Роль финансов в реформировании российской экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 19:03, контрольная работа

Краткое описание

Состояние государственных и муниципальных финансов — один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр. Государственные и муниципальные финансы ориентированы на следующие основные принципы: единства законодательной и нормативной базы; открытости и прозрачности; разграничения полномочий и предметов ведения; целевой ориентированности; научного подхода к реализации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………..3

1. Стабилизация экономического роста………………………………………………...4

2. Трансформация экономических отношений………………………………………...10

3. Адаптация финансовой системы к рыночным преобразованиям………………….15

4. Стимулирование инвестиционной активности……………………………………...19

5. Роль финансов в решении социальных задач……………………………………….23

Заключение……………………………………………………………………………….27

Список литературы………………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Оригинал.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

Каково  же главное условие обмена продукцией между I и II подразделениями при расширенном  воспроизводстве?

     Очевидно, что расширение производства (особенно при его экстенсивном типе) требует увеличения применяемого количества средств производства, поэтому I подразделение к уже имевшемуся у него в прошлом году объему средств производства добавляет (за счет накапливаемой части прибыли) дополнительную сумму новых средств производства (I + DI). Тогда в этом подразделении будет больше вещественных факторов: (I1 + DI1) + (I2 +DI2), т.е. станет возможным увеличить два подотдела I подразделения: производство средств производства для I подразделения (I1 + DI1)  и производство средств производства для II подразделения (I2 +DI2). В таком случае I подразделение сможет дать средств производства II подразделению больше, чем было при простом воспроизводстве. Главное условие реализации СОП при расширенном воспроизводстве примет другой вид:

(I1 + DI1) > II. Выходит, что I подразделение создает возможность для того, чтобы II подразделение тоже вступило на путь расширенного воспроизводства. Однако для этого нужно увеличить объем предметов потребления, поступающих в обмен на продукцию I подразделения (за счет фонда накопления): (II1 + DII1). Чтобы обеспечить эквивалентность и сбалансированность взаимного обмена продукцией между I и II подразделениями при расширенном воспроизводстве необходимо соблюдать равенство (I2 +DI2) = (II1 + DII1).

      При соблюдении этого равенства произойдет полностью сбалансированное расширение I и II подразделений. I подразделение будет иметь возросшую величину средств производства (I1 + DI1) и большее количество предметов потребления для работников (II1 + DII1). Аналогичным образом увеличится производство предметов потребления. Следовательно, чтобы обеспечить стабильность экономического роста, требуется соблюдать следующее условие. Поток благ, идущих из I подразделения во II и в обратном направлении, должен быть сбалансирован. Этот вывод имеет полную силу и при более детальном рассмотрении взаимосвязи всех отраслей национальной экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Трансформация экономических отношений

     Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанному на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической сбалансированности, благоприятной экологической среде и достаточно высоком жизненном уровне. Цель трансформации — создание социально-ориентированной рыночной экономики.

     Процесс трансформации — процесс качественного преобразования, смены этапов экономического развития стран, стадий развития, симбиоз эволюционного и революционного развития. Он должен включать механизм такой смены и механизм перемещения от одной стадии к другой, т.е. определяющий тенденцию смены.   

     В мире накоплен многообразный опыт трансформаций рыночного типа — переходов от нерыночной экономики к рыночной, от ситуаций, когда по каким-либо причинам ранее существовавшие рыночные отношения резко ограничивались (подавлялись) системой государственного воздействия, к свободному функционированию рыночного хозяйства. Это позволяет делать обобщения, выявляющие закономерности рыночной трансформации экономики и проводимых экономических реформ.

     Элементами трансформации экономики, необходимыми и достаточными  
для становления или расширения сферы рыночных отношений, являются:

1) либерализация хозяйства;

2) институциональные преобразования и формирование хозяйственного порядка, соответствующего принципам социально-ориентированной рыночной экономики;

3) преобразование  реального сектора экономики  (общественного производства).  
     Либерализация хозяйственных отношений означает снятие ограничений для функционирования рынка и независимого от государства предпринимательства, демонтаж системы и оргструктур директивного планирования и централизованного распределения ресурсов, которые существовали в планово-распределительной системе и определялись тотальным огосударствлением экономики. Меры этого блока реформирования, как правило, реализуются в кратчайшие сроки, зачастую в режиме «с сегодня на завтра». Например, свобода розничной торговли может вводиться каким-либо «декретом» в день его опубликования.  
     В более конкретном плане либерализация хозяйственных отношений включает: а) отмену директивного планирования в масштабе всей страны;

б) ликвидацию (или резкое сокращение) всякого  рода государственных монополий  в хозяйственной сфере — монополии внешней торговли и проведения валютных операций, на определенные виды активов и предпринимательской деятельности;

в) переход  к свободе ценообразования, внешнеэкономической  деятельности, формирования и использования  доходов, а также переход к конвертируемости национальной валюты;

г) задействование принципов свободы предпринимательской  деятельности, хозяйственного равноправия  и состязательности субъектов рынка  независимо от формы собственности  предприятий и формы управления ими;

д) расширение границ и сфер применения рыночных алгоритмов взаимоотношений, развертывание  рыночного пространства посредством  развития не только рынка товаров  и обычных услуг, но и рынков труда, недвижимости, капитала, информации, социальных услуг (культурных, здравоохранительных, образовательных и т.п.).

     Либерализация, о которой идет речь, — начальная фаза рыночных преобразований. Она закладывает исходные основы рыночного саморегулирования. Это — база развертывания конкуренции как особого механизма распределения ресурсов, стимулирования процессов повышения качества продукции и услуг, роста эффективности использования факторов производства.

     Однако одной либерализации для становления рыночных отношений недостаточно. Экономическая свобода может перерождаться в рыночную анархию, провоцировать появление секторов «теневой» (нелегальной) экономики, криминализацию рынка и возрождение монополизма. Противовес этим опасным потенциям — утверждение в результате институциональных преобразований определенного хозяйственного порядка.

     Институциональные преобразования — наиболее трудная и ответственная часть реформирования хозяйственного механизма при переходе от планово-распределительной к рыночной системе; определенная институциональная структура образует «несущую конструкцию» общественно-экономических отношений. Занимая центральное место в ходе экономического реформирования, преобразования, о которых идет речь, обеспечивают, с одной стороны, защиту рыночной либерализации и конкуренции (от тенденций к монополизации, чрезмерного интервенционизма государства применительно к экономической жизни, перехода части хозяйств в «тень», от умышленных банкротств и прочих полузаконных и незаконных махинаций), а с другой, — открытость, прозрачность предпринимательских действий субъектов рынка для общества. Таким образом, институциональное строительство позволяет предотвратить превращение либерализации в анархию и социальную безответственность (эта опасность существует при резком отказе от командно-административных принципов управления экономикой).

     Институциональные преобразования в ходе рыночной трансформации экономики, конкретнее говоря, включают следующее:

1. Преобразование  отношений собственности и создание  эффективной 
системы защиты прав собственников.

2. Формирование субъектов рынка, адаптированных к его условиям и эффективно функционирующих в рыночной среде или обслуживающих ее, — предприятий, корпораций, финансово-промышленных групп, банков и инвестиционных фондов, брокерских и дилерских контор, бирж и учреждений страхования различных рисков (с которыми может столкнуться производственная и коммерческая деятельность), фондов и институтов социальной защиты, служб аудита и консалтинга, и т.п.

3. Регламентацию  хозяйственной деятельности, т.е.  выработку правил поведения и взаимодействия рыночных субъектов в производственной, финансовой, внешнеэкономической и иных ее видах. Такого рода правила и нормы обеспечивают равноправие упомянутых субъектов, а при их последовательном соблюдении - и ненанесение друг другу ущерба. Они дают отправные позиции для государственного и корпоративного регулирования экономики. Регламентация хозяйственной активности выражается в принятии различных кодексов (гражданского коммерческого, налогового, бюджетного, трудового), а в целом — в формировании соответствующего рыночным принципам хозяйственного права (юридических основ защиты собственности, конкуренции и антимонопольной деятельности государства; защиты прав инвестора, как и любой из сторон хозяйственного контракта).

4. Создание  институтов и новых (в сравнении с планово- распределительной системой) принципов и конкретных правил госрегулирования народного хозяйства - правил выработки и реализации социально- экономической политики на разных уровнях иерархии государственного управления.

5. Утверждение (в рамках общего процесса становления современных форм общественной самоорганизации) гражданских, т.е. негосударственных, институтов регулирования экономики и рынка, лоббирования интересов различных групп субъектов рынка - профсоюзов и других общественных организаций, представленных ассоциациями предпринимателей, союзами потребителей, научными общественными объединениями, и т.п.

6. Развитие  наднациональных (межгосударственных) институтов и выработку правил  их функционирования в области  регулирования двусторонних и особенно многосторонних хозяйственных отношений (тем более, если они развиваются в режиме экономической интеграции).

7. Развертывание  системы подготовки хозяйственных  кадров 
(экономистов и юристов), адаптированных к работе в интернационализируемой рыночной среде, способных к стратегическому мышлению и ориентированных на инновационное развитие производства, а также ответственных в социальном плане.

     Либерализация экономической деятельности и институциональное строительство направлены на создание рыночного механизма хозяйствования. 
Но, в конечном счете, замена командно-административного механизма механизмом рыночным - не сама цель, а лишь средство преобразования общественного производства (реальной экономики) и повышения на этой основе жизненного уровня населения.

     Преобразование реальной экономики в период рыночной трансформации, конкретнее говоря, осуществляется ради качественного улучшения производства и повышения эффективности использования всех видов ресурсов, для обеспечения максимально возможного соответствия объемов и структуры предложения динамично меняющимся общественным потребностям, в целях последовательной социальной ориентации производства товаров и услуг. Это — наиболее долгосрочная часть реформационных преобразований. Так, радикальное преобразование структуры сложившегося на этапе планово-распределительной экономики многопрофильного многофункционального производственного комплекса требует нескольких пятилеток.

     Трансформация экономической системы предполагает последовательное решение комплекса задач. Это:

1) преодоление  экономического кризиса, который  обычно предшествует активной  фазе трансформационных процессов  и может в какой-то период  углубляться под их воздействием;

2) финансовая, а затем и в целом макроэкономическая  стабилизация;

3) обеспечение  экономического роста, повышение  эффективности воспроизводственного  процесса и глобальное изменение  структуры производства товаров  и услуг;

4) включение  национальной экономики в международное  разделение труда, определение  своей ниши на мировом рынке и утверждение в ней;

5) создание  условий для экологически безопасного  и устойчивого на длительную  перспективу развития;

6) формирование  научно-технических и социальных  предпосылок перехода к постиндустриальной (информационной) стадии развития. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Роль финансов в реформировании российской экономики