экономического развития стран, стадий развития, симбиоз эволюционного и революционного развития. Он должен включать механизм такой смены и механизм перемещения от одной стадии к другой, т.е. определяющий тенденцию смены.
В мире накоплен многообразный опыт трансформаций рыночного типа — переходов от нерыночной экономики к рыночной, от ситуаций, когда по каким-либо причинам ранее существовавшие рыночные отношения резко ограничивались (подавлялись) системой государственного воздействия, к свободному функционированию рыночного хозяйства. Это позволяет делать обобщения, выявляющие закономерности рыночной трансформации экономики и проводимых экономических реформ.
Элементами трансформации экономики,
необходимыми и достаточными
для становления или расширения сферы
рыночных отношений, являются:
1) либерализация хозяйства;
2) институциональные преобразования и формирование хозяйственного порядка, соответствующего принципам социально-ориентированной рыночной экономики;
3) преобразование
реального сектора экономики
(общественного производства).
Либерализация хозяйственных
отношений означает снятие ограничений
для функционирования рынка и независимого
от государства предпринимательства,
демонтаж системы и оргструктур директивного
планирования и централизованного распределения
ресурсов, которые существовали в планово-распределительной
системе и определялись тотальным огосударствлением
экономики. Меры этого блока реформирования,
как правило, реализуются в кратчайшие
сроки, зачастую в режиме «с сегодня на
завтра». Например, свобода розничной
торговли может вводиться каким-либо «декретом»
в день его опубликования.
В более конкретном плане
либерализация хозяйственных отношений
включает: а) отмену директивного планирования
в масштабе всей страны;
б) ликвидацию (или резкое сокращение) всякого рода государственных монополий в хозяйственной сфере — монополии внешней торговли и проведения валютных операций, на определенные виды активов и предпринимательской деятельности;
в) переход к свободе ценообразования, внешнеэкономической деятельности, формирования и использования доходов, а также переход к конвертируемости национальной валюты;
г) задействование
принципов свободы
д) расширение границ и сфер применения рыночных алгоритмов взаимоотношений, развертывание рыночного пространства посредством развития не только рынка товаров и обычных услуг, но и рынков труда, недвижимости, капитала, информации, социальных услуг (культурных, здравоохранительных, образовательных и т.п.).
Либерализация, о которой идет речь, — начальная фаза рыночных преобразований. Она закладывает исходные основы рыночного саморегулирования. Это — база развертывания конкуренции как особого механизма распределения ресурсов, стимулирования процессов повышения качества продукции и услуг, роста эффективности использования факторов производства.
Однако одной либерализации для становления рыночных отношений недостаточно. Экономическая свобода может перерождаться в рыночную анархию, провоцировать появление секторов «теневой» (нелегальной) экономики, криминализацию рынка и возрождение монополизма. Противовес этим опасным потенциям — утверждение в результате институциональных преобразований определенного хозяйственного порядка.
Институциональные преобразования — наиболее трудная и ответственная часть реформирования хозяйственного механизма при переходе от планово-распределительной к рыночной системе; определенная институциональная структура образует «несущую конструкцию» общественно-экономических отношений. Занимая центральное место в ходе экономического реформирования, преобразования, о которых идет речь, обеспечивают, с одной стороны, защиту рыночной либерализации и конкуренции (от тенденций к монополизации, чрезмерного интервенционизма государства применительно к экономической жизни, перехода части хозяйств в «тень», от умышленных банкротств и прочих полузаконных и незаконных махинаций), а с другой, — открытость, прозрачность предпринимательских действий субъектов рынка для общества. Таким образом, институциональное строительство позволяет предотвратить превращение либерализации в анархию и социальную безответственность (эта опасность существует при резком отказе от командно-административных принципов управления экономикой).
Институциональные преобразования в ходе рыночной трансформации экономики, конкретнее говоря, включают следующее:
1. Преобразование
отношений собственности и
системы защиты прав собственников.
2. Формирование субъектов рынка, адаптированных к его условиям и эффективно функционирующих в рыночной среде или обслуживающих ее, — предприятий, корпораций, финансово-промышленных групп, банков и инвестиционных фондов, брокерских и дилерских контор, бирж и учреждений страхования различных рисков (с которыми может столкнуться производственная и коммерческая деятельность), фондов и институтов социальной защиты, служб аудита и консалтинга, и т.п.
3. Регламентацию хозяйственной деятельности, т.е. выработку правил поведения и взаимодействия рыночных субъектов в производственной, финансовой, внешнеэкономической и иных ее видах. Такого рода правила и нормы обеспечивают равноправие упомянутых субъектов, а при их последовательном соблюдении - и ненанесение друг другу ущерба. Они дают отправные позиции для государственного и корпоративного регулирования экономики. Регламентация хозяйственной активности выражается в принятии различных кодексов (гражданского коммерческого, налогового, бюджетного, трудового), а в целом — в формировании соответствующего рыночным принципам хозяйственного права (юридических основ защиты собственности, конкуренции и антимонопольной деятельности государства; защиты прав инвестора, как и любой из сторон хозяйственного контракта).
4. Создание институтов и новых (в сравнении с планово- распределительной системой) принципов и конкретных правил госрегулирования народного хозяйства - правил выработки и реализации социально- экономической политики на разных уровнях иерархии государственного управления.
5. Утверждение (в рамках общего процесса становления современных форм общественной самоорганизации) гражданских, т.е. негосударственных, институтов регулирования экономики и рынка, лоббирования интересов различных групп субъектов рынка - профсоюзов и других общественных организаций, представленных ассоциациями предпринимателей, союзами потребителей, научными общественными объединениями, и т.п.
6. Развитие
наднациональных (
7. Развертывание
системы подготовки
(экономистов и юристов), адаптированных
к работе в интернационализируемой рыночной
среде, способных к стратегическому мышлению
и ориентированных на инновационное развитие
производства, а также ответственных в
социальном плане.
Либерализация экономической деятельности
и институциональное строительство направлены
на создание рыночного механизма хозяйствования.
Но, в конечном счете, замена командно-административного
механизма механизмом рыночным - не сама
цель, а лишь средство преобразования
общественного производства (реальной
экономики) и повышения на этой основе
жизненного уровня населения.
Преобразование реальной экономики в период рыночной трансформации, конкретнее говоря, осуществляется ради качественного улучшения производства и повышения эффективности использования всех видов ресурсов, для обеспечения максимально возможного соответствия объемов и структуры предложения динамично меняющимся общественным потребностям, в целях последовательной социальной ориентации производства товаров и услуг. Это — наиболее долгосрочная часть реформационных преобразований. Так, радикальное преобразование структуры сложившегося на этапе планово-распределительной экономики многопрофильного многофункционального производственного комплекса требует нескольких пятилеток.
Трансформация экономической системы предполагает последовательное решение комплекса задач. Это:
1) преодоление
экономического кризиса,
2) финансовая,
а затем и в целом
3) обеспечение
экономического роста,
4) включение
национальной экономики в
5) создание
условий для экологически
6) формирование
научно-технических и
Информация о работе Роль финансов в реформировании российской экономики